Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Развитие методики преподавания естествознания в России.






Развитие методики преподавания естествознания в России. Основные периоды развития методики преподавания естествознания (дореволюционный, советский, современный).

Дореволюционный период. Зарождение методики преподавания естественнонаучных знаний в России. Преподавание географии в начале 18 века. Русские учёные и педагоги о необходимости комплексного изучения естествознания в учебных заведениях. В.Ф.Зуев – основатель методики преподавания естествознания. Особенности учебника «Начертание естественной истории…». Методические рекомендации В.Ф.Зуева учителям естествознания. Описательно-систематическое направление в науке и его проникновение в школьное естествознания в начале 19 века. Особенности учебников А.М. Теряева, И.И. Мартынова, Е.Ф. Зябловского, К.И. Арсеньева и их критика. Филолого-естественное направление в преподавании естествознания. Взгляды К.Д. Ушинского на преподавание естествознания в начальной школе. Вклад А.Я. Герда в методику преподавания естествознания. Вклад Д.Д. Семёнова в методику преподавания школьной географии. Представления Д.Н. Кайгородова о преподавании естествознания и критика его взглядов. Курс «Природоведение В.М. Шимкевича: особенности и структура. Появление курса «Методика преподавания естествознания» в высших учебных заведениях России. Вклад В.В. Половцова в методику преподавания естествознания. Сущность «биологического метода» изучения природы. Взгляды В.П. Вахтерова на преподавание естествознания в школе. Вклад Л.С. Севрука и И.И. Полянского в развитие методики преподавания естествознания.

Советский период. Школьная реформа в начале 1920-х годов и появление трудовой школы. Реформы ГУСа; особенности изучения учебного материала в комплексных темах. Применение активных методов («лабораторного» и «метода проектов»). Преимущества и недостатки комплексных программ. Взгляды Н.К. Крупской на преподавание естествознание в советской школе. Возвращение «Природоведения» в качестве самостоятельного предмета в 1932 году; программа курса. Вклад К.П. Ягодовского в методику преподавания естествознания. Значение деятельности А.А. Половинкина и К.А. Сонгайло в развитие школьной географии. Вклад П.А.

Завитаева, М.Н. Скаткина, Л.Ф. Мельчакова, З.А. Клепининой в развитии методики преподавания природоведения. Развитие идей развивающего обучения в 60-70-е годы. Основы концепций развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Школьная реформа 1984 года. Появление первого интегрированного курса «Ознакомление с окружающим миром» для 1-2 классов.

Современный период. Реформы образования в 90-е годы. Основные направления современного реформирования образования (гуманизация, стандартизация, гуманитаризация, психологизация, интеграция, усиление вариативности, преемственность, инновационность, экологизация) и их проявления в преподавании курса «Окружающий мир».

Основная литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.» Методика преподавания естествознания в начальной школе» М., ГИЦ Владос, 2001г.

3. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. Москва, Академия, 2004г

4. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» М., Академия, 2007г

5. Миронов А.В. «Методика изучения окружающего мира в начальных классах» Педагогическое общество России, М., 2002г.

Дополнительная литература:

6. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – с. 253.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

8. Примерная программа по окружающему миру / Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2010. – С.270-355.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

 

 

Тема 2. Задачи преподавания окружающего мира в начальной школе. Принципы отбора материала и содержание курса «Окружающий мир».

Задачи преподавания окружающего мира. Образовательные задачи. Требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся. Предметнопрактические, общеучебные и интеллектуальные умения и навыки. Развивающие задачи преподавания окружающего мира. Воспитательные задачи. Особенности умственного, экологического, нравственного, эстетического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания.

Принципы отбора учебного материала по окружающему миру. Общедидактические принципы отбора материала (научности, доступности, систематичности и последовательности, связи обучения с жизнью, наглядности, интеграции, сознательности) и предметные принципы (сезонности, краеведческий, экологический, природоохранный, историзма). Проявление общедидактических и предметных принципов в содержании программ по окружающему миру.

Содержание курса «Окружающий мир». Синтетический характер содержания учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе и последовательность усложнения. Специфика построения и тематические блоки природоведческих программ 1988-1994 гг. Содержание современных образовательных областей «Естествознание» и «Обществознание» образовательного компонента «Окружающий мир».

Основная литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.» Методика преподавания естествознания в начальной школе» М., ГИЦ Владос, 2001г.

3. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. Москва, Академия, 2004г

4. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» М., Академия, 2007г

5. Миронов А.В. «Методика изучения окружающего мира в начальных классах» Педагогическое общество России, М., 2002г.

Дополнительная литература:

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

7. Примерная программа по окружающему миру / Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2010. – С.270-355.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

9. Учебники «Окружающий мир»

Тема 3. Материальное оснащение курса «Естествознание»

Понятие о материальной базе уроков окружающего мира. Материальное оснащение курса «Естествознание».

Учебные объекты и оборудование. Натуральные объекты живой и неживой природы. Иллюстративные (искусственные) наглядные пособия. Особенности объёмных наглядных пособий. Муляжи и модели (макеты, диорамы, рельефные карты, модели-разрезы, динамические модели). Статические плоскостные наглядные пособия (учебные картины, фотографии, настенные таблицы, схемы, карты). Динамические (аудиовизуальные) плоскостные наглядные пособия (диафильмы, слайды, видеофильмы, аудиозаписи). Лабораторное оборудование, приборы и инструменты.

Уголок живой природы. Требования к уголку живой природы. Растения и животные живого уголка; содержание растений и животных. Работа учащихся в живом уголке.

Учебно-опытный участок. Организация учебно-опытного участка. Растения учебно-опытного участка. Наблюдения и опыты на участке. Инвентарь для работ и его особенности.

Географическая площадка. Устройство и оборудование географической площадки. Работы учащихся на географической площадке.

Экологическая тропа. Роль экологической тропы в экологическом образовании младших школьников. «Станции» на экологической тропе. Проведение экскурсии по экологической тропе.

Основная литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.» Методика преподавания естествознания в начальной школе» М., ГИЦ Владос, 2001г.

3. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. Москва, Академия, 2004г

4. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» М., Академия, 2007г

5. Миронов А.В. «Методика изучения окружающего мира в начальных классах» Педагогическое общество России, М., 2002г.

Дополнительная литература:

6. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – с. 253.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

Тема 4. Формирование представлений и понятий в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Основные этапы познания человеком предметов и явлений окружающего мира. Восприятие как первый этап на пути к формированию понятия. Условия восприятия. Формирование представлений как второй этап на пути к формированию понятия. Особенности формирования представлений об объектах и явлениях доступных и недоступных непосредственному восприятию. Условия формирования представлений. Понятие и его характеристики: содержание, объём, связь с другими понятиями. Условия формирования понятий. Индуктивный и дедуктивный пути формирования понятий. Формирование понятий при поисковом обучении. Уровни сформированности понятий у младших школьников и их характеристики. Уровни развития мышления младших школьников. Методики изучения уровней развития мышления и выявления опорных знаний об окружающем мире у младших школьников.

Основная литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.» Методика преподавания естествознания в начальной школе» М., ГИЦ Владос, 2001г.

3. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. Москва, Академия, 2004г

4. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» М., Академия, 2007г

5. Миронов А.В. «Методика изучения окружающего мира в начальных классах» Педагогическое общество России, М., 2002г.

Дополнительная литература:

6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 368 с.

7. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – с. 253.

 

Тема 5. Методы обучения естествознанию. Методика работы по преподаванию курса «Окружающий мир»

Понятие о методе обучения. Различные подходы к классификации методов обучения (в зависимости от источника знаний, от характера познавательной деятельности, от дидактической цели).

Словесные методы обучения окружающему миру. Цели применения словесных методов. Преимущества и недостатки словесных методов. Рассказ как метод обучения. Этапы рассказа. Требования к рассказу. Подготовка учителя к рассказу. Классификация видов рассказа в зависимости от дидактических целей, характера изложения материала, от логики построения. Беседа как метод обучения. Преимущества и недостатки беседы. Подготовка учителя к беседе. Правила постановки вопросов в беседе. Классификация бесед. Учебная дискуссия как разновидность беседы. Формы учебных дискуссий. Подготовка к дискуссии. Преимущества и недостатки учебной дискуссии. Работа с книгой как словесный метод обучения. Структура учебников по окружающему миру. Приёмы работы с учебником. Обучение учащихся приёмам работы с учебником. Этапы работы с учебником. Дополнительная литература в обучении окружающему миру и варианты работы с ней.

Наглядные методы обучения окружающему миру. Классификация наглядных методов обучения. Демонстрация натуральных наглядных средств. Подготовка учителя к демонстрации. Особенности работы с гербарием и чучелом. Демонстрационные опыты на уроках окружающего мира. Требования к демонстрационному опыту. Методы использования иллюстративных пособий. Использование печатных и объёмных (моделей, муляжей) наглядных пособий. Методика использования учебных фильмов. Преимущества учебных фильмов перед другими наглядными методами. Подготовка учителя к демонстрации фильма. Использование телепередач в обучении окружающему миру. Демонстрация диафильмов и слайдов на уроках окружающего мира. Возможности активизации мышления в процессе демонстрации диафильмов и слайдов.

Методика работы с картографическими пособиями. Картографические пособия и виды карт, используемые в начальной школе. Особенности карт для начальной школы. Правила нанесения данных на контурную карту. Обучение учащихся работе с картами. Правила показа объектов на карте. Использование глобуса на уроках окружающего мира. Преимущества глобуса перед картой. Темы, при изучении которых используется глобус.

Практические методы обучения окружающему миру. Классификация практических методов обучения. Наблюдение как практический метод обучения. Классификация наблюдений. Содержание наблюдений в начальной школе. Организация наблюдений учителем. Опыты и их содержание в обучении окружающему миру. Подготовка учителя к опыту. Требования к опыту. Практические работы на уроках окружающего мира. Виды практических работ, требования к ним.

Проблемно-поисковые методы обучения окружающему миру. Классификация проблемно-поисковых методов по М.Н. Скаткину. Метод проблемного изложения. Частично-поисковый (эвристический) метод и его этапы. Исследовательский метод и возможности его использования в начальной школе.

Игровые методы обучения окружающему миру. История применения игр в обучении. Значение игр в учебном процессе. Подготовка к проведению игры. Классификация игровых методов обучения.

Основная литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.» Методика преподавания естествознания в начальной школе» М., ГИЦ Владос, 2001г.

3. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. Москва, Академия, 2004г

4. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» М., Академия, 2007г

5. Миронов А.В. «Методика изучения окружающего мира в начальных классах» Педагогическое общество России, М., 2002г.

Дополнительная литература:

Дополнительная литература:

6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 368 с.

7. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – с. 253.

8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.