Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу






ОЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА И ИНИЦИАТИВЫ

Есть три сферы оценивания в классе: (1) знания, умения, навы­ки, то есть действия по образцу; (2) детское творчество, прорывы в неизвестное, где нет никакого образца — вопросы, догадки, гипоте­зы, открытия; (3) личностные проявления ребенка*.

Для оценки навыков разрабатываются сотни разных шкал, с по­мощью которых можно сравнить две ученические работы и с боль­шой долей объективности определить, в каком отношении и насколь­ко одна превосходит другую. Для оценки творчества таких шкал, по счастью, нет. Но в нашей культуре, где творчество и творцы чрез­вычайно высоко ценятся", существует универсальная форма чело­веческой благодарности создателям нового — признание их автор­ства.

«Ты понимаешь, как важно то, что ты сейчас сказал!!! Ты же сам открыл (не важно, велосипед, закон физики или парадокс фило­софии)!» «А что я такого сказал?» — такие сценки можно часто уви­деть и в младших, и в старших классах. Дети зачастую не замечают собственного интуитивного, спонтанного авторства, а заметив, не всегда умеют себя по заслугам оценить — именно это должен сде­лать для них взрослый. Подарить ребенку его собственное авторст­во, помочь признать и зауважать в себе творца — вот что может сделать учитель, если ему самому дорога способность человека к поиску нового и если он хочет сделать эту ценность достоянием сво­их учеников.

В обучении, построенном на теории учебной деятельности, осо­бое внимание к оценке детского творчества естественно: централь­ным событием учебной деятельности класса является совместный поиск новых, отсутствующих у детей способов действия. И все учи­теля, работающие в этой традиции, щедро благодарят детей за лю­бые проблески новой мысли, поощряют творцов, но все это проис­ходит устно! А вот навыки оцениваются письменно. Это придает двусмысленность оценочным отношениям учителей и учеников. Когда в письменной форме мы оцениваем только ЗУНы, то мы не­вольно задаем ребенку несколько искаженную систему ценностей: ведь надолго фиксируется только одна сторона школьных усилий ребенка, родители видят только тетради, только тетради сохраняют­ся в семейном архиве, а похвала за необычайно умный ответ к вече­ру вырождается в «Меня сегодня учительница на уроке похвали­ла!» Такой «навыковый» крен в оценивании чрезвычайно вредит нам, делая основное событие урока — творческий поиск принципиально нового решения — меньшей ценностью, чем написанный без оши­бок диктант.

 

ПРИЗНАНИЕ АВТОРСТВА

 

Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу

 

Чтобы поднять в ранге поисковые, творческие, а не только ре­продуктивные усилия ребенка, необходимо найти ПИСЬМЕННУЮ и СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМУЮ (заметную для одноклассников и ро­дителей) форму фиксации творческих находок детей во время об­щеклассных дискуссий и работы в малых группах. Как фиксиро­вать творчество? Одна из наиболее доступных форм — мгновенная запись на доске интересного мнения. Этот способ замечательно ра­ботает, когда замеченная только учителем догадка ребенка поможет классу найти решение буквально к концу урока. Проиллюстрируем сказанное сценкой из урока русского языка во втором классе.

Дети заканчивают изучение темы «Корень слова». Они уже нау­чились проверять корневые орфограммы слабых позиций. Сегодня учитель планирует привести класс к самостоятельному открытию нового орфографического правила: «Мягкий и твердый разделитель­ные знаки». Саму необходимость разделительного знака ученики обнаружили еще в букварный период, когда выясняли, как на пись­ме обозначается звук [ j' ]. Позиция звука [ j' ] после согласного и перед гласным была еще в первом классе выделена как проблемная, когда надо писать какой-то разделительный знак, но неизвестно, ка­кой именно. Дети были приучены записывать слова с разделитель­ными знаками так:


 

Сегодня детям предстояло самостоятельно ответить на вопрос с том, как выбирать разделительный знак. Чтобы вспомнить саму про­блему разделительных знаков, дети записывают под диктовку три приведенных выше слова, каждый раз спрашивая учителя, какое разделительный знак писать в данном слове.

Учитель: Вопрос о том, мягкий или твердый разделительные знак писать в каждом слове, вы мне задаете уже год. С тех пор вь много узнали о слове. Сегодня на вопрос о том, как выбирать разде­лительный знак вы сможете ответить сами. Может, кто-нибудь уже догадался?

Филипп-. Я думаю, что после мягких согласных надо писать мяг­кий знак, а после твердых — твердый.

Учитель: Интересное предположение. Записываю его. (Пишет на доске в рамочке:)

 


Учитель: Будем проверять предположение Филиппа или сразу примем как закон?

Алена: Я уже проверила. Есть слово РУЖЬЁ. Там пишется мяг­кий знак, а стоит он после твердого согласного.

Учитель: Может, у закона Филиппа одно-единственное исклю­чение?

Женя: В слове ВЪЕХАЛ первый звук мягкий. А пишется твер­дый знак!

Рома: ВЬЮГА — я первый звук произношу твердо. А писать надо мягкий знак.

Учитель: Филипп, как ты считаешь, твое предположение под­твердилось?

Филипп: Нет.

Учитель. Неподтвержденное предположение я сотру. Но имя Филиппа оставлю на доске. Слава первопроходцу — тому, кто отва­жился первым высказать догадку! А теперь нам нужны новые до­гадки. У кого они есть?


Долгая пауза. Учитель уже готов задавать наводящие вопросы. Но вдруг к доске подходит Леня и рисует схему, понятную всем в классе: в слове есть корень, обозначенный дужкой, и есть какие-то неизвестные нам (обозначенные знаками вопросов) части слова перед корнем и за корнем.

 

Леня: Как-то разделительные знаки связаны с корнем. Только я еще не догадался, как...

Учитель: Леня, спасибо тебе за смелую догадку. (Пишет около Лениной схемы-гипотезы его имя). Будем проверять Ленино пред­положение: связан ли выбор твердого или мягкого разделительного знака с корнем слова, иными словами — с местом знака в слове. Для исследования даю вам слова, в которых уже вписаны разделитель­ные знаки. Вам надо посовещаться в группах, выделить во всех сло­вах корни, понаблюдать за местом Ъ и Ь и прийти к общему реше­нию: прав ли Леня?

Для работы в группах на доске были написаны следующие сло­ва:

ъ Ь
съедобный подъезд разъяренный объявлять с деревьев в медвежью берлогу обезьяна вьюга

 

Во время работы учитель подходил к группам, помогая, там где надо, точно выделить корни в словах. По окончании работы выслу­шиваются доклады всех групп. (Здесь приводятся лишь три лучших примера.)

Виталик: Наша группа обнаружила, что твердый знак пишется только перед корнем. А мягкий знак пишется в корне и за корнем.

Коля: Я могу нарисовать схему нашего открытия:


 

Настя: Мы тоже заметили, что твердый знак пишется только перед корнем. Еще мы заметили, что корни начинаются с гласных букв Я и Е. И, наверное, еще Ё и Ю. (Добавляет к схеме новые под­робности.)

Учитель: Поздравляю! Вы нашли новый орфографический за­кон русского языка. Теперь вы сможете сами, не спрашивая взрос­лых, выбирать твердый или мягкий разделительный знак. Осталось написать только имена авторов этого открытия.

Класс называет имена тех, кто наиболее четко сформулировал открытие: Виталик, Коля, Настя...

Учитель: Виталик, можно назвать новый закон твоим именем?

Виталик: Но мы вместе в группе обсуждали...

Учитель: Коля, а ты сам сделал открытие?

Коля: Не совсем... Корни мы искали вместе... А схему я нарисо­вал сам.

Учитель: Вы все замечательно поработали и пришли к важному результату. Но есть в нашем классе человек, который задал самый главный вопрос. Благодаря чьей смелой догадке мы вообще начали думать о корне? Кто навел нас на эту мысль?

Класс (хором): Леня!

Учитель: Я думаю, что мы не будем называть новый закон име­нем Лени. Многие потрудились, чтобы сформулировать правило выбора разделительных знаков. Но почетное звание ГЕРОЙ ДНЯ принадлежит Лене по праву первооткрывателя!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.