Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачуСтр 1 из 11Следующая ⇒
ОЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА И ИНИЦИАТИВЫ Есть три сферы оценивания в классе: (1) знания, умения, навыки, то есть действия по образцу; (2) детское творчество, прорывы в неизвестное, где нет никакого образца — вопросы, догадки, гипотезы, открытия; (3) личностные проявления ребенка*. Для оценки навыков разрабатываются сотни разных шкал, с помощью которых можно сравнить две ученические работы и с большой долей объективности определить, в каком отношении и насколько одна превосходит другую. Для оценки творчества таких шкал, по счастью, нет. Но в нашей культуре, где творчество и творцы чрезвычайно высоко ценятся", существует универсальная форма человеческой благодарности создателям нового — признание их авторства. «Ты понимаешь, как важно то, что ты сейчас сказал!!! Ты же сам открыл (не важно, велосипед, закон физики или парадокс философии)!» «А что я такого сказал?» — такие сценки можно часто увидеть и в младших, и в старших классах. Дети зачастую не замечают собственного интуитивного, спонтанного авторства, а заметив, не всегда умеют себя по заслугам оценить — именно это должен сделать для них взрослый. Подарить ребенку его собственное авторство, помочь признать и зауважать в себе творца — вот что может сделать учитель, если ему самому дорога способность человека к поиску нового и если он хочет сделать эту ценность достоянием своих учеников. В обучении, построенном на теории учебной деятельности, особое внимание к оценке детского творчества естественно: центральным событием учебной деятельности класса является совместный поиск новых, отсутствующих у детей способов действия. И все учителя, работающие в этой традиции, щедро благодарят детей за любые проблески новой мысли, поощряют творцов, но все это происходит устно! А вот навыки оцениваются письменно. Это придает двусмысленность оценочным отношениям учителей и учеников. Когда в письменной форме мы оцениваем только ЗУНы, то мы невольно задаем ребенку несколько искаженную систему ценностей: ведь надолго фиксируется только одна сторона школьных усилий ребенка, родители видят только тетради, только тетради сохраняются в семейном архиве, а похвала за необычайно умный ответ к вечеру вырождается в «Меня сегодня учительница на уроке похвалила!» Такой «навыковый» крен в оценивании чрезвычайно вредит нам, делая основное событие урока — творческий поиск принципиально нового решения — меньшей ценностью, чем написанный без ошибок диктант.
ПРИЗНАНИЕ АВТОРСТВА
Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу
Чтобы поднять в ранге поисковые, творческие, а не только репродуктивные усилия ребенка, необходимо найти ПИСЬМЕННУЮ и СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМУЮ (заметную для одноклассников и родителей) форму фиксации творческих находок детей во время общеклассных дискуссий и работы в малых группах. Как фиксировать творчество? Одна из наиболее доступных форм — мгновенная запись на доске интересного мнения. Этот способ замечательно работает, когда замеченная только учителем догадка ребенка поможет классу найти решение буквально к концу урока. Проиллюстрируем сказанное сценкой из урока русского языка во втором классе. Дети заканчивают изучение темы «Корень слова». Они уже научились проверять корневые орфограммы слабых позиций. Сегодня учитель планирует привести класс к самостоятельному открытию нового орфографического правила: «Мягкий и твердый разделительные знаки». Саму необходимость разделительного знака ученики обнаружили еще в букварный период, когда выясняли, как на письме обозначается звук [ j' ]. Позиция звука [ j' ] после согласного и перед гласным была еще в первом классе выделена как проблемная, когда надо писать какой-то разделительный знак, но неизвестно, какой именно. Дети были приучены записывать слова с разделительными знаками так:
Сегодня детям предстояло самостоятельно ответить на вопрос с том, как выбирать разделительный знак. Чтобы вспомнить саму проблему разделительных знаков, дети записывают под диктовку три приведенных выше слова, каждый раз спрашивая учителя, какое разделительный знак писать в данном слове. Учитель: Вопрос о том, мягкий или твердый разделительные знак писать в каждом слове, вы мне задаете уже год. С тех пор вь много узнали о слове. Сегодня на вопрос о том, как выбирать разделительный знак вы сможете ответить сами. Может, кто-нибудь уже догадался? Филипп-. Я думаю, что после мягких согласных надо писать мягкий знак, а после твердых — твердый. Учитель: Интересное предположение. Записываю его. (Пишет на доске в рамочке:)
Учитель: Будем проверять предположение Филиппа или сразу примем как закон? Алена: Я уже проверила. Есть слово РУЖЬЁ. Там пишется мягкий знак, а стоит он после твердого согласного. Учитель: Может, у закона Филиппа одно-единственное исключение? Женя: В слове ВЪЕХАЛ первый звук мягкий. А пишется твердый знак! Рома: ВЬЮГА — я первый звук произношу твердо. А писать надо мягкий знак. Учитель: Филипп, как ты считаешь, твое предположение подтвердилось? Филипп: Нет. Учитель. Неподтвержденное предположение я сотру. Но имя Филиппа оставлю на доске. Слава первопроходцу — тому, кто отважился первым высказать догадку! А теперь нам нужны новые догадки. У кого они есть? Долгая пауза. Учитель уже готов задавать наводящие вопросы. Но вдруг к доске подходит Леня и рисует схему, понятную всем в классе: в слове есть корень, обозначенный дужкой, и есть какие-то неизвестные нам (обозначенные знаками вопросов) части слова перед корнем и за корнем.
Леня: Как-то разделительные знаки связаны с корнем. Только я еще не догадался, как... Учитель: Леня, спасибо тебе за смелую догадку. (Пишет около Лениной схемы-гипотезы его имя). Будем проверять Ленино предположение: связан ли выбор твердого или мягкого разделительного знака с корнем слова, иными словами — с местом знака в слове. Для исследования даю вам слова, в которых уже вписаны разделительные знаки. Вам надо посовещаться в группах, выделить во всех словах корни, понаблюдать за местом Ъ и Ь и прийти к общему решению: прав ли Леня? Для работы в группах на доске были написаны следующие слова:
Во время работы учитель подходил к группам, помогая, там где надо, точно выделить корни в словах. По окончании работы выслушиваются доклады всех групп. (Здесь приводятся лишь три лучших примера.) Виталик: Наша группа обнаружила, что твердый знак пишется только перед корнем. А мягкий знак пишется в корне и за корнем. Коля: Я могу нарисовать схему нашего открытия:
Настя: Мы тоже заметили, что твердый знак пишется только перед корнем. Еще мы заметили, что корни начинаются с гласных букв Я и Е. И, наверное, еще Ё и Ю. (Добавляет к схеме новые подробности.) Учитель: Поздравляю! Вы нашли новый орфографический закон русского языка. Теперь вы сможете сами, не спрашивая взрослых, выбирать твердый или мягкий разделительный знак. Осталось написать только имена авторов этого открытия. Класс называет имена тех, кто наиболее четко сформулировал открытие: Виталик, Коля, Настя... Учитель: Виталик, можно назвать новый закон твоим именем? Виталик: Но мы вместе в группе обсуждали... Учитель: Коля, а ты сам сделал открытие? Коля: Не совсем... Корни мы искали вместе... А схему я нарисовал сам. Учитель: Вы все замечательно поработали и пришли к важному результату. Но есть в нашем классе человек, который задал самый главный вопрос. Благодаря чьей смелой догадке мы вообще начали думать о корне? Кто навел нас на эту мысль? Класс (хором): Леня! Учитель: Я думаю, что мы не будем называть новый закон именем Лени. Многие потрудились, чтобы сформулировать правило выбора разделительных знаков. Но почетное звание ГЕРОЙ ДНЯ принадлежит Лене по праву первооткрывателя!
|