Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй Древнего Рима в период Республики VI-I в. До н. э.






 

Республиканский период период в истории Рима с 6 в до н.э. по 1 в до н.э. сочетание демократии и военно-аристократического правления. Принцип верховенства римского народа. Народные собрания собирались по инициативе высших должностных лиц, которые контролировали ход собраний.

Виды народных собраний:

ü Центуриатные комиции. Принимали законы, избирали высших должностных лиц (консулов, преторов, цензоров), рассматривали апелляции, утверждали смертные приговоры. Право на участие в них получали римские граждане, приписанные на основании имущественного ценза к одной из военно-политических единиц – центурий. Фактически решения определялись голосованием 1, 2 имущественных разрядов, которые несли самые значительные расходы на содержание войска и формировали большинство центурий.

ü Трибутные комиции. Избирали низших должностных лиц (трибунов, квесторов, эдилов), рассматривали жалобы на решения магистратов, принимали законы. В них проходили по территориальным округам (трибам)

ü Куриатные комиции. Состояли из полноправных членов старейших римских родов. По мере уравнения в правах патрициев и плебеев теряли свое значение. Были заменены собранием 30 представителей курий – ликторов.

Высшим органом управления являлся Сенат. Раз в 5 лет цензоры составляли списки сенаторов из числа знатных людей, соответствовавших высшему имущественному цензу. Численность от 300 до 900. Компетенция:

§ контроль законодательной деятельности (предварительное рассмотрение законопроектов, утверждение принятых народным собранием законов, издание сенатов-консультов);

§ контроль над должностными лицами (утверждал должностных лиц, мог продливать полномочия магистратов, в чрезвычайных случаях устанавливал диктатуру);

§ финансовое управление (распоряжался государственной казной, устанавливал налоги, определял расходы);

§ военное управление (распределял легионы между командующими, принимал меры по донесениям военачальников);

§ внешнеполитическая деятельность;

§ управление римскими провинциями;

§ постановления по общественной безопасности, порядка, религиозного культа.

Исполнительную власть осуществляли магистраты – должностные лица. Они замещались на принципах выборности, срочности (1 год), коллегиальности, ответственности, безвозмездности. Право предавать граждан суду, налагать штрафы, арестовывать не подчинившихся граждан, их имущества. Делились на ординарных (консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы) и экстраординарных (диктатор, децемвиры – 10 мужей для упорядочения права).

Консулы возглавляли магистратуры. 2 консула избирались на год. Высшая военная власть, отвечали за безопасность Рима, право созывать Сенат и народные собрания, издавать эдикты по вопросам управления и толковать право. Право суда и назначения наказаний. Смертный приговор консулов мог быть обжалован в центуриатном собрании.

Преторы осуществляли управление городом, правоохранительные и судебные функции. Число постоянно возрастало (2-8, 16). Руководили судопроизводством, высшая полицейская власть, охрана имущественных интересов граждан. Право издать общеобязательные постановления, толкующие право.

Цензоры избирались сроком на 5 лет. 2 цензора составляли списки граждан по имущественному разряду и трибам.

Билет 22.(более обширно)

1.Государственный строй Древнего Рима в период Республики. Период IV—I вв. до н. э. является периодом быстрого развития Римского государства. В результате ряда успешных войн беспрерывно расширяется территория Рима. В результате войн и захвата территорий в Риме концентрируются огромные массы рабов. Развивается рабство в его античной форме. Эксплуатация рабов, грабеж покоренных местностей дал Риму огромные богатства. Богатства эти концентрируются в руках немногочисленных представителей верхушки рабовладельческого класса. В особенности со II в. до н. э. развивается крупно' землевладение, причем большие имения (латифундии) обрабатываются всецело трудом рабов, развиваются ремесла. С расширением территории Рима на весь бассейн Средиземного моря полу чают большое развитие торговля и ростовщичество. Наряду с ростом богатства в руках немногих растет нищета подавляющего большинства римских граждан, в частности, крестьян. В Риме сосредоточиваются массы бедняков, лишенных всяких средств существования и не имеющих возможности приложить свой труд. Они требуют предоставления им земли. Массы античного пролетариата представляют собой грозную опасность для верхушки класса землевладельцев. Для восстановления свободного крестьянства был предпринят ряд реформ братьями Гракхами. Согласно закону Тиберия Гракха обезземеленным крестьянам предоставлялись в аренду наделы за счет незаконно захваченных богачами государственных земель. Этот закон устанавливал, что никто не должен брать из государственной земли более чем 1000 югеров. Продолжателем дела Тиберия Гракха выступил его брат, Гай Гракх, подтвердивший Действие аграрного закона и проведший хлебный закон, согласно которому неимущим гражданам предоставлялся хлеб по дешевой цене. Наряду с этим Г. Гракх осуществил еще некоторые реформы, частности, приступил к созданию ряда колоний римских граждан. В рассматриваемый период, как уже было указано, развивается в огромных размерах вследствие удачных войн рабство. Труд рабов является основой всего производства. Растет и достигает неслыханных размеров эксплуатация рабов. Рабы живут в нечеловеческих условиях. Через ряд веков идет ряд восстаний рабов; в этом выражается основной классовый антагонизм античного общества. Восстания рабов не привели к изменению способа- производства и к изменению политических форм. Римское государство сохранилось в качестве рабовладельческого государства. Римляне называли свое государство Res publica т. е. " общее, общественное дело". Этим названием рабовладельцы подчеркивали суверенитет народа и якобы существовавшие демократические стороны государственного устройства. Органами центральной государственной власти являлись: народные собрания, сенат, магистраты. С разрушением первобытнообщинного строя народные собрания по куриям хотя номинально и сохраняются, но постепенно утрачивают всякое политическое значение. Куриатные комиции сохраняются как пережиток. К их компетенции относится, кроме утверждения усыновлений, главным образом совершение обряда формального предоставления должностным лицам, избранным на центуриатных комициях, высшей власти. В конце III в. или в начале II в. до н. э. произошло изменение в центуриатной организации. К компетенции центуриатного собрания относилось: а) избрание высших магистратов — консулов, преторов, цензоров и некоторых других; б) принятие или отклонение предложений магистратов об издании новых важнейших законов; в) рассмотрение жалоб на приговоры о смертной казни. Трибутные собрания являлись собраниями всех граждан по территориальным округам. В трибы включались затем и граждане, живущие в других местностях, и трибы перестали быть объединениями граждан по месту их жительства; можно даже думать, что принадлежность той или иной трибе являлась наследственной. На трибутных комициях избирались курульные эдилы, квесторы и другие низшие должностные лица, принимались проекты законов внесенные претором, и рассматривались жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Наряду с народными собраниями магистраты и жрецы могли собирать сходки. Сходки не выносят решений, но и не требуют соблюдения особых формальностей. Сходки организовывались для того, чтобы сделать народу сообщение или предварительно обсудить предположение, которое затем вносится в народное собрание. В некоторые периоды жизни Рима сходки, играли большую роль. Народные собрания имели большое значение в период республики. Но в конце республики роль их постепенно падает. Необходимо отметить, что различные группировки господствующей верхушки широко практиковали подкуп неимущих граждан, участвующих в народных собраниях, чтобы таким образом провести свои мероприятия. Иногда внешне подчеркивалось значение народных собраний, но это, конечно, не свидетельствовало об их роли народных собраний по существу. Сенат являлся органом крупных рабовладельцев-зем-левладельцев и играл в ряде отношений первенствующую роль в управлении Римом, в особенности в два последних века респуб-лики. Сенат стоял рядом с " народом" и даже впереди его. Сенаторы избирались сначала консулами, а с начала IV в. н. э. цензорами. Каждые пять лет список сенаторов пересматривался, причем цензор мог и не вносить прежних сенаторов на следующее пятилетие. Назначали заседания сената и председательствовали в них высшие магистраты — консулы, преторы, а затем, с середины IV в до н. э., и плебейские трибуны. Компетенция сената в области законодательной. Законы, принятые центуриатными и трибутными собраниями, а равно плебисциты и произведенные центуриатными собраниями выборы первоначально требовали для своей действительности утверждения сената. Но в IV или III в. до н. э. последующее утверждение законов было заменено предварительным, до внесения в народное собрание, утверждением проекта. Равным образом утверждение выборов было заменено предварительным утверждением списка кандидатов. В области административной. Сенат мог издавать общие распоряжения, касающиеся благоустройства, культа, общественной безопасности. Кроме того, являлось обычаем, что всякая важная мера до ее осуществления предлагалась на обсуждение сената, и последний имел возможность обеспечить соблюдение магистратом мнения сената. В области финансовой. Сенат составлял 5-летний бюджет внутренних государственных расходов и годичный бюджет военных расходов. Наряду с этим от сената зависело разрешение сверх-5юджетных расходов. Сенатом производилось установление некоторых налогов и изыскание чрезвычайных источников доходов. В области внешней политики. Объявление войны формально входит в компетенцию народного собрания. В области военного дела. Сенат осуществляет распределение провинций и армий между военачальниками. Чрезвычайные меры. В особых случаях, в частности при внешней опасности или при обострении противоречий внутри государства, при возникновении волнений и подъеме революционного движения, сенат может принимать чрезвычайные меры и, в частности: 1) делать распоряжения о назначении диктатора; 2) предоставлять магистратам чрезвычайную и неограниченную власть. Культ. Сенат ведает постройкой храмов, назначением религиозных церемоний, допущением культа новых богов. Магистраты. Магистраты являлись выборными должностными лицами. Они избирались на народных собраниях. В их руках сосредоточивались все функции управления, военная и административная власть. Магистраты обладали обширной властью и имели огромное влияние на весь ход государственных дел. Общие черты всех магистратур: Срочность. По общему правилу каждый магистрат избирается на один год. Коллегиальность. На каждую должность выбирается несколько лиц. Безвозмездность. Магистраты не получают вознаграждения. Была установлена ответственность магистратов за их действия перед народным собранием. Imperium— высшая власть. В ее состав входят: а) высшая военная власть — главное командование войском, заключение перемирий; эта власть в полном объеме осуществляется лишь за пределами города; б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них; в) право суда и наложения наказаний, в частности, смертной казни (но в ряде случаев эти приговоры могли быть обжалованы в народное собрание); г) право издавать приказы и принуждать к их выполнению. Imperium принадлежало высшим магистратам — консулам, диктатору, преторам. В состав potestas, принадлежащей всем магистратам, входят: а) право издавать общие распоряжения — эдикты; б) право нала' гать штрафы за невыполнение распоряжений (эдиктов и т. п.). Отдельные магистратуры, а) Консулы. Должность консула была учреждена после свержения власти рекса. Консулы избирались в числе двух. Первоначально должности консулов могли замещаться только патрициями, но с 367 г. до н. э. один из консулов должен был быть плебеем. Консулы являлись верховными магистратами. Они осуществляли командование войском и высшую административную власть. Они могли отменять распоряжения всех других магистратов, кроме плебейского трибуна. Власть консула во время похода не имела ограничений. Диктатор был чрезвычайным магистратом, т. е. назначался лишь в особых случаях. Он являлся единоличным магистратом, осуществлял почти неограниченную власть, и его действия не подлежали обжалованию. Назначение диктатора производилось следующим образом: диктатора назначал один из консулов по предложению сената. Здесь не было ни обсуждения кандидатуры, ни выборов. А затем диктатор сам назначал себе помощника. Претура была учреждена в 367 г. до н. э. С 337 г. до н. э. доступ к ней был открыт плебеям. Основной задачей претора являлось направление судье, а в некоторых случаях и решение судебных дел. В силу своей высшей власти претор мог решать дела и при отсутствии закона и даже вопреки правилам древнего закона. Этим была обусловлена огромная роль, которую претор сыграл в деле развития частного права. Наряду с выполнением судебных функций претор замещал консула и, по поручению сената, командовал войском; он выполнял и ряд других заданий. С 242 г. до н. э. избирались два претора, один из которых решал дела римских граждан, а другой – дела перегринов. Затем, по мере развития торговли и возрастания количества дел, число преторов увеличилось и дошло до 8. Плебейский трибун. Цензор. Цензоры избирались в числе двух каждые 5 лет на срок в 1'/2 года. Функции цензоров: а) составление списка сенаторов; б) составление списков граждан по их имущественному положению и распределение граждан по центуриям и трибам; с этим связывалось налоговое обложение граждан. Цензоры имели право вычеркивать из списков сенаторов и всадников и вообще из списков отдельных разрядов граждан всех тех, кто был, по их мнению, недостоин, — и с этим связывалась потеря политических прав. Курульные эдилы. В 367 г. до н. э. в противовес плебейским эдилам была создана должность курульных эдилов, которые первоначально избирались из патрициев. Но плебеи быстро получили доступ к этой должности. Эдилы, избиравшиеся в числе двух, ведали порядком в Риме, надзором за рынками, организацией зрелищ. Курульные эдилы имели юрисдикцию по делам о продаже на рынках рабов и животных; по этим вопросам они издавали распоряжения (эдикты), являвшиеся одним из важных источников ча-стного права. Квестор. Квесторы имели разнообразную компетенцию. Одни квесторы ведали некоторыми уголовными делами, другие — казначейством (хранение казны, выплаты и получение денег). Число квесторов в I в. до н. э. дошло до 20. Кроме того, был ряд низших магистратов (всего 26), ведавших некоторыми судебными делами, надзором за чеканкой монеты, дорогами и т. п. Управление Италией. Ко II в. до н. э. вся Италия была завоевана Римом, причем значительная часть завоеванных земель перешла в распоряжение Рима. Завоеванные города в ряде случаев сохраняли свою автономию (во внутренних делах), хотя иногда во главе их ставились римские должностные лица. Жители этих городов в некоторых случаях получали римское гражданство, но иногда не пользовались правом участия в римских народных собраниях. Наконец, иногда италийские общины продолжали номинально считаться государствами, но связывались с Римом союзным договором. На почве эксплуатации италийских общин Римом возникает движение италийских общин против Рима. Управление провинциями. Провинциями назывались внеиталийские области, завоеванные Римом. Жители провинций обращались в рабство или становились подданными Рима, не получая прав гражданства. Вся земля провинций переходила в полное распоряжение Рима. Провинциальная земля обычно предоставлялась в той или иной части в пользование жителей провинций за уплату определенного налога или арендной платы. Кроме того (не говоря уже об организованном грабеже при завоевании провинций римскими войсками), провинция составляла предмет разносторонней эксплуатации со стороны Рима. В частности, взимание налогов с населения нередко предоставлялось на откуп частным лицам, т. н. публиканам, грабившим население в свою пользу. Во главе провинции находился римский магистрат (один из консулов, один или два претора), снабженный широчайшими полномочиями в области военной и гражданской администрации. Порядок управления провинцией (и размер подлежащих уплате налогов) определялся сенатом, который нередко посылал во вновь присоединенные провинции специальные комиссии из сенаторов для организации управления.

 

2.Возникновение и развитие «common law» и «права справедливости. Единое английское " общее право" стало образовываться, лишь начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды не имели в своем распоряжении каких-нибудь писаных общих источников и решали дела, руководствуясь " правом страны", т. е. обычным правом. Считалось, что это право хорошо знакомо королевским судьям, которые уже с конца XII в. были профессионалами, и что оно находит свое отражение в решениях судов. Однако королевские судьи черпали правила для своих решений не только в собственном знании правовых обычаев. В своей деятельности они руководствовались и предыдущими решениями судов, и указаниями, содержавшимися в королевских " указах", выдававшихся за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. " Указ" был обращен к шерифу как к местному представителю королевской власти и содержал распоряжение принудить правонарушителя удовлетворить претензию или, в случае его неповиновения, принудить его явиться в королевский суд и обосновать свои действия. Впоследствии " указы" были непосредственно направлены на обеспечение явки в суд. Хотя каждый " указ" выдавался по отдельному конкретному делу, но он составлялся по определенному образцу, в выражениях, однообразно формулировавших правоотношения того или иного типа. Во второй половине XII в. и в первой половине XIII в. канцлер создал ряд " указов", бравших под защиту разнообразные правоотношения. " Общее право" — это практика королевских судов, закрепленная в судебных протоколах. С самого начала деятельности королевских судов в них велись записи каждого дела -- сперва в очень краткой форме, а затем с подробным занесением заявлений сторон и мотивировки решений. Протоколы каждого суда назывались " свитки тяжб" и ссылка на содержавшиеся в них дела подтверждала наличие того или иного правила или принципа в английском праве. Однако ознакомление с ними представляло огромные трудности, так как дела заносились в них подряд без какой-либо систематизации и к ним не было указателей. Поэтому сведения о судебных делах, начиная с середины XIII в., черпались из " Ежегодников", представлявших отчеты о наиболее интересных судебных заседаниях. Эти " Ежегодники", составлявшиеся до середины XVI в., являлись основным источником для ознакомления с английской судебной практикой. Малодоступность и запутанность судебной практики обусловили особое значение и особую роль наУЧНЫХ трактатов по английскому общему праву, из которых иные пользовались авторитетом, присущим источникам права. В самом конце XII в. юстициарий Генриха II Глэнвилль изложил, как предполагают, современное ему право в виде комментария к различным типам королевских " приказов", а в середине XIII в. судья суда Королевской скамьи Брактон написал трактат " О законах и обычаях Англии", на основе материалов судебной практики, почерпнутых им из " свитков тяжб", и др. Статуты. Наряду с " общим правом", имевшим своим основ-

источником судебную практику, все большее значение начинают приобретать законы. Законодательная деятельность первых нор-королей выражалась в издании распоряжений, актов, носивших название " хартий", " статутов", " ассиз", " провизии", «конституций". Организаторская деятельность Генриха II и его преемников ознаменовалась рядом законов. Кларендонские ассизы (1166 г.) реорганизовали уголовный процесс и положили начало большому жюри присяжных

заседателей. Великая хартия вольностей (1215 г.) не только ограничила права королевской власти в отношении баронов, но внесла ряд изменений в право феодальных повинностей и в организацию судов. При Эдуарде I законодательство было особенно интенсивным. Из многочисленных статутов его царствования особое значение имеет Второй Вестминстерский статут (1285 г.), изменивший ряд институтов феодального земельного права. В XIV в. участие парламента сделалось обычным в издании статутов, а в XV в. палата общин стала подавать королю петиции, содержавшие готовый текст статута, который она просила издать, и тем самым заложила начало парламентского законодательства. Статуты имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли " общее право" по очень многим вопросам.

Система " справедливости". Английское " общее право" отличалось крайним формализмом — судебной защите подлежали только притязания, укладывавшиеся в иски, основанные на текстах королевских " указов". В XIV в. развитие " общего права" стало останавливаться, так как судьи " общего права" не считали возможным выходить за пределы существующих исков. Феодалы (см., например, Оксфордские провизии 1258 г.), а затем парламент, господство в котором принадлежало тем же феодалам, ограничили право издания новых указов, так как издание нового указа по существу представляло собою создание новой нормы права. Второй Вестминстерский статут (1285 г.) допустил возможность издания новых указов в тех случаях, когда для защиты притязания хотя и не было иска, но оно по своему содержанию было сходно с тем, для защиты которого иск имелся. Однако и это полномочие применялось на практике лишь в очень ограниченных размерах. Судопроизводство было обставлено очень сложными техническими требованиями, несоблюдение которых вело к проигрышу даже правого дела. Этот формализм обусловил консервативный характер " общего права". Застыв в определенных жестких формах созданных судебными " указами" и зафиксированных в судебных решениях, рассматривавшихся как источник права, " общее право" охраняло феодальные отношения в том виде, в каком они сложились в XII — XIII вв. Статуты изменяли его только по отдельным вопросам, но не могли приспособлять его к потребностям меняющейся обстановки и к новым общественным отношениям, постепенно складывающимся внутри феодального общества. Поэтому, начиная с XIV в., возникает иная система права — система " справедливости", существовавшая параллельно с системой " общего права". Суд " справедливости" возник в результате додававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах по каким-либо формальным при-чинам. Король оказывал помощь просителю в порядке " милости". Все увеличивавшееся количество подобных прошений повело к тому, что короли вместо рассмотрения их в совете стали передавать их для разбора своему канцлеру. Канцлер разбирал дела не по " праву страны", а по " справедливости", или по " совести", т. е. не был связан практикой общих судов. Канцлер черпал руководящие начала для своих решений из естественного и отчасти из римского права. Канцлер вызывал ответчика в свой суд " sub poena" (под страхом штрафа) и применял тюремное заключение к лицам, уклонявшимся от выполнения его решений, т. е. располагал достаточными средствами принуждения. Суд канцлера на практике являлся орудием королевской политики. Он придал правовое оформление ряду новых отношений, появление которых было обусловлено ростом торговли, и явился защитником городского населения и нарождающейся буржуазии против крупнейших землевладельцев — феодалов.

 

3.Великий мартовский ордонанс 1357 г. По настоянию Генеральных штатов (в которых преобладали представители третьего сословия) был издан Указ — " Великий мартовский Ордонанс" (1357 г.), передававший в руки Генеральных Штатов контроль над управлением. Ордонанс состоял из 67 статей. Устанавливались регулярные собрания Генеральных Штатов два раза в году, независимо от королевского созыва, за Штатами признавалось исключительное право предоставлять королю субсидии и контролировать их расходование; королевский совет был пополнен представителями Штатов, которые немедленно принялись за реформу парламента и счетной палаты. Ордонанс предусматривал ряд других важных военных, финансовых, административных и судебных реформ в духе упорядочения правительственной системы, перераспределения налогов и повинностей и постоянного надзора за управлением со стороны Штатов.

 

Народные трибуны обеспечивали защиту интересов плебса. Их полномочия действовали только в Риме, число от 2 до 10 человек.

Система низших магистратов:

Квесторы осуществляли финансовое управление (заведовали казной, вели расходные и приходные книги), хранили государственные документы). Существовали городские квесторы, провинциальные (финансами армии и разделом военной добычи), италийские за поступление налогов из провинции.

Эдилы (2 патрицианских и 2 плебейских). Поддерживали общественный порядок, следили за продовольственным снабжением города, наблюдали за торговлей, организовывали общественные зрелища.

Диктатор - В чрезвычайных обстоятельствах консул мог назначить диктатора на 6 месяцев, вся полнота военного и гражданского правления, право изменения законодательства, уголовной юстиции. Все ординарные магистратуры утрачивали самостоятельность и подчинялись диктатору. Смертные приговоры не подлежали обжалованию. Не нес ответственности за свои действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.