Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институты брачно-семейного права в ЗМ и КА(более обширно)






Все предписания о «дхарме мужа и жены» свидетельствуют о приниженном, подчиненном положении женщины в древнеиндийском обществе, о сохранившихся здесь еще в незыблемом виде больших, неразделенных патриархальных семьях-кланах, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью. По более либеральной КА эта патриархальная власть главы семьи несколько смягчалась. Для выдачи дочери замуж в случае брака-купли КА требовала согласия не только отца невесты, но и ее матери. Несовершеннолетние члены семьи могли быть отданы в залог только в крайних случаях, а если они достигали совершеннолетия — только с их согласия. Однако в древнеиндийской большой семье женщину нельзя считать полностью бесправной. Она находилась на правах младших членов большой семьи, обладая при этом особым женским имуществом — стридханой. В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявилось влияние социокультурных традиций, норм обычного права. Об этом свидетельствует указание на восемь традиционных разноречивых форм брака, которые были распространены в Индии и которые шастры не могли не учитывать. Первые четыре, поощряемые брахманами, сводились в основном к выдаче отцом замуж дочери с определенным приданым. Брак асура (покупки невесты) признавался порицаемым наряду с браками по любви, без согласия отца и матери (пандхарва), с похищением невесты (ракшаса) и с насилием над ней (пайшача). Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В случае смерти бездетного мужа жена должна была по требованию его родственников родить сына от деверя или другого близкого человека. Обязанность жены — послушание и уважение мужа. Условия вступления в брак не запрещали, а скорее поощряли супружество несовершеннолетних, хотя КА устанавливала для женщин возраст брачного совершеннолетия 12 лет и 16 лет — для мужчин. Межварновые браки не поощрялись, но допускались, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена, но строго запрещались браки женщин из высших варн с мужчинами низших варн. В полном соответствии с принципами индуизма развод запрещался дхармашастрами, но разрешался КА, если супруги ненавидели друг друга или вследствие жестокого обращения одного с другим. Необходимо отметить, что правила наследования имущества умершего шудры были менее строги, допускали, например, к наследованию даже сына, рожденного от рабыни, если он был признан своим отцом.

 

2.Основные черты римского права классического периода. Институции Гая

В империи народные собрания довольно быстро теряют всякое значение. В период принципата силу закона получают постановления сената. С конца III в. сенат вовсе утрачивает свою законодательную компетенцию. Основным источником права постепенно становятся единоличные распоряжения императора. По мере перехода к доминату законодательная власть императора рассматривается уже как одно из проявлений божественной власти самого императора. Тем самым император становится выше закона, и его единоличная воля имеет безусловное, общеобязательное значение. Распоряжения императора носят общее название constitutions. Имеются следующие виды распоряжений: edicta - общие распоряжения для всего населения империи; mandata - инструкции должностным лицам, в частности правителям провинций; rescripta - распоряжения по отдельным делам, decreta - разрешение спорных, в частности судебных, дел. Но затем распоряжения императоров получают и название " закона" (1ех). Законодательство императоров устанавливало в ряде отношений единое для всей империи право. В период домината получают также значение общие распоряжения высших должностных лиц. Эти распоряжения издавали по вопр0 сам, не регламентированным распоряжениями императора. По мере роста власти императора и отнесения значительного количества судебных дел к компетенции императора и его служащих постепенно теряет свое значение деятельность претора. Преторский эдикт уже перестает быть развивающейся формой выражения действующего права. Вместе с тем основные типы исков и способов защиты права уже более или менее сложились и не требуют постоянного пересмотра. Преторский эдикт постепенно окостеневает. И около 130 г. составлен окончательный текст преторского эдикта — edictum perpetuum. Этот текст получил обязательную силу для будущего. Тем самым начинает исчезать, по существу, противоположность цивильного и преторского права. На первые три столетия нашей эры падает расцвет римской юриспруденции. Основной областью деятельности римских юристов являлось имущественное право, т. е. правоотношения, касающиеся собственности, договоров и т. п. Глубокие социальные противоречия, появлявшиеся с особой силой в период монархии, требовали, между прочим, юридического оформления привилегированного положения господствующих классов, в первую очередь — закрепления неограниченного права собственности. Римские юристы принадлежа ли к классу рабовладельцев, и вся их деятельность была направлена на поддержку уже шатавшегося рабовладельческого строя господствующий класс стремится возможно шире использовать аппарат государственной власти и силу закона, чтобы продлить свое господство. Основным направлением римских юристов было направление практическое. Философией права римские юристы занимались мало и не дали в этой области чего-либо исторически значительного. Римские юристы не выработали системы права. Они не стремились давать общие определения. Сила римских юристов в разрешении отдельных вопросов, и потому они являются по преимуществу казуистами. Римские юристы (за отдельными исключениями) не были историками права; исторический метод изучения правовых явлений не был прямо связан с задачами практической юриспруденции и находился в несоответствии с одной из основных задач римских юристов — " оправдать" власть императора, резко ломавшую прежние традиции. Юристы — верные слуги императора — занимали в императорском Риме высокое социальное положение. Они являлись одним из каналов проведения политики императоров, и императоры Допускали эту деятельность лишь поскольку она являлась поддержкой их политики. Римские юристы оставили много сочинений. Эти сочинения являются по преимуществу или сборниками данных юристами консультаций, или комментариями, или учебными пособиями. Наивысшего своего развития римская юриспруденция достигла в конце II и в начале III в. Именно в этот период римская юриспруденция разработала в уже законченной скорме частное право рабовладельческого общества и выработала те правовые принципы, которые дали в последующие века славу римскому частному праву и обусловили восприятие этого права феодальными и буржуазными государствами. С середины III в. идет быстрый упадок. Римское государство превращается в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных; идет процесс всеобщего обеднения, сокращения торговых сношений, упадка городов, возврата земледелия к более низкому уровню. Воля императора считается единственным источником права. Все это привело к утрате юриспруденцией ее значения как источника права. На первые годы н. э. падает деятельность двух крупных юристов – Antistius Labeo и Ateius Capito. У первого был ученик Proculus (последователи – «прокульянцы»). Учеником Капитона был Massurius Sabinus (последователи – «сабиньянцы»). Особых различий не было, но Капитон оставался на почве уже выработанного прав тогда как Лабеон стремился к нововведениям. Из юристов II в. особое место занимает Gaius. При жизни Гай не пользовался известностью, на него не ссылаются юристы II и III вв. Но впоследствии его сочинения приобретают громкую известность: кодификация Юстиниана много взяла из его работ. Из многочисленных сочинений Гая особую важность имеют институции — краткий учебник частного права и процесса, составленный в середине II в. Кратко, ясно и систематично Гай излагает основные положения римского права, и его институции являются одним из главнейших источников познания римского классического права. Удалось восстановить древний текст веронской рукописи, он оказался почти полной копией институций Гая. Правда, это была лишь копия, написанная через несколько столетий после жизни Гая, и в этой копии имеются искажения, ошибки пропуски. Но все же мы имеем достаточное представление об этом сочинении.

Из других юристов II в. нужно отметить: Pomponius, Africanus, Marcellus. 2-3 вв. – Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин.

 

 

3.Полномочия парламента в средневековой Англии

В 1295 г. был созван так называемый " образцовый парламент", в состав которого вошли не только духовные и светские феодалы, но и представители графств и городов (а также представители рядового духовенства).

Таким образом, к концу XIII в. в Англии складывается монархия, ограниченная сословным представительством. Король связан участием последнего при обложении налогами населения, а также при издании новых законов и изменении прежних. Король, однако, мог делать распоряжения в пополнение законов в областях, ими не предусмотренных, а иногда даже в их изменение. На континенте Европы каждое сословие заседало отдельно. Между тем в Англии до половины XIV в. сословия заседали совместно. В это время сословия разделились на две палаты: верхнюю (палату лордов) и нижнюю (палату общин). В состав первой вошли высшее дворянство и высшее духовенство, в состав низшей — рыцари и горожане. С конца XIII в. в Англии складывается правило, что обложение прямыми налогами не может иметь места без согласия парламента. Такой порядок был установлен статутом " о неналожении податей" (1297 г.). В этом статуте содержались, однако, некоторые оговорки, допускавшие для королевской власти возможность самостоятельного взимания ранее существовавших сборов. Статут 1340 г. провозгласил без каких-либо оговорок о недопустимости взимания прямых налогов без согласия парламента. Статутами 1362 и 1371 гг. взимание косвенных налогов было поставлено в зависимость от согласия парламента. С начала XV в. стал устанавливаться порядок, что дела, связанные с обложением, должны первоначально рассматриваться в нижней палате, как представительнице основной массы налогоплательщиков. Постепенно сложился обычай, что обсуждение бюджета может производиться не в начале сессии парламента, а в ее конце. Постепенно парламент расширил свое участие и в законодательстве. Первоначально не столько участвовал в издании законодательных актов, сколько возбуждал вопросы об издании королевской властью законов в желательном для парламента смысле. Парламент подавал соответствующую петицию. Если король давал согласие на ходатайства парламента, то королевская канцелярия вырабатывала закон (статут). Однако при этом бывали случаи, когда ходатайства парламента подвергались изменениям. В начале XV в. палата общин высказалась в том смысле, что она не только возбуждает ходатайство, но и дает согласие на издание закона, вследствие чего всякие изменения в содержании просимого статута нарушают права парламента. Король Генрих V вынужден был согласиться с этим и обещал не вносить изменений в ходатайства парламента при издании статутов, сохранив за собой право отвергать ходатайства. В дальнейшем ходатайства парламента получили форму готовых законопроектов, которые король мог утвердить или отвергнуть (право наложить " вето"). В правление Генриха VI было установлено, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроекта. Так было создано право законодательной инициативы обеих палат парламента (такое право принадлежало и королю). Указанные выше законопроекты получили наименование биллей. В это же время устанавливается порядок, что постановления, принятые обеими палатами и королем (статуты), не могут быть изменены или отменены иначе, как с согласия обеих палат. Таким путем было создано формальное понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля совместно с обеими палатами парламента; такого рода акт стоит выше, чем всякое иное постановление государственной власти.

Парламент стремился подчинить своему контролю государственное управление. Парламент стремился подчинить своему контролю государственное управление. Неоднократно возникали попытки ограничить право короля лично избирать советников, ведавших теми или иными отраслями государственного управления. Попытки подчинить королевских советников окончились неудачей. Тогда парламент выработал другой способ влиять на направление королевской политики. С конца XIV в. устанавливается процедура так называемого " импичмента". Парламент вмешивался и в область внешней политики, требуя своего согласия при разрешении вопросов о войне и мире. Королевская власть была вынуждена пойти на некоторые уступки. Было установлено правило, что войска не могут быть выведены из пределов Англии без согласия парламента. Несмотря на успехи, достигнутые парламентом, взаимоотношения между ним и королевской властью не были надлежащим образом упорядочены. Король не мог облагать население Англии налогами без согласия парламента, но с целью обойти это правило король прибегал к займам, носившим, по существу, принудительный характер. Король считал себя вправе приостанавливать приведение законов в исполнение, а также освобождать от подчинения законам как отдельных лиц, так и целые группы населения. Король сохранил право издания своею властью указов — постановлений общеобязательного для населения характера (ордонансы, прокламации), причем оставались недостаточно выясненными взаимоотношения Указов с компетенцией парламента и законами (статутами). Так, Король не мог изменять статуты, но мог издавать постановления в областях, не затронутых статутами. Парламент был вправе осудить королевского советника, но король обладал правом помилования. Такая неупорядоченность ослабляла положение парламента и создавала почву для столкновений с королевской властью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.