Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические черты права стран Древнего Востока 3 страница







1
По установившейся традиции история Древнего Рима восходит к VIII веку до н.э.

1. Римский народ в то время был разделен на роды /генсы/, союзы родов /курии/ и три племени - рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс /царь/. Всего царей было семь, начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым. Этот начальный период в истории Рима принято считать царским.

2. В 509 году до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут. Главой города избрали консула Юния Брута. Завершается царский период и начинается период республики, занявший около 500 лет /509-27 гг. до н.э./

3. С 27 года до н.э. по 476 год н.э. Рим переживает период империи, распадающийся на период принципата /27 г. до н.э. - 193 г. н.э./ и домината /193-476 гг. н.э./


2
Общество, подобное древнеримскому, есть военная демократия. Община уже неоднородна, выделяются аристократы - патриции /военачальники, городские магистраты/. Каждый член рода и племени, римский гражданин являлся участником общественной земельной собственности в виде выделенного ему и семье надела и получал право на его наследование. Главы родов составляли Совет старейшин или сенат, со временем приобретший значение главной правительственной власти. Кроме патрициев основными группами населения в Риме были: плебеи - пришлое население, оказавшееся вне родовой общины и потерявшие связь с родственниками, наибеднейшие граждане, а также клиенты – пришельцы, обедневшие общинники, нашедшие покровительство в среде патрициата.

Несколько веков борьба плебеев с патрициями за свои права определяла путь развития общества и государства. Закрепление победы плебеев произошло в результате реформ Сервия Тулия /578-534гг./. Они были введены в состав римской общины, а территориальные трибы потеснили родоплеменные.

Все римские граждане были оценены по имуществу и разделены на 193 сотни - центурии /военные единицы/.

В первый класс вошли самые богатые патриции и плебеи, имущество которых оценивалось в 100 тысяч ассов и более /составили 80 центурий, из которых 18 конных/. Второй класс - центурий с цензом 75 тысяч ассов - формировал 22 центурии. Третий - 50 тысяч ассов - 20 центурий и т.д. Неимущие пролетарии /пролес -потомство, не имели ничего, кроме детей/ составляли одну центурию.

Наиболее важно было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей, при согласном голосовании в народном собрании первых двух классов, остальных не спрашивали. Так достигался главный эффект: решающее влияние в делах государства оставалось за богатыми.

 

Затем был устранен царь и римское государство стало республикой.

В течение последующих двух веков шла борьба патрициев и плебеев за уравнивание в политических правах. В конечном итоге плебеи добились удовлетворения своих требований, главными из которых были:

1. учреждение особой плебейской магистратуры /народного трибуната/;
2. доступ к общественной земле наравне с патрициями;
3. защита от произвола патрициев путем введения законодательства /законы XII таблиц/;
4. возможность заключения браков между патрициями и плебеями;
5. право занимать все государственные должности, включая военные.

Таким образом, не стало юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев. Решения плебейских сходок /трибутные народные собрания/ стали иметь ту же силу и для граждан и для организаций.

3. Римская республика /VI в. до н.э. - I в. до н.э./.
Во главе Рима стояли центуриатные собрания (комиции), плебейские сходки /трибутные народные собрания/. Они избирали магистратов, т.е. основных руководителей республики.
Из магистратур наиболее важными были: консулы, преторы, народные трибуны. Избирались они народными собраниями и были ответственны перед ними за свои действия.
Коллегия консулов - высший магистрат республики /первоначально два, а затем больше/. Консулы занимались текущими управленческими делами, по гражданской и военной части, имели право созыва народного собрания, сената. Во время войны один командовал армией, другой оставался в Риме.
Коллегия преторов /два, затем четыре и более/ приобрела значение самостоятельной магистратуры в VI в. до н.э., занималась судебными спорами.
Народные /плебейские/ трибуны
исполняли роль блюстителей законности и защитников обиженных граждан; имели право налагать запрет на действия магистратов, если считали их неправильными; могли выходить с законодательными предложениями во все виды народных собраний.

Коллегияцензоров избиралась на 5 лет. Ее функциями были: назначение сенаторов, распределение людей по центуриям с определением имущественного ценза, надзор за нравами /за безнравственные поступки переводили в более низкие центурии, выводили из числа сенаторов/.

Диктатор назначался в чрезвычайных ситуациях из числа консулов по соглашению с сенатом; облекался высшей законодательной, гражданской, военной и судебной властью; через 6 месяцев слагал полномочия.

Центуриатные собрания - принимали или отвергали законопроекты, представленные кем-либо из магистратов /консулы, преторы, народные трибуны/. Так как собрания собирались по воле магистратов, их решения были во многом предрешены.

Сенат - единственный постоянный конституционный орган власти, выражавший волю верхушки патрициата /300 человек/, назначал диктаторов, управлял и распоряжался казной, вел наблюдение за государственным имуществом. Сенат присвоил себе право толкования законов. Первоначально сенат имел право утверждать или отменять решения комиций, затем только обсуждать предварительно. В обязанности сената входило также назначение командующих армиями, внешние сношения. Цензоры раз в 5 лет составляли списки сенаторов из числа членов знатных богатых семей.

Особенности Римской аристократической республики:

¨ система противовесов в функционировании власти /два собрания - одно чисто плебейское, коллегиальность магистратур, невмешательство одной магистратуры в дела другой, разделение властей/;

¨ отделение судебной власти от исполнительной;

¨ исключительные полномочия народных трибунов;

¨ наличие сената;

¨ армия все годы республики носила характер народного ополчения, т.е. стояла на пути установления олигархической диктатуры.

Период республики - время восходящего экономического развития, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в положении отдельных групп населения. Успешные войны, расширявшие границы государства, превратили его в могущественную мировую державу. В государстве был обеспечен высокий правовой статус личности. Ее правовое положение в Риме характеризовалось тремя факторами: свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее этими тремя статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народных собраниях и занимать государственные должности. В частном праве она давала возможность вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

В I-II веках до н.э. в Риме разразился острейший политический кризис, который привел к смене форм правления. Он был вызван рядом причин:

¨ многочисленными восстаниями рабов;
¨ конфликтом между мелкими землевладельцами. чьи хозяйства пришли в упадок, и крупными латифундистами;
¨ управление огромным государством стало невозможным по старой системе;
¨ появление наемной армии превратило ее в важный политический фактор, она становится послушным орудием для установления диктатуры.

Все эти факторы предопределили усиление центральной власти.

4
В 27 году до н.э. один из членов второго триумвирата /Антоний Лепид Октавиан/ получает звание императора, пожизненные права народного трибуна и впоследствии почетное наименование Август /ранее употреблялось как обращение к богам/.

Эта дата считается началом нового периода империи в истории Римского государства, который можно условно разделить на принципат и доминат.

Установление военно-диктаторского режима в Риме стабилизировало ситуацию, позволило преодолеть острый политический кризис. Империя поначалу “рядилась в республиканские” одежды, чему способствовали традиционные республиканские представления в обществе.

Период принципата /принцепс - сенатор, первый сенатор/ стал временем подавления духа гражданственности у римлян, постепенно ушли в далекое прошлое республиканские традиции. Власть императора становится всеобъемлющей. Окончательный переход к доминату /доминус - господин, владыка/ происходит в 284 году и связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. В период домината Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Период принципата в государственном устройстве характеризуется:

¨ наделением принцепса высшей императорской властью;

¨ созданием отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса;

¨ принцепс командует всеми армиями;

¨ постановления принцепса обретают силу закона;

¨ постепенно на нет сводится роль сената.

Специфические черты домината:

¨ республиканские учреждения теряют всякое общегосударственное значение;

¨ исчезает сенат, магистратуры превращаются в муниципальных должностных лиц;

¨ формируется значительный аппарат чиновников со стройной иерархией;

¨ происходит обожествление императоров, население из граждан превращается в подданных;

¨ опоры домината: армия, чиновничество, христианская церковь.

Раскол, а потом и падение Западной Римской империи связан с крахом рабовладельческого строя, который исчерпал себя, превратился в тормоз общественного развития. В 476 году командующий римской императорской гвардией германец Одоакр сверг последнего римского императора и отправил в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.

Лекция 7.

Римское

право
План лекции

1. Основные этапы развития римского права.

2. Законы XII таблиц - древнейший памятник римского права.

3. Классическое римское право. Право народов. Публичное и частное право.

4. Право собственности. Сервитуты. Обязательственное право.

5. Брачно-семейное и наследственное право.

6. Преступления и наказания. Изменения в гражданском процессе.

ИСТОЧНИКИ:
1. Дигесты Юстиниана. М., 1984.

2. Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1962 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1. Бартошек М. Римское право /понятия, термины, определения/. - М., 1989

2. Галанза Б.С. Государство и право Древнего Рима. М., 1963

3. Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме - М., Юрист, 1994.

4. Новицкий И.Б. Римское право - М., 1994 г.

 


1
Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом. Именно римляне впервые сделали индивидуальную частную собственность предметом весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества.

Хронологически историю римского права можно разделить на три периода. Древнейший период римского права /национальная замкнутость, архаичность и простота/ - VI в. до н.э. - середина III в. н.э. Классический период /высшая степень разработанности и совершенства/ - середина III в. до н.э. - конец III в. н.э. Постклассический период /постепенное приспособление к феодальным отношениям/ - IV-V в. н.э.

Первая римская кодификация права восходит к середине V в. до н.э. /451-450 гг. до н.э./. Она получила название законов XII таблиц.

Последний век республики и первые два империи были временем полного расцвета римской классической юриспруденции. Уходит в прошлое юридический формализм. Получают признание принципы “равенства сторон”, “справедливости”, “доброй совести”. Не посягая на самый текст законов XII таблиц, римские юристы изобрели эффективный способ их игнорирования. Преторианские эдикты стали постепенно проводить идеи, расходившиеся с законами XII таблиц и устанавливать правила, которыми должны были руководствоваться судьи при рассмотрении дел. С течением времени преторский эдикт становится в Риме важнейшим источником нового права, законотворческим актом. Каждый новый претор подтверждал обыкновенно эдикт предшественника, прибавляя при необходимости что-нибудь новое, и таким образом создавалось то, что называлось преторским правом.

В период заката римской империи происходит отстранение народного собрания от разрешения уголовных дел. Тем самым была уничтожена важная гарантия законности.

Место коллегиального суда занимает суд единоличный. Судебной компетенцией по уголовным и гражданским делам наделены чиновники административных органов. /В Риме уголовный суд был в руках префекта, а по мелким делам - в руках его подчиненных./ Суд стал строго сословным.

К концу империи по мере развития феодальных отношений суд по делам колонов становится компетенцией землевладельцев.

Гражданский процесс переживает схожую эволюцию. Рассмотрение гражданских споров стало делом чиновников. *Высшей апелляционной инстанцией был император, практически его канцелярия.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие для практического использования. Для юристов практиков большое значение имели дигесты /приведенные в систему/, которые представляли собой работы по различным правовым вопросам с попытками синтеза цивильного и преторского права.

Для учебных целей были созданы институции, излагавшие римское право. Наибольшую известность приобрели институции Гая /143г. до н.э./, которые давали сжатое и логически построенное изложение правового материала. Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права. Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528-534 годах, т.е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. В результате появились крупные сборники римского права, куда были включены некоторые нормы греческого и восточного права. На более позднем этапе /средние века/ эти сборники составили единый свод законов Юстиниана.

 

2
Свое название Законы XII таблиц получили в связи с тем, что они были написаны на 12 деревянных досках, которые выставлялись для обозрения в центре Рима. Никто поэтому не мог “отговариваться незнанием закона”. По некоторым сведениям от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание Законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя исполнять обязанности гражданина, особенно судейские.

Законы XII таблиц помогли плебеям в их борьбе против произвола патрицианских судей. Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями. Сами Законы до нас не дошли и известны в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов - Цицерона, Ульпиана, Гая.

От слова “цивитас”, что значит “город”, “городская община”, право таблиц называли “цивильным”, т.е. принадлежащим данной совокупности граждан. От “цивитас” происходит доныне существующий более узкий термин “цивилистика”, означающий “гражданское право”, совокупность институтов, служащих регулированию имущественных отношений. От слова “квирит”, (римлянин), право таблиц называли еще квиритским.

Отличительной чертой Законов XII таблиц был формализм: малейшее упущение в форме судопроизводства влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за “перст божий”.

Право собственности. Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали земельные участки, рабы, рабочий скот, строения. Это то, что называлось “рес манципи”, ко второй - все остальные вещи - “рес нек манципи”.

Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей: при их продаже, дарении и т.п. Отчуждение земли, рабов, рабочего скота и строений должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась “манципация” /манус - рука/.

Проходила эта процедура в торжественной форме в присутствии 5 свидетелей, весодержателя с весами и медью. Это указывает на то, что данный обряд возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента.

Все другие вещи, даже драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть без формальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи. Присутствие свидетелей при манципации носило двоякую роль. Во-первых, они обязывались удостоверять ее законность /например, при судебном споре/. Во-вторых, свидетели были напоминанием о контроле, который в свое время осуществляла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами и рабочим скотом. Ее права легко объяснимы. В течение всех первых веков республики римская земля /а затем и земля Италии/ была коллективной собственностью и называлась “агер публикус” - общее поле. Такой вид собственности, который принято называть античной, имел форму госсобственности, следствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением. Настоящая частная собственность появляется у римлян, как и у других древних народов, вместе с движимой собственностью.

Вот поэтому старый раб, как и старая лошадь, были орудиями производства и требовали при переходе из рук в руки - манципации, а драгоценная ваза - традиции. То есть первые две вещи относились к верховной коллективной собственности, а вторая была предметом индивидуальной собственности.

Долговое рабство. Долговое рабство, узаконенное XII таблицами, отличалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения были “мясо и кровь” должника, назывался в Риме “нексум” - кабала. По способу заключения он напоминал манципацию /свидетели, медь, формула/. При просрочке платежа кредитор по дозволению суда налагал на должника руку, что означало заточение в оковах. Затем заключенный трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. В третий день должники предавались казни или продавались в рабство.

Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала предметом острой борьбы.

В 326 году до н.э. /через 250 лет после законов Солона/ долговое рабство в Риме уничтожено законом Петелия. Никто кроме преступников не должен был содержаться в оковах и кандалах, за долги следовало отвечать имуществом, но не телом; закабаленные были освобождены и было запрещено впредь брать должников в кабалу /но закон соблюдался не в полной мере/.

Римская семья. Римская семья была строго патриархальной, характеризующейся прежде всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии - агнатами. Имущество считалось их коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только “отец семейства”. По его смерти имущество делилось поровну между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи /братья умершего, их сыновья и т.д./.

Дочь переходила в дом своего мужа, попадая под власть его самого и его отца. По отношению к своему отцу и своей старой семье она становилась когнаткой - т.е. кровной родственницей. Прав на наследство, как и ее дети, она не имела.

Когнатом становился и выделившийся /с разрешения отца/ из семьи сын.

Напротив, усыновленный становился агнатом, со всеми вытекающими из этого статуса правами.

Издревле в Риме существовали три формы заключения брака. Первая из них заключалась в религиозной форме по особой процедуре в присутствии жрецов и сопровождалась клятвой жены в верности мужу. Вторая форма брака состояла в своеобразной покупке жены. Жена в таких случаях была в полной власти мужа.

Но Законы XII таблиц знают и бесформальную форму брака /сине ману/. Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. В данной форме брака женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода. В этом случае она забирала свое имущество, внесенное в качестве приданого /брак получил наибольшее распространение/.

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из дома и прерывала срок давности.

Брак прекращался в случае смерти одного из супругов или утраты им правоспособности, а также в силу развода, который был в древнейший период редким явлением и допускался только по инициативе мужа в строго ограниченных условиях (прелюбодеяние жены или изгнание плода).

Наследование имущества дозволялось как по закону, так и по завещанию. “Кто как распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества... то пусть это будет ненарушимым”, - говорится в Законах XII таблиц. При этом не исключается, что в самый ранний период истории Рима завещания нуждались в санкции народного собрания, наблюдавшего за тем, чтобы не были обойдены по произволу законные наследники, и, таким образом, не наносился ущерб старым родам и фамилиям.

Преступления и наказания. Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц отличались крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай с чужого поля. Поджигатель дома или хлеба заковывался в оковы, подвергался бичеванию, а затем смертной казни. Каждый вправе был убить ночного вора или вора с оружием. Дневной вор подвергался физическим наказаниям, а затем выдавался в рабство потерпевшему.

О государственных преступлениях Законы XII таблиц говорят немного: устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушений, касающихся взяточничества судей и т.п. /табл.IX/.

Об умышленном убийстве не упоминается вовсе, во всяком случае, в тех отрывках, которые дошли до нас. Высшие магистраты республики не были связаны точным определением того, что следует считать преступлением. Они могли решать этот вопрос по своему усмотрению. Во избежание произвола каждый римский гражданин имел право апелляции к народному собранию, решение которого признавалось окончательным.

Дела о преступлениях рабов рассматривались домашним судом рабовладельца. Конечно, никаких гарантий и никаких прав на защиту у раба не было. Судебный процесс. Необыкновенно строгим формализмом проникнуты правила разрешения имущественных споров, составляющих в совокупности гражданский процесс. Наиболее известная из его форм - так называемый легисакционный процесс - предусматривала сложную процедуру.


Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась “ин юре” /была строго формальной/, вторая - “ин юдицио” /свободная процедура/.

В первой стадии истец и ответчик являлись на форум к магистрату, каким для данных случаев со временем сделался претор. Процесс протекал в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, затем ответчик налагали на эту вещь или часть ее /например, кусок дерна, если речь шла о земле/ палочку - виндикту. При этом произносили установленную формулу /для каждого случая особую/.

От названия этой палочки происходит современный термин “виндикация” /истребование вещи из чужого неправомерного владения/.

С окончанием этой процедуры спорящие стороны вносили залог /кто проигрывал дело, проигрывал и залог, шедший в казну/.

На второй стадии процесса назначенный претором судья, - любой из римских граждан, занесенный в список судей, - без особых формальностей рассматривал дело по существу - выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил решение.

Легисакционный процесс давал защиту в определенных случаях. Ошибка в обряде, а тем более в формуле притязания-иска, вела к проигрышу дела. Такого рода процесс создавал искусственные трудности на пути все более развивающихся товарных отношений.

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежала претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

К концу классического периода /особенно при доминате/ широкое распространение получает экстраординарный гражданский судебный процесс. В нем уже нет деления на две стадии. Магистрат, принявший дело к рассмотрению, ведет его до вынесения решения. Процесс перестает быть публичным и проводится в закрытых помещениях. Вводятся судебные пошлины, таким образом, судопроизводство становится платным. Хотя гражданский процесс в целом остается устным, основные заявления фиксируются в судебных протоколах. Это положило начало письменному судопроизводству.


3
Еще в период древнего Рима, когда он из незначительного поселка превращался в столицу государства, состав населения стал пополняться иностранцами. Называли их перегринами. В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывалось право и обычаи их страны. Таким образом, в пределах одного города возникли и обособились две несхожие системы права: одна для римских граждан /квиритское право/, другая для перегринов /перегринское право/.

Перегринское право стало называться со временем правом народов. Было бы ошибкой видеть в нем международное право поскольку предметом последнего являются межгосударственные отношения. Это то же римское право, но предназначенное для особого круга имущественных правоотношений.

В период расцвета римской классической юриспруденции авторитету Законов XII таблиц противопоставляется авторитет “общественного права”, под которым стали понимать совокупность установлений, общих для многих народов. Активным поборником этих воззрений стал перегринский претор.

Право народов. Старое римское право, сложившееся, как мы уже знаем, из Законов XII таблиц, постановлений народных собраний, сената /респонса/ консультаций римских юристов и некоторых других, получило название цивильного права, права римской общины.

Преторское право развивалось наряду с общинным и в определенном противоречии с ним.

Наконец, третьим элементом римского права становится с течением времени право народов. Свободное от римских традиций, оно отличалось большей гибкостью, нежели цивильное право, широко черпало правовые нормы из права и торговых обыкновений других стран античного мира, находившихся либо в торговых отношениях с Римом, либо оказавшихся под его властью. Перегринский претор /с 242г. до н.э./, творец “права народов”, находился в постоянном общении с претором цивильным и, особенно в тех случаях, когда какая-либо из сторон в судебном споре принадлежала к перегринам. Разрешение такого рода споров относилось к компетенции перегринского претора.

Таким образом, происходило постепенное сближение цивильного и преторского права. Влияние “права народов” было особенно велико в области оборота недвижимости и договорного права.

К “праву народов” римские юристы относили как установление рабства, так и отпущение рабов на волю, а также такие гражданские правоотношения, как “разделение имуществ, учреждение торговли, купли-продажи, найма, обязательства за исключением тех, которые были введены собственно римским правом” /Гермоген, первая книга юридических отрывков/. Другой выдающийся римский юрист Гай, автор замечательного учебника по римскому праву, добавил к сказанному Гермогеном: “Все народы пользуются частью собственным правом, частью правом общим людям”. / Институции, кн. 1-ая/.

 

Публичное и частное право. По теории римских юристов, всю совокупность правовых величин следовало подразделить на две части - право частное и право публичное. К последнему, по определению Ульпиана /III в. н.э./, принадлежат те нормы, которые “относятся к положению Римского государства” как целого; напротив, “частное право” имеет дело с тем, что касается “пользы отдельных лиц” /Дигесты, т. 1, п. 2/.


Таким образом, храмы и дороги, например, были объектом регулирования “публичного права”; отношения, связанные с правом собственности, семейные, наследственные и многие другие считались областью действия “частного права”. Деление это было признано верным и в средние века в тех странах Европы, где было заимствовано /рецепировано/ римское право. Оно укоренилось и воспринимается как должное и в наши дни.

Конечно, не должно относиться к указанному делению упрощенно. В каждой норме права, поскольку оно исходит от государства и им охраняется, заключен известный больший или меньший публичный интерес. Но это не мешает существованию данной классификации.

 

 

Право собственности. Определение права собственности, заимствованное многими современными кодификациями права, было дано римскими юристами. Они понимали под ним наиболее полное, наиболее “абсолютное” право пользоваться и распоряжаться вещами. Пользоваться - значит извлекать выгоду; распоряжаться - значит определять судьбу вещей /вплоть до уничтожения/.

Там, где существует коллективная /в т.ч. государственная/ собственность на землю, как это было в республиканском Риме, отношение лица /семьи/ к земле поневоле ограничивается простым владением, т.е. пользованием. Право распоряжения, вместе с которым возникает и право собственности, приобретается позже, спустя много веков. Римские юристы считали, что собственность и владение обнаруживают такие различия, что “между ними ничего общего”.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.