Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование аристократического чиновничества и






Укрепление авторитета фараона при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что фараоны во время войн становились главнокомандующими египетской армии. Культу фараона способствовала также ограниченность сознания членов примитивных деревенских общин, скованных традициями первобытнообщинного строя, в котором родоплеменные вожди и их окружавшая аристократия создавали культ вождей.
Но не следует полагать, что фактически власть египетских фараонов была неограниченной. Фараон не мог по своему произволу принимать решения, которые шли бы наперекор, например, интересам жреческой, военной и служилой знати. Сам культ фараона говорил скорее не о единоличном господстве фараона, а о теократическом характере господства жрецов, воинов и чиновников, которые усиленно внушали народу представление о фараоне, как о божестве /после смерти фараонов возводились гигантские гробницы-пирамиды, для построения которых тысячи людей в принудительном порядке отрывались от производительного труда. Так, пирамида Хеопса строилась 20 лет/.
Придворный штат фараона - привилегированная категория рабовладельцев - был образован из прежней родовой номовой знати. Также создается большой бюрократический аппарат из чиновников-писцов. Во главе этого аппарата стоял сановник, ближайший помощник царя /визирь/ (древнеегипетское «джати»).
Египетская история рассказывает о целом ряде исконных форм бюрократии, основными из которых были:

· иерархия чиновников,

· внеочередные прохождения ступеней,

Присвоение званий, титулов, связанное с награждением землей и рабами, приемы и доклады, специальные одеяния (форма, знаки отличия).

В практику управления вошли всякого рода совещания (военный совет, царские объезды), переписи населения, податные списки.

Уже тогда много внимания уделялось режиму секретности в работе с документами, устанавливалась ответственность за разглашение государственной тайны, определялись сроки прохождения жалоб. В Древнем Египте не было разграничения представительной, исполнительной и судебной власти. Судя по инструкции, составленной при Тутмосе III для трех визирей и других данным полномочия и объем деятельности визиря были очень широки /руководство управлением государства, судом, распоряжение сокровищами и др. материальными ценностями, в эпоху Нового царства руководство военными силами/. Для укрепления авторитета визиря вокруг его личности был создан религиозный культ. Он уподоблялся богу Тату, который у египтян был богом месяца, а потом стал богом мудрости и письма. После объединения Египта в одно государство местные царьки, стоявшие во главе номов потеряли свою самостоятельность и превратились в зависимых от фараона должностных лиц - номархов. Они обладали в пределах номов высшей судебной и административной властью и собирали налоги в казну. В их распоряжении был значительный штат чиновников - казначеев, сборщиков налогов, надсмотрщиков и т. п. Кроме номархов административными полномочиями были наделены храмы. Низшими органами управления на местах являлись на местах сельские общины. Во время распада Египетского государства номы не раз пытались приобрести полную политическую самостоятельность, но вновь теряли ее в результате объединения Египта. Общественные отношения в период расцвета Среднего царства /ХУШв. до н. э./ отмечены двумя важными чертами: с одной стороны происходит значительный

· рост рабовладения в частных хозяйствах,

· с другой стороны - расслоение сельских общин приводит к образованию слоя мелких собственников - неджесов /маленьких/.
Разбогатевшие представители среднего класса проникали в среду жречества и чиновничества, становились писцами, торговцами и даже землевладельцами. Их называли “сильными неджесами”. Немалое значение в жизни общества приобретают средние слои граждан. Город представлял собой общину, которая являлась юридическим лицом, владевшим рабами и землей.
Особенностью общественных отношений в Новом царстве /XVI-XII вв. до н. э./ являлось возвышение жречества. С ростом его богатства происходит освобождение от зависимости по отношению к центральной власти. Жречество превращается в замкнутую наследственную касту.
В период Позднего царства /VII-VI вв. до н. э./ резче, чем прежде обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже себя в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Привилегированным сословием наряду со жреческим становится воинское.
Первоначально постоянная армия ограничивалась личной охраной фараона и отрядами, состоявшими из ливийских и нубийских стрелков, которые должны были подавлять волнения внутри государства. У храмов и сборщиков налогов тоже были постоянные военные отряды. Полицейские функции возлагались на нубийских негров.
В случае войны собиралось ополчение, которое комплектовалось по рекрутской системе. Рекрутов поставляли номы и крупные землевладельцы.
После изгнания гиксосов уже в период Нового царства /XVI-XII вв. до н. э./ появляются отряды колесничих, т.е. воинов, сражавшихся на колесницах. Это элитное войско комплектовалось из более зажиточных слоев населения. За службу воины получали участки земли.
В это же время получает распространение система наемных войск, в связи с усилением классовой борьбы внутри страны.
Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось, как правило, коллегиально. В период Древнего царства высшая судебная инстанция “шесть великих домов” находится в столице. Носителем высшей юрисдикции считался фараон, который в экстренных случаях назначал особых людей из числа наиболее доверенных лиц для разбора тайных дел, связанных с преступлениями государственной важности.
В период Нового царства был учрежден Центральный суд /кенбет/ из 30 судей, которые подбирались их знатных граждан разных городов. Наряду с центральным кенбетом были учреждены кенбеты округов и отдельных городов. Существовали и храмовые суды, состоявшие из жрецов. В номах руководство правосудием осуществлялось номархами. Фараон оставался высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить любое решение остальных судов. Теоретически все свободные египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании. Но практически это вряд ли осуществимо. Хотя в ряде документов утверждается будто египетский суд был блюстителем истины и справедливости, в судах процветали продажность и взяточничество.

3. Складывание крупных относительно-централизованных империй Древнего Востока и специфические формы государственного управления в них.
Двуречье

Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тысячелетия до н. э. Существовали они в форме городов - /Ур, Лагаш, Умму/, объединявших по несколько общин. Существенным фактором, отразившимся на образовании этих государств, являлась необходимость в организации ирригационных и мелиоративных работ, требовавших объединения совместных усилий соседних общин. Процесс формирования классового общества и образования государства сопровождался ожесточенной классовой борьбой между знатью с одной стороны и свободными общинниками с другой. Об этом говорят события, развернувшиеся в XXIV в. до н. э. в одном из городов-государств Лагаше. Правители этого города присвоили храмовую землю и обложили дополнительными налогами свободных землевладельцев. Все это привело к восстанию, в ходе которого власть перешла в руки Урукагины /около 2370 г. до н. э./. Он провел ряд реформ, вернул храмам отобранные у них земли, удалил надсмотрщиков, взимавших налоги с работников. Реформы Урукагины вызвали беспокойство в соседних городах. В ходе войны с городом Умма Урукагина потерпел поражение. Но и господство Уммы было недолгим. Шумерские города сделались легкой добычей завоевателя, впервые в истории провозгласившего идею мирового господства и сумевшего осуществить ее на огромной территории. Этим завоевателем был Саргон, предводитель дружины из 5400 воинов /XXIV в. до н. э./. Саргон и его преемники - саргониды - весьма ускорили развитие государственности в Древнем Шумере. Они нанесли сокрушительное поражение старой родовой аристократии. Сократилось число многих родовых поместий, получили развитие ремесла, торговля, была введена единая система мер и весов. Среди городов, приобретших значительный вес, был Вавилон, политическое и культурное значение которого росло, начиная со II тысячелетия до н. э. Вавилон затмил все остальные города Двуречья, и по его названию государство стали именовать Вавилонией. Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол /начало XVIII в. до н. э./ Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой Вавилонской империи. Вскоре после смерти Хаммурапи /1750 г. до н. э./ Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось 500 лет. Новое возвышение Вавилона приходится на VII в. до н. э. Нововавилонская монархия была завоевана персами в У1 в.до н.э. Государственный строй Древневавилонского царства напоминал государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. Существовали три основных ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства - визирь, дворецкий, начальник финансов, главный военачальник. В системе государственных органов различают центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. Вместе с тем, хотя и со значительными ограничениями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляющие некоторую административную, финансовую, судебную власть на местах. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высший судебной инстанцией являлся царь. Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления: уже на 2-ом году царствования царь “установил право стране”. Эта кодификация не сохранилась. Известны Законы Хаммурапи, относящиеся к концу его правления. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. На лицевой стороне был изображен царь, стоявший перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой которого были мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник, законодательно освящающий рабовладельческий строй, частную собственность.

Индия Первые государства на территории Индии возникли во II тысячелетии до н. э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период /IV-III вв. до н. э./, отмеченный созданием единого государства. С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Так, сложились четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (военачальники), вайшии (земледельцы, ремесленники) и шудры (слуги).

В эпоху Маурьев древние социально-культурные различия дополнились правовыми разграничениями: земли брахманов освобождались от налогов, наказания за преступления для членов варн были разными по типу. Военными и правителями могли стать только члены варны кшатриев. Сохранность варн закреплялась запретами на взаимные браки низших с высшими.
К концу 1 тыс. до н.э. древняя система варн видоизменилась, они стали дробиться и превращаться в узкие профессиональные и имущественные группы – со своими интересами, правилами поведения. Таких наследственных замкнутых групп стало насчитываться несколько сот – они получили название каст. Существование этих сословий стало важнейшей особенностью индийского общества вплоть до Нового времени.
Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в праве отсутствует четкое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами. Рабы не являлись основной производительной силой общества в Древней Индии.
В эпоху Маурьев древние институты родоплеменного самоуправления переродились в новые, государственные учреждения. Правитель-раджа и исходящая от него власть стали рассматриваться как главный элемент в державе. Царская власть была строго наследственной. Вступление на престол сопровождалось особой церемонией воцарения – абхишека.
Маурийский царь стоял во главе госаппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по велению царя. Он же назначал крупных государственных чиновников, являлся верховным судьей.
Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежащий к влиятельному брахманскому роду.
Значительным было влияние на управление государством совета царских сановников - паришада. Именно в эпоху Маурьев он приобрел функции политического совета. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких доверенных лиц.
Собрание знати и представителей народа - сабх а к этому же периоду становится значительно уже и приобретает характер царского совета раджа-сабхи. По сравнению с паришадом она была более представительным органом. В раджа-сабху могли входить и некоторые представители городского и сельского населения.
Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивали власть царя.
Китай
История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Остановимся на третьем и четвертом периодах царства Цинь и Хань /с 221г. до н. э. - 220г. н. э./, которые характеризуются перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.
Созданию сильного, централизованного государства способствовали реформы Шан Яна - высшего сановника государства. Была узаконена свободная покупка и продажа земли, что нанесло решительный удар общинному землевладению. Изменилась система взимания налогов; был введен новый налог, величина которого зависела от количества обрабатываемой земли. Подверглось перевооружению и реорганизации войско. Сильное государство сумело подчинить себе остальные китайские государства и была образована огромная империя.
Границы прежних государств были уничтожены, образовано 36 областей, во главе каждой из которых стояли два управителя /военная и гражданская власти/, назначаемые из столицы. Госаппарат был очень громоздким, отличался наличием огромной массы чиновников. В 209 году до н.э. Циньская монархия прекратила свое существование. К власти пришла новая династия - Ханьская.
В это время была проведена земельная контрреформа: все земли объявлялись царскими, запрещалась купля-продажа. Также была запрещена купля-продажа частных рабов, с одновременным увеличением числа государственных рабов, из которых создавалась армия.
Были учреждены особые управления, регулировавшие рыночные цены и регламентирующие ссудный процент. Неоднократно проводились денежные реформы, увеличился аппарат государственных чиновников.
В идеологии Древнего Китая, начиная с периода Чжаньго, предшествовавшего периоду государства Цинь, господствовали два течения, оказывавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и школа легистов.
Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над правом; отождествляя право с уголовным законом.
Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Ли Куем была написана “Книга законов”, посвященная различным преступлениям и наказаниям.
Во времена Цинь устрашение становится основной целью наказания. Широко применялась смертная казнь в самых разнообразных видах.
Древнекитайскому праву известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи, за заключение которого уплачивалась пошлина.
Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли представители госаппарата. Верховным судьей являлся император.
Древневосточная монархия стала особым типом ранней государственности – первым из известных истории права. Формирование государства проходило ранее всего по пути выделения управленческих функций и полномочий власти, персонифицированной в правителе-монархе. Тем самым государство создавалось в обществе прежде всего как управление и во вторую очередь – суд; роль законов поначалу играли обычаи и традиции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.