Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование и развитие государственности в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия. 2 страница






Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528 – 534 гг., т. е. уже после падения Западной Римской империи по указанию византийского императора Юстиниана. Результатом работы комиссий под руководством юриста Трибониана явилось составление ряда крупных сборников римского права. На более позднем этапе истории права (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана.

Первой частью свода являются Институции Юстиниана, изданные в 533 г. Они состояли из четырех книг, распадающихся в свою очередь на титулы. Первая книга посвящена праву в целом и правовому положению лиц, вторая – вещам и вещному праву, третья – наследованию, договорам и обязательствам, четвертая – деликтам и искам.

Важнейшую по богатству использованного правового материала часть Свода законов Юстиниана составляют Дигесты (или Пандекты), также изданные в 533 г. В их основу были положены труды 39 юристов, около 1, 5 тыс. произведений. Дигесты состоят из 50 книг, каждая из которых делится на титулы, а затем на фрагменты с указанием авторов, где произведение использовано. Все цитируемые в них отрывки из произведений классических юристов получили силу закона. Дигесты стали наиболее распространенным источником римского права для последующих эпох.

Третий законодательный свод, составленный по указанию Юстиниана и под руководством Трибониана, получил название Кодекс Юстиниана. Он состоял из 12 книг. Каждая книга делилась на титулы, в пределах которых императорские конституции систематизировались в хронологическом порядке. Титулы в свою очередь были разделены на параграфы.

Кодекс Юстиниана подвел своеобразную черту под многовековым развитием права, представлял собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

В 535 – 555 гг. три указанных выше сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана. Однако они не имели официального характера.

Римское право древнейшего периода. Общая характеристика. До середины III в. до н. э. безраздельно господствующей правовой системой в Риме было квиритское (цивильное) право. Оно отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества и в то же время отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в древнейшем римском праве регулировались имущественные отношения, и в первую очередь право частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью.

Большое значение в квиритском праве имело безусловное соблюдение торжественных судебных обрядов, в силу чего форма права в этот период превалировала над его содержанием, а судебный процесс – над материальным правом. Со второй половины III в. до н. э. консервативное по своей социальной роли квиритское право стало препятствовать росту торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями быстро развивающейся рабовладельческой системы.

Манципация. В Древнем Риме большое внимание уделялось способам приобретения вещных прав и классификации самих вещей. Вещи, находившиеся в общем пользовании (воздух, море и т. п.), а также ряд других хозяйственно важных вещей (общественная земля) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота.

В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на м а н ц и п и р у е м ы е и н е м а н ц и п и р у е м ы е. К первой группе относились земли в Италии, рабы, крупный рогатый скот, земельные сервитуты, т. е. экономически наиболее важные объекты вещного права, ко второму – все остальные вещи.

Отчуждение вещей, составлявших первую группу, могло осуществляться только путем манципации – особой сложной и торжественной процедуры. Манципация относилась к числу строго формальных обрядов, совершаемых посредством меди и весов. Она требовала приглашения пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу, где утверждал, что та или иная вещь принадлежит ему. Затем он ударял металлом о весы и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых формальностей.

Сервитуты. Особым видом вещного права, возникшим в древнейший период, были сервитуты – фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты расширялись вместе с частной собственностью на землю и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. Они относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними из них были право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа.

Обязательства из договоров. В древнейший период при неразвитости товарно-денежных отношений договоры (контракты) были еще немногочисленными и отличались ярко выраженным формализмом. Внешняя оболочка, а не содержание определяли природу контракта. Другая черта древнейших договоров – их односторонний характер. Правом требования наделялась в договоре лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должник) возлагались только обязанности.

В древнейший период к религиозным клятвам относился и другой древнейший контракт – стипуляция. Формальный характер этого договора проявлялся в произнесении строго определенных словесных формул. Кредитор задавал должнику вопрос о том, обязуется ли последний совершать такое-то действие, на что должник отвечал в утвердительной форме, использовав при этом те же слова. Стипуляция представляла собой абстрактный контракт, т. е. могла включать в себя различные обязательственные отношения: заем, передачу вещи в ссуду, на хранение и т. д. Исполнение обязательства по такому договору было строго ограничено лишь тем, что прямо упоминалось в вопросе и ответе.

Деликты. В древнейший период, как свидетельствуют Законы XII таблиц, обязательства возникали не только из договоров, но и из правонарушений (деликтов). Большинство предусмотренных в квиритском праве деликтов еще не считалось нарушением общественного интереса, рассматривалось как посягательство на права частного лица, как частный деликт, совершение которого как бы ставило обидчика в положение должника потерпевшего. Многие из таких частных деликтов в последующем стали рассматриваться как преступления.

Цивильному праву, как и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты, т. е. преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились прежде всего преступления против республики.

В ряде Законов XII таблиц говорится о применении смертной казни. В зависимости от характера преступления она принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т. д. Постепенно смертная казнь начала выходить из употребления и для римских граждан заменялась изгнанием и утратой гражданства. Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискация имущества, ограничения гражданского статуса, лишение права на погребение и т. д. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов и влекли за собой религиозное проклятие.

Брак и семья по Законам XII таблиц. Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриархальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через ее главу. Типичной формой брака был брак с властью мужа. Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца мужа), если только муж не был лицом, имеющим самостоятельный семейный статус. Она полностью порывала со своей прежней семьей. Муж или домовладыка имели над ней неограниченную власть вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Отсутствие юридических ограничений для власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т. е. без совета родственников. Для древнеримской семьи характерной была также сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни. Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательства, принятые на себя сыном, не связывали отца.

Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов. Усыновление осуществлялось также путем троекратной фиктивной продажи члена семьи в рабство, а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца.

Легисакционный процесс. Подавляющее большинство судебных дел в древний период в Риме рассматривалось в частном (гражданском) порядке. Особенностью организации судебной системы и процесса было то, что они предусматривали две стороны судебного производства: “ин юре” и “ин идицио”.

На первой стадии дело рассматривалось у магистрата (обычно у претора), к которому должны были являться лично истец и ответчик. В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Неявка ответчика отдавала его во власть истца, который мог поступить с ним как с неоплатным должником. Совокупность строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом, назывались легис акцио, поэтому и сам процесс получил название легисакционного. Было выработано пять основных легисакционных формул. Наиболее распространенная из них заключалась в том, что наряду с торжественными заявлениями стороны вносили залог, который терялся проигравшим дело и обращался в пользу государства. Нарушение одной из сторон порядка внесения залога автоматически влекло за собой проигрыш дела.

Если же обе стороны соблюдали установленную процедуру, дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На данной стадии процесс не был связан строгими формами. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало.

В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную процедуру. В течение всего процесса он поддерживал обвинение, вел допрос. Если консул выносил смертный приговор, то для его приведения в исполнение требовалось одобрение народного собрания.

Римское право классического и постклассического периода. Публичное и частное право. В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период произошло деление права на публичное и частное. По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное – к пользе отдельных лиц.

Публичное право носило императивный характер. Оно включало в себя отношения власти – подчинения. В частном праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в условиях эксплуататорского общества всегда в экономически неравном положении. Его субъекты имели определенные правовую и хозяйственную автономию. Охрана частных интересов осуществлялась лишь по инициативе заинтересованных лиц.

Частное право в классический период получило более глубокую и тонкую разработку. Оно преодолело былой формализм и охватило широкий круг отношений, связанных с товарным производством.

Вещное право. Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в римском частном праве. Римские юристы четко отличали вещные иски от личных, связанных с обязательственными отношениями.

Потребности имущественного оборота и расширение территории Римского государства привели к появлению в классическую эпоху новых видов собственности (кроме земли как основной формы собственности). Поскольку известная предшествующему периоду квиритская собственность имела ярко выраженный национально римский характер и становилась все более архаичной в силу целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь потребовала выработки новых и менее сложных форм закрепления собственнических интересов. В рамках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя, фактически закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества.

В связи с расширением границ римского государства, включением в него все новых провинций и ростом числа иностранцев получили признание и правовую защиту также провинциальная собственность и собственность перегринов.

Наряду с манципацией, которая использовалась все реже, а в период домината практически вышла из употребления, основным способом переуступки права собственности стала традиция. Удобство этого способа заключалось в его простоте и неформальном характере. При традиции право собственности приобреталось в силу самой фактической передачи вещи лишь при условии наличия “справедливого”, т. е. законного, основания.

Дальнейшее развитие в классический период получила приобретательная давность. В преторском праве был расширен круг лиц, которые могли приобрести право собственности по давности владения. Так, после десяти лет добросовестного и непрерывного владения это право признавалось даже за перегринами.

В этот же период получили дальнейшее развитие гражданско-правовые формы защиты прав частного собственника. Наиболее важной из них был виндикационный иск. Он предоставлялся собственнику вещи, которая в силу каких-либо причин была им утеряна и оказывалась у третьего лица.

С развитием преторского права получили окончательное оформление еще один самостоятельный вид вещевого права – институт владения, а также дальнейшее совершенствование такой вид вещного права, как право на чужие вещи.

Из греческого права в эту эпоху был позаимствован эмфитевзис – наследственная аренда земли с внесением установленной платы. Держатель земли (эмфитевт) не мог быть согнан с участка в силу признанного за ним претором и защищаемого им вещного права, которое позволяло даже переуступать ее третьим лицам.

В классический период получили развитие залоговое право, а также личные сервитуты, которые предусматривались обычно в завещаниях и представляли собой пожизненное право лица, в чью пользу устанавливался сервитут, пользоваться чужой вещью с правом получения от нее плодов или же без такового права.

Обязательственное право. Наиболее разработанной частью римского права в классический период было обязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежного обращения.

С развитием товарного производства обязательства в значительной мере утратили свой былой формализм и из односторонних превратились в основном в двусторонние.

Наиболее тщательную и точную разработку получили договоры (контракты). Договоры могли заключаться устно или письменно, в том числе посредством переписки. В Институциях Гая договоры были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные.

В е р б а л ь н ы е договоры брали свое начало от древнейших договоров-клятв, но в рассматриваемый период их форма была значительно упрощена. Основным и наиболее распространенным видом вербальных договоров по-прежнему была стипуляция.

Л и т е р а л ь н ы е договоры представляли собой особые письменные договоры, принятые в торговом обороте. Обязательство в этих договорах возникало в силу записи в специальных книгах доходов и расходов одной из сторон, составления долговых расписок, подписанных обеими сторонами или же одним должником.

Р е а л ь н ы е договоры помимо соглашения сторон по основным условиям контракта требовали обязательной передачи вещи, которая составляла предмет договора. К реальным договорам относился прежде всего заем. В принципе этот договор был безвозмездным, но нередко одновременно с займом оформлялось отдельное стипуляционное соглашение о выплате процентов.

Наиболее распространенными и наиболее формальными были к о н с е н с у а л ь н ы е договоры, которые получили более позднее признание. Обязательство в этих договорах возникало в силу простого соглашения сторон по всем основным условиям контракта. К этой группе относился прежде всего договор купли-продажи.

К консенсуальным договорам относился также договор найма, представленный в это время тремя разновидностями. Наем вещей предполагал предоставление во временное пользование и за плату какой-либо индивидуально-определенной вещи.

Договор найма рабочей силы, который заключался на определенный срок и с фиксированной оплатой труда наемного работника, не получил большого развития в условиях рабовладельческой системы, где основную рабочую силу составляли рабы. Римскому праву был известен также наем рабочей силы для выполнения работы, имеющей своим результатом изготовление какой-либо конкретной вещи, т. е. своеобразный подряд.

К консенсуальным контрактам относились также договор поручения и договор товарищества. Последний заключался для совместного ведения какой-либо определенной хозяйственной деятельности.

В классический период получили дальнейшее развитие и обязательства из правонарушений.

Брачно-семейное и наследственное право. Характерной чертой классической эпохи являлось прогрессирующее разложение патриархальной семьи. Брак с мужней властью уже во II в. н. э. практически не встречался, а проживание жены в доме мужа в течение года уже не влекло за собой автоматически возникновения власти мужа. Становилась распространенной новая форма брака без мужней власти. Женщина, вступая в такой брак, не порывала со своей прежней семьей.

Брак без мужней власти мог быть легко расторгнут по обоюдному согласию супругов, а также по требованию одного из них. Широкое распространение получил так называемый конкубинат – неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины. Для преодоления негативных явлений в сфере семейных отношений император Август издал закон, предусматривающий санкции за безбрачие и бездетность.

Разложение патриархальной семьи нашло свое выражение и в ослаблении отцовской власти. Прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматриваться в постклассический период как тяжкое преступление. Усилилась имущественная самостоятельность подвластных членов семьи.

Преторский эдикт изменил и форму завещания, которая уже не требовала использования сложной процедуры (с помощью “меди и весов”). Завещания, как правило, стали составляться не в устном, а в письменном виде, но с соблюдением определенной формы.

Изменения форм гражданского процесса. С развитием преторского права на смену сложному и архаичному легисакционному процессу приходит формулярный процесс. Он утвердился со второй половины II в. до н. э. В нем значительно повысилась роль претора, возросло значение первой стадии судопроизводства (“ин юре”), так как именно здесь устанавливалась юридическая суть спора. Создавая новые формулы и иски, претор посредством своего эдикта способствовал развитию самого содержания частного права.

К концу классического периода, а особенно при доминате, все большее распространение получает экстраординарный процесс. При нем исчезает традиционное деление судопроизводства на две стадии: “ин юре” и “ин идицио”. Магистрат, принимая дело к рассмотрению, ведет его с начала и до конца, т. е. до вынесения решения. Процесс перестает быть публичным, проводится в закрытых помещениях.

Вводится апелляция на вынесенные магистратом судебные решения. Лицо, подавшее апелляцию в высшую инстанцию, в случае повторного проигрыша дела уплачивало крупный штраф.

Уголовное право и процесс. Под влиянием политических перемен – кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров произошли существенные изменения в уголовном праве Рима.

Характерной чертой развития уголовного права данного периода является то, что частные деликты постепенно становились уголовно наказуемыми, включались в категорию преступлений. Так, кража по-прежнему считалась частным деликтом, но в ряде случаев (кража со взломом или насилием, кража на больших дорогах и т. д.) к традиционным штрафным мерам добавлялись и государственные наказания.

Появилось большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматривались как опасное посягательство на устои государства. В числе таких преступлений – заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т. д.

Среди преступлений против личности, кроме различных видов убийств, публичными деликтами стали считаться “обиды”, прежде всего телесные повреждения, которые по Законам XII таблиц рассматривались как частный деликт.

Расширился также круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности. В их число входили кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и др.

В императорском Риме произошло также резкое увеличение видов наказаний. Вновь была восстановлена смертная казнь, которая во времена поздней республики не применялась к римским гражданам, причем появились новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление.

За тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы и т. д.

Характерной чертой уголовного права императорского периода становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности. Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы.

Представители высших сословий освобождались от принудительных работ, порки и т. п., которые заменялись ссылкой.

Уголовный процесс приобрел четко выраженный инквизиционный характер. Судья сосредоточивал в своих руках и обвинительные, и судебные функции. Суд происходил при закрытых дверях, обвиняемый лишался права на юридическую помощь и утрачивал другие процессуальные гарантии, существовавшие в республиканскую эпоху. К лицам низших сословий стали применяться пытки. Судебный приговор можно было обжаловать в апелляционном порядке в вышестоящий императорский суд. Новой и единственной гарантией для обвиняемого стало право убежища в императорских храмах и около статуй императора, что временно могло спасти от ареста.


 

19. Средневековое государство в Византии.

Средневековое государство в Византии

Началом Византийской империи принято считать 395 г., когда император Феодосий I разделил Римское государство на восточную и западную части. Столицей восточной части империи в 330 г. стал Константинополь (в этом году был переименован старый греческий город Византий).

Византийское государство просуществовало свыше тысячи лет и пало под ударами турецких войск в 1453 г.

В своем развитии Византийское государство прошло три этапа.

П е р в ы й этап (IV – VII вв.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора.

В т о р о й этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает конченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигла наивысшего уровня.

На т р е т ь е м этапе (XII – XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII – XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.

Общественный строй. Процесс разложения рабовладельческих порядков носил в Византии замедленный характер. Господствующий класс в IV – VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества принадлежало муниципальной верхушке крупных городов империи, особенно столицы – Константинополя.

Свободные крестьяне-землевладельцы жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Широко использовалась в Византии этого периода и позднеримская форма эксплуатации крестьян – колонат. Крестьяне также уплачивали поземельную подать и несли разного рода имущественные и личные повинности в пользу государства.

Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и “приписных”. Они арендовали землю у крупных землевладельцев и находились в зависимости от них. Особенно тяжелым было положение “приписных” колонов, прикрепленных к земле. Свободные и “приписные” колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства.

На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение резко отличалось от положения различных категорий свободных.

В конце VI – первой половине VII в. в ходе острейшего политического и социального кризиса общественный строй Византии претерпел серьезные изменения. В войнах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господствовали в Византии в предшествующем периоде.

Только в X в. возобладала тенденция к созданию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении, однако, контроля со стороны государства. Основные же формы феодального землевладения – условные земельные пожалования в виде пронии, арифмоса – утверждаются еще позже, в XI – XII вв. Так, наиболее известный феодальный институт – прония, расцвет которого приходится на XII – XIII вв., представлял собой различные виды земельных пожалований прониару от государства на условиях несения службы, обычно на время жизни прониара или императора.

На втором этапе господствующий класс состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства. Наследственная вассально-сеньориальная система, характерная для развитого феодального строя, начинает складываться в Византии только в XI – XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью.

На втором этапе также существовали многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового населения. По-прежнему сохранялись значительная категория свободных крестьян-общинников, а также особая прослойка государственных крестьян, работавших на землях, принадлежавших казне и императору. Податные крестьяне, обрабатывавшие государственные земли, фактически становятся в это время крепостными: приписываются к казне и теряют свободу передвижения. Они должны были платить канон – поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Особенно разорительной для крестьян-общинников стала обязанность уплачивать налоги за выморочные и брошенные земли соседей.

С XI – XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет свободных и даже государственных крестьян. Частновладельческие крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. Они были прикреплены к земле вплоть до XIII – XIV вв.

Низшую ступень, как и ранее, занимали рабы. В X – XI вв. их положение несколько улучшается. Они получают право заключать церковный брак. Пресекается обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводят на положение париков. В XI – XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.

Государственный строй. Византийское государство унаследовало основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе его стоял император, наследник власти римских царей. Он обладал полнотой всей законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Император назначал и смещал высших чиновников, был верховным судьей, командующим армией и флотом.

Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии можно объяснить рядом причин. Во-первых, наличием многих крупных городских центров – наследников римской эпохи – и потому потребностью в экономической связи между областями и провинциями. Во-вторых, особой остротой классовой борьбы. В-третьих, постоянной внешнеполитической опасностью, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

Власть византийского императора, однако, не была произвольной. Он избирался сенатом, “народом Константинополя” и армией, роль которой в решении этого вопроса постепенно снижалась.

Важным фактором политической жизни государства было одобрение кандидатуры императора “народом Константинополя”. На этой основе в Византии возникли особые политические организации – так называемые городские партии (димы). Две наиболее крупные из них – “голубые” и “зеленые” – составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых – торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В IV – VI вв. роль димов в политической жизни была весьма значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.