Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






День третий. • осознание ответственности за собственный ролевой реперту­ар и жизненные выборы;






Задачи:

• осознание ответственности за собственный ролевой реперту­ар и жизненные выборы;

• итоговая обратная связь.

Работа с ответственностью — один из самых сложных моментов в процессе психологического обучения подростков. Наш опыт говорит о том, что понятие ответственности носит для подростков часто декларативный характер, они с готовностью произносят тер­мин, объясняют и обсуждают проблему ответственности. Однако далеко не всегда готовы проявить ответственность в реальных жиз­ненных выборах и поступках.

В контексте нашей программы происходит обсуждение приня­тия ответственности за свой ролевой потенциал как способности осознавать и учитывать ролевые ограничения там, где это необхо­димо, прогнозировать последствия своих поступков при выходе за рамки привычных ролей.

Первым шагом при работе с ответственностью является упраж­нение «Фильм о моей жизни», который естественно завершает блок упражнений, направленных на рефлексию своего опыта и самопознание и в то же время становится своеобразным мости­ком к обсуждению проблемы ответственности. Ключевой вопрос в обсуждении «Фильмов», которые описали участники: «Кто яв­ляется режиссером и автором сценария фильма?» Далеко не все­гда подростки ставят на эти позиции себя, кто-то родителей, кто-то вообще популярных режиссеров. Однако этот вопрос всегда становится началом довольно бурной дискуссии: «Кто же, кроме тебя, может быть режиссером твоей жизни?», а следовательно, отвечает за нее.

Дальнейшее обсуждение проблемы ответственности проводится на основании широко известного упражнения «Поводырь», кото­рое дает участникам повод задуматься о доверии, которое испыты­вают к ним другие люди, взвесить свои силы и степень готовности принимать ответственность за других или передавать ее.

Заключительным этапом содержательной части программы становится ролевая игра, в которой участникам предлагается «вызов» — принять ответственность за выбранные роли и успешно исполнить их. Для этой ролевой игры приглашаются только желающие, готовые к «испытанию».

На этапе итоговой обратной связи в тренингах с подростками на наш взгляд, целесообразно проводить некую «Проверку» усвоенного, обратившись к вопросу о том, что конструктивного, полезно го, нового вынесли участники из содержания программы. Это может быть шеринг, где участникам предлагается обозначить самое трудное, самое полезное и самое интересное в программе. Возмо­жен вариант, когда ребятам предлагается написать ответы на эти же вопросы на едином общем плакате. Последней процедурой програм­мы становится личностная обратная связь участников друг с дру­гом, где, безусловно, акцент ставится на ресурсах, положительных качествах, которые помогут в дальнейшем.

В случае успешного проведения программы тренинга подростки получают новую информацию о себе, своих психологических зако­номерностях, которые могут помочь в жизни, но самое главное — оказываются готовыми ставить новые вопросы и самостоятельно искать на них ответы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.

2. Березников А. А. Обратная связь в групповой работе с подростками // Журнал практического психолога. 1999. № 3

3. Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991.

4. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.

5. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

6. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Academia, 2001.

7. Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С. В. Кривцовой. М.: Гене­зис, 1997.

8. Прихожан А. М. Психология неудачника. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

9. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М.: Прогресс, 1993.

 

10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Ч. 1, 2, 3. М.: Генезис, 1998.

11. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ИТД «Летний сад», 2000.

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

13. Яничева Т. Г. Специфика тренерской позиции в групповой работе с под­ростками // Журнал практического психолога. 1998. № 2.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.