Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






День первый. Цель. Знакомство и изучение основных представлений, связан­ных с концепцией Цикла управленческих умений






Цель. Знакомство и изучение основных представлений, связан­ных с концепцией Цикла управленческих умений, а также понима­ние того, что деятельность менеджера состоит из решения серии задач, природа которых в управлении, в принципе, одинакова. Глав­ным является то, что эффективность деятельности менеджера зави­сит от непрерывности, целостности и завершенности этого процесса. Эта связанная цепь умений всегда начинается с умения ясно форму­лировать цели и понимания их значимости. Поэтому традиционная процедура вводной беседы и представления участников тренинга друг другу (знакомство) фокусируется на целях собственно тренинга и личных целях в контексте обсуждаемой проблемы. Акцент дела­ется на значимости и результативности достижения этих целей, ко­торые определяют мотивацию деятельности в любой сфере. Подво­дится итог группового обсуждения формулированием понятия «цель» (это желаемое положение дел, которого стараются достичь люди, подразделения, организации) и ее составляющих — шагов по ее достижению — «задач» (задача — это цель, рассматриваемая со­вместно с условиями ее достижения) (2). В терминологии Цикла управленческих умений в качестве таковых рассматриваются «фазы решения управленческих задач».

Далее участники работают в подгруппах, вырабатывая собствен­ное видение полного, целостного и завершенного Цикла управле­ния, представляя его затем в виде схемы на флип-чарте. Каждый проект Цикла управленческих умений комментирует выбранный группой представитель. Желательно провести видеозапись выступ­лений, так как этот материал может быть в последующем исполь­зован для анализа развития способностей влияния на группу и ориентацию на людей. По окончании обсуждения и выявлении наи­лучшего проекта, он сравнивается с моделью Цикла управленчес­ких умений по К. Л. Вилсону, который в качестве иллюстративного материала раздается всем участникам группы. Эта модель исполь­зуется затем как теоретическая основа для всей последующей рабо­ты на тренинге. Возможно обсуждение целеполагания таким обра­зом, когда рассматриваются основные требования к целям, которые должны быть сформулированы как точные и конкретные, измери­мые, достижимые, реалистичные и непротиворечивые, а также оп­ределенные по времени (принципы SMART)[1].

 

Ролевая игра, направленная на обсуждение с коллективом целей и задач и понимание значимости задания, позволяет драматизировать процедуру тренинга и вывести его не только на операциональный, но и на личностный уровень. В качестве такой игры может быть выбрана ситуация, включающая в себя разработку плана по внедрению нововведений в организации (например, изменение номенклатуры изделий или территориальные изменения). Основные условия игры, описание специфики организации, перечень должностных позиций выдаются в конверте ведущим каждой подгруппе (количество таких подгрупп зависит от общего числа участников). Назна­ченный группой руководитель должен быть уверен, что подчинен­ные понимают, какую цель он перед ними ставит и какие задачи необходимо решить. В речи руководителя (после разработки этого плана в подгруппе), произнесенной уже перед всей группой, обра­щается внимание на позитивность формулировок, визуализацию, эмоциональность и способность к коррекции при наличии крити­ческих замечаний от всей группы, которые инициируются ведущим. Анализируется, какого рода планирование предлагается авторами проекта: стратегическое (общая цель организации, миссия) или же предпочтение отдается оперативным целям (направленным на кон­кретные, измеряемые результаты, часто кратковременным).

Таким образом, две игры первого дня касаются проблематики двух фаз Цикла управленческих умений — разъяснения целей и их значи­мости, а также планирования и решения организационных проблем. Анализу подвергаются такие умения менеджера, как налаживание взаимоотношений с подчиненными, повышение степени их участия в принятии решений и возможности выдвигать свои идеи, а также тщательность планирования, учет ресурсов и неблагоприятных об­стоятельств, знание специфических проблем организации.

По мере необходимости в течение этого и последующих дней проводятся психогимнастические упражнения, направленные на снятие возникшего эмоционального напряжения, повышение ра­ботоспособности и сплоченности группы.

В конце дня, до подведения его общих итогов и традиционного рефлексивного анализа, участникам группы предлагается описать сложные ситуации из собственной практики управления и попы­таться определить индивидуальные проблемные зоны Цикла управ­ленческих умений. Все это может в дальнейшем стать материалом для создания, постановки и анализа деловых и ролевых игр.

Кроме этого, на наш взгляд, в первый день важно провести пси­хологическую диагностику менеджерских умений по опроснику Вилсона. Это может быть как самооценка, так и, при определенных условиях (хорошее знание всех участников группы), экспертная оценка. Обсуждение результатов психодиагностики планируется на второй день тренинга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.