Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №7. • Бизнес-план: цель, содержание, структура, характера важнейших разделов плана.






Бизнес-план: цель, содержание, структура, характера важнейших разделов плана.

Бизнес-план - документ, стандартный для большинства стран с развитой рыночной экономикой. Во всем мире принято выдавать ссуды только после тщательного анализа их бизнес-планов – это обычное требование к любому заемщику.

Бизнес-план описывает все основные аспекты будущего (или действующего) предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, определяет способы решения этих проблем Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший период и на перспективу в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Основные задачи бизнес-плана: 1) изучение емкости и перспективы развития рынка сбыта;

2) оценка затрат, необходимых для производства и сбыта необходимой продукции, и соизмерение их с теми ценами, по которым можно будет продавать свою продукцию, чтобы определить прибыльность; 3) обнаружение " подводных камней", которые могут иметь место; 4) определение тех критериев, по которым можно было бы регулярно определять эффективность деятельности предприятия.

Следует выделить две основные функции бизнес-плана:

1.Этот документ готовится для получения финансовых средств от кредитора (банковские и другие кредиты, облигационные займы), привлеченных финансовых средств инвестора (от продажи акций, паевых и иных взносов), бюджетных инвестиционных ассигнований.

2. Планирование всей хозяйственной деятельности предприятия.

Разделы бизнес-плана

Бизнес-план начинается с краткого изложения или резюме бизнес-плана, хотя оно готовится в самом конце работы, когда готовы все остальные разделы.

Описание продукции

Вэтом разделе описывается та продукция или услуга, которую предприятие собирается производить или оказать: какие потребности призвана удовлетворять, чем отличается, в чем ее особенность, преимущества и почему она будет пользоваться спросом у покупателей. Важно охарактеризовать качественные основные характеристики продукции, преимущества ее дизайна, особенности упаковки, какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности продукции или технологии.

В этом же разделе указывается примерная цена, по которой будет продаваться товар, и связанные с его производством затраты, а отсюда и примерная прибыль на единицу продукции.

Оценка рынка сбыта Анализ рынка сбыта - один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана и такие вопросы, как, кто, почему, сколько и когда будет покупать вашу продукцию завтра, послезавтра, в течение ближайших лет, требуют серьезного изучения. Задачи ассоциации:

1) обобщение условий снабжения, производства и сбыта продукции, производимой предприятиями ассоциации; 2) изменение спроса на продукцию отрасли; 3) сдвиги, произошедшие или наметившиеся в его структуре; 4) изменение цен на покупаемые отраслью ресурсы.

Оценка конкурентов

В этом разделе следует ответить на вопросы: - Кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции? - Как обстоят дела, с объемами продаж, с доходами, с внедрением новой продукции, с техническим сервисом (если речь идет о машинах и оборудовании)? - Много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих изделий? Что представляет собой их продукция (основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей)? - Каков уровень их цен на их продукцию? - Какова политика их цен?

Конкурентов надо оценивать предельно трезво, не бояться их, а обращать внимание на пробелы в их стратегии или качественных характеристиках товаров.

В борьбе со своими конкурентами можно выбрать курс либо на ценовую конкуренцию (предлагая аналогичную продукцию по более низкой цене), либо на конкуренцию качества (продажа по той же цене, что у конкурентов, но более качественной).

План маркетинга В этом разделе содержатся: - схема распространения товаров; - ценообразование; - реклама;

- методы стимулирования продаж; - организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров); -формирование общественного мнения о предприятии и его продукции.

Кратко излагается: - способ продажи продукции - через собственные магазины или через оптовые торговые организации; - методы определения цены на продукцию и ожидаемый уровень прибыльности на вложенные средства; - организация рекламы и сколько примерно на это выделяется средств; - за счет чего будет осуществляться рост объемов продаж – за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей;

- как будете добиваться улучшения репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности.

План производства Этот раздел готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством. Главная задача этого раздела - доказать потенциальным партнерам, что вы будете в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством.

Вопросы, на которые надо ответить в этом разделе: - Товары будут изготавливаться на действующем или вновь создаваемом предприятии?

- Какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут возрастать год от года? - Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними? - Предполагается ли производственная кооперация и с кем? - Возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов? - Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести? Возможны ли при этом проблемы и какого рода?

Данные этого раздела желательно анализировать в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий – и на 4-5 лет.

Необходимо сказать и о контроле качества. Необходимо сообщить, на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль качества и какими стандартами при этом будут руководствоваться.

Полезно составить схему производственных потоков на предприятии, где будет изображено откуда и как будут поступать все виды сырья, материалы, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться.

Завершает раздел оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу, а также на утилизацию отходов и охрану окружающей среды.

Содержание плана производства и реализации продукции действующего пищевого предприятия представлено отдельной темой.

Организационный планВ этом разделе указывается, какие специалисты (какогопрофиля, с каким образованием, каким опытом) и с какой заработной платой потребуются на постоянную работу или в качестве совместителей.Приводится организационная схема предприятия, откуда видно, кто и чем будет заниматься, как все службы будут друг с другом взаимодействовать и как их деятельность намечается координировать и контролировать.

Юридический планВ этом разделе указываются форма собственности и правовой статус предприятия: частное владение, кооператив, государственное предприятие, совместное предприятие и другие. Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы организации.

Оценка риска и страхование

Понятие риска, его оценки, прогнозирования, управления им - вещь малознакомая для российских предпринимателей. Приемы " цивилизованного" обращения с коммерческими рисками знакомы пока немногим.

Важно заранее предугадать все ТИПЫ рисков, с которыми можно столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. Затем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.

Требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для вас наиболее вероятны и во что они могут вам обойтись, быть готовым ответить на вопрос, как уменьшить риски и потери, указать организационные меры профилактики рисков и программу страхования от рисков.

Финансовый план Это самый сложный раздел бизнес-плана, в котором все изложенное в предыдущих разделах словами находит цифровое выражение, позволяющее оценить выгодность предприятия. Здесь готовятся следующие документы: - прогноз объемов реализации; - баланс денежных расходов поступлений; - таблица доходов и затрат; - сводный баланс активов и пассивов; - график достижения безубыточности (график прибыльности).

Этот перечень стандартен для мировой практики, опирающейся на иную систему бухгалтерского учета. Однако уже и в нашей стране начата подготовка к переходу на стандарты евробухучета.

Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую вы полагаете завоевать своей продукцией, составляется на 3 года. Для первого года данные приводятся помесячно, для второго года – поквартально, третий год приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

На 1-й год точно известны будущие покупатели, имеется предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Со 2-го года – прогнозные прикидки. Важно, чтобываши оценки были реальными.

Баланс денежных расходов и поступлений этот документ позволяет оценить, сколько денег нужно вложить в проект, причем в разбивке по времени, т.е. до начала реализации.

Таблица доходов и затрат –

Сводный баланс активов и пассивов предприятия рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Его обычно очень тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов.

График достижения безубыточности – это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажную цену и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-переменные издержки).

Роль и значение лицензий и аккредитации предпринимательской деятельности

Лицензирование имеет два основных направления. Во взаимоотношениях государства, с одной стороны, и предприятий, предпринимателей, с другой, занимающихся отдельными видами деятельности, которые подпадают под государственное регулирование, Лицензирование осуществляется на определённых условиях путём выдачи разрешений (лицензий) на право осуществления конкретных (определённых) операций, действий (фармацевтическая деятельность, техническое обслуживание мед. техники, проектирование, инженерные изысков и строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с ГОСТом, торговля оружием, запчастями и патронами, а также ремонт вооружения, оценочная деятельность, медицинская деятельность, туроператоская и турагентская деятельность, деятельность по продаже прав на клубный отдых, организация и содержание тотализаторов и игорных заведений, аудиторская деятельность, заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов. Во втором направлении лицензирование осуществляется на основе передачи прав одним лицом другому лицу в обмен на гонорар или лицензионный платёж.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться другими методами, кроме как лицензирование.При лицензировании деятельности федеральным органом, она действительна на всей территории РФ, а при лицензировании субъектом РФ, так же на всей территории РФ при условии уведомления соответствующего субъекта РФ. Срок действия не может быть менее 5 лет. Положением о лицензировании м.б. предусмотрено бессрочное получение лицензии.Основные принципы лицензирования: обеспечение единства экономического пространства, установление единого порядка и перечня лицензируемых видов деятельности, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, гласность и открытость, соблюдение законности при лицензировании.Задачами лицензирования предпринимательской деятельности является обеспечение ограничительных мероприятий по допуску на рынок товаров, услуг и работ только тех экономических субъектов, которые имеют соответствующие качественные ресурсы (производственные, финансовые, топливно-энергетические, кадровые), отвечающие требованиям безопасных условий работы, государственных стандартов, уровню квалификации персонала, а также в целях взимания платежей за выдаваемое разрешение (лицензию), например, при реализации вино-водочных изделий, отстреле редких диких животных и т.п.

Деятельность по оценке соответствия продукции, работ (услуг) требованиям безопасности и качества, включающая испытания и контроль, подтверждение соответствия, регистрацию и т. д., — один из важнейших механизмов, регулирующих рыночные отношения в сфере бизнеса. Оценку соответствия проводят специальные аккредитованные органы. При этом под аккредитацией понимается официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Слово «аккредитация» происходит от латинского accredere — доверять, быть уверенным в чем-либо. Таким образом, аккредитация (англ. accreditation) означает «давать уверенность». Заинтересованные лица и организации могут быть уверены в том, что аккредитованные органы предоставляют им услуги компетентно и надежно.

Аккредитации подлежат органы по сертификации, испытательные лаборатории, инспекционные органы, калибровочные (поверочные) лаборатории, органы по сертификации персонала. Задача состоит в том, чтобы при аккредитации обеспечить гармонизацию процедур оценки соответствия с целью повышения компетентности, достижения высокого качества и эффективности предоставляемых услуг.

В целях обеспечения единства подходов в построении органов по аккредитации и организации их деятельности Международной организацией по стандартизации (ИСО) совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовлен документ ИСО/МЭК 17011 «Общие требования к органам, обеспечивающим оценку и аккредитацию органов по оценке соответствия». Этот документ служит основой для сравнения деятельности различных органов по аккредитации в целях достижения взаимного признания.

Организационно деятельность по аккредитации поддерживается и координируется различными международными и региональными организациями, самая авторитетная из которых - Международный форум по аккредитации (International Accreditation Forum — IAF).

Система аккредитации - система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации организации.

Аккредитующий орган - орган, управляющий системой аккредитации и проводящий аккредитацию организаций, являющихся объектами аккредитации в управляемой им системе.

Критерии аккредитации - требования, предъявляемые аккредитующим органом к организациям, подлежащим аккредитации.

Область аккредитации - виды деятельности, на выполнение которых аккредитована конкретная организация.

Инспекционный контроль за организацией - проверка, проводимая аккредитующим органом на соответствие деятельности организации установленным требованиям.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об аккредитации
1. Законодательство Российской Федерации об аккредитации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) аккредитация - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица либо индивидуального предпринимателя установленным критериям аккредитации, служащее официальным свидетельством его компетентности;
2) аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и подтверждающий аккредитацию в определенной области;
3) аттестация экспертов по аккредитации - подтверждение соответствия физического лица установленным требованиям и признание его компетентности участвовать в работах по аккредитации в определенной области;
4) заявитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, претендующие на аккредитацию либо на расширение области аккредитации;
5) аккредитованное лицо - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в порядке, установленном настоящим Федеральном законом;
6) критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации;
7) область аккредитации - сфера деятельности юридического лица либо индивидуального предпринимателя, на выполнение которой подано заявление и (или) предоставлен аттестат аккредитации;
8) национальный орган по аккредитации – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в Российской Федерации;
9) эксперт по аккредитации – физическое лицо, аттестованное в установленном порядке национальным органом по аккредитации, привлекаемое национальным органом по аккредитации для проведения экспертизы в определенной области аккредитации;
10) технический эксперт – физическое лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области аккредитации и привлекаемое национальным органом по аккредитации для консультирования по специальным областям знаний в определенной области аккредитации;
11) реестр аккредитованных лиц – система учета сведений об аккредитованных лицах;
12) реестр экспертов по аккредитации – система учета сведений об экспертах по аккредитации;
13) знак аккредитации – символ, который свидетельствует, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, применяющее этот знак, аккредитовано в национальной системе аккредитации Российской Федерации.
Статья 4. Цели и принципы аккредитации
1. Аккредитация на территории Российской Федерации осуществляется в целях: 1) обеспечения доверия к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими деятельности по оценке соответствия; 2) создания условий для признания результатов деятельности аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оценке соответствия внутри страны и за рубежом.
2.Аккредитация осуществляется на основе следующих принципов: осуществление полномочий по аккредитации единым национальным органом по аккредитации; компетентность и независимость национального органа по аккредитации; добровольность; открытость и доступность правил аккредитации; недопустимость совмещения полномочий национального органа по аккредитации и полномочий учредителя; недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия; единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям, претендующим на получение аккредитации; обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления деятельности по аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены; недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц; создание условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а также государствами - торговыми партнерами Российской Федерации; обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимость установления пределов действия аттестатов об аккредитации на отдельных территориях Российской Федерации и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.