Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избирательные реформы 1832 г., 1867 г., 1884-1885 гг в Англии. Реформы местного управления и суда. Акт о парламенте 1911 г.




Союз английской буржуазии с земельной аристократией не означал, что дворянство всегда и во всем проводило политику, удовлетворявшую его партнера. Правившая элита в первую очередь заботилась об интересах узкойклики земельных магнатов. Промышленный переворот, завершившийся к середине XIX в., существенно изменил соотношение сил в пользу буржуазии. Она стала добиваться такого перераспределения власти, которое бысоответствовало ее возросшему значению. Буржуазия стремилась к установлению своего господства в палате общин. Но благодаря архаической избирательной системе нижняя палата парламента находилась в руках земельной аристократии. В городах избирательные цензы были неодинаковы: в одних требовалось членство в корпорациях или гильдиях, в других — уплата налогов и повинностей, в третьих — женитьба на дочери лица, пользовавшегося правом избирать, и т. д. Опустевшие городские местечки, получившие меткое название «гнилых», посылали в парламент депутатов, а громадные промышленные центры были лишены такого права. К примеру, на месте одного «гнилого местечка» остались только руины, другое было затоплено, третье превратилось в луг, и т. п. Однако от всех их избирались представители в палату общин. Очень часто такое поселение принадлежало какому-либо аристократу, который фактически своей властью назначал депутата. Например, герцог Ньюкастль«избирал» одиннадцать коммонеров. Подобного рода местечки называли «карманными».Из 14 млн человек, проживавших в Англии и Уэльсе, ко времени проведения первой избирательной реформы правом голоса пользовались 300 тыс.человек. Таким образом, значительные слои буржуазии не могли представлять свои интересы в парламенте. Поэтому они требовали преобразования избирательной системы. Аристократия яростносопротивлялась.Оппозиции удалось привлечь на свою сторону широкие народные массы.Движение за реформу развернулось по всей стране. Виги более тесно, чем тори, связанные с буржуазией, были вынуждены пойти на некоторые уступки.Они последовали правилу, которое несколько позднее сформулировал английский конституционалист У. Беджгот: «Нужно жертвовать доходами, чтобы сохранить капитал, нужно быть уступчивым в осуществлении власти, чтобы не потерять её совсем». Утверждённый в июле 1832 г. Акт об улучшении народного представительства в Англии и Уэльсе лишил представительства в парламенте 56 «гнилых» местечек и все те города, в которых насчитывалось менее 2 тыс. человек. Поселения, где проживали от 2 до 4 тыс. человек, теперь стали избирать только одного депутата. В итоге в палате общин оказались вакантными 143 места. Они были распределены следующим образом: 62 места предоставили графствам, 63 —городам и 18 — Шотландии и Исландии. Одновременно с перераспределением вакансий вводился новый избирательный ценз. Право голоса на парламентских выборах получили те жители графств и городов, которые владели имуществом, приносившим 10 ф. ст. дохода в год.В результате имевших место преобразований количество пользовавшихся правом голоса увеличилось очень незначительно: в графствах оно поднялось с 247 до 376 тыс., а в городах — с 188 до 256 тыс. человек. Положение народных масс почти не улучшилось. «Пожалуй никогда ещё, — писал К.Маркс, — такое могучее и, по всей видимости, успешное народное движение не сводилось к таким ничтожным и показным результатам».Однако избирательная реформа 1832 г. имела важное значение. По выражению Ф. Энгельса, она была победой всего класса капиталистов над землевладельческой аристократией. Но титулованная знать сдавала свои позиции с большим трудом: ещё в 1865 г. её интересы защищали почти 400коммонеров.В 1867 г. была осуществлена новая избирательная реформа. В результате её проведения наряду с промышленной и торговой буржуазией получила возможность участвовать в парламентских выборах и рабочая аристократия.Подкупая её более высокой заработной платой, предоставляя некоторые политические права, буржуазия использовала эту социальную группу в борьбе с революционным пролетариатом. Эта и другие меры правящего класса Великобритании привели к тому, что в целом английский рабочий класс...стал простым придатком «великой либеральной партии», то есть партии своих собственных капиталистов.В графствах имущественный ценз был снижен с 10 до 5 ф. ст. годового дохода. Право голоса в городах получили лица, арендующие в течение 12 месяцев немеблированную квартиру за плату в 10 ф. ст. Такого рода помещение могли занимать и представители высокооплачиваемой рабочей аристократии. Акт 1867 г. лишил 38 бургов права представительства в палате общин. Вместе с 7 имеющимися в парламенте вакансиями это составило 45 свободных мест, из которых 44 затем предоставили крупным городам. В результате реформы число избирателей возросло с 1, 4 до 2, 5 млн человек. В декабре 1884 г. была проведена очередная избирательная реформа. Её основное значение состояло в том, что право голоса в графствах было предоставлено лицам, арендующим немеблированные квартиры за плату 10 ф.ст. в год. Число избирателей в Англии увеличилось на 2 млн человек. Правящие круги Великобритании пошли лишь на минимальные уступки. Не имели избирательных прав женщины, мужчины моложе 21 года и лица, которые в течение 12 месяцев получали помощь от прихода, прожившие в округе менее определенного законом срока.Раньше депутаты и парламент избирались от города или графства в целом, как от особых юридических учреждений. Реформа 1885 г. установила новых принцип представительства от избирательного округа. Избирательный округ.С населением от 15 тыс. до 50 тыс. человек выдвигал одного депутата, свыше 50 тыс. человек, но менее 65 тыс. человек — двух депутатов. Округ с населением более 65 тыс. жителей в парламенте представляли три депутата.В результате избирательной реформы 1832 г. соотношение сил между палатой лордов и палатой общин начало постепенно изменяться в пользу последней. Б. Дизраэ-ли говорил, что «вся власть страны сосредоточена в нижней палате». Эта камера парламента получила теперь формальное правоименоваться «представительницей интересов всей страны». В 1852 г. в Англии окончательно устанавливается принцип «ответственного правительства», остающегося у власти до тех пор, пока ему оказывает доверие и поддержку большинство палаты общин. Дуалистическая монархия здесь трансформируется в парламентарную. 40-е — 60-е годы XIX в. были временем всемогущества английского парламента. Тогда ещё не существовало жесткой партийной дисциплины, подчиняющей коммоне-ров лидеру. Часто бывали случаи, когда его сторонники голосовали вместе с депутатами соперничающей партии. Период с 1832 г. по 1867 г. называют «золотой эрой» английского парламентаризма. Палата общин сравнительно легко свергала неугодных ей премьер-министров. Такая судьба постигла за эти годы 10 кабинетов. Английский парламент стал стержнем государственной жизни, могучим орудием в руках господствующего класса. Одновременно получила юридическое закрепление парламентарная «двухпартийная система», с помощью которой власть переходила от одной фракции правящего класса к другой. Во второй половине XIX в. «лояльная оппозиция» становится официально признанной нормой неписаной британско конституции, тогда как в XVIII в. идея политической оппозиции правительству короны признавалась неправомерной.После избирательной реформы 1832 г. были проведены некоторыемероприятия, направленные на обновление государственного аппарата, приспособление его к работе в новых условиях. Министерство внутренних дел подверглось реорганизации с целью усиления контроля над местнымсамоуправлением. В его непосредственное ведение перешла лондонская полиция и косвенный контроль над полицейскими формированиями графств и провинциальных городов. В 1839 г. был образован комитет Тайного совета по распоряжению выделенными на нужды образования суммами, а в 1848 г. учреждается так называемое управление народного здравия. Меры, направленные на создание четко работающего государственного аппарата, принимались в министерствах финансов и военном, а также в адмиралтействе. В 1853 г. создается специальная Комиссия по делам государственных учреждений, а в 1855 г. вводится экзаменационная систем зачисления на коронную службу с разделением чиновников по особым разрядам и классам. Акт о парламенте 1911 г. В начале XX в. основная борьба между либералами и консерваторами развернулась по вопросу о тарифах. Консерваторы, тесно связанные с тяжелой индустрией, требовали установления покровительственных пошлин сцелью защиты от конкуренции со стороны Германии. Кроме того, введение тарифов повысило бы (к выгоде лендлордов) цены на сельскохозяйственные продукты.Другие подразделения промышленности, особенно работавшие на экспорт(например, текстильная), были заинтересованы в сохранении свободной торговли. Эта отрасль являлась ведущей в Англии. Особенностью британской экономики был недостаток отечественного промышленного сырья и продовольствия для населения. Введение протекционистских пошлин вызвало бы гибель большинства отраслей английский промышленности. Сохранить свободную торговлю требовалось еще и потому, что связанные с ней низкие цены на многие потребительские товары превратились в своеобразную форму подкупа английского рабочего класса. Конфликт между консерваторами и либералами также коснулся вопроса о пенсиях. Особенно острые разногласия имели место в 1910 г., после того как палата общин приняла новый бюджет. Находившаяся под контролем консерваторов верхняя палата почти единодушно отвергла его. Невиданное в истории Англии отклонение палатой пэров бюджета позволяло либералам представить дело таким образом, что «лорды борются против народа». Ллойд Джордж, узнав об этом, воскликнул: «Они попались, наконец-то!». Сопротивление консерваторов дало либеральному кабинету возможность урезать правомочия оплота консерваторов. С этой целью правительство представило знаменитый Парламентский билль, существенно ограничивавшийся конституционные права верхней палаты. Палата лордов, большинство членов которой было непосредственно заинтересованно в проведении протекционистской реформы, решила боротьсядо конца. Однако некоторые вожди консервативной партии (в их числе лидер партии Бальфур и лидер консерваторов в палате лордов Лэнсдаун) прекрасно понимали, что в создавшейся ситуации «борьба до конца» означает полнейшую компрометацию не столько палаты пэров, сколько вообще консервативной партии в глазах избирателей. Поэтому они решили отступить и убедили тори одобрить Парламентский билль. Акт о парламенте 1911 г. устанавливал, что если финансовый билль, принятый палатой общин и отосланный по крайней мере за месяц до окончания сессии в верховную палату, не будет в течение месяца принят последней без поправок, он становится законом после утверждения короной, хотя палата пэров и не дала бы на него своего согласия. На спикера палаты общин возлагалась обязанность удостоверять, что указанныйт законопроект является финансовым. Права палаты лордов были урезаны и в законодательстве по нефинансовым публичным биллям. Если в течение трех последовательных сессий парламента (не обязательно одной и той же легислатуры) принимаемый палатой общин законопроект будет отвергаться палатой пэров, он все равно вносится в книгу статутов Великобритании. Но для этого необходимо, чтобы между вторым чтением билля во время первой сессии и третьим его чтением на третьей сессии прошли два года. Таким образом, верхняя палата теперь могла только затянуть на два года принятие неугодного ей закона, но не отвергнуть его. Судебная система и полиция Судьи в Великобритании практически отправляли свои обязанности пожизненно. Лорд — главный судья — назначался короной по представлению премьер-министра, прочие судьи высших судов утверждались монархом по рекомендации лорд-канцлера. В подавляющем большинстве случаев жрецы Фемиды происходили из привилегированных кругов. В течение столетий занятие поста мирового судьи обусловливалось обладанием значительной собственностью. В 1906 г.имущественный ценз отменили, но зато данная должность по-прежнемуоставалась неоплачиваемой.Неудивительно, что в этой стране даже в XX в. мировой судья мог приговорить к году каторжной тюрьмы за кражу трех яиц, а за хищение яблок стоимостью в 50 коп. — к трем годам каторги с последующей затем отдачей под надзор полиции. Ф. Энгельс указывал, что «пристрастность мировых судей, особенно в сельских местностях, действительно превосходит всякое представление».В рассматриваемый период судебная система Великобритании по-прежнему оставалась чрезвычайно запутанной, если не сказать хаотической. К примеру, здесь до 1857 г. существовали 400 церковных судов различного вида. В целях придания судебному ведомству большей эффективности правящие круги пошли на некоторые его преобразования. В 1832 г.учреждается судебный комитет Тайного совета в качестве апелляционного суда для колоний, по делам церковной юрисдикции. В Лондоне создается должность особых платных магистратов, заседавших единолично полицейских судей с юрисдикцией суда малых сессий. В 1834 г. создается Центральный уголовный суд. Он рассматривал дела о преступлениях, совершенных в Лондоне, Мидлсексе и некоторых частях графства Эссекс. Закон также разрешал ему принимать к производству любое уголовное дело, независимо от места совершения преступления. Однако и после всех этих нововведений организационная структура органов правосудия Великобритании оставалась крайне усложненной. Это вызывало недовольство правящих кругов. По их настоянию ведомство лорд-канцлера в 70-х годах XIX в. подверглось очень важным преобразованиям. Так, три главных суда общего права, суд канцлера, суд по завещаниям, суд по разводам, суд адмиралтейства, суд казначейской палаты и апелляционный суд канцлера были ликвидированы. 1 ноября 1875 г. начал функционировать вновь учрежденный Верховный суд Великобритании. Он состоял из двух частей: высокого суда и апелляционного суда по гражданским делам. В свою очередь в высоком суде имелись следующие отделения: 1) суд королевской скамьи, частью которого юридически являлись суды ассизов; 2) суд канцлера; 3) суд общих тяжб; 4) суд Палаты шахматной доски; 5) суд по делам адмиралтейства, завещаниям и разводам. В 1881 г. два отделения (суд общих тяжб и суд Палаты шахматной доски)соединились с отделением суда королевской скамьи. Таким образом, высокий суд теперь состоял из трех подразделений: суда королевской скамьи, суда канцлера и суда по делам адмиралтейства, завещаниям и разводам. Все отделения высокого суда могли в равной степени применять как общее право, так и выработанные судом канцлера правовые нормы. Их компетенция в принципе признавалась одинаковой. Закон 1873 г. разрешил коллизии между общим правом и судом справедливости. Тем не менее, как указывал Л.Арчер, «судья, который бы попытался согласовать эти нормы, мог бы дойти до судебной шизофрении». При возникновении конфликтных ситуаций предпочтение должно отдаваться положениям суда справедливости. Следовательно, этот акт не уничтожил дуализм английского права, он только урегулировал способ применения двух различных правовых систем одними и теми же судебными органами. На практике отделения высокого суда восприняли подсудность бывших вестминстерских установлений. Отделение суда королевской скамьи обладаловсеобъемлющей юрисдикцией по уголовным делам. В качестве первой инстанции оно рассматривало особо важные преступления. В этом случае применяется специальная процедура: в процессе участвовали трое коронных судей и присяжные заседатели. Здесь также разбирались неподсудные другим отделениям высокого суда гражданские иски. Организация обвинения. В 1879 г. был создан особый департамент публичных расследований. Надзор за деятельностью этого ведомства возлагался на генерал-атторнея. В 1886 г. принимаются правила, предусматривающие случаи, когда директор департамента публичных преследований был обязан возбудить уголовное дело: 1) если преступление каралось смертной казнью по делам о фальшивомонетничестве и злостном банкротстве; 2) по предписанию генерал-атторнея или министра внутренних дел, когда государственное вмешательство необходимо в публичных интересах вследствие особой сложности или важности преступления. В начале XX в. полномочия департамента были значительно расширены. Закон о преследовании преступлений 1908 г. установил, что глава вышеупомянутого учреждения, если сочтет это необходимым, может расследовать любые нарушения. В связи с изданием закона об уголовной апелляции 1907 г. ст. 12 данного акта вменила директору в обязанность защиту интересов короны в апелляционном суде по уголовным делам. Полиция. В XVII в. функции охраны общественного порядка были возложены на мировых судей и их «глаза и уши» — констеблей. Принятый в 1715 г. Закон об охране общественного порядка дал полиции право разгонять собрания и митинги. В конце XVIII в. учреждается специальная патрульная стража, которой также вменялось производство розыскных действий. В 1829 г. был принят закон о создании полиции Лондона — Скотланд-Ярда. Лондонская полиция находилась в непосредственном ведении министра внутренних дел. Главу Скотланд-Ярда и двух его заместителей король назначал по представлению министра внутренних дел. Этот орган мог расследовать любое уголовное дело, вел негласное наблюдение за проживавшими в стране иностранцами, оказывал помощь местным полицейским формированиям. В 1840 г. в Скотланд-Ярде создается специальное сыскное отделение, преобразованное затем в 1878 г. в отдел уголовных расследований. В 1883г. здесь учреждается особый отдел, задачей которого являлась борьба с национально-освободительными движениями и оппозиционными политическими силами. В конце XIX в. в столице страны служила треть полицейских Великобритании. Лондонская и созданная в 1874 г. Ирландская королевская полиции являлись, как указывал английский историк Дж. Фортес-кью, «детищем британской армии и были пропитаны ее особым духом». Теоретически местные полицейское силы Великобритании автономны, но фактически они находились под действенным контролем министерства внутренних дел с момента его возникновения в 1782 г. По его инициативе в 1817 г. принимается закон о создании полиции в графствах. Акты 1835 и 1856 гг. урегулировали деятельность полицейских формирований на местах.

9). Британская колониальная империя
Британская колониальная империя начала складываться в XVII—XVIII вв. В борьбе с Испанией, Голландией, Францией Англия добивалась торговой и морской гегемонии. В результате захвата и ограбления колоний в руках английской буржуазии оказались огромные капиталы, что способствовало быстрому развитию английского промышленного производства. На проведении захватнической внешней политики особенно энергично настаивали виги, защищавшие интересы финансистов, купцов и промышленников. Тори занимали в вопросе о колониальных захватах Англии более умеренную позицию.
В XVIII в. Англией были завоеваны обширные территории в Канаде, Австралии, Южной Африке, Индии. К середине XIX в. Англия стала крупнейшей колониальной и торгово-промышленной державой.
Особое место в Британской колониальной империи занимает Ирландия. Это первая английская колония, завоевать которую английские феодалы пытались еще в XII в., а затем в XVI—XVII вв. В 1800 г. Ирландия была объединена с Великобританией в союз, уничтоживший остатки автономии Ирландии. Ирландия имела свое представительство в английском парламенте. Однако народ Ирландии боролся за полную независимость, а ее депутаты в парламенте отстаивали идею гомрула (автономии). Эта идея в 80-х годах XIX в. была воспринята и либералами, которым в борьбе с консерваторами необходима была поддержка ирландцев. В 1886 г. либеральное правительство внесло в парламент проект закона о предоставлении Ирландии ограниченного самоуправления. Однако этот закон был отвергнут палатой общин. Новый закон, дававший Ирландии автономию, прошел в палате общин в 1893 г., но был отвергнут палатой лордов. И лишь в 1914 г. парламент был вынужден принять закон о гомруле, по которому автономия Ирландии приобрела обычный статус доминиона. Введение этого акта было отсрочено до окончания войны.
Все остальные британские колонии управлялись в соответствии с их правовым статусом. Еще в XVIII в. утвердилось деление колоний на завоеванные и переселенческие. Завоеванные колонии, в которых преобладало туземное население, не обладали политической автономией и управлялись генерал-губернатором, назначаемым метрополией. Представительные органы из местных жителей играли роль совещательного органа при губернаторе.
В тех колониях, где преобладали белые переселенцы, английское правительство шло на уступки. Господствующие классы Англии опасались повторения событий, приведших в конце XVIII в. к потере значительной части их североамериканских владений. Идя навстречу требованиям белых поселенцев, в основном выходцев из Англии, они были вынуждены предоставлять самоуправление некоторым колониям переселенческого типа.
Особенно изменились отношения с Канадой. В 50—60-е годы XIX в. экономические связи между Англией и этой североамериканской колонией были уже настолько прочными, что британское правительство удовлетворило требования ее жителей относительно расширения самоуправления. В 1867 г. управление Канадой было перестроено на новых основаниях. Четыре провинции Канады образовали конфедерацию, получившую название доминиона Канады. Отныне назначаемые английским королем губернаторы управляли Канадой лишь при посредстве федерального совета министров, ответственных перед законодательными органами — сенатом и палатой представителей доминиона.
Не только в Канаде, но и в других колониях, заселенных выходцами из метрополии, в 50—60-х годах XIX в. образовались представительные учреждения. Из южноафриканских владений самоуправление в 1854 г. получила Капская земля, а в 1856 г.— Наталь.
В Австралии первые представительные учреждения были введены еще в 40-х годах XIX в. В 1855 г. здесь были разработаны, а затем и утверждены конституции отдельных колоний, предусматривавшие введение, двухпалатного парламента и ограничение губернаторской власти. В 1900 г. отдельные самоуправляющиеся колонии Великобритании на Австралийском континенте были объединены в Австралийский союз. Конституция 1900 г. объявила Австралию федеративным государством. Законодательную власть осуществлял парламент, состоявший из сената и палаты представителей. Исполнительная власть принадлежала генерал-губернатору.
Новая Зеландия получила конституцию в 1852 г.
Крупнейшей английской колонией была Индия. Завоеванная в XVIII в. Ост-Индской торговой компанией, эта страна подвергалась безжалостному грабежу. В 1813 г. английский парламент отменил монополию Ост-Индской компании на торговлю с Индией, и множество английских компаний получило доступ на ее рынки. Колонизация Индии сопровождалась высоким налоговым обложением, захватом общинных земель и естественных ресурсов страны английскими помещиками и капиталистами. Индийская промышленность и сельское хозяйство пришли в упадок.
В 1857—1859 гг. в Индии произошло мощное освободительное восстание. Оно началось среди индийцев-солдат (сипаев), завербованных в войска Ост-Индской компании. Главной движущей силой восстания были крестьяне и ремесленники, но во главе стояли князья, недовольные потерей своих владений. Восстание было жестоко подавлено.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.