Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






политическое значение.






(режим ограниченной функциональности)

В отличие от др. Востока структурообразовательным элементом античной

цивилизации был полис, который историки определяли как город-государство.

Античные государства сформировались в среднеземноморском регионе, в котором

не было условий для ведения крупного орошаемого земледелия и, соответственно,

не было необходимости в сильной централизованной власти. Не случайно такие

античные государства как полисы Др. Греции, Др. Рим, Карфаген, города-

государства Азии существовали на побережье Средиземного моря. Их

экономической основой кроме земледелия было также высокоразвитое ремесло и

торговля.

Античные государства в отличии от древневосточного достигали большого уровня

развития в рамках небольших по территории городов-государств, в которых как

правило, устанавливалась республиканская форма правления.

Типичным античным государством являлись Афины. На рубеже 2-1 тысячелетия до

нашей эры Афины переживали период разложения первобытнообщинного строя. Афины

представляли из себя не прочный союз 4 племени-филы. В каждой филе

существовал строй военной демократии, т.е. выделялось 3 органа управления:

• базилевс – военный вождь, которого избирали на

пожизненный срок и постепенно возникал обычай избирать его из 1 и того же

знатного рода.

• Була – совет старейшин, в состав которого входили главы родов.

• Агора – народное собрание, в котором имели право

участвовать только мужчины – воины, т.о. народное собрание совпадало с военным

ополчением.

Дальнейшее развитие общества зависело от того, какой центр власти станет

преобладающим. Если на ДР. Востоке усилилась власть военного вождя – жреца,

то в античных государствах отсутствие необходимости в сильной централизации

привело к образованию аристократии / демократических республик.

Происхождение государства в Афинах связывается с реформами

полулегендарного базилевса Тезея.

1. Синайкизм (объединение) – объединение 4 фил в единое общество.

2. Создание новых надобщинных органов правления. Была создана коллегия

архонтов (правителей), которые сначала избирался на пожизненный срок, потом

на 10 лет, потом на 1 год, сохранив некоторые судебные и жреческие функции,

вошел в состав коллегии в качестве рядового члена.

Вопрос №9 Реформы Солона. Их значение:

В VII-VI вв. до н.э. в Афинах активно развивались товарно-денежные отношения,

в которых втягивались все сословия, в т.ч. и геоморы. Широкое распространение

получили договоры займа под залог земли (ипотека). Значительная часть рядовых

афинян оказались под угрозой потери земли и долгового рабства. Афины

оказались на грани гражданской войны. Для избежания этого в 594 г. до н.э. с

согласия и эвпатридов и демоса был избран архонтом чрезвычайных полномочий

Солон.

Солон издал следующие законы:

1. Сисакфия (стряхивание бремени) т.е. Солон отменил все долги, запретил впредь продавать в рабство за долги и выкупил за государственный счет тех афинян, которые уже были проданы в рабство.

2. Цензовая.

К началу VI в. до н.э. в Афинах возникло несоответствие между законностью и богатством. Это необходимо было отразить в политике и военной организации. Солон разделил всех афинян на; имущественных класса:

- пятисотники (пентакосиомедин) – те, кто имел годовой доход больше 500 мер масла, вина, урожая.

- Трехсотники (всадники).

- Двухсотники.

- Феты – меньше 200 мер.

Пропорционально имущественному достатку Солон распорядил военные и политические права и обязанности. Например, пятисотники занимали высшие командные посты и несли литургии, т.е. общественные повинности. Ех: король, часть стены.

Трехсотники служили в кавалерии, а двухсотники в тяжелой пехоте. Феты или вообще не привлекались к военной службе, или несли ее во вспомогательных отделениях.

3. Создание новых органов управления. Солон считал, что все слои афинского общества должны иметь возможность участвовать в решении государственных вопросов. Пятисотники получили монопольное право быть архонтами и входить а ареопаг. Для 2 и 3 разрядов Солон создал спец. Орган – совет четырехсот, в который избирались по 100 человек из каждой филы. Наконец, все граждане, не зависимо от имущественного положения имели право участвовать в народном собрании и в новом судебном органе – гелиэе (суд солнца). Солон издал иные законы, направленные на поощрение торговли и ремесла. Реформы Солона носили противоречивый характер: с одной стороны, он усилил влияние торгово-ремесленных кругов Афин, но с другой стороны, сохранил деление на 4 родовые филы и не лишил ареопаг его высшей контролирующей функции.

Реформами Солона были недовольны и эвпатриды, потерявшие доли и земли, так и геоморы, которые потребовали передела земли. Солон был обвинен в злоупотреблении и был изгнан. Противоречия в Афинах сохранились между аристократией и демосом. В этих условиях знатный афинянин Писистрат, приняв сторону демоса, установил свою тиранию. В целом тирания носила конструктивный характер. Во-первых Писистрат предотвратил открытое столкновение между аристократией и демосом, во-вторых, тиран проводил активную политику поощрения торговли и ремесла. В годы правления Писистрата Афины выросли в крупнейший полис Др. Греции, но после его смерти к власти пришли его сыновья, установившие жестокую диктатуру. В 509г. до н.э. – тирания была свергнута.

Вопрос №10 Установление демократии в Афинах:

Тирания в 509г до н.э. была свергнута демосом, во главе со своим лидером, выходцем из торгово-промысловых кругов – Клесфеном. Клисфен, будучи героем, провел следующую реформу:

1. Введение процедуры осткранизма. Для предотвращения установления тирании каждый год в народном собрании голосованием определялся гражданин, от которого исходит угроза демократизации, и получивший большинство,

подвергался изгнанию на 10 лет.

2. Территориальная реформа. Клесфен отменил деление Афина на 4 род. Филы и вместо них ввел новые 10 территориальных филы. При этом каждая новая фила делилась на три части: город, приморскую и сельскую местность. Т.о. преобладание получил городское население, которое было носителем демократических тенденций.

3. Создание новых органов управления. Был упразднен совет четырехсот и создан новый совет пятисот, в который избирались по 50 человек откаждой новой филы. Была создана новая коллегия 10 стратегов, т.е. военноначальников.

Т.о. эти реформы ослабили влияние родоплеменной аристократии, но при этом Клисфен не посмел лишить ареопаг его высших контрольных функций.

9 Общественный и государственный строй Афин в Vвеке до н. э. в период

расцвета рабовладельческой демократии

Демократия в Афинах носила рабовладельческий характер. Господствующим сословием в Афинах были граждане – Афиняне. К гражданам относились те, кто был рожден в законном афинском браке. В редких случаях гражданство предоставлялось иностранцам. Только граждане имели право требовать социальной помощи от государства. В военно-политической сфере только граждане могли быть полноправными членами военного ополчения и занимать государственные должности. В сфере государственного управления могли принимать участие только мужчины. Наряду с афинянами в Афинах выделялась коллегия свободных, но неполноправных – метеки (иностранцы). Метеки не имели право обладать недвижимостью и участвовать в государственном управлении, при этом они платили налоги и привлекались к военной службе во вспомогательных подразделениях. Метеки в основном занимались ремеслом и торговлей.

Основной категорией населения в Афинах были рабы. В античности сложилось классическое рабство, т.е. по своему положению раб был приравнен к вещи. Рабский труд стал основным. Историк Валлон в своей книге «История античного рабства» установил, что на 20.000 афинян-мужчин было примерно 300.000-400.000 рабов. Т.о., демократия существовала лишь внутри граждан общины, но сама гражданская община выступала в качестве коллективного диспута по отношению к метекам и рабам. Главным органом управления Афин было эклессия. В народном собрании имели право участвовать только афиняне-мужчины, старше 21 года. Эклессия решала все основные вопросы государственного управления, принятие и изменение законов, вопросы о войне и мире, установление налогов, избирание должностных лиц, назначение послов. Народное собрание выступало в качестве высшей судебной апелляционной инстанции. Народное собрание созывалось 4 раза в месяц, т.е. 40 раз в году. Наряду с обычными созывались и чрезвычайные собрания – для принятия решения народным собранием должны были участвовать не менее 3.000 граждан. Решения вопросов об остракизме менее 6.000 граждан. Решения принимались голосованием, причем каждый гражданин имел 1 голос.

Совет пятисот, который историки называли правительством Афин. Это был органпостоянно действующий. Его основное назначение – готовить дела для народного голосования, кроме того совет пятисот надзирал над должностными лицами и был хранителем государственной казны.

Гелиэя – суд присяжных, состоящий из 6.000 граждан. Делилась на 10

комиссий, 501 присяжных. Все три органа принимали участие в законотворчестве:

1. Инициатором принятия нового закона мог стать любой гражданин, о чем он заявлял в народном собрании.

2. Народное собрание поручало совету пятисот рассмотреть законопроект и дать заключение.

3. На очередном народном собрании законопроект ставился на голосование.

4. После удовлетворения законопроекта народным собранием, то законопроект направлялся в Гелиэю, где он обсуждался и одобрялся в форме судебного процесса.

5. Лишь после утверждения законопроекта в Гелиэе он начинал действовать.

6. Через год вновь обращаются к обсуждению закона и определении его достоинства и недостатков.

Важную роль в афинской демократии играли должн. Коллегии, которые

формировались и действовали на основе некоторых принципов:

- Выборность,

- Срочность (1 год).

- Коллегиальность,

- Ответственность, т.е. за злоупотребление своей власти должностные

лица привлекались к ответственности,

- Возмездность.

Большинство должностных лиц, за исключением стратегов, получали плату.

В Афинах существовали такие коллегии, как архонтов, стратегов, ареопаг.

Т.о., в Афинах существовала демократическая рабовладельческая республика.

С конца 5 века до н.э. наступает кризис афинской демократии. Внешней причиной кризиса афинской демократии было поражение в войне со Спартой в 404 г. До н.э., но основная причина кризиса в развитии рабства.

Более дешевый труд многочисленных рабов привел к массовому разорению значительной части рядового гражданства. Идет процесс превращения демоса в охлос (толпа) и соответственно демократия переходит в охлократию.

В политической жизни доминирующее положение получили демагоги – выходцы из богатых, но не знатных торгово-промышленных кругов, которые в борьбе с предпринимателями аристократии ловко использовали толпу. Демагог в переводе «защитник народа» и вначале это было почетное звание.

В целом афинская демократия доказала, что самый лучший способ укрепления демократии – ее расширение, вплоть до ее перехода в охлократию. Так демагоги добились введения платы за участие в народном собрании.

В 4 веке до н.э. Афины были завоеваны Македонией, а затем вошли в состав

Римской империи.

10. Общественный и государственный строй Древней Спарты.

Своеобразие Спарты в том, что на его историю значительное влияние оказал военный фурор. В начале первого тысячелетия до н.э. 2 греческих племени ахейцы и дорийцы завоевали местность в центральной части полуострова Балканского. В момент завоевания эти племена находились на уровне военной демократии. Племена оказались в окружении многочисленного и враждебно настроенного местного населения и завоеватели были вынуждены постоянно жить в военном лагере и «законсервировать» порядки военной демократии. Основатель спартанского строя – законодатель Ликург установил, что спартанцы для сохранения военного духа не должны заниматься трудом, ни земледелием – они должны воевать и готовиться к войне. Для материального обеспечения спартиатов, Ликург разделил все государство на 9.000 земельных участков – клеры. Местное завоеванное население стало рабами – илотами, с обязанностью отдавать ½ урожая закрепленным за ними спартиатам.

Для предотвращения восстания илотов и одновременно для обучения молодых спартиат в войне каждый год проводились криптии.

Для обеспечения Спарты ремесленными изделиями было разрешено селиться иностранцам – ремесленникам – эта категория населения получила название периэки. Для предотвращения богатства и роскоши Ликург разрешил в Спарте только железные деньги.

Органы управления. Ликург установил:

1. Геруссия – совет старейшин (геронтократия). В состав

геронтократии входило 28 знатных спартиатов, достигших 60 лет.

2. 2 военных царя – аркагета – они занимали свой пост пожизненно и

избирались из одного и того же знатного рода.

Народное собрание - апелла – оно совпадало с военным ополчением.

Голосование в апелле осуществлялось криком в любой момент аркогеты. Героты

могли распустить народное собрание. Главную роль в управлении играла

родоплеменная аристократия в лице Геруссии и Аркагентов между которыми часто

возникали противоречия, поэтому со временем была установлена 1 должностная

коллегия – совет 5 эфоров, т.е. контролеров. Спартанский строй был

неизменен в течении столетий и этот консерватизм объясняется постоянной грозой

восстания илотов.

Спарта как и Афины были легко завоеваны Македонией, а затем Вавилоном.

Государственный строй Спарты определялся как аристократическую республику со

значительными пережитками военной демократии.

11, Возникновение государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия, их

политическое значение.

По мнению историков, г. Рим был основан в 753 г. до н.э. выходцами из различных племен, населявшим центральную часть Апенинского полуострова:

- латины,

- сабины,

- этрусски.

В царский период в Риме сформировались 3 сословия свободных:

1. привилегированное сословие (патриции – дети отцов) – потомки основателей г. Рима, которые были объединены в 3 племени – трибы, каждая из которых состоит из 100 родов. После возникновения замкнутой патрицианской организации г. Рим продолжал пополняться за счет пришлого населения. Так возникло:

2. самое многочисленное сословие – плебеи.

3. Те пришлые люди, которые заключали с патрициями договоры о покровительстве и составили третье сословие – клиенты.

В отличии от плебеев клиенты входили в состав патрицианских родов, но в качестве неполноправных. Рабство в Риме в царский период носило патриархальный характер.

В Риме в царский период существовали следующие органы:

- Военный вождь – рекс. Избирался в народном собрании на пожизненный срок. Рекс был носителем высшей военной и судебной власти.

- Сенат, состоял из 300 глав патрицианских родов.

- Народное собрание – в виде куриатных комиций.

Военное ополчение состояло из 30 подразделений – курий. В курию входили воины

– патриции 10 родов. Плебеи не имели право участвовать в этих органах управления, но при этом регулярно призывались к военной службе с самого начала истории др. Рима возникло острое противоречие между патрициями и плебеями, - в результате войн постоянно расширялось общее поле, к пользованию которым плебеи не допускались. Страдая от малоземелья, плебеи в основном занимались ремеслом и торговлей. Впервые это противоречие попытался разрешить шестой римский рекс Сервий Тулий, который провел в 6 веке до н.э две реформы:

1. Центуриатная (центуриат – военная реформа). Стремясь по новому

организовать армию, С.Тулий ввел новую военную единицу – центурию (сотню). Для

этого он разделил всех свободных жителей Рима на % имущественных разрядов:!

класс > 100.000 ассов. % класс от 11 до 22 тыс. ассов. Те свободные, которые

имели доход меньше 11.000 ассав, относились к категории пролетариев (имеющих

только потомство). Они или вообще не призывались к военной службе, или

составляли вспомогательные подразделения. Каждый класс поставлял определенное

количество центурий. Всего центурий 193, при этом 1 класс имел 18 центурий

всадников и 80 –центурий тяжеловооруженной пехоты. Т.е. первый класс составлял

больше ½. Важно то, что в эти центурии были включены и плебеи и

совпадение военной и политической организации предопределило возникновение

нового вида народного собрания – центуриатных комиций. Фактически это означало

признание за плебеями статуса гражданства.

2. Трибутная реформа. (террит.). С.Тулий разделил всю территорию Рима на

4 городских и 17 сельских триб, включив в них плебеев. Т.о., в результате

этих реформ и плебеи, и патриции были объединены в рамках военно-

политической организации. Историки предполагают, что С.Тулий хотел провести и

земельную реформу, наделив плебеев частью «общего поля». Это вызвало гнев у

патрициев и С.Тулий был убит. К власти пришел седьмой и последний римский

рекс - Тарквиний по прозвищу «гордый», который установил в Риме жесткую

тиранию. В результате восстания Тарквиний был изгнан из Рима.

В 509г. до н.э. патриции решили избрать нового рекса, но при этом сохранить

высшую власть, изменив лишь его носителя. Вместо рекса были избраны два

должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о. в Риме была установлена

республиканская форма правления.

Вопрос №14 Эволюция общественного строя Рима в период республики:

Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э.) развивался

по 2 основным направлениям:

1. борьба плебеев и патрициев.

2. Изменение характера рабства.

Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с

патрициями:

- В сфере экономики плебеи допускались к общему полю и ограничение

долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.

- В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским

должностям и в сенат.

- В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с

патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

В своей борьбе плебеи опирались на свое численное превосходство и регулярно

прибегали к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать

свое плебейское государство. Всего сецессией плебеи воспользовались 3 раза:

Первая произошла через несколько лет после установления республики и была

вызвана злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В

результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих

должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право

вето («я запрещаю») на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались

на плебейских собраниях по трибам.

Вторая сецессия произошла в середине 5 века до н.э.

Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали

записи обычаев и патриции согласились с условием, что будет избрана

специальная коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).

Вторая сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц)

и заявили о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем году

вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с

себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи

добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных

трибун.

Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между патрициями и плебеями. Но

через несколько лет был принят закон, который разрешал браки между патрициями

и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно

ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать

новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили

перепись населения и включали новых членов в сенат.

Большинство плебеев страдали от малоземелья и требовали допуска к общему

полю, но, к вопросу о допуске к патрицианским должностям относились

безразлично (индифферентно).

Важное значение имело принятие в 367 г. до н.э закона Лициния-Секстилия,

который состоял из двух проектов:

1. допуск плебеев к общему полю.

2. допуск плебеев к должности консула.

К началу 3 века до н.э плебеи стали избираться на все остальные должности,

входить в Сенат и жреческие коллегии.

Патриции не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов

решения, принятые на плебейских патрицианских собраниях – плебесциты. В 287

г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты

общеобязанными.

Так завершилась борьба плебеев и патрициев, и в Риме сложился новый сословный

слой. Патриции и верхушка плебеев объединились в сословие нобили –

крупные землевладельцы, аристократия.

Второе сословие – всадники – зажиточные торгово-ремесленные круги.

Остальная часть рядовых граждан составила сословие плебеев.

К 3 веку до н.э. в Риме изменился характер рабства. Рабство стола

классическим (основная производственная сила).

Вопрос №15 Государственный строй Римской республики:

Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими

органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в.

до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение.

Реально действовали два вида народных собраний:

1. Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали

высших должностных лиц;

2. Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы

и избирали народных трибунов.

Эти 2 народных собрания были ограничены в своих полномочиях – они не обладали

законной инициативой и лишь голосовали. Кроме того, голосование было не

единолично, а по центуриям и трибам.

Де-факто, центральным органом Римской республики был Сенат; в сфере

законодательства все законопроекты обсуждал и закреплял Сенат. В сфере

финансов Сенат был держателем и распространителем общей государственной

казны. В сфере административной Сенат контролировал должностных лиц. В сфере

военной и военно-политической Сенат принимал решения о мобилизации, о войне и

мире.

Вел в лице своих представителей переговоры. Высшие должностные лица старались

не конфликтовать с этим органом, т.к. надеялись после окончания полномочий

войти в его состав и получить выгодные должности в провинции. Кроме того

Сенат был постоянно действующим органом. Важную роль играли магистратуры –

должностные коллегии. Делились на высшие и низшие. Высшие магистратуры могли

быть носителями империума – консулы, преторы, цензоры.

Кроме того, все должности делились на одинаковые (обычные) и

экстраординарные, которые избирались или назначались в чрезвычайных условиях

(децембиры, диктаторы).

Диктатор назначался по решению Сената на срок ≤ 6 месяцев с

предоставлением неограниченных полномочий. Магистраторы действовали на основе

принципов:

- выборность;

- коллегиальность;

- срочность (на 1 год);

- принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали

вознаграждения, поэтому избирались из состава нобилета и, отчасти всадников.

Т.о. в Риме существовала аристократическая республика.

12. Республика в Древнем Риме.

Римская республика (лат. Res publica Populi Romani) — древнее государство, существовавшее в Европе, Азии и Африке с 509 по 27 гг. до н. э. со столицей в Риме.

Общая характеристика

Рим, наряду с античной Грецией, считается основой Западной цивилизации: отсюда идут и латинская культура, и лексика, и название месяцев, и строительство дорог, и основа западного права и т. д. Причина в том, что Рим подчинил себе почти всю Южную Европу.

Главное, что выделяет Рим от прочих государств древнего и античного Мира, — наличие самой совершенной для своего времени армии.

Армия Рима была лучшей не только в силу высокого качества римских воинов и полководцев. Римляне уделяли большое внимание технике — оружию, средствам защиты, военным машинам (метательным и другим), флоту.

Более того, римляне очень большое внимание уделяли устройству лагеря, инженерным работам, снабжению войск, строительству дорог и мостов. В их армии находились врачи.

Всё это позволяло римлянам завоёвывать огромные территории, невзирая на реки, моря, горы, пустыни, леса и т. д.

Революционным было и разделение римлянами армии на малые группы — легионы, центурии, манипулы и т. д. Это увеличило возможность маневрирования войск, увеличило скорость их передвижения и т. д.[1]

Высшая власть в Риме принадлежала Сенату. Он состоял во время Республики от 100 до 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства — магистратов[2].

Высшей выборной магистратурой в эпоху республики в Древнем Риме были консулы[3].

География

Римская республика находилась в центре Средиземноморья — в Италии. Столицей её был город Рим. Постепенно Республика подчинила себе почти всю акваторию Средиземноморья: Север Африки, Испанию, Балканский полуостров, Малую Азию, многочисленные острова.

 

Экономика

Хозяйство Рима было типичным для античности — рабовладельческий строй: рабы работали в основном в сельском хозяйстве — в латифундиях частных лиц и в государственных землях. Земледелие было основой экономики Римской республики. Рабы были и в городах, где выступали в качестве прислуги[4].

С населения взимались налоги и подати[5].

Действовали законы против роскоши: Закон Клавдия (lex Claudia de nave senatorum) от 218 г. до н. э.запрещал сенаторам и их семьям владеть кораблями вместимостью свыше 300 амфор. Закон Оппия (lex Oppia) от 215 г. до н. э. запрещал римским женщинам иметь больше половины унции золота, носить окрашенную в разные цвета одежду, ездить в повозках по Риму и другим городам и даже вокруг них на расстоянии 1 мили. Был отменен через 20 лет после его принятия, в 195 г. до н. э. благодаря массовым женским выступлениям. Закон о подарках и воздаяниях (lex Cincia de donationibus) от 204 г. до н. э.ограничивал размер подарков от клиента патрону. Закон Гая Орхидия об ограничениях расходов на пиры от 181 года до н. э. и аналогичные ограничивали число гостей при пирах, количество продуктов и т. д.[6]

Важное значение было отведено снабжению Рима и римской армии со стороны колоний, репараций с побеждённых и поставок от «союзников».

Трибун Калпурний Пизон издал закон de pecaniis repetundis для ограждения провинциалов от грабежа и вымогательства правителей.

Трибун Тиберий Семпроний Гракх в 133 г. до н. э. для предотвращения разорения оседлого крестьянства совершил реформу, предложив воспользоваться той частью общественной земли, которая была занята частными лицами на праве владения, а не собственности. За реформу Гракха выступил известный юрист того времени, главный понтифекс Муций Сцевола. Но трибун Октавий наложил на него вето. Комиции же согласились с Тиберием. Октавий был устранен и закон Тиберия был принят народом[7].

История

До Республики, Римом правили цари, последнего из которых, Тарквиния Гордого свергли в 509 г. до н. э., что и привело к образованию Республики[8][9].

Римская республика стала складываться с образования Латинской федерации и Латинского союза(упразднён в 338 г. до н. э.)[10].

Постепенно Рим расширял своё господство на всю Италию: разбил самнитов, после чего началась война сПирром, которого позвали на помощь греческие города юга Италии. Пиррова война (280− 275 до н. э.) закончилась победой Рима (в союзе с Карфагеном)[11][12]. К 272 году до н. э. были захвачены последние независимые от Рима города Италии — Тарент и Регий.

Экспансия римлян в Сицилию привела к Первая Пуническая война (264− 241 гг до н. э.), в которой Риму удалось победить и захватить сицилийские владения Карфагена. Воспользовавшись Восстанием наёмников, римляне в 238 г. до н. э. захватили также Сардинию и Корсику.

Ганнибал Барка попытался взять реванш и начал Вторую Пуническую войну (218− 202 гг. до н. э.). Хотя ему удалось нанести римлянам несколько тяжёлых поражений, тем не менее, Римской Республике вновь удалось разбить Карфаген. В результате Рим захватил Сиракузы и Карфагенскую Испанию.

Экспансия Рима на Балканах привела в 215 г. до н. э. к Македонским войнам, которые закончились 148 г. до н. э. полной оккупацией римлянами Греции и южных Балкан, и основанием провинций Македония, Ахея иЭпир[13].

В ходе развязанной римлянами и их союзником Масиниссой в 149− 146 гг. до н. э. Третьей Пунической войны, Карфаген был разрушен, а его территории были включены в состав Республики (провинция «Африка»).

В эпоху военного реформатора Мария (ок. 157− 86 гг. до н. э.)[14], началась Гражданская война, закончившаяся диктатурой Суллы (83-80 гг. до н. э.)[15].

В ходе войны с Югуртой в 112− 105 гг. до н. э. была захвачена Нумидия[16].

На востоке Средиземного моря были захвачены Пергам и Киликия. Это вызвало с 89 по 63 гг. до н. э. войны с Митридатом, царём Понта, в результате которых Сирия, Палестина, Малая Азия стали провинциями Римской Республики[17].

Преследуя Митридат, римский военачальник Луций Лициний Лукулл дошёл до Армении, где победил приТигранокерте[18][19].

В 67 г. до н. э. Гней Помпей Великий (106− 48 гг. до н. э.) выступил в качестве завоевателя Азии, он разбил последние силы Митридата и преследовал его чрез Грузию до Куры. Захватил Иерусалим, разбил Сертория в Испании и Спартака, предводителя восставших рабов в Италии. В результате он стал консулом в 70 г. до н. э., вместе с Крассом. Затем Помпей победил пиратов[20].

После неудач на консульких выборах патриций Катилина попытался поднять популистское восстание против Сената[21], но в декабре 63 г. до н. э. консулЦицерон публично разоблачил конспираторов и тут же добился казни пятерых предводителей без суда.

Возник первый триумвират Юлия Цезаря, Помпея и Красса. Цезарь победил галлов и завоевал Галию и Британию. Цезарь получил фактически единоличное консульство (59 г. до н. э.), а Помпей добился утверждения своих распоряжений и награждения солдат м женился на дочери Цезаря, Юлии. В 58 г. до н. э. Цезарь был назначен губернатором Иллирии, Цизальпинской и Трансальпинской Галлии на пять лет вместо традиционного года. После убытия Цезаря Помпей остался первым по почёту гражданином в Риме, но без реальной власти[22].

После убийства Цезаря возник Второй Триумвират и вскоре произошло падение Республики. Началась новая Гражданская война между Марком Антониеми Октавианом Августом, который стал первым римским императором[23][24].

Римскую республику сменила Римская империя.

13. Принципат и доминат.

Принципиат:

Основателем режима принципиата является Октавиан, который после формального

сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э. реально сохранил всю

полноту власти. В целом, принципиат характеризуется внешним сохранением

республики, за которым скрывалась монархическая власть принцепсов.

Октавиан получил это почетное звание как «первый среди равных» в Сенате.

Принципс председательствовал в Сенате и руководил его работой. Утверждение /

отклонение законопроекта зависело от его воли. Комиции созывались только для

одобрения уже принятого принцепсом решения. С конца первого века комиции

вообще не создаются. Принцепс был носителем титула императора, и, поэтому

выступал в качестве верховного военноначальника. Экономической основой власти

Принцепса были императорские провинции, доходы от которых поступали в личную

казну принцепсов – фиск. Остальные повинности назывались сенаторские и доходы

от них поступали в общую казну. Идеологической основой власти принципса был

возникший еще при Октериане культ личности императора. Октавиан получил титул

Августа, т.е. Божественного. Многие вопросы государственного правления

принципс решает в рамках синклита, т.е. ближайшем окружении, но принципиат,

как форма монархии имеет 2 особенности:

1. Отсутствие императорского чиновнического аппарата, государственные

функции продолжают обсуждать республиканские магистратуры, но их выборы

становятся формальными и кандидатуры утверждает сам принципс. Сам Принципс

являлся носителем большинства высшей магистратуры.

2. Отсутсиве формального наследования престола, нового принципса

провозглашал Сенат. Но уже Октавиан ввел практику назначения приемника еще

при жизни. Общественный строй в период принципиата характеризовался

сохранением классического рабства и постепенным разложением гражданства. В

212 г. предоставили всем свободным жителям права гражданства.

В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из

ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии

чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно

преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты

вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год

вступления на престол Диоклетиана.

Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император

стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые

церемонии.. Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу,

которые укрепили императорскую власть.

Существенные изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести

успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к

резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в

категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к

земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты,

ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис

торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и,

следовательно, к экономической раздражительности.

В период домината произошло окончательное разрушение гражданства и

возникновение согл. Строя, т.е. за отдельными категориями населения был

закреплен отдельный наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение

императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила

статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных

и т.д.

Большое значение имело объявления христианства общегосударственной религии

при императоре Константине – середина 4 века. Император в 330 г. перевел

столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи

привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных

государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя.

Глубокий экономический и политический кризис привел осложнению Западной

Римской империи и к ее падению в 476 г.

Историки до сих пор спорят о причинах кризиса и падения Западной Римской

империи. Одни объясняли это вторжением варварского племени, другие историки

объясняли это тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным и политическим

центром всего Средиземноморья, и торговые пути сместились на Восток.

Сторонники цивилизованного подхода (Данилевский, Тойный, Шпенглер) – каждая

цивилизация закономерно неизбежно проходит этапы не только зарождения и

расцвета, но и упадка и гибели.

 

Домина́ т (лат. dominā tus «господство», от dominus «господин», «хозяин») — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на сменупринципату и установленная Диоклетианом (284—305 гг.). В доминат включают период тетрархии.

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью», «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору —Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» (dominus et deus)). Впервые так себя назвал Домициан.

С не меньшей гордыней он начал однажды правительственное письмо от имени прокураторов такими словами: «Государь наш и бог повелевает (лат. Dominus et deus noster sic fueri iubet) …» — и с тех пор повелось называть его и в письменных и в устных сообщениях только так[1]. Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.

Слово dominus также может переводиться как «государь».

Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию — с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали функционировать, а глава государства — принцепс («первый») — считался лишь первым гражданином республики.

В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями[2]. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus — «священный») и «доминус» (Dominus — «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).

Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан, хотя её предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана. Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.

Несмотря на усиление власти императора и ещё большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, все ещё существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы — правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.

Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями ещё в детстве.

14. Основные этапы развития римского права. Источники римского права.

Источником знаний о римском праве являются юридические памятники и произведения римских юристов. Например, Свод Юстиниана(VI в.) Законы XII таблиц.Институции Гая и т.д. К источникам познания римского права относятся памятники литературы, историков (Тит Ливий, Тацит, Авл Гелий и др.),

римских ораторов, философа Сенеки.

Основные этапы развития Римского права:

1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники.

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

15. Развитие гражданского процесса в Древнем Риме. Легисакционный,

формулярный, экстраординарный процессы.

Легисакционный процесс представляет собой самую первую и древнюю форму процесса, который рассматривал гражданские иски.

В римском праве выделялось две стадии легисакционного процесса:

1) in iure – стороны являлись в определенный день к магистрату и в его присутствии осуществляли ряд формально определенных действий, где истец предъявлял к ответчику свои требования, а ответчик – свои возражения.

Если предметом спора выступала вещь, то ее необходимо было принести с собой. После совершения указанных действий начинался сам процесс, который протекал в форме борьбы за спорную вещь.

Истец и ответчик налагали на вещь определенную палочку (вендикту), при этом они должны были произнести формулу и фразу, установленные обычаем. Спор проигрывал тот, кто первый ошибется в произношении. Если ни одна из сторон не ошибалась, то вносился денежный залог. Сторона, выигравшая спор, получала залог обратно, а залог проигравшей стороны обращался в пользу казны. После этого первая стадия процесса заканчивалась, и магистрат назначал судью для рассмотрения дела;

2) in iudicio. Судья рассматривал дело по существу и выносил соответствующее решение. Сторона, не явившаяся в суд, проигрывала дело. Вынесенное судом решение вступало в законную силу немедленно и обжалованию не подлежало.

В результате развития торговых отношений и торгового оборота возникла необходимость в упрощении и изменении судебного процесса. Поэтому на смену легисакционного процесса пришел формулярный.

Формулярный процесс также состоял из двух частей. Производство в первой инстанции заканчивалось вручением претором истцу записки, адресованной судье. В записке претор указывал на обстоятельства, при наличии которых иск подлежал удовлетворению. Записка носила название формулы и была обязательна для судьи.

Формула состояла из следующих частей:

вводной, интенции, кондемнации, экцерпции, прескрипции.

Судебное разбирательство формулярного процесса было несколько упрощенным. Решение суда вступало в законную силу немедленно и не подлежало обжалованию.

В I–II вв. н. э. часто имели место случаи, когда судебное разбирательство осуществлялось только магистратом. Подобный экстраординарныйпорядок вытеснил другие виды процесса и ввел новый процесс – экстраординарный. Данный вид процесса состоял из одной части и полностью велся одним лицом.

Возбуждение дела осуществлялось по жалобе истца. Ответчик вызывался в суд магистратом. Принятое по делу решение подлежало обжалованию, и спор мог продолжаться несколько лет, переходя из одной инстанции в другую. Наиболее важные дела решались императором лично.

16. Эволюция права собственности в римском праве. Владение и держание.

Римское право различало владение и держание вещи.

Владение — это фактическое обладание вещью, сопряженное с отношением к вещи как к своей собственности.

Для наличия владения необходимо соблюдение двух условий:

1) фактическое обладание вещью;

2) намерение относиться к вещи как к своей собственности.

Владение прекращалось:

1) утратой хотя бы одного из условий владения;

2) в результате гибели вещи;

3) в случае изъятия вещи из оборота.

Владение могло быть приобретено лично или через представителя.

Держание — это фактическое обладание вещью без намерения относиться к ней как к своей. Держание возникало на основе договора с владельцем вещи. Юридическое различие между владением и держанием:

— владельцы могли самостоятельно от своего имени защищать вещь от всяких публичных посягательств на нее;

— держатель же вещи вынужден обращаться за защитой к собственнику, так как не мог самостоятельно подавать иск.

В римском праве различали законное и незаконное владение.

Законное владение означает, что лицо имеет право владеть вещью.

Незаконное владение означает, что лицо не имеет право владеть вещью. Оно могло быть как добросовестным (владелец не знает и должен знать, что не имеет права владеть вещью) и недобросовестным (когда лицо знало или должно было знать, что владеет вещью незаконно).

Добросовестный владелец:

— отвечает только за сохранность вещи с момента предъявления иска;

— не обязан возмещать собственнику плоды и доходы, которые ему достались при незаконном пользовании вещью;

— вправе требовать от собственника вещи возмещения расходов по содержанию вещи.

Незаконный владелец:

— обязан был вернуть вещь;

— возместить собственнику стоимость плодов и доходов, полученных им в период незаконного владения;

— отвечал за гибель вещи, даже если это произошло из-за легкой небрежности.

Собственность – полное и неограниченное господство над вещью.

Право собственности включало в себя:

1) пользование вещью (jus utendi);

2) извлечение из вещи полезных свойств (jus fruendi);

3) распоряжение вещью (jus abutendi).

Виды собственности:

1) квиритская собственность. Правом кви-ритской собственности могли пользоваться только граждане Рима, а предметом могли выступать только вещи, не изъятые из гражданского оборота. Объектом квиритской собственности могла выступать только земля, принадлежащая Италии. Земли провинций считались общим достоянием римского народа.

Римским гражданам было предоставлено право пользования земельными участками провинции, но не на праве собственности, а только на основе владения. В Римском государстве квиритскаясобственность на землю освобождалась от всех видов налогов;

2) бонитарная собственность. Была разрешена в I в. до н. э. претором Публицием путем издания эдикта. Необходимость в бонитарнойсобственности возникла в результате приобретения вещи в собственность добросовестным покупателем у несобственника вещи. После издания эдикта покупателям предоставлялось защищенное право входить в имущество приобретателя – in bonis. Приобретенная таким образом вещь обладала статусом аналогичным собственности;

3) провинциальная собственность. В результате того, что Рим вел многочисленные войны, к территории Рима были присоединены многочисленные страны и народы. Завоеванные земли представляли собой большой провинциальный фонд, который делился на две части: государственнаясобственность (ager publicus) и собственность, которая оставалась у прежних владельцев (ager reddites). В отличие от квиритской собственности с провинциальных земель взыскивался налог. Правом собственности на провинциальные земли также обладали только граждане Рима. Правовое положение провинциальной собственности регулировалось правом народов;

4) собственность перегринов. Выделялась в особый вид собственности в связи с тем, что перегрины обладали особым статусом, меньшим, чем граждане Рима. Впоследствии правовое положение римских граждан и перегринов было уравнено, и собственность перегринов слилась с бонитарной. Римское право собственности имело определенные пределы. В римском праве учитывались взаимные интересы собственников и устанавливались границы воздействия собственников на вещи. Ограничения в большинстве случаев устанавливались в отношении правасобственности на земельные участки и классифицировались по двум направлениям – ограничения в публичных интересах и ограничения в интересах других собственников.

17. Деление вещей на манципируемые и неманципируемые в римском праве.

2. Классификация вещей

Остальные подразделения римской классификации вещей оказались столь же жизнеспособными. В меньшей степени это относится лишь к одной классификации — делению вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res пес manisipi).

К манципируемым относились наиболее ценные для индивидуального хозяйства вещи рабы (в. древнейшее время — жена, дети), упряжные и вьючные животные, италийская земля, которые отчуждались с соблюдением торжественного акта — манципации в присутствии не менее 5 свидетелей.

Все другие неманципируемые вещи отчуждались по традиции — простой передачи. Цель манципации проследить за оборотом вещей, являвшихся хозяйственной основой римской семьи и в силу этого — особой заинтересованности в них общины и государства. Поэтому устанавливалась публичность сделок с такими вещами.

 

Вещи движимые и недвижимые

Изложенная выше классификация имеет определенную связь с делением вещей на движимые и недвижимые.

К первым принадлежат любые пространственно перемещаемые, в том числе самостоятельно передвигающиеся вещи (например, скот).

Вторые — это прежде всего земля, ее недра и все созданное трудом на земле собственника: постройки, посевы, насаждения. Все эти предметы как составные части земли подлежали правилу — «сделанное над поверхностью следует за поверхностью». Воздушное пространство над земельным участком также рассматривалось как часть поверхности.

Указанная связь состоит в том, что в римском праве для недвижимости были установлены специальные способы отчуждения, равнозначные способам отчуждения манципируемых вещей. Таким образом, публичность сделок с манципируемыми вещами была перенесена римлянами на правовой режим недвижимых вещей.

18. Сервитуты в Римском праве.

Понятие. Сервитутами назывались права пользования чужой вещью, которые устанавливались или для создания определенных выгод при эксплуатации определенного земельного участка, или в пользу определенных лиц.

Слово servitus означало собственно " рабство вещи", " служение ее", т.е. такое отношение, при котором вещь, участок - praedium serviens - служил не только своему собственнику, но и использовался для экономических выгод соседнего господствующего участка - praedium dominans, следовательно, для выгод собственника последнего. Права последнего на служащую вещь тоже назывались сервитутами. Затем термин servitus был распространен на целый ряд сходных отношении. Собственник служащей вещи был обязан или воздерживаться от определенного воздействия на нее, какое он оказывал бы на свою вещь, если бы она была свободна от вещных прав другого лица, - servitus, quae in non faciendo consistit - сервитут, который состоит в воздержании от действия: собственник участка обязуется не строить зданий выше определенной высоты или терпеть - pati - действия другого лица по отношению к вещи, которые собственник мог бы устранить, если бы вещь не была обременена сервитутом - servitus, quae in patiendo consistit, который состоит в допущении, например, собственник участка обязуется допускать скот соседа к водопою. К положительным действиям сервитут обязывать не мог. Однако римское право знало один сервитут - несения тяжести надстройки, при котором на собственнике обремененного участка лежала обязанность производить ремонт и восстановление опоры - servitus oneris ferendi.

Хозяин обязанного сервитутом участка должен был постоянно держать его в состоянии пригодности, чтобы поддерживать строение, собственнику которого принадлежал сервитут.

Сервитут есть всегда право на чужую вещь. Так как в своей собственной вещи соединяются для собственника все нормы пользования ею, то выработалось основное положение nemini res sua servit - никому не служит собственная вещь (D. 8. 2. 26), т.е. не может быть сервитута на свою вещь.

Виды сервитутов. Древнее римское право знало лишь земельные сервитуты, при которых подчинение одному земельному участку (praedium dominans) в пользу его собственника другого земельного участка (praedium serviens) было формой экономического восполнения хозяйственной полезности господствующего участка (D. 45. 1. 140. 2).

Такие сервитуты возникали на почве мелкой раздробленной собственности, когда отдельные участки не являлись " хозяйственно-самостоятельными". Они не могли обойтись собственными средствами и ресурсами для удовлетворения неотложных хозяйственных потребностей иначе как путем создания постоянной связанности и взаимного восполнения между близлежащими участками.

Первоначально таким путем юридически удовлетворялись интересы сельскохозяйственного пользования земельных участков, их сельскохозяйственное обслуживание и установились сервитуты сельских участков - servitutes praediorum rusticorum. Сюда относились земли без строений или где строения носили служебный характер в отношении сельскохозяйственного производства.

Лишь позднее, когда город Рим разросся и стал оживленным центром растущей державы, возникли городские сервитуты, применявшиеся в отношении застроенных участков, - servitutes praediorum urbanorum. И те и другие сервитуты принимали в городах довольно разнообразные формы.

Гораздо позднее возникла новая группа личных сервитутов - servitutes personarum. Вначале к ним применялись старые названия владения и собственности - usufructus, usus, которые затем стали уже техническими терминами. Выражение " сервитуты" было перенесено на личные сервитуты лишь в позднеклассическое время.

19. Понятие обязательства в римском праве. Основные виды древнейших

обязательств.

Деликтные обязательства – обязательства, которые возникали из правонарушения (деликта), а не из договора.

Деликт (delictum) в римском праве – причинение вреда вследствие прямого или косвенного нарушения прав с возникновением обязанности возместить вред.

В отличие от договорных в деликтных обязательствах правопреемство в отношении должника не допускалось, ответственность возлагалась также и на недееспособных, причем на каждого должника в полном объеме.

В римском праве различали:

1) публичные деликты, которые влекли за собой нарушение интересов государства в целом;

2) частные деликты, которые влекли за собой нарушение прав и интересов частных лиц, а также содержали следующие обязательные элементы деликта:

а) причинение незаконным действием одного лица другому объективного вреда;

б) наличие у совершившего деликт лица вины;

в) наличие формального признака, т. е. признание законом совершенного правонарушения деликтом и установление правовых последствий за его совершение.

Виды частных деликтов: 1) личная обида (iniuria), т. е. умышленное и противоправное нанесение одним лицом другому обиды, которая могла быть выражена либо в форме физического действия, либо словом. Личной обидой причинялся не имущественный, а либо физический, либо моральный вред. Ответственность за нанесение обиды первоначально устанавливалась в виде строго фиксированной суммы штрафа, которую судья не мог изменить, а позднее – в виде штрафа, который судья при назначении наказания мог определять сам;

2) корыстное посягательство на чужую вещь (furtum) – кража, под которой понималось любое умышленное действие, направленное на присвоение чужого имущества. В римском праве к краже относили собственно саму кражу, присвоение, растрату, противоправное владение или пользование чужим имуществом. Ответственность за кражу могла наступить в случае предъявления либо виндикационного иска, либо иска о возврате похищенного;

3) повреждение или уничтожение чужого имущества (damnum iniuria datum), ответственность за которые устанавливалась законом Аквилия (III в. до н. э.).

Так, согласно этому закону в случае убийства чужого раба или животного виновный должен был уплатить за него высшую цену, какую они имели на протяжении предшествующего года, а в слу-чаеповреждения раба, животного или иной вещи – высшую цену, какую они имели на протяжении последнего месяца.

Ответственность за повреждение или уничтожение чужого имущества наступала за любую вину как в случае физического причинения вреда, так и в иных случаях.

При совершении этого деликта несколькими лицами наступала солидарная ответственность.

Обязательства как бы из договора – обязательства, которые возникали, когда лицо совершало действия, приводящие к возникновению обязательств, схожих с договорными обязательствами, но прямо не подпадающих ни под один из известных на то время видов договоров.

Виды обязательств:

1) ведение чужих дел без поручения – обязательство, которое возникало, когда одно лицо (гестор) вело дела и действовало в интересах другого лица, не имея на это специального поручения данного лица.

Условия возникновения:

а) ведение чужих дел либо совершение действий в чужих интересах, которые могли выражаться в совершении как юридических, так и фактических действий;

б) отсутствие обязанности гестора (лица, которое действует в чужом интересе) совершать действия в чужом интересе;

в) совершение действий в чужом интересе за счет другого лица;

г) осуществление безвозмездного ведения чужих дел, так как гестор за совершение действий не получал вознаграждения;

2) неосновательное обогащение – обязательство, которое возникало, когда одно лицо (приобретатель) без установленных законом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), т. е. вследствие неосновательного обогащения одного лица за счет другого.

Источники неосновательного обогащения:

а) иск о возврате предоставления, основание которого не осуществлялось, т. е. того, что получено другим лицом вследствие неосуществления основания, которое имелось в виду, когда совершалось предоставление;

б) иск о возврате полученного в результате недобросовестного приобретения или кражи;

в) платеж несуществующего долга, условиями истребования которого обратно являлись:

– отсутствие долга, который был оплачен данным платежом;

– произведение ошибочного платежа из-за добросовестного заблуждения плательщика;

– совершение платежа несоответствующим лицом или несоответствующему лицу.

Обязательства как бы из деликта – обязательства, которые наступали, когда обязательство возникало из-за совершенного правонарушения, которое не подпадало ни под один деликт.

Виды обязательств как бы из деликта:

1) ответственность за вылитое или выброшенное на улицу или площадь, которая наступала независимо от личной вины хозяина дома или квартиры, откуда было вылито или выброшено;

2) ответственность за поставленное или подвешенное на здании или в квартире;

3) ответственность судьи за ненадлежащее ведение судопроизводства;

4) ответственность хозяев судов и постоялых дворов за имущественный вред, причиненный умышленными действиями их слуг.

2 0. Контракты в римском праве.

Контракт – это договор, который признавался цивильным правом и пользовался исковой защитой. Классификация контрактов:

1) вербальный контракт, приобретавший обязывающую силу с помощью и с момента произнесения определенных слов.

Виды вербальных контрактов:

а) стипуляция – устный договор, заключавшийся посредством словесной формулы путем вопросов будущего кредитора и ответов на него со стороны будущего должника;

б) обещание предоставить приданое;

в) клятвенное обещание услуг вольноотпущенником своему патрону;

2) литтеральный контракт – договор, который заключался в письменной форме.

Виды литтеральных контрактов:

а) древнеримские литтеральные контракты, которые заключались путем внесения записи в ведущуюримскими гражданами приходно-расходную книгу;

б) литтеральные контракты императорской эпохи, которые оформлялись долговой расписки;

3) реальный контракт, вступавший в силу не с момента соглашения сторон, атолько с момента фактической передачи вещи и содержащий обязанность одного лица вернуть другому полученное ранее имущество.

Виды реальных договоров:

а) договор займа;

б) договор ссуды;

в) договор хранения;

г) договор заклада;

4) консенсуальный контракт, считавшийся заключенным с момента достижения сторонами простого соглашения.

Виды консенсуальных контрактов:

а) договор купли-продажи;

б) договор найма;

в) договор поручения;

г) договор товарищества;

5) безыменный контракт, возникший после установления в римском праве закрытой системы договоров и защищаемый претором при помощи словесных формул (иска из предписанных слов – actio praescriptis verbis). Виды безыменных контрактов:

а) договор мены;

б) прекарий, т. е. безвозмездное и без указания сроков предоставление имущества в пользование одним лицом другому;

в) оценочный договор, по которому вещь передавалась одной из сторон другой для продажи по цене, не менее установленной специальной оценкой, а другая сторона должна была продать ее и передать все деньги либо возвратить вещь, если продать ее не удавалось;

г) мировая сделка, т. е. соглашение об окончательном определении правовых отношений путем взаимных уступок или отказа от притязания за вознаграждение;

д) дарение с наказом, т. е. безвозмездное предоставление дарителем за счет своего имущества какой-либо выгоды одаряемому.

21. Эволюция брачно-семейного и наследственного права в Риме.

Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом.

Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов.

Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» – «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.

Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.

В IV в. до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.