Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный и государственный строй Древней Индии.






Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех

тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро.

Первыми жителями древней Индии были дравиды. По прошествии веков

дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом

жизни, языком, верованиями, культурой.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не

менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и

рабов. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях

экономики древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства

было наличие государственного законодательства, направленного на

ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось

продавать детей без родителей; хозяин при использовании труда раба был

обязан учитывать его кастовое положение. Индийские рабы могли иметь семьи,

собственность, право на наследование, право собственности на получаемые

дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и

кастовых связей.

Таким образом, особенность древнеиндийского рабства является его

неразвитость: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохранять

значительные пережитки первобытно - общинного строя.

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии

в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме

так называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие

государственные образования, в которых племенные органы перерастали в

органы государственного управления. Это были монархии, в которых

главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские

республики, в которых политическое господство осуществлялось

непосредственно военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (протогосударств) раджи

выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность,

вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей

храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.

В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной,

лишь со временем утвердился наследственный принцип получения царственности.

При выборных монархах вся полнота правления сосредотачивалась в руках

совета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования

административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия,

превращается в совещательный орган при монархе - паришад. Но зависимость

правителей от брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской

аристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была

неизменной.

Примерно в IX - VIII веках до н.э. в Древней Индии на базе старых

племенных государств возникают первые более или менее крупные государства,

которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти

государства кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не

оставили заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведут свое начало традиции слабых и кратковременных

государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих

в упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной

власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом

исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом

строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с

раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом,

неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок

поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного

характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому

замкнутость, автономность индийской общины и ее натуральным хозяйством, с

патриархально-межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее

ремесленниками, слугами, получившая название «джаджмани».

Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III

тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного

производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение

населения.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по

этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические

свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II

тысячелетия до н.э. - середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется

социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга.

Крупные достижения в области производства привлекли за собой расслоение

общества.

С усилием общественного неравенства военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался собранием и не мог быть смещен им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления. а должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становиться наследственной.

Этому способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен, консолидировавшихся годе-то на рубеже III - II тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения ариев была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были или оттеснены к югу, либо ассимилированы арями, носителями более высокой

материальной и духовной культуры. До нас дошли относящиеся к этому периоду литературные памятники религиозного содержания - веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса.

Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индо-арийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до наших времен свои культурные ценности цивилизаций Востока.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I века н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV - III вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период.

Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти. Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией.

Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Низшей единицей провинциального управления являлась деревня. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округа имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.

Между тем империя маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований.

Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения - свободные землевладельцы.

Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в остальных районах империи еще существовали примитивные родовые общины. В течении долгого времени общины были изолированные друг от друга, но постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций - дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название «Законы Ману».

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III веке до н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия.

Империя складывалась не только в результате войн, но и в результате так называемого морального завоевания - распространения религиозно- культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. Относительная централизованность держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой политике объединения страны..

В империи Маурьев - сложном политическом образовании - не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. Последняя в конечном счете и побеждает. В силу этого нельзя преувеличивать ни централизации, ни бюрократизации государства, несмотря на картину «идеального» всеохватывающего правления, нарисованную в Артхашастре.

Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все это дает основания утверждать, что в монархических государствах Индии в периоды значительного их усиления власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова.Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве господствующей наследственной знати, установившимися традиционными религиозно-этническими нормами. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах.

Индусская политико-религиозная концепция «богоугодного царя» (девараджи) предписывала ему выполнение особой драхмы. Одна из главных обязанностей - охрана подданных. «Защищая» народ, царь мог заставить его платить налог - бали. Наряду с основным налогом, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти.

Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация публичных работ, освоение и заселение царских земель, строительство ирригационных сооружений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась.

Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью. Все царские чиновники делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя. Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган - мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии.

Сохранение государственного единства требовало твердого государственного управления.

Специальная группа царских чиновников была связана, например, с организацией управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны. Артхашастра упоминает чиновников, призванных надзирать за царскими пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр. С регулированием экономической жизни страны была связана деятельность специальных категорий чиновников (адхьякша), среди которых особое место занимали чиновники финансового ведомства, ведавшие сбором налогов, государственной казной. Выделялась также особая группа чиновников, следившая за снабжением армии. Среди других высших чиновников особое место занимали главный судья, юридический советник царя и советник царя по делам культа, воспитатель его сыновей, верховный придворный жрец (пурохита).

Наряду с назначением чиновников царской властью существовала практика передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая система. Для придания должной эффективности государственному аппарату Маурьи создали сеть контрольных, надзорных должностей, инспектирующих чиновников - шпионов, царских тайных агентов, которых царь «принимал и днем и ночью».

Особой сложностью в империи Маурьев отличалось административное деление и связанная с ним система местного управления.

Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. Среди них выделялось пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами, и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным начальником, в его обязанности входил контроль над сельской администрацией.

В древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являющихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер.

Наиболее известными являются Законы Ману (Ману-мифический бог).Точное время составления этих законов неизвестно. Предполагается, что они появились в период между II в. до н.е. и II в. н.э. они состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав).

В период создания Законов ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением при этом. Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а так же получение милостыни. Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

обязательственные отношения получили в законах ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говориться об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Существовали так же договор аренды земли, договор купли- продажи, договор дарения и т.д.

Для древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей, ибо " женщина ни когда непригодна для самостоятельности".

Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.

Среди имущества преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь. Воров совершающих кражу ночью, следовало, отрубить обе руки посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй - руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин не наказывалось.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний.

В древней Индии существовали две системы судов - царские и

внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь или

замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем

брахмана, «окруженного тремя судьями». Толковать в суде нормы права, драхмы

мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Как высшему судье царю

принадлежало право ежегодно обьявлять амнистии.

Судя по Артхашастре, во всех административных единицах, начиная с 10

деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских

чинов. Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли

«надзор за ворами». Большая ответственность в борьбе с преступлениями

лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили

обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках,

игорных домах.

Большинство дел рассматривались общинными кастовыми судами.

Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени.

Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и

грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания

государства. Царю переходила большая часть награбленного имущества, в

частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди

солдат.

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов,

поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями,

зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь

кшатрии могли носить оружие, другие «дважды рожденные» могли носить оружие

лишь тогда, когда для них «наступает время бедствий».

Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно

должна стоять на защите государственной целостности. Воинские отряды

помещались в связи с этим среди «двух, трех, пяти, а также сотен деревень».

4 Законы ману

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм,

регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь

индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру

являвшихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко

выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их

повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах.

Наиболее известной дхармашастрой являются Законы Ману (Ману — мифический

бог). Точное время составления этих Законов неизвестно. Предполагается, что

они появились в период между II в. до н.э. и II в. н.э. Законы Ману состоят

из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно

правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в

главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману -

закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается

происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на

наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой

варны, привилегии высших варн.

Право собственности. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо

понимали разницу между собственностью и владением при «том, охране частной

собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных

способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара

или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также

получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения

права собственности, как давность владения (10 лет). При этом Подчеркивалось,

что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в

собственника. Приобретать вещь можно было Только у собственника. Запрещалось

доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у

добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась

прежнему Собственнику.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд

страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует

рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал

налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий

население страны. В Законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не

охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется

«крадущим шестую часть урожая».

За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли)

накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что,

если не собственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет

права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле,

которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману

охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы,

скот, инвентарь.

В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между

общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде

всего учитывалось мнение родственников и соседней. Они же имели право

преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая

значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное

землевладение.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману

довольно тщательную разработку. В основном в Законах Говорится об

обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших

договоров - договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и

преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в

срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей

касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей

касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг

постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения.

После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти

должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников

(кармакаров), поэтому Законы Ману уделяют значительное внимание этому виду

договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном

относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные

общинники, и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на

земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла

от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели

от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному

не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и

выздоровев нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье, даже спустя

долгое время.

В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил

распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной

дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены

арендовать ее.

Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману. Договор считался

действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве

продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные

требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества,

недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения

купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных

причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь

существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как

занятие, недостойное для высших каст.

Упоминается в Законах Ману договор дарения.

Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, Законы

сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся

недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом,

неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с

принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушении дхармы, принятой в

деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же

образом, как и заключалась.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве

основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества

(потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного),

вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был

возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая

патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего

супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате

которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей

полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под

властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности».

Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если

он лишен добродетели.

Хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой Провозглашают

«взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с

женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил.

Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным

карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была

принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных

случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из

высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно

серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была

власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи.

После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо

оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших

братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить

им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское

право не знало.

Уголовное право и процесс. Уголовное право, представленное в Законах

Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем

развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность),

на рецидив, на соучастие, тяжесть преступления в зависимости от принадлежности

потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы

отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение

принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное

на ее территории, если преступник неизвестен.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят

государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя,

поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида

преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.

Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против

личности.

Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже,

призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают

кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии

потерпевшего и с насилием к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того,

был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или

ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали

казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе

руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй

— руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли

также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое

же наказание, как если бы он сам украл.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали

насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию

относилось и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за

собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров,

защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.

Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы

устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь

женщины.

Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет

их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения

преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба

в другом мире».

Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления

довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку

наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной

варне.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она

заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение

на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.;

членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание,

тюремное заключение — это далеко не.полный перечень наказаний. Кровная месть

в Законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.

Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени.

Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с

брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и

процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для

рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в

объединении, не отдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения,

отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе,

клевета и 'оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства,

игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного

разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку

варн.

'Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы

весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний

соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне.

Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким

грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и

женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей в

качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем,

весами, водой и некоторые другие.

5 Возникновение государства в Китае. Основные чертыего общественного и

государственного строя.

История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период— Шан (Инь) — продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период—Чжоу — с XII в. до 221 г. до н. э.; третий— царство Цинь — с 221 до 207 г. до н. э.; четвертый — царство Хань — с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.Согласно китайским преданиям возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии государства. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом “инь”. Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия — Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).

Таким образом, особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытно-общинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат. В этот период завершился начавшийся в эпоху, предшествующую Иньскому царству, переворот в социальных отношениях.

Общественный строй. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен.

В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности светской аристократии присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: захват пленных на войне, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Значительную часть населения составляли свободные общинники. Община играла большую роль в общественных отношениях иньского времени. Общинное землепользование было организовано по системе “колодезных полей”. Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные поля находились в индивидуальном пользовании семьи. Урожай с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись собственностью их. держателей. Земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в данный период были рабы, дома, орудия труда.

Государственный строй. Государственный строй на раннем этапе сохраняет пережитки родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается монополизация царем всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди подданных укреплялось представление о них как о “сыновьях Неба”, получивших власть по воле божественных сил.

Царь был первым и самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. Религия представляла в глазах народных масс его божественное происхождение. Царь возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором назначал своих близких родственников. Более низкие должности занимали профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п.

Должностные лица подразделялись на три основные категории: высшие гражданские чиновники; военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели. Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия и тюрьмы.

В XII в. до н. э. государство Шан (Инь) переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая.

Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122—742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770—403 гг. до н. э.), период “воюющих царств” (403—221 гг. до н. э.).

Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением Численности рабов, развитием крупного землевладения. Укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура.

Общественный строй. Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия, к которой относились чжоуская наследственная и военная знать, часть иньской рабовладельческой аристократии, уцелевшая после покорения.

Собственником земли по-прежнему был царь (ван). Он распоряжался землей, жалуя и отбирая ее. Развивалось крупное землевладение. Рабовладельческая аристократия свободно распоряжалась своими владениями — судя по имеющимся данным, землю можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. В этот период появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность, хотя формально во владении землей сохраняется зависимость от воли царя. В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей, происходит превращение права крупных рабовладельцев на владение землей в право собственности на землю.

Большую роль в период Западного Чжоу продолжало играть общинное землепользование. Сохранилась упомянутая выше система “колодезных полей”. В целом земледельцы (нунфу) влачили жалкое существование. Многие из них переходили в разряд безземельных арендаторов.

В самом низу общественной лестницы находились рабы, число которых увеличивалось за счет военнопленных, завоеванного мирного населения, государственных преступников, при этом возрастало число частных рабов. Рабский труд широко использовался в различных отраслях хозяйства.

Государственный строй. Верховная власть находилась в руках наследственного царя (вана).

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала большое количество чиновников, имеющих самую разнообразную компетенцию: чиновник, ведающий конюшнями вана, писец, начальник царского архива, хранитель царской сокровищницы, чиновник, следящий за ритуалом, и т. д.

Государственный аппарат складывался из приближенных личных слуг вана, а иногда и доверенных рабов. Высший сановник (сян) возглавлял государственный аппарат. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Высшие чиновники (дафу) делились на три разряда: старшие, средние, младшие.

По преданию, царь Чэн ван (1115—1079 гг. до н. э.) осуществил организацию и укрепление государственного аппарата. Главными советниками царя являлись “три гуна”: “великий наставник”, “великий учитель” и “великий покровитель” (из их числа назначался сян). Кроме того, значительную роль в государстве играли три управителя: один ведал культом, другой возглавлял ведомство общественных работ (в его ведении находились земельный фонд и ирригационная система), третий (“великий начальник лошадей”) управлял военным ведомством. Видную роль в Западном Чжоу играли жрецы и гадатели. Существовали должности верховного жреца и “великого гадателя”.

Армия не была полностью постоянной. Она состояла из двух частей: небольших кадровых отрядов и ополчения, собираемого во время войны.

Централизованного государства в течение всего периода Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями — чжухоу. В данный период окончательно установилась созданная еще в эпоху Инь иерархическая система княжеских титулов, состоявшая из пяти категорий: гун, хоу, бо, цзи, инань. Правители получали свою территорию из рук чжоуского царя и были обязаны являться ко двору в определенные сроки. Это подчеркивало их зависимость от царя.

Территория княжества делилась на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родо-племенного деления. Низшей административно-территориальной единицей являлась сельская община. Судя по имеющимся данным, устройство сельских общин было неодинаково в различных княжествах. Наиболее типичным было следующее: пять семейств составляли соседскую общину — линь, пять таких общин объединялись в деревню — ли, четыре ли образовывали “клан” цзу, пять цзу образовывали группу — дан, пять дан составляли округ — чжоу, пять чжоу образовывали сян. Во главе сяна стоял управитель — цин. Самой низшей была административная должность старосты сельской общины.

В IX в. до н. э. ослабевают связи центральной власти с правителями зависимых княжеств. Правители княжеств прекращают свои приезды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации влечет недовольство народных масс; восстание привело к изгнанию царя. Неудачные войны с кочевниками вносят свой вклад в развал Западного Чжоу, и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения — Восточного Чжоу.

Период Восточного Чжоу характеризуется крупными изменениями в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает возрастание роли купечества в общественной жизни. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих родовых земельных владений, которые переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к упадку наследственного землевладения родовой аристократии и укреплению частной собственности рабовладельцев на землю. В руках служилой знати сосредоточиваются значительные земельные владения. Крупное землевладение образуется за счет не только пожалований за постоянную службу и особые заслуги, но и насильственных захватов.

Развитием крупного землевладения отмечен и следующий период в истории Китая — период Чжаньго (“воюющих царств”). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа (системы “колодезных полей”). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога: вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей земли.

С момента уничтожения монархии Западного Чжоу единого государства не существовало. Страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу; в процессе которой более слабые государства поглощались более сильными. В VI в. до н. э. происходит усиление царства Цинь, которое выходит победителем из борьбы с другими царствами и в III в. до н. э. основывает новое Циньское царство.

Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна — сановника Циньского государства. Эти реформы заключались в следующем. Была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. Распад общины ускорил реализацию закона о принудительном дроблении больших семей. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Было перевооружено и реорганизовано войско, создано 18 степеней знатности за военные заслуги. Эти реформы ознаменовали переход к развитому рабовладельческому государству. Жизнь в государстве подчинялась общим правилам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране.

Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (ху-анди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Управление империей осуществлял разветвленный государственный аппарат, в состав которого входили десятки тысяч чиновников. Во главе аппарата управления стояли левый и правый ченсяны (министры). Заместителями ченсянов были секретари. К высшим государственным чиновникам относились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

После завоевания древнекитайских царств в империи были проведены административная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна. Границы прежних царств были уничтожены. Огромную территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды — на волости, а волости — на тин (низшая административная единица). Во главе каждой области стояли два управителя — представители военной и гражданской власти, которые назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены императором. Прежняя аристократия была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников. Старые аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Были введены очень суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Чиновники в своей деятельности руководствовались твердо установленными едиными законами. Государственный аппарат этого периода был громоздким, сложным, на службе состояла масса чиновников.

Проведенные реформы ненадолго сплотили государство. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия — Ханьская.

Основателем новой династии был сельский староста Лю Бан, один из руководителей восстания. В начале своего правления он осуществил ряд реформ, направленных на смягчение положения рабов и крестьян (были освобождены многие рабы, уменьшен поземельный налог и т. д.). Однако эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения — основных причин, порождающих социальные противоречия. Положение народных масс спустя некоторое время вновь ухудшилось.

В конце I в. до н. э. императором Ай-ди был принят указ об ограничении количества рабов и земли у крупных собственников: никто не мог иметь земли больше 138 га, рабов должно было быть от 30 до 200 в зависимости от социального положения собственника.

Структура центрального и местного государственного аппарата осталась прежней. Стремления царской власти были направлены на централизацию страны. Этому способствовало новое административное деление Китая. Страна была поделена на 13 крупных округов, возглавляемых наместниками императора — окружными ревизорами, осуществлявшими контроль за местной администрацией. Увеличилось число областей, округов, уездов.

Во главе областей и уездов стояли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра.

Более решительная попытка смягчить классовые противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном, который в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором “новой” династии и объявил о намерении проводить политику решительных реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы.

Сущность реформ сводилась к следующему. Запрещалась купля-продажа земли, все земли были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу против частного рабовладения, Ван Ман не только не сделал попыток ограничить государственное рабовладение, но пытался обосновать законное право государства владеть рабами. Численность государственных рабов увеличилась. Из них стали формировать армии.

Неоднократно проводились денежные реформы, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный процент. Все это способствовало сосредоточению всех источников доходов, в частности значительной части ссудных операций, в руках государства.

Ван Ман стремился к тому, чтобы создать сильную бюрократическую империю. Был увеличен государственный аппарат, установлена продажа должностей. Государственные служащие для занятия должности сдавали экзамен, причем они должны были в совершенстве знать учение Конфуция. Эти меры подрывали могущество старой родовой и чиновничьей знати и обеспечивали доступ к государственному управлению разбогатевшим купцам, ремесленникам, незнатным землевладельцам. За нарушение “новых законов” были введены суровые наказания, и десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов.

Но реформы Ван Мана не дали желаемого результата. Они не ослабили, а, напротив, углубили, обострили классовые противоречия, привели к разрушению экономики страны. Доведенное до отчаяния население в 18 г. н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания “Краснобровых”. В период успехов к восставшим примкнули представители свергнутой Ван Маном ханьской династии, стремившиеся восстановить свою власть. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Существенные изменения произошли в государственном аппарате. Функции по управлению страной были разделены между пятью ведомствами, при императоре создан высший совещательный орган — императорский совет.

Во второй половине II в. н. э. борьба политических группировок привела к глубокому политическому кризису. Хозяйственная система страны пришла в упадок. В 184 г. мощное восстание “Желтых повязок” охватило страну. Оно было подавлено ценой огромного напряжения сил — погибла значительная часть населения, опустели земли, были разрушены некоторые крупные города. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она распалась на три царства.

сли верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Му-ваном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности, Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Период Чжаньго отмечен бурным развитием законодательной деятельности.- В идеологии этого времени господствовали два течения, оказавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и легизм. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана “Книга законов”, рассматривавшая различные преступления и наказания за них.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.

Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины I в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положений скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не подлежали.

Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба. В V—III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V—III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н. э. относятся сведения о до; говоре личного найма.

Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители.

Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них — государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялись битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. В Уложении Мувана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: “мосин” (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; “исин” (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; “фэйсин” (отрезание ног) — за 500 провинностей; “чужин” (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; “данисин” (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами использовались элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный.

6 Общественный и государственный строй Древнего Вавилона. Общественный строй. Всё население делилось на свободных и зависимых.

Зависимые – рабы. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Источники рабства – воен. плен, за долги, по рождению. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Порабощенные за долги не могли находиться в таком состоянии более трех лет.

Свободное население Вавилона делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные граждане: * авилумы (человек, сын человека). Они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства.

Неполноправные: * мушкену (находящийся на царской службе).

Жизнь авилума ценилась дороже, имущество мушкену ценилось выше.

Государственный строй.

Правитель – Энси («построивший храм»), в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля (" большого человека").

Форма правления – восточная деспотия, но не в полной мере, т.к. * лугаль был лишен судебной власти, она принадлежала чиновникам. * Обожествлялась только должность, а не человек. Для этого надо было проходить обряд посвящения ежегодно. * Власть Лугаля не распространялась на некоторые административные единицы.Первый помощник Лугаля – Нубанда.Вся территория делилась на области, ими управляли чиновники, которых назначал Лугаль. Община – низшая административная единица. Ими управляли старосты. В Вивалоне были постоянные армии, состоявшие из воинов. За свою службу воины получали наделы. Верх.жрец Советы храмов

Царь Нубанда Наместник Севера в г.Сиппак - Шикканаку-рабианнум -советы старейшин– общин.сходы

Постоянное войско Наместник Юга в г.Лапе Шикканаку-рабианнум -советы старейшин– общин.сходы Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

 

Рабы составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали.

Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Рабыни, имевшие детей от своих владельцев, то такие дети считались свободными.

 

Свободное население делилось на полноправных и неполноправных.

Полноправные граждане составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства.

Высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков. Государственный строй Вавилона: Древне-Вавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле.

Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.

7 Судебник вавилонского царя Хаммурапи:

Рассмотрим основные черты древневосточного права на примере Судебника

Хаммурапи. В Междуречье Тигра и Евфрата, как правило, не возникало прочных

государственных образований. Наибольшей концентрации деспотическая власть

достигла в Междуречье в годы правления вавилонского царя Хаммурапи (18 век до

н.э.).

В историю этот царь вошел, прежде всего, как создатель 1 из первых пам-в

письменного права. Историки предполагают, что изданию этих законов

предшествовали народные явления и неслучайно о введении к этим законам царь

обещал оказать помощь обездоленным. Законы были выбиты на каменных столбах и

расставлены для всеобщего ознакомления. На этом столбе был изображен сам царь

Хаммурапи, который принимал эти законы от Бога Правды Шамаша. В этом

проявлялась важнейшая черта древневосточного права – его единство с религией

и моралью. Соответственно, нарушение норм судебника считалось не только

преступлением, но и религиозным грехом.

Судебник Хаммурапи характеризуется низким уровнем юридической техники. Так,

законы написаны сплошным текстом, без выделения статей.

Историки выделили в Судебнике 282 статьи. Нормы Судебника изложены в

казуистической форме, то есть они закрепляли отдельный судебный случай. К

примеру, перечисляя конкретные виды вещей. Право носило формально

казуистический характер. Судебник Хаммурапи основан на принципе сословности,

то есть в нем открыто закрепляется различный правовой статус отдельных

категорий населения.

Сословие – категория населения, имеющая особенный правовой статус и

передающийся по наследству.

Первое сословие авилум – «человек», то есть свободные полноправные жители






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.