Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие ФРГ в восьмидесятых и девяностых годах




В 1974—1975 гг. Федеративная Республика Германии переживала экономический кризис. Тяжесть его в значительной мере обусловливалась сочетанием структурных перемен с валютно-финансовым и циклическим спадом.
Валовый национальный продукт сократился за это время на 4%, промышленное производство упало на 7, 5%, а в некоторых отраслях — на 15—20%. Особенно заметным было падение в сталелитейной (на 24%), химической (на 16%), электротехнической (на 10%) отраслях. Цены выросли на 6%.
К началу 1975 г. безработица составила 1, 2 млн человек. Всё это, естественно, вызывало социальное недовольство. Кризис ослабил позиции правящей коалиции СДПГ/СвДП (СДПГ — социал-демократическая партия Германии; СвДП — партия свободных демократов), которая стала принимать свои меры: стимулировались государственные и частные инвестиции, был ослаблен контроль над оборотом капитала.
В 1975 г. был принят закон «Об улучшении структуры бюджета», сокративший расходы на социальные нужды.
В 1976 г. правительство провело закон «О соучастии рабочих в управлении промышленными предприятиями». Закон гарантировал собственникам и их представителям перевес в наблюдательных советах предприятий.Постепенно, начиная с 1976 г., ФРГ стала выходить из экономического кризиса. По средним темпам роста экономики во второй половине 1970-х гг. она даже превзошла другие страны. Особенно высокие темпы были достигнуты в переработке минерального сырья, в текстильной промышленности, в строительной индустрии.
В 1977 г. был принят закон «Об изменениях в системе пенсионного обеспечения граждан». В соответствии с ним пенсии должны были повышаться, если росла стоимость жизни и увеличивалась инфляция. В данном случае социал-демократы ориентировались на интересы рабочих, а также мелких и средних собственников.
На съезде СДПГ в 1977 г. было решено осуществить реформу здравоохранения и профессионального образования.
Однако некоторое оживление конъюнктуры не привело к сокращению безработицы. Во второй половине 1970-х гг. и в начале 80-х безработица оставалась на высоком уровне — порядка миллиона человек. В результате общий уровень занятости населения к 1981 г. сократился на 4%; в обрабатывающей промышленности — на 13%, в текстильной — вдвое.
Безработица наносила не только материальный, но и моральный ущерб. Профессиональная дисквалификация, социальная дискриминация, ухудшение социально-психологического климата в рабочей среде — всё это были прямые следствия безработицы. Она воспринималась нередко как позор, как личная неудача, создавала комплекс неполноценности, оказывала влияние на поведение рабочего, сковывала его общественную активность.
Несмотря на относительно развитую сеть социального обеспечения, безработные находились в тяжелом положении. Факт массовой безработицы оказывал давление и на тех, кто пока имел работу. Угроза быть уволенным отрицательно влияла на возможность использовать такое привычное средство борьбы, как стачки.
Занятый на производстве рабочий страдал от инфляции, от сокращения покупательной способности марки (с 1970 по 1980 г. она упала более чем на 40%), платил за жилье четверть заработной платы.
Активность рабочего класса сдерживалась и фактом пребывания во главе правительства социал-демократов — забастовка нередко воспринималась как проявление нелояльности к партии. Лидеры профсоюзов подчас не санкционировали те или иные забастовочные выступления.
Тем не менее во второй половине 1970-х г. число стачек возросло: бастовали типографские рабочие (145 тыс. человек), печатники и работники бумажной промышленности (150 тыс. человек), рабочие и служащие металлообрабатывающей промышленности (560 тыс. человек).
В ответ государство усилило свое наступление против стачечников; более жестким стало отношение к безработным. В июне 1980 г. был принят закон, разрешающий локауты.
В апреле 1980 г. был введен новый порядок заполнения вакантных мест. Устанавливалось пять квалификационных ступеней, причем уровень квалификации при поступлении на работу подлежал строгой проверке. Те, кто не соответствовал требованиям, должны были искать другую работу.
В 1980—81гг. правительство более чем на четверть сократило налоги на предпринимателей, одновременно увеличив взносы рабочих в фонд страхования по болезни, безработице и старости. Впервые за всю историю ФРГ правительство в 1982 г. сократило на 10, 3% социальные расходы по статье «Семья и молодежь».К этому времени, а именно с осени 1980 г., ФРГ вступила в стадию нового экономического кризиса. Сократился общенациональный продукт, упало промышленное производство, усилилась инфляция, сильно выросла безработица (в 1983 году она составила 2, 5 млн человек, т.е. 9, 2% работающих по найму).
Кризис затронул автомобилестроение, сталелитейную и химическую промышленность, вызвал мощную волну банкротств. Вскрылась неэффективность политики государственно-монополистического регулирования, проводившейся правительством СДПГ/СвДП.
В коалиционном правительстве всё отчетливее обозначились расхождения между партиями. Свободные демократы не разделяли антикризисной стратегии социал-демократов, возлагая надежды на рыночный механизм саморегулирования экономики.
Еще в 1977 г. свободные демократы приняли новую программу (((Кильские тезисы))), в которой формально подтверждалась верность партии концепциям социального либерализма, однако центр тяжести переносился с прилагательного на существительное. Речь шла о роли государства и его тветственности перед обществом, а также о рычагах управления экономикой.
Лидеры СвДП выступали за сокращение пособий по безработице, за уменьшение пособий матерям в послеродовом отпуске, за ослабление контроля над квартплатой, за сокращение государственных взносов в пенсионный фонд, — требовали предоставления предпринимателям ряда льгот. По плану СвДП, сокращение социальных выплат трудящимся могло достигнуть 50 млрд марок.
В стане свободных демократов нарастает настроение «сменить партнера», устанавливаются контакты с коалицией ХДС/ХСС (ХДС — Христианско-демократический союз; ХСС — Христианско-социальный союз).
В сентябре 1982 г. все министры, представлявшие СвДП, вышли из коалиционного правительства, а сама партия решила вступить в коалицию с ХДС/ХСС. Таким образом, правительственная коалиция СДПГ/СвДП распалась.
Между СвДП и ХДС/ХСС начались переговоры о формировании христианско-либеральной коалиции.
1 октября 1982 г. в бундестаге был выдвинут вотум недоверия канцлеру ФРГ Г.Шмидту, внесенный фракцией ХДС/ХСС и поддержанный СвДП. Был избран новый канцлер ФРГ. Им стал председатель ХДС Г.Коль.
Вице-канцлером и министром иностранных дел ФРГ стал Г.Геншер — председатель СвДП. Таким образом, в ФРГ к власти пришел новый блок ХДС/ХСС — Св. ДП.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.