Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для вас, девицы на выданье! Изысканные манеры, образная речь, вышивание гладью, и прочая херотень.






 

Но есть идея и Идея. Существует разница между популизмом и реализмом. Отказаться от строительства коммунизма можно, но страна, тем более такая как наша, не может жить без мощной стратегической идеи. Никакие «стабилизации», которые по сути являются попытками провести реанимационные мероприятия на трупе, ничего, кроме бессмысленной растраты ресурсов, не дадут. Почему в качестве государственной стратегии предлагаются заведомые глупости?

 

Я думаю, что он еще задолго до смерти сядет в губернаторское кресло, а то и сенатором Соединенных Штатов сделается.

— Почему вы так думаете? — спросила миссис Морз.

— Я слышал его речь во время предвыборной компании. Она была так умно-глупа и банальна и в то же время убедительна, что лидеры должны считать его абсолютно надежным и безопасным человеком, а пошлости, которые он говорит, вполне соответствуют пошлости рядового избирателя. Всякому человеку лестно услышать с трибуны собственные мысли, приглаженные и приукрашенные.

Джек Лондон «Мартин Иден»

 

Участвуя в заседаниях московского VIP-клуба, нескольких федеральных министров я спрашивал, слышали ли они что-нибудь о стратегии России на ближайшие 20-30 лет. Только один из них смог что-то ответить. Он сказал, что нужно дождаться выступления премьер-министра, который доложит стратегию (?) на следующий год. Даже небольшая фирма не может обойтись без двух-трехлетней стратегии. А для государства наличие долгосрочной стратегии это просто вопрос выживания.

 

Когда, кажется, президента фирмы Сони спросили, есть ли у его фирмы стратегия, он ответил:

 

— Есть.

 

— А на какой срок?

 

— На двести лет (!).

 

— А что вам нужно, чтобы она была выполнена?

 

— Терпение, — ответил Акио Морита

Вот что пишет С. Чернышев о стратегическом выборе.

Существует фундаментальное различие между тогдашней (в начале века) и теперешней ситуациями, которое дает исторический шанс. В политической области, в вопросе о власти мы были первопроходцами. Мы не могли получить помощи извне и сполна испытали «мильон терзаний», ибо, как писал Гончаров, первый воин, застрельщик — всегда жертва. Но покуда мы шли своим крестным путем, и в прямой связи с тем, что мы двинулись эти путем, — за океаном свершалось мучительное и судорожное таинство экономических родов. И сегодня экономика качественно нового типа, экономика, адекватная подлинному, реальному социализму, реально существует. Правда, не у нас.

Остается, стало быть, не изобретая более безграмотных «самобеглых колясок», вылущить указанную экономику из оболочки элитаризма и поставить на службу принципу социальной справедливости. Вот эта-то почти немыслимая трансплантация, установка реактивного двигателя на ветхую телегу, нам и предстоит.

Однако, повторимся, шанс в том, что и телега, и двигатель, пусть порознь, но реально существуют, — в отличие от ковра-самолета политэкономических сказок.

Наш хозяйственный механизм во многих своих принципиальных, формационных чертах мало чем отличается от развитого планового хозяйства династии Птолемеев в эллинистическом Египте.

От современности его отделяют столетия. Пусть так. Но зато все промежуточные уклады, заполняющие эволюционную шкалу между этими этапами, в мировой экономике налицо.

С. Чернышев «Смысл»

 

Только что понимать под телегой? Очевидно, что не промышленные полутрупы, разбросанные по России, а вполне эффективные предприятия расположенные на Западе и в Азии. А вот наши люди и являются тем самым реактивным двигателем. И этих людей нужно снабдить новыми эффективными (нематериальными) средствами.

 

РИСКОВЫЙ НАРОД — такую характеристику получили «бизнесмены» из СНГ (особенно из России) в результате социологических исследований, проводившихся в СНГ, США, Германии и Японии. Как показывает опрос, экс-«советские» бизнесмены более склонны к инвестициям с высокой степенью риска (готовы к этому 51% респондентов в Москве, 42% — в Омске), тогда как американцы, например, гораздо осторожнее — только 33% готовы рисковать в бизнесе.

В. Пономарев

 

Почему российские бизнесмены в склонности к риску так отличаются от своих заокеанских коллег?

 

Магия действует в мире, полном хаоса и случайностей. Был ли мир русского человека таковым? Несомненно. В. О. Ключевский по этому поводу писал: «Природа Великороссии... часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания... Невозможность рассчитать наперед, заранее составить план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразились на складе ума великоросса».

С. Гречишников

 

И для чего нам это все?

 

Перед очередным мозговым штурмом на меня сыпятся многочисленные неприятности, неудачи и унижения. Очень хорошо действует смертельно опасная ситуация. После такой разгонки, которая длится месяц-два, я обычно с первого раза могу решить проблему. Анализируя все это, я понял, почему творческие люди тяготеют к риску и к экстремальным ситуациям. Почему творческие люди часто рвут привычный режим работы и жизни, почему они столь любвеобильны. Чем сильнее отрывается душа человека от всего к чему она привязана, тем большее количество освобождается. Вот почему во многих тайных школах с помощью галлюциногенов, жестоких ограничений и испытаний, пограничных со смертью ситуаций человека «раскачивали» до такой степени, что он мог совершить качественно новый рывок вперед. Если природных запасов любви у человека было достаточно, к примеру, в прошлой жизни он был глубоко верующим и добродушным человеком, то он проходил эти испытания и добивался высоких результатов. Но таких было мало. Поэтому отбор учеников был весьма жестким, и многие или погибали, или изгонялись из школы.

С.Н. Лазарев

 

Как себе представляет установку реактивного двигателя С. Чернышев? Некоторое представление может дать такая аналогия, которую он однажды приводил. Представим себе подготовку предпринимателей, напоминающую подготовку современных разведчиков, только лучше. После сдачи соответствующих тестов и экзаменов выпускники отправляются в разные страны заниматься обычным, легальным бизнесом в рамках законодательств тех стран, в которых они окажутся. Все что они создадут, является их частной собственностью. Но дальше начинается самое интересное. Это сообщения в «Центр» от «Алекса», вы, конечно, помните «17 мгновений весны». «Алекс — Юстасу» и дробь морзянки...

 

Центр ведет свою работу, это координация действий предпринимателей, предприниматели делают свою работу. Деятельность «Центра» и есть метабизнес.

 

Как говорит С. Чернышев, к каждому предпринимателю в одно место будет воткнут оптоволоконный кабель (или другой канал связи), по которому он будет отправлять всю информацию в «Центр» и получать бесценные рекомендации и советы, в результате чего личные доходы предпринимателя возрастут на порядок или на несколько порядков и «Центру» достанется не меньше.

 

Это следующий шаг в развитии предпринимательской деятельности — переход от индивидуальной предпринимательской деятельности к коллективной.

 

Усвоено: сила мысли, неподкрепленная физическими действиями, относительно мала.

Усвоено: физическое действие обладает силой само по себе и почти не требует затрат энергии. Большинству людей не нужно совершать никакой работы, чтобы загнуть кончик страницы. Это просто. Однако без ведущей силы разума физическая энергия подобна безумной горилке на ядерном заводе. Можно только надеяться (или молиться), чтобы разрушения ограничивались стенами завода, и она не добралась до заветной кнопки. Соединение мысли и действия является одной из самых могучих сил на Земле.

Соединение соединений — коллективные мысли плюс совместные усилия — буквально сдвигают горы.

Джон Роджер, Питер Маквильяк «Жизнь 101»

 

И последнее замечание. Для того, чтобы реализовать этот проект, необходимы люди, которые все-таки скорее склонны коллективной деятельности, а не впитывают закон — «человек человеку волк» с молоком матери. Так что, наши восемьдесят лет коллективизма могут пригодиться. И более того, с этой точки зрения, это наше стратегическое преимущество, которое уменьшается с каждым годом.

 

... Но это не пророчество, не предсказание — лишь возможность. «Таблицу» форм можно представлять себе как грандиозное многоэтажное здание, в котором известное нам человечество пока копошится в нескольких комнатах первых этажей, и чем выше, тем реже встречаются небольшие группы людей и отдельные личности — аскеты и творцы. Восхождение и нисхождение по лестнице форм означает заполнение новых комнат и залов или же их оставление, отступление с уже достигнутой высоты. На этом пути нет пустот, бесформенных, непроходимых провалов. Человечеству дана возможность такого восхождения. Ему дарована свобода выбора. Но не более того.

С. Чернышев «Смысл»

 

Может быть человечеству и дана свобода выбора, но боюсь у человека, на определенной стадии развития, такая свобода отсутствует.

Прежде всего давайте признаем: никто не делает работу просто так. И талант, и гений с удовольствием от нее бы увильнули — если бы могли. Значит, первое: они делают свою талантливую (гениальную) работу потому, что не могут иначе — не могут отлынить. Потому что иначе им будет хуже. Причина вам известна: их толкает на это энергопотенциал. Он томит их своей избыточностью. Он буквально принуждает их действовать. Причем малыми задачами он не удовлетворяется. Идеальный случай: когда задача — на пределе возможностей. Тогда он вынужден все отдать, испытав от этого облегчение; и в результате приращивает свою территорию, что дает удовлетворение. И повышает уверенность в своих возможностях.

Посмотрим, может ли его выручить — то есть помочь избежать работы, — психомоторика? Ведь у творца она по меньшей мере оптимальна, не хуже, чем у потребителя. А ведь потребитель именно для этого и пользуется своею психомоторикой — чтобы избегать любых трудностей (кроме тех, которые придумывает себе сам: туристические походы и даже альпинизм, — выбор зависит от величины потребности в самоутверждении).

Увы, этот удобный, надежный механизм творцу по многим причинам не подходит. Назовем лишь одну. Ведь творец уже томится от избытка энергии, и если ему вместо творческой работы заняться потреблением гармоний (чтением литературы, слушанием классической музыки, посещением музеев и просто красивых мест), — он усугубит свою ситуацию. Он заскучает на третьей странице; на второй части «Ночной серенады» Моцарта он невольно вернется мыслями к отложенной задаче; а на прогулке его неотвязно станет преследовать мысль: «Я что — с ума сошел? Моя голова сейчас так прекрасно работает, а я не за письменным столом». Правда, возникший дискомфорт (скука, досада) понизит его энергопотенциал и тем погасит творческий порыв, но мы бы не советовали злоупотреблять таким способом самоуничтожения, потому что энергопотенциал, растраченный на скуку, не возобновляется.

Наконец, с помощью критичности творцу тем более не увильнуть от творческой работы. Ведь это она в дискомфорте распознает (проявляет) задачи и проблемы. Это ее прямая обязанность: она для того и создана то ли природой, то ли Богом, чтобы указывать нам адрес: здесь задача. Конечно, на самом примитивном уровне (у раба) критичность может быть и слепой, и немой, а потому готовой на любые компромиссы, но у творца она неуправляема и не подчиняется насилию. С нею не поиграешь в прятки. Она тут же отыщет, потащит за шиворот, уткнет, как кутенка в блюдце — носом в задачу: твори!

Самые нетерпеливые уже ерзают: «Ну зачем опять повторять то, что нам давно известно? Человек на уровне интуиции не может не перерабатывать дисгармонию в гармонию. Он обречен на эту работу. Она — его судьба. Ну и что с того?»

Мы рады, что вы это поняли и приняли. Тогда сделаем следующий шаг к пониманию творца. Сформулируем главное обстоятельство его жизни: у творца нет выбора.

Игорь Акимов, Виктор Клименко «О мальчике, который умел летать»

 

Кто является творцом на самом деле, а кто нет, нам поможет понять следующая цитата.

 

К творчеству в узком смысле человечество в целом питает настолько же большее, чем следовало бы, уважение, насколько меньшее уважение оно имеет к творчеству в широком смысле слова. Хорошо известно, что учиться и совершенствоваться следует всю жизнь; однако художник, пробившийся сквозь слой общественных штампов и приобретший свой собственный стиль (минимальное условие творчества), получивший доступ к какому-то слою тонкого мира, может потом всю жизнь этот слой эксплуатировать, и никто его за это не упрекнет: ведь в самом деле произведения искусства, не подделка, не ремесло, и даже с печатью индивидуальности автора, с другими не спутаешь. Однако на самом деле для него это все уже штампы, то есть продукция одной и той же программы подсознания, созданной когда-то в юности. В то же время на человека, который ничего общественно значимого не создал, но живет не по стандарту, с которым не скучно, потому что он не повторяется; у которого нешаблонное восприятие; который постоянно внутренне меняется; от которого трудно услышать что-то умное, но легко услышать нечто неожиданное; на человека, рядом с которым возникает несколько необычная атмосфера, хотя трудно сказать конкретно, в чем это выражается; наконец, на человека рядом с которым просто люди временно становятся лучше, — на такого человека общество не смотрит как на творца, хотя он-то как раз и есть настоящий творец эволюции, в отличие от описанного выше художника.

А. Тихомиров «Трактаты»

 

Но вернемся к нашим баранам.

 

Мы привыкли, что кому-то (например, нашим пресловутым промышленным предприятиям) нужно все время помогать, но имеет смысл только взаимовыгодное сотрудничество.

 

А вот любая помощь тому, что само не может выжить, занятие аморальное. Помощь производится за счет тех, кто работает лучше. Мероприятия по поддержке, как мне кажется, давно доказали свою неэффективность.

 

В аэропорту «Шереметьево» репортер берет интервью у группы итальянских туристов:

— Какова ваша цель пребывания в СССР?

— Мы перенимаем опыт работы в сельском хозяйстве.

— В сельском хозяйстве???!!

— Да! Нам о такой организации дела можно только мечтать. Совхоз это просто фантастика! Шефская помощь — это грандиозно! Пашут землю солдаты, пропалывают рабочие, убирают урожай студенты, сортируют профессора, аспиранты, доценты. И все — бесплатно. Продав продукцию, директор совхоза говорит — «7 миллионов убытков». Фантастика! И ему их дают. Мама мия! Нам такое и не снилось!

— Вы фермеры?

— Еще чего! Мы представители итальянской мафии!

 

Но вернемся к предпринимательской деятельности, как деятельности России в международном разделении труда.

 

Так, как эта деятельность является новой и поэтому трудной, то она будет давать рентабельность выше, чем сейчас имеется в производстве, торговле и финансах. Предприниматель ищет максимальную прибыль, и находит ее. Никакие попытки ограничить его деятельность не могут быть успешными. Предприниматель берет столько, сколько сможет съесть, а не столько, сколько дадут.

 

Андрюша идет с мамой из сада:

— А мне в саду сегодня почему-то дали половину яблока...

— А другим, что ли, по целому?

— Нет, всем по половине.

— Значит, так положено.

— Как это положено, если я могу целое съесть!

 

Нематериальные активы, а именно продукт мышления предпринимателя и нужно продавать.

 

Меньше сырья, больше ума. (Девиз итальянской школы менеджмента)

 

Но этот новый продукт и превращаться в деньги он должен другим способом. Каким, будет ясно из последующего.

 

Насколько я во всем этом уверен? Не слишком ли все напоминает фантастику? Я не уверен, я просто излагаю свой взгляд на предпринимательскую деятельность.

 

Неужели вы и в музыке считаете себя выше всех критиков? — возмущенно сказала Руфь.

— О нет, нет. Просто я позволяю себе иметь собственное мнение.

Джек Лондон «Мартин Иден»

 

Предприниматели нормальные люди и оценивают себя и перспективы своей деятельности объективно.

 

Спасибо, доктор, что вы вылечили меня от мании величия. Теперь я человек совершенно непревзойденной, фантастической, можно сказать, феноменальной скромности.

 

Практически всем предпринимателям подходит диагноз из анекдота:

 

Фрау Андерсон с крайне встревоженным, бледным лицом входит в кабинет мужа, держа в руках медицинский справочник.

— Ну, что я говорила! Я ведь отлично знала, что больна. А теперь знаю, какая у меня болезнь. Слушай: «В начальной стадии болезнь абсолютно ничем себя не проявляет, и больной может чувствовать себя совершенно здоровым...»

Вот видишь, все точно так, как у меня!

 

Но вернемся к стратегии.

 

Как указывает «Продавец идей» (П.И.) Сергей Горин, политическая идея должна быть НОВОЙ и ПОНЯТНОЙ. Например:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.