Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Изобретения






 

Изобретение появляется только тогда, когда есть необходимость изменить нечто, уже существующее. Или, если говорить техническим языком, есть прототип, опираясь на который и создают новое. Изобретение описывает чем новое отличается от прототипа. Для того чтобы достичь цели часто достаточно подражать тому, что уже есть. Но в этой главе подразумевается, что уже существующие способы не дают нужного результата (не решают существующую проблему) и изобретение необходимо.

 

Скоро будет тридцать лет, как американский историк Томас Кун предложил различать две разных науки, одну из которых он назвал нормальной, а другую революционной. Первая соответствует обычной ситуации. Исследователи разделяют общие теоретические идеи, говорят на одном и том же языке и стараются разрешать текущие проблемы, с возрастающей точностью верифицируя логические решения и сопоставляя результаты, так происходит накопление и постоянный прогресс знаний.

Все идет таким образом, пока ошибки и неразрешимые аномалии не вызывают кризис исследований, разброд и шатания. Следуют попытки одолеть кризис, которые ведут к появлению революционной науки. Исследователям противостоит закрытый мир, похожий на устрицу, которую нужно раскрыть. И они лучше чем кто-либо, знают, что она сопротивляется все сильнее по мере того, как люди пытающиеся ее открыть, стареют. Другие, более молодые исследователи, берут на себя экстраординарную инициативу создать новый ряд концепций и методов, новую парадигму, единым махом развенчивающую старую. Их наука знаменует глубокий разрыв с наукой прошлого и направляет эволюцию знания по оригинальному пути.

Независимо от ценности этого описания дуализм наук служит иллюстрацией к дуализму обществ.

С. Московичи «Машина творящая богов».

 

Эдвард де Боно написал книгу «Латеральное мышление», в которой он описывает, чем отличается обычное мышление и творческое мышление. Творческое мышление Эдвард де Боно называет латеральным, а обычное — вертикальным.

 

Способность творить начинают ценить выше знаний и умений, поскольку и те и другие в наши дни становятся все более и более доступными. Чтобы научиться давать толчок своим творческим способностям, необходимо лишить их ореола таинственности и рассматривать как один из методов применения своего мыслительного аппарата — метод обработки информации. Именно это и входит в задачу латерального мышления.

...Латеральное мышление расширяет возможности вертикального мышления. Вертикальное мышление развивает идеи, рожденные при латеральном мышлении. Нельзя вырыть яму в каком-то ином месте, если только углублять уже существующую. Вертикальное мышление используют для углубления уже имеющейся ямы. С помощью латерального мышления яму роют теперь на новом месте.

Из-за того что в прошлом особый упор делался исключительно на вертикальное мышление, обучение латеральному мышлению приобретает теперь особую актуальность.

...Латеральное и вертикальное мышления взаимно дополняют друг друга, необходимо владеть навыками и того и другого. Однако в системе общественного образования упор неизменно делается только на вертикальное мышление.

Эдвард де Боно «Латеральное мышление»

 

Изобретения не являются прерогативой только техники, изобретатели действуют во всех сферах общественной деятельности, искусстве, политике, бизнесе и так далее.

 

Изобретай и ты умрешь, преследуемый как преступник; подражай и ты будешь жить счастливо как дурак.

Бальзак

 

Бальзак выразился сильно, но если вспомнить историю, то легко можно убедиться что любое изменение (изобретение), которое меняло жизнь людей, всегда вызывало агрессию в адрес автора или авторов. Изобретателям всегда приходилось идти против общественного мнения, против большинства.

 

То, что меньшинства стояли у истоков великих инноваций в искусстве, науке, религии, кажется нам очевидным. То, что мы им обязаны великими прорывами в охоте, сельском хозяйстве, промышленности и экономике в целом, кажется нам менее очевидным.

С. Московичи «Машина творящая богов».

 

Известно, что чем больше группа людей, которая принимает решения, тем более банальными и беззубыми они становятся. Это решение должно невызывать критику у большинства, а отсутствие критики является гарантией того, что здесь нет новизны.

 

Предприниматель — это меньшинство, состоящее из одного.

С. Московичи

 

Противопоставив подражание и создание изобретений, мы можем увидеть и людей, занимающих такие позиции.

 

Подражает капиталист, который использует капитал, для того чтобы организовать деятельность, которая уже существует и которую можно купить за деньги. Изобретает предприниматель, создающий деятельность, которой еще не существует и которую нельзя купить за деньги.

 

Хорошо иллюстрирует разницу между предпринимателем и капиталистом следующая история:

 

Младший брат Бетховена Иоганн быстро разбогател на поставках для армии и приобрел роскошное поместье. Свое новогоднее послание старшему брату он подписал: «Иоганн Бетховен, владелец поместья». Ответ великого композитора был подписан: «Людвиг ван Бетховен, владелец мозга».

 

Сущностью деятельности капиталиста является эффективное подражание лучшим существующим образцам. Сущностью деятельности предпринимателя является создание нового образца, эффективнее предыдущих. Кстати поэтому их деятельность нельзя оценивать с одной точки зрения.

 

Как кто-то сказал, новая машина (экспериментальный образец) всегда уродец. Лоск это новое приобретает тогда, когда за этого уродца берется капиталист. Капиталист не берется за решение новых проблем, он ищет того, кто уже где-то в мире решил эту проблему. Он эксплуатирует то, что уже хорошо отлажено и дает прибыль сегодня, пусть и небольшую. Он занимается рутинной деятельностью.

 

«Решение» проблем имеет своим противопоставлением «нерешение», т.е. выполнение рутинных операций.

Их объединение, возможно охватывает все области человеческой деятельности. Решение проблем лежит в основе как функции сохранения, так и функции развития. По самой своей природе функция решения проблем близка к высшим уровням функционального представления человеческой деятельности. Поэтому и не удивительно, что и сама функция и обслуживающая ее методология являются в высшей степени интегральными, включающими в себя все частные функции, необходимые для ее выполнения.

Б. Никаноров

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.