Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура эргономических свойств и показателей техники






 

Раскроем содержание понятия «эргономичность техники», кото­рое является конкретным проявлением деятельностного подхода в эргономике. На табл. 1 изображена структурная схема эргономи­ческих показателей техники. Это иерархическая динамическая структура, включающая несколько уровней. Эргономические свой­ства и показатели (существенные признаки) каждого предыдущего уровня являются основой формирования эргономических показа­телей последующего уровня. Здесь действует тот же общий прин­цип, которому подчиняются межуровневые отношения структуры деятельности человека и который состоит в том, что наличный выс­ший уровень всегда остается ведущим, но он может реализовать себя только с помощью уровней нижележащих и в этом от них за­висит [10].

Высший уровень рассматриваемой иерархической структуры — эргономичность техники — целостная ее характеристика, органично связанная с показателями производительности, надежности и эко­номичности эксплуатации. Эргономичность вырастает из ряда эр­гономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Первые три описывают свойства техники, при которых она органично включается в опти­мальную психофизиологическую структуру деятельности человека (группы людей) по управлению, обслуживанию и освоению техники. Под обитаемостью понимается эргономическое свойство техни­ки, при котором условия ее функционирования приближаются к оптимальным, с точки зрения жизнедеятельности работающего человека (группы людей), а также 'обеспечиваются уменьшение или ликвидация вредных последствий функционирования техники для окружающей среды. Эргономические свойства техники представ­ляют собой определенные предпосылки, возможности деятельности человека, относящиеся к ее объективным условиям.

Эргономические свойства формируются на основе комплексных эргономических показателей, которые представляют разные, но вза­имосвязанные стороны указанных свойств. Комплексные эргономи­ческие показатели формируются на основе групповых эргономичес­ких показателей, которые представляют совокупность однородных единичных эргономических показателей: социальнопсихологических, психологических, физиологических и психофизиологических, антропометрических и гигиенических.

Рассматриваемая структура позволяет представить различные уровни интегрирования в эргономике, каждый из которых облада­ет определенной качественной спецификой, не сводимой к механи­ческому объединению составляющих его показателей. Для проектировщика важно знать не только номенклатуру и характеристики эргономических показателей, но и то, как на их основе формиру­ются эргономические свойства проектируемых объектов. В этом пункте проектные задачи наиболее тесно смыкаются с эргономи­кой, становление которой как научной дисциплины во многом. определяется решением проблемы раскрытия закономерностей вза­имопереходов одних рассматриваемых уровней показателей и свойств техники в другие. Каждый шаг на пути решения этой чрезвычайно сложной проблемы лишний раз оттеняет определен­ную ограниченность и временный характер того, что называется учетом человеческого фактора и создает реальные предпосылки для. разработки научно обоснованного инструмента целенаправленного формирования в процессе проектирования эргономических свойств техники. Другими словами, существенно меняются роль и место эргономики в проектировании техники: от решения отдельных част­ных задач, связанных с частичным улучшением трудовой деятель­ности человека в уже спроектированных, заданных технических системах, она переходит к полноправному участию в построении. общей функциональной структуры систем «человек — машина».

Речь идет о том, чтобы с самого начала проектировать человеко-машинную систему, а не только технические средства, которые лишь на стадии практической «подгонки» их к человеку стано­вятся компонентами указанной системы. Происхождение понятия «учет человеческого фактора» при создании систем не без основа­ний связывают с тем, что системотехника рассматривает человека как внешний фактор и в качестве основного компонента системы. берет ее техническую часть.

Методологическое значение предложенной структуры свойств и показателей состоит в том, что она открывает возможности дей­ствительно содержательного эргономического описания систем «че­ловек — техника», позволяющего, в свою очередь, строить модели, отображающие соответствующие закономерности их функциониро­вания. Теоретические основания этой структуры имеют много об­щего с положениями разрабатываемого системного подхода к изу­чению главного звена системы «человек—машина»—человека и системы в целом [II]. Структура эта является эффективным методи­ческим инструментом эргономики, с помощью которого возможно соответствующее изучение систем «человек — техника» на функцио­нальном уровне.

Структура эргономических свойств и показателей техники сти­мулирует начавшийся процесс пересмотра некоторых установив­шихся представлений о методах ее проектирования и тем самым способствует его переходу на новый более высокий уровень. «Уже сейчас, видимо, следует думать и о другом направлении — в раз­работке технического задания исходить из идеи вторичной, обслу­живающей функции машин и, следовательно, учитывать прежде всего позитивные качества человека как действительного субъекта труда, т. е. то, что составляет не его недостатки, а его преимущества по сравнению с машиной. На этом пути открываются принципиально новые резервы повышения производительности тру­да, т. е. решения одной из важнейших задач пятилетки» [17, с. 63].

При рассмотрении проектирования как процесса, который кла­дет начало изменениям в искусственной среде [см. б], основное вни­мание акцентируется на задаче, получившей название «проектное прогнозирование» [13] и являющейся специфической формой научного программирования социальных и других последствий проектной деятельности. Множественность и сложный характер таких последствий, их значительная отсроченность по отношению, к моменту начала и течения собственно процесса проектирования — все это требует не только применения новой методологии, но уча­стия большого числа высококвалифицированных специалистов в коллективной разработке проектов. В проектном прогнозирова­нии на смену «статичному» объекту проектирования приходит «са­моразвивающийся» объект, а в этой связи открывается возмож­ность выбора оптимальных вариантов и отсеивания ошибочных решений 'в процессе проектирования еще до того, как их отрица­тельные последствия могли бы стать необратимым фактором реальной действительности. Научные исследования, как приклад­ные, так и фундаментальные, оказываются не просто вспомогатель­ным элементом, но внутренне необходимой потребностью, органи­чески вырастающей из самой природы проектной деятельности.

К числу названных исследований относится изучение закономер­ностей оптимального взаимодействия человека с техникой. Одной из центральных проблем эргономики как научной дисциплины яв­ляется исследование межуровневых переходов иерархической структуры эргономических свойств и показателей, и прежде всего-выявление закономерностей формирования эргономических свойств техники, а именно: управляемости, обслуживаемое™, освояемости и обитаемости. «Главное, нельзя упускать из виду то обстоятельст­во, что в межуровневых исследованиях мы имеем дело не с одно­сторонним, а с двусторонним и к тому же спиралеобразным дви­жением: с формированием высших уровней и «отслаиванием» — или переделкой — уровней, нижележащих, в свою очередь, обусловливающих возможность дальнейшего развития системы в целом. Таким образом, межуровневое исследование, оставаясь междисцип­линарным, вместе с тем исключает понимание последнего как ре­дуцирующего один уровень к другому или стремящегося найти их коррелятивные связи и координации» '[10, с. 233].

Проблема проектирования деятельности человека (группы лю­дей) по управлению (использованию) техникой становится орга­нической частью общего процесса ее проектирования. Удовлетвори­тельное решение этой проблемы возможно при опоре на эргоно­мику и другие науки, изучающие человека и его деятельность. Такое обогащение и усложнение







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.