Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты инвестиционной деятельности






 

Мы уже выяснили, что инвестиционная деятельность является коммерческой деятельностью, связанной с осуществлением долгосрочных вложений капитала с целью получения дохода. Между участниками (субъектами) этой деятельности возникают экономические отношения, в результате которых создаются строительная и инвестиционная продукция, зарождается новый бизнес, формируется основной капитал и финансовые активы предприятий и т.д. Совокупность этих экономических отношений образует инвестиционный рынок.

 

!
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЫНОК – это сфера экономических отношений, возникающих в процессе долгосрочного вложения капитала в объекты инвестиционной деятельности.

 

Известно, что рыночная экономика базируется на «трех китах» – трех рынках: рынке капитала, рынке товаров и рынке труда. К какому из этих трех рынков следовало бы отнести инвестиционный рынок? Если говорить о финансовых инвестициях, то экономические отношения, возникающие при осуществлении таких инвестиций, не выходят за рамки фондового рынка, т.е. рынка капитала. Особенностью инвестиционной деятельности, связанной с реальными инвестициями, является то, что для нее характерны все три типа отношений купли-продажи: капитала, продукции и труда. Инвестиционный рынок является подсистемой национального рынка, наряду с другими отраслевыми рынками.

Поэтому, подобно структуре национального рынка, структура инвестиционного рынка может быть представлена как взаимосвязь трех субрынков: рынка капитала (рынка инвестиций), рынка товаров (инвестиционной продукции) и рынка труда (рис. 3.10) [29].

В сфере рынка инвестиций происходит движение капитала, вкладываемого в объекты инвестиционной деятельности. Рынок инвестиций формирует самостоятельную сферу экономических отношений, субъектами которых являются продавцы капитала, имеющие свободные финансовые активы, и покупатели капитала, испытывающие потребность в инвестиционных ресурсах. Продавцами капитала выступают вкладчики депозитных счетов банков, инвесторы, приобретающие ценные бумаги, страховые компании, кредитные учреждения и т.д. Покупателями инвестиций являются инвесторы, выступающие в качестве заемщиков, эмитенты ценных бумаг и других обязательств, финансовые компании и др. Один и тот же субъект может выступать одновременно и как покупатель капитала, и как его продавец. Например, банк покупает денежные средства у населения, привлекая их в виде депозитов, и продает эти средства, предоставляя кредиты. При этом ценой покупки капитала являются проценты по депозитным вкладам, а ценой продажи капитала являются проценты по выдаваемым кредитам. Рынок инвестиций можно рассматривать как часть общенационального финансового рынка.

Рынок труда в инвестиционной сфере также является лишь частью общенационального рынка труда, где возникают экономические отношения между продавцами рабочей силы – физическими лицами, обладающими физическими или интеллектуальными способностями к труду, и покупателями рабочей силы – работодателями (организациями, предпринимателями).

Сложную структуру и систему экономических отношений имеет рынок инвестиционных товаров. На рис. 3.10 видно, что он образован четырьмя сегментами, в каждом из которых непосредственно взаимодействуют основные участники инвестиционного процесса, а объектами их взаимоотношений являются различные виды инвестиционной продукции.

Основными субъектами взаимоотношений на рынке инвестиционных подрядов являются:

1. Инвесторы – юридические или физические лица, осуществляющие вложение средств и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами могут быть организации всех форм собственности, в т.ч. иностранные, государство в лице органов государственного управления, органы местного самоуправления, граждане.

 


 
 

 

 


Рис. 3.10. Сегментация инвестиционного рынка и рынка инвестиционной продукции


2. Заказчики – лица, уполномоченные инвестором (либо сам инвестор), осуществляющие реализацию инвестиционного процесса и выполняющие функции управления проектом.

Заказчик может передать право управления договором подряда с его стороны другому юридическому или физическому лицу, специализирующемуся на выполнении такого вида работ. Зарубежная практика показывает, что передача функций управления инвестициями профессиональным управляющим проектами позволяет значительно повысить эффективность реализации таких инвестиций [30].

3. Подрядчики – физические или юридические лица, которые по договору подряда выполняют работы, связанные с осуществлением инвестиционного процесса. Подрядчиками могут быть строительно-монтажные, проектные, архитектурные, проектно-строительные и другие организации и предприятия независимо от форм собственности, а также отдельные физические лица, либо организации-посредники, принимающие на себя функции по координации работ, зарегистрированные и получившие лицензию на проектную или строительную деятельность в установленном законодательством порядке. Подрядчик может по согласованию с заказчиком (если это предусмотрено условиями договора) привлекать для выполнения комплекса или вида работ другие организации – субподрядчиков, заключая с ними договоры субподряда. В этом случае ответственность перед заказчиком за выполнение всех работ в сроки, предусмотренные договором подряда, и с надлежащим качеством должен принять на себя подрядчик. В этих условиях подрядчик будет выступать перед заказчиком в качестве генерального подрядчика, а перед субподрядчиками – в качестве заказчика. Как правило, в качестве субподрядчиков выступают специализированные организации, выполняющие специальные строительные или монтажные работы.

4. Потребители – физические или юридические лица, которые становятся пользователями построенных объектов. Потребителями могут быть граждане (например, при строительства объектов непроизводственного назначения), органы государственного управления, органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, в т.ч. иностранные.

 

 

 
 

 

 


Рис. 3.11. Субъекты рынка инвестиционных товаров

 

 

5. Инвестиционная инфраструктура – это физические или юридические лица, обслуживающие инвестиционный процесс и обеспечивающие взаимоотношения между основными субъектами инвестиционного рынка (банки, страховые компании, лизинговые фирмы, риэлтерские, оценочные компании, консалтинговые[31], инжиниринговые[32] фирмы и т.д.). Наличие развитой рыночной инфраструктуры свидетельствует о зрелости рыночных отношений в экономике.

Как правило, функции субъектов инвестиционной деятельности на рынке разделены. Например, крупная промышленная корпорация инвестирует социальный проект (строительство дворца спорта), специализированная организация выполняет функции заказчика, проектные и строительные организации работают по договорам подряда, банки, страховые компании и другие организации инвестиционной инфраструктуры обеспечивают финансовое, юридическое, страховое сопровождение, а пользоваться объектом будет население. Однако нередко функции основных субъектов выполняет одна организация. Такие организации сами разрабатывают инвестиционный проект, обеспечивают его инвестиционными ресурсами, выполняют проектные и строительные работы, занимаются реализацией готовой инвестиционной продукции. Эти организации называются девé лоперами [33]. Наибольшее распространение такая форма организации инвестиционной деятельности получила в жилищном строительстве, когда крупная проектно-строительная организация не только самостоятельно разрабатывает проект и осуществляет его реализацию, но и сама частично или полностью финансирует строительство, заключает договоры о долевом участии в строительстве с другими инвесторами, по окончании строительства реализует жилье на рынке недвижимости.

На рынке строительных ресурсов основными субъектами являются поставщики строительных ресурсов (предприятия, производящие строительные материалы, конструкции, строительные машины, механизмы, инструмент, инвентарь, или их торговые представители) и потребители этих ресурсов – строительные и монтажные организации, использующие эти ресурсы при выполнении строительно-монтажных работ. За последние годы номенклатура строительных ресурсов значительно возросла, что связано с появлением новых технологий, проектов. Торговая номенклатура только материальных ресурсов составляет в настоящее время более 800 тысяч наименований, тогда как нормативно-сметная база, разработанная еще 20 лет назад, включала всего 30 тысяч наименований[34]. Значительную часть строительных ресурсов поставляют на наш отечественный рынок зарубежные производители. С одной стороны, это является следствием проникновения в строительство современных западных технологий, с другой стороны, обусловлено резким спадом производства на отечественных предприятиях. Так, например, несмотря на некоторый рост в последние годы, производство основных строительных материалов далеко не достигло дореформенного уровня: производство цемента в 2001 г. составляло 42 % от уровня 1990 г., сборных железобетонных конструкций – 23 %, кирпича – 44 % и т.д.[35]

На рынке инвестиционного оборудования основными субъектами являются поставщики технологического и инженерного оборудования (машиностроительные предприятия или их торговые представители) и потребители этих ресурсов – заказчики инвестиционных проектов или строительные и монтажные организации, осуществляющие монтаж этого оборудования на объектах после окончания строительно-монтажных работ. В связи с увеличением в технологической структуре инвестиций доли оборудования, обороты в сфере рынка инвестиционного оборудования увеличиваются. Поскольку в этой сфере создается активная часть основного капитала реального сектора экономики, огромное значение для экономики имеет инновационный[36] потенциал этих производств. Однако удельный вес принципиально новой и усовершенствованной продукции в общем объеме производства машин, оборудования, приборов и транспортных средств составляет около 19 % [37]. Этим в значительной степени, объясняется низкая конкурентоспособность товаров отечественного производства даже на внутреннем рынке.

На рынке недвижимости объектом экономических отношений является готовая инвестиционная продукция – жилая и нежилая недвижимость. Вложение средств в недвижимость осуществляется на долгосрочной основе и является инвестированием, а покупатель недвижимости – инвестором. Экономические отношения на рынке недвижимости могут возникать как по отношению к новым, не бывшим ранее в эксплуатации, объектам (первичный рынок недвижимости), так и по отношению к объектам, уже бывшим в эксплуатации (вторичный рынок недвижимости). На рынке недвижимости осуществляются не только операции купли-продажи, но и операции аренды, залога, страхования. И тогда экономические отношения на рынке недвижимости тесно переплетаются с экономическими отношениями на финансовом рынке.

Все субрынки инвестиционного рынка тесно связаны друг с другом – спрос, предложение и цены на одном рынке прямо или косвенно влияют на спрос, предложение и цены на другом рынке. Например, кризис, поразивший финансовый рынок, привел к острому дефициту инвестиционных ресурсов на рынке инвестиционных подрядов, в результате чего резко сократилось предложение строительной продукции и возросли цены на объекты недвижимости.

По типу рыночной модели (рыночной структуры)[38] рынок инвестиционной продукции относится к олигополии [39]. На каждом сегменте этого рынка функционирует ограниченное количество организаций, среди которых есть несколько предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке[40]. Доминирующее положение на рынке позволяет этим организациям устанавливать контроль над рыночными ценами. Поэтому для рынка инвестиционной продукции как олигополистического рынка характерна неценовая конкуренция. Рынок инвестиционной продукции является олигополией с дифференцированной (разнородной) продукцией, однако эта дифференциация незначительна. Так, например, инвестиционная продукция – жилье – представлена на рынке только четырьмя типами, получившими условные названия: жилье низкого качества, жилье стандартное, улучшенное жилье и элитное жилье. Олигополия характеризуется наличием определенных барьеров, препятствующих вхождению на рынок других организаций. Эти барьеры могут существовать в виде экономических, организационных, административных, институциональных условий. Например, определенным экономическим барьером для вступления в рынок является несоответствие доходности реальных инвестиций и сроков окупаемости проектов уровню инфляции и процентным ставкам по кредитам. Административные барьеры связаны с системой лицензирования проектной и строительной деятельности, бюрократическими препонами в процессе получения исходно-разрешительной документации на проектирование и строительство объектов, отвод земельного участка. Серьезным сдерживающим фактором для развития конкуренции в инвестиционной сфере является практическое отсутствие механизмов реализации института частной собственности на землю.

Особенностью рынка инвестиционной продукции являются также территориальные (региональные) ограничения рынка. Рынок проектных и строительных подрядов, рынок недвижимости, и в меньшей степени, рынок строительных ресурсов локализованы в пределах одной территории (региона). Это обусловлено невозможностью (недвижимость) или огромными транспортными издержками (строительные ресурсы) вывоза продукции за пределы региона, в котором размещено предприятие.

Функционирование рынка инвестиционной продукции невозможно без оборота рынка капитала, обеспечивающего производство инвестиционной продукции финансовыми ресурсами, и рынка труда, обеспечивающего производственные процессы трудовыми ресурсами. Функционируя как единое целое в составе национальной экономики, инвестиционный рынок обеспечивает осуществление инвестиционного процесса и создание конечной инвестиционной продукции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.