Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по содержанию материалов обсуждения с общественностью объектов Государственной экологической экспертизы.






1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящие Рекомендации подготовлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об экологической экспертизе» и другими правовыми актами Российской Федерации, а также международными принципами проведения оценки воздействия на окружающую среду, в частности, содержащимися в Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подготовленной Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций и вступившей в силу в сентябре 1997 года.

1.2. Настоящие Рекомендации устанавливают порядок обсуждения с общественностью объектов государственной экологической экспертизы и состав материалов для обсуждения на основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «Об экологической экспертизе», определившим, что государственная экологическая экспертиза проводится при наличии в составе представляемых материалов, кроме прочего:

– документации, подлежащей государственной экологической экспертизе..., содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

– материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

1.3. Рекомендации предназначены для:

– исполнительных органов и органов местного самоуправления;

– специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы;

– заказчиков и разработчиков документации, подлежащей государственной экологической экспертизе;

– граждан и общественных объединений, участвующих и/или желающих участвовать в подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

1.4. Рекомендации предназначены для использования на трех этапах инвестиционного процесса подготовки строительства, определенных российской нормативной документацией:

– подготовка Ходатайства (Декларации) о намерениях (в случае проведения государственной экологической экспертизы документации данного этапа и/или по требованию органов местного самоуправления);

– подготовка обоснования инвестиций;

– подготовка технико-экономического обоснования (проекта) строительства.

1.5. Для целей настоящих Рекомендаций под термином «общественность» понимаются граждане и общественные организации (объединения), участвующие и/или желающие участвовать в обсуждении объекта государственной экологической экспертизы, организуемом органами местного самоуправления.

2. ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКАЗЧИКА (РАЗРАБОТЧИКА) ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОБСУЖДЕНИЮ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

Обсуждение с общественностью объектов государственной экологической экспертизы обеспечивается путем участия общественности в подготовке материалов оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, включающую общественные слушания, организуемые органами местного самоуправления. При этом рекомендуется следующая последовательность действий инициатора планируемой деятельности – разработчика документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу:

2.1. Публикация инициатором планируемой деятельности в средствах массовой информации территории, которая может быть затронута этой деятельностью, информации об экологической части Ходатайства (Декларации) о намерениях /Обоснования инвестиций/ ТЭО (проекта) с указанием основной цели деятельности и сообщением названия и адреса организации, которая будет разрабатывать раздел «Сообщение о воздействии на окружающую среду» (СВОС) документации и предоставлять дополнительную экологическую информацию о планируемой деятельности.

2.2. Подготовка проекта СВОС с учетом мнения общественности, отраженного в замечаниях, присланных после публикации информации об экологической части Ходатайства (Декларации) о намерениях /Обоснования инвестиций/ ТЭО (проекта). Состав проекта СВОС должен содержать сведения в соответствии с разделом 4 настоящих Рекомендаций.

2.3. Предоставление экземпляра проекта СВОС в центральную публичную библиотеку территории, которая может быть затронута планируемой деятельностью. Публикация инициатором планируемой деятельности в указанных в пункте 2.1 средствах массовой информации сведений об основных результатах подготовки проекта СВОС, а также адреса центральной библиотеки, где можно ознакомиться с проектом СВОС в полном объеме. Направление по почте информации об основных результатах подготовки проекта СВОС организациям и гражданам, которые прислали свои соображения после публикации экологической части Ходатайства (Декларации) о намерениях /Обоснования инвестиций/ ТЭО (проекта). В публикациях и направляемых письменно материалах указывается название и адрес организации, которая разрабатывает СВОС и куда общественность может направлять свои замечания и предложения, а также фамилии и телефоны сотрудников, которые могут предоставить дополнительную экологическую информацию о планируемой деятельности.

2.4. Согласование с органами местного самоуправления даты и места проведения общественных слушаний по проекту СВОС. Публикация органами местного самоуправления или/и инициатором деятельности (разработчиком документации) объявления в указанных в п.2.1 средствах массовой информации о дате и месте проведения общественных слушаний, а также направление этой информации письменно гражданам и организациям, приславшим свои отзывы и замечания по поводу информации об экологической части Ходатайства (Декларации) о намерениях /Обоснования инвестиций/ ТЭО (проекта) и по поводу проекта СВОС.

2.5. Проведение общественных слушаний по проекту СВОС, завершающихся составлением протоколов об этих слушаниях, оформленными в соответствии с п. 3.7.

2.6. Подготовка окончательного варианта СВОС с учетом мнения общественности, высказанного на общественных слушаниях, а также отраженного в письменных замечаниях, присланных до начала данного этапа, и содержащего сведения в соответствии с разделом 4 настоящих Рекомендаций.

2.7. Предоставление инициатором деятельности (разработчиком документации по согласованию с инициатором) указанной в пункте 2.3 библиотеке текста окончательного варианта СВОС. Публикация инициатором планируемой деятельности (разработчиком документации по согласованию с инициатором) в указанных в пункте 2.1 средствах массовой информации сведений об основных результатах подготовки окончательного варианта СВОС, а также адреса библиотеки, где можно с ним ознакомиться в полном объеме.

2.8. Направление по почте информации об основных результатах подготовки СВОС организациям и гражданам, которые прислали свои соображения после публикации экологической части Декларации о намерениях и выступали на общественных слушаниях. В окончательном варианте СВОС. В публикациях и направляемых письменно материалах указывается, какие предложения общественности были получены разработчиками СВОС, какие из них были учтены и в каком виде, а какие учтены не были и на каком основании. Кроме того, указывается также название и адрес организации, которая разрабатывает СВОС и куда общественность может направлять свои замечания и предложения, а также фамилии и телефоны сотрудников, которые могут предоставить дополнительную экологическую информацию о планируемой деятельности.

2.9. При необходимости (наличие существенных замечаний общественности по окончательному варианту СВОС) осуществляется доработка СВОС и проведение общественных слушаний с составлением протоколов в соответствии с п.2.5.

2.10. Представление на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) документации по объекту экспертизы с материалами оценки воздействия на окружающую среду (включая окончательный вариант СВОС, протоколы общественных слушаний и иную указанную в разделе 3 настоящих Рекомендаций документацию, подтверждающую проведение обсуждения объектов государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями). Документация представляется в ГЭЭ не ранее одного месяца с момента выполнения мероприятий пункта 2.7.

3. СОСТАВ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ МАТЕРИАЛОВ ОБСУЖДЕНИЯ ОБЪЕКТА ЭКСПЕРТИЗЫ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.

Среди документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, необходимо наличие следующих документов, подтверждающих обсуждение объекта экспертизы с общественностью:

3.1. Копия указанной в п.2.1 публикации информации об экологической части Ходатайства (Декларации) о намерениях /Обоснования инвестиций/ ТЭО (проекта).

3.2. Копия справки указанной в п.2.3 библиотеки о нахождении в свободном доступе не менее одного месяца материалов проекта СВОС.

3.3. Копия проекта СВОС, находившегося в указанной в п.2.3 библиотеке, заверенная печатью библиотеки и подписью ее руководителя (с указанием его фамилии, имени, отчества и номера телефона).

3.4. Копия указанной в п.2.3 публикации об основных результатах подготовки проекта СВОС.

3.5. Копия информации об основных результатах подготовки проекта СВОС, направленной гражданам и общественным объединениям в соответствии с п.2.3.

3.6. Заверенный на почте список граждан и общественных объединений, которым была направлена информация об основных результатах подготовки проекта СВОС в соответствии с п.2.3.

3.7. Протоколы общественных слушаний по проекту СВОС, подписанных представителями органов местного самоуправления, проводивших слушания, а также общественности и разработчиков документации. В протоколах о проведении общественных слушаний четко фиксируется время и место проведения слушаний, способ информирования общественности об их проведении, высказанные мнения, фамилии, имена, отчества, адреса и телефоны участников слушаний, а также предмет возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и разработчиками проекта СВОС.

3.8. Копия справки указанной в п.2.3 библиотеки о нахождении материалов окончательного варианта СВОС в свободном доступе не менее одного месяца.

3.9. Копия окончательного варианта СВОС, находившегося в указанной в п.2.3 библиотеке, заверенная ее печатью и подписью руководителя. В окончательном варианте СВОС, публикациях и направляемых по почте материалах указывается, какие предложения общественности были получены разработчиками СВОС, какие из них были учтены и в каком виде, а какие учтены не были и на каком основании, указывается также название и адрес организации, которая разрабатывает СВОС и куда общественность может направлять свои замечания и предложения, а также фамилии и телефоны сотрудников, которые могут предоставить дополнительную информацию об экологических аспектах планируемой деятельности.

3.10. Копия информации об основных результатах подготовки окончательного варианта СВОС, направленной гражданам и общественным объединениям в соответствии с п.2.7.

3.11. Копия указанной в п.2.7 публикации об основных результатах подготовки окончательного варианта СВОС.

3.12. Заверенный на почте список граждан и. общественных объединений, которым была направлена информация об основных результатах подготовки окончательного варианта СВОС в соответствии с п.2.7.

3.13. Отзывы граждан и организаций на информацию об экологической части Ходатайства (Декларации) о намерениях /Обоснования инвестиций/ ТЭО (проекта), проект и окончательный вариант СВОС с приложением полного списка этих корреспондентов с указанием их адресов и телефонов (если имеются).

3.14. Протоколы общественных слушаний по окончательному варианту СВОС (если такие слушания проводились), подписанные представителями органов местного самоуправления, общественности и разработчиков документации, в котором четко фиксируются выступления сторон и предмет разногласий между общественностью и разработчиками окончательного варианта СВОС.

3.15. Список основных замечаний граждан и организаций по экологической части Ходатайства (Декларации) о намерениях /Обоснования инвестиций/ ТЭО (проекта), по проекту и окончательному варианту СВОС и их анализ с указанием, какие и кем были высказаны предложения и замечания, какие из них были учтены, а какие нет и почему.

4. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ХОДАТАЙСТВА (ДЕКЛАРАЦИИ) О НАМЕРЕНИЯХ, СООБЩЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (СВОС) ОБОСНОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ, ТЭО (ПРОЕКТА).

4.1. Экологическая часть Ходатайства (Декларации) о намерениях должна содержать сведения, предусмотренные российским законодательством, нормативными документами Госкомэкологии России и раздела Г Свода Правил СП 11–101–95. Следует также учитывать рекомендации Типового положения и международные требования к составу Сообщения об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности (пункт 4.3), удовлетворяемые в самом общем виде.

4.2. Сообщение об оценке воздействия на окружающую среду Обоснования инвестиций / ТЭО (проекта) должно содержать сведения, предусмотренные российским законодательством, нормативными документами Госкомэкологии России и СП 11–101–95 / СНиП 11–01–95. Следует также учитывать рекомендации Практического пособия к СП 11–101–95 и международные требования к составу Сообщения об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности (пункт 4.3).

4.3. Для удовлетворения международных требований к составу Сообщения об оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности данное Сообщение должно соответствовать Добавлению II Конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, в соответствии с которым информация, включаемая в СВОС как минимум, должна содержать следующее:

4.3.1. Описание планируемой деятельности и ее цели.

4.3.2. Описание, при необходимости, разумных альтернатив (например, географического или технологического характера) планируемой деятельности, в том числе варианта отказа от деятельности.

4.3.3. Описание тех элементов окружающей среды, которые, вероятно, будут существенно затронуты планируемой деятельностью или ее альтернативными вариантами.

4.3.4. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду планируемой деятельности и ее альтернативных вариантов и оценка их масштабов.

4.3.5. Описание природоохранных мер, направленных на то, чтобы свести к минимуму вредное воздействие на окружающую среду.

4.3.6. Конкретное указание на методы прогнозирования и лежащие в их основе исходные положения, а также соответствующие используемые данные об окружающей среде.

4.3.7. Выявление пробелов в знаниях и неопределенностей, которые были обнаружены при подготовке требуемой информации.

4.3.8. При необходимости, краткое содержание программ мониторинга, управления и всех планов послепроектного анализа.

4.3.9. Резюме нетехнического характера, при необходимости, с использованием визуальных средств представления материалов (карт, графиков и т.д.).

4.4. Экологическая часть Ходатайства (Декларации) о намерениях, Сообщения о воздействии на окружающую среду, а также информация, направляемая общественности, государственным и иным органам, должны быть написаны простым и ясным языком, понятным и непрофессионалу. Для написания этих материалов рекомендуется привлекать литераторов (журналистов), обладающих таким слогом.


ЧАСТЬ III.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования не могут быть решены без постоянно действующего механизма предупреждения, локализации и ликвидации отрицательных антропогенных воздействий от планируемой и осуществляемой деятельности, а также их последствий. Одним из элементов такого механизма является комплексная оценка состояния окружающей среды, разработка природоохранных и ресурсовоспроизводящих мероприятий в градостроительной и другой проектной документации, экологическое обоснование хозяйственной деятельности на начальной стадии принятия народнохозяйственных, социальных, градостроительных и иных управленческих решений.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ И СОСТАВУ РАЗДЕЛА «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Разработка раздела «Охрана окружающей среды» (далее – «ООС») в градостроительной документации опирается на действующее законодательство Российской Федерации, а также учитывает: положения Инструкции «О составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации» (N 18–58 от 12.12.93 г., Госстрой России); «Указания к экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации» (от 15.07.94, Главгосэкспертиза Госстроя России); «Положение об оценке воздействия на окружающую среду» (N 695 от 22.09.94 г., Минприроды России).

Материалы раздела «ООС» являются основой экологического обоснования и выбора приоритетных направлений использования, развития и реконструкции территорий, определяют условия и ограничения реализации проектных решений и хозяйственной деятельности на территории.

Разработка раздела «ООС» в составе проектной документации является обязательной в соответствии с существующим порядком, согласно которому финансирование всех проектов строительства (расширения, реконструкции, перевооружения) объектов осуществляется только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы государственных экологических органов и согласовании с государственными органами контроля и надзора.

При разработке проектных материалов следует учитывать изменения действующего законодательства Российской Федерации, а также утвержденные изменения строительных норм и правил, государственных стандартов, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов государственных органов санитарно-эпидемиологического надзора, экологические требования и нормативы качества окружающей среды государственных органов в области охраны окружающей среды Российской Федерации.

Заказчиками градостроительной документации и, соответственно, раздела «ООС» в составе проекта, являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации, учреждения и другие юридические лица.

Выполнение работ по разработке раздела «ООС» на различных стадиях градостроительного проектирования осуществляется разработчиками градостроительной документации, имеющими лицензию в соответствии с действующим в городе порядком лицензирования выполнения данного вида работ.

Проектные организации градостроительного профиля, выполняющие основной объем работ имеют право привлекать специализированные проектные, изыскательские, научно-исследовательские и другие организации, занимающиеся экологическими проблемами и имеющие лицензии на экологическую деятельность и сертификаты на технические средства контроля состояния окружающей среды.

Техническое задание на разработку раздела «ООС» составляется заказчиком проекта и генеральным проектировщиком (в соответствии со стадией градостроительного проектирования) и утверждается заказчиком. Заказчик представляет исходные данные для разработки раздела «ООС», оказывает содействие при проведении обследований, аналитических, изыскательских и проектных работ, а также участвует в проведении согласований проектной документации.

На первом месте в разделе «ООС» стоит оценка существующего состояния окружающей среды и на этой основе выбор наиболее эффективных методов и средств улучшения состояния городской среды. В оценку состояния входят характеристики: фоновых микроклиматических условий и загрязнения компонентов естественного ландшафта; основных источников шума; электромагнитного загрязнения и вибрации; очистка территории от твердых отходов; сбор, очистка и сброс поверхностных вод; загрязненности приземного слоя воздуха; заболеваемости населения. С учетом этого выполняется сводная оценка существующего естественного ландшафта и городской среды, составляется обоснование для комплекса мероприятий по сохранению, рекультивации или преобразованию естественного ландшафта, улучшению микроклимата и санитарного состояния территории; обосновывается применение этих мероприятий, оценивается их стоимость и делается вывод о будущем состоянии городской среды на основе планируемых мероприятий.

Генеральная схема расселения и последующие уровни – районная планировка и планировка городов – разрабатываются на основе научных прогнозов развития и размещения производительных сил. ЦНИИП Градостроительства разработана Генеральная схема расселения и разрабатываются региональные схемы расселения. При этом в составе разрабатываемого раздела «ООС» предусматриваются следующие подразделы:

– общая экологическая характеристика;

– охрана атмосферного воздуха;

– охрана поверхностных и подземных вод;

– охрана почвенного растительного покрова и восстановление нарушенных земель;

– улучшение санитарно-эпидемиологических условий;

– охрана животного мира;

– охрана окружающей среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний и теплового загрязнения;

– охрана памятников культуры и истории;

– формирование единой системы зеленых насаждений; сохранение и улучшение комфорта;

– инженерно-экологическое зонирование и комплексная схема охраны окружающей среды.

Исследования состояния окружающей среды, проведение расчетов и моделирование экологических процессов должны осуществляться на основе методов и методик, сертифицированных органами Госкомэкологии России и Госсанэпиднадзора Минздрава России.

Дополнительные требования к составу и оформлению проекта могут быть установлены специально уполномоченными органами в области градостроительства, природоохранного и санитарно-эпидемиологического контроля при разработке условий проектирования и составлении технического задания.

1.1. Исходные данные для получения экологических условий и требований при проектировании объектов строительства

Эскиз предполагаемой застройки участка с указанием границ проектируемой территории разрабатывается в масштабах 1: 2000 и 1: 5000 по заказу заказчика в соответствии с решением административных органов власти, архитектурно-планировочными органами.

Картосхема проектируемой территории с прилегающей местностью радиусом до 2 км, в масштабе 1: 2000. На картосхеме указываются:

– значимые источники существенного загрязнения атмосферы, влияющие на фоновое загрязнение территории предполагаемой застройки с их санитарно-защитными зонами (для точечных источников указывается класс по высоте устья источника над уровнем земли);

– зоны, имеющие тот или иной охранный статус (Гослесфонд, памятники природы, памятники истории и культуры, памятники садово-паркового хозяйства, заказники, заповедники, парки, сады, скверы, бульвары, территории зарезервированные для их строительства, зоны санитарной охраны водоисточников, национальные парки, с их охранными зонами и зонами регулируемой застройки, водоохранные зоны);

– планировочные ограничения на территории (линии электропередач, газопроводы высокого давления, зоны отчуждения железных дорог, технические зоны метрополитена и т.д.) с их санитарно защитными зонами;

– при примыкании к проектируемой территории автотрасс и железных дорог на картосхеме показывается их расположение и выявляются зоны повышенного по сравнению с ПДК и ОБУВ содержания вредных веществ, а также показываются зоны акустического дискомфорта (повышения уровня шума над санитарно-гигиеническими нормативами);

– водные объекты с нанесением границ водоохранных зон;

– места расположения передающих радиостанций (при их наличии) и их санитарно-защитные зоны;

– проектируемая территория должна быть обследована на предмет наличия на ней участков радиоактивного загрязнения.

При большой насыщенности картосхемы различными источниками загрязнения как химического, так и физического характера рекомендуется выполнять пофакторные картосхемы (загрязнения атмосферного воздуха, загрязнения земель, шумового загрязнения и т.д.).

К картосхеме составляется пояснительная записка в составе:

– краткая характеристика физико-географических и метеорологических параметров района застройки, с параметрами фонового загрязнения атмосферного воздуха, с наличием сведений о расположенных рядом с проектируемой территорией стационарных источниках загрязнения и степени их влияния на прилегающую территорию;

– при наличии на проектируемой территории зеленых насаждений составляется справка об их количестве, породном составе, состоянии и возрасте с определением возможности пересадки или обоснованием необходимости вырубки;

– при примыкании к проектируемой территории трасс автомагистралей и железных дорог указывается класс магистралей, интенсивность движения транспорта в час пик в обоих направлениях, длина магистрали, ширина проезжей части, ширина зоны акустического и химического загрязнения;

– при наличии источников электромагнитного загрязнения указывается мощность источников и размер их СЗЗ;

– при наличии на территории водных объектов дается санитарная характеристика их состояния;

– приводятся данные о грунтах и гидрологических условиях проектируемой территории (данные о наличии или отсутствии растительного слоя (его мощность в сантиметрах), о подстилающих грунтах, уровне залегания грунтовых вод, их агрессивности, наличии карстово-суффозионных явлений, опасности заболачивания участка, наличии и мощности свалочных и торфяных грунтов;

– к пояснительной записке должны быть приложены технические условия эксплуатирующих организаций о возможности подключения объектов застройки к городским сетям канализации, водо-, электро- и газоснабжения или о необходимости строительства локальных систем водоснабжения, энергетики и очистных сооружений.

В пояснительной записке к картосхеме должен быть раздел «Охрана окружающей среды», в который должны входить: пофакторный анализ состояния среды; фоновые загрязнения территории будущей застройки; значимые и незначимые факторы внешней среды и основные источники ее загрязнения; расчеты приземных концентраций вредных веществ; расчеты акустической нагрузки территории; рекомендации по снижению воздействия значимых факторов внешней среды до безопасных уровней.

Исходные данные заказчик заказывает в архитектурно-планировочной организации, которая в свою очередь привлекает к их разработке на субподрядной основе специализированные организации, имеющие соответствующие лицензии.

Территориальные органы Госкомэкологии России дают заключение о возможности строительства на данной территории и выдвигают свои экологические требования, которые должны обязательно учитываться на стадиях проектирования объектов строительства.

Если интересы заказчика и города совпадают в части застройки данной территории, но состояние экологических факторов таково, что их невозможно оптимизировать архитектурно-планировочными и архитектурно-строительными методами, то архитектурно-планировочные органы готовят проект постановления органов власти о мерах по ликвидации или реконструкции источников загрязнения, с доведением их влияния на проектируемую территорию до безопасных уровней.

1.2. Характеристика природной среды территории в градостроительной документации.

Одной из основных задач обеспечения экологического равновесия территории является определение ее демографической емкости и достижение соответствия проживающего населения и этой емкости. Не менее важны и другие инженерно-экологические характеристики: репродуктивная способность территории, геохимическая активность и экологическая емкость.

Демографическая емкость территории – очень важная характеристика, определяемая как максимальное число жителей, потребности которых могут быть обеспечены за счет ресурсов территории при сохранении экологического равновесия. Определяют эту величину как наименьшее из значений частных демографических емкостей по территории, по воде, по рекреационным ресурсам, по условиям организации пригородной сельскохозяйственной базы.

По наличию территории:

,

где – частная демографическая емкость, чел.; – территория, получившая наивысшую оценку; – ориентировочная потребность в территории 1000 жителей ( = 20...30 га).

По наличию водных ресурсов:

,

поверхностных вод:

,

где – частная демографическая емкость, чел.; – сумма воды в водотоках при входе в район, которую можно изъять для рассматриваемой территории из общего водохозяйственного бассейна, м3/сут.; -нормативная водообеспеченность 1000 жителей, м3/сут.; – коэффициент, учитывающий необходимость разбавления сточных вод (для северных районов , для южных – 0, 25).

По наличию подземных вод:

,

где – частная демографическая емкость, чел.; – эксплуатационный модуль подземного стока, м3 (сут. га); – территория района, га; – специальный норматив водоснабжения 1000 жителей (в особых условиях м3/сут.).

По рекреационным ресурсам:

для отдыха в лесу:

,

где – частная демографическая емкость, чел.; – территория района, га; – лесистость района, %; 0, 5 – коэффициент, учитывающий зеленые зоны городов в средней полосе России; – ориентировочный норматив потребности жителей в рекреационных территориях, в среднем равен 2 км2; – коэффициент, учитывающий водные рекреации, для умеренного климата, для жаркого;

для отдыха у воды:

,

где – частная демографическая емкость, чел.; – протяженность водотоков, пригодных для купания, км.; – коэффициент, учитывающий возможность организации пляжей (в лесной зоне , в степной – 0, 3); 0, 5 – ориентировочный норматив потребности 1000 жителей в пляжах, км.; – коэффициент, учитывающий лесные рекреации ( для умеренного климата, – для жаркого).

По условиям организации пригородной сельскохозяйственной базы:

,

где – частная демографическая емкость территории, чел.; – территории, благоприятные и ограниченно благоприятные для ведения сельского хозяйства, га; – коэффициент, учитывающий использование сельскохозяйственных запасов под пригородную базу, в среднем равен 0, 2...0, 3; – ориентировочный показатель потребности 1000 жителей района в землях пригородной сельскохозяйственной базы, га ( га).

Способность рассматриваемой территории перерабатывать и выводить загрязнения, поступающие от города, оценивается геохимической активностью территории (отметим еще раз, что природная среда в данном случае используется не по своему прямому назначению).

Коэффициент относительной геохимической активности территории:

,

где .– i- й участок территории, га; – коэффициент интенсивности превращения органических и минеральных веществ в почвах i -го участка; – коэффициент интенсивности превращения химических веществ в атмосфере над i -м участком; – коэффициент интенсивности выноса техногенных элементов за пределы 1-го участка; – размер территории, га; , , – аналогичные коэффициенты интенсивности эталонной ландшафтно-геохимической системы.

Возможность рассматриваемой территории воспроизводить атмосферный кислород, воду и почвенно-растительный покров оценивается ее репродуктивной способностью П:

по кислороду (т):

,

где – ежегодное производство органического вещества растительностью территории, т/га (для пустынь – 0, 1, для тропиков – 300, для средней полосы – 5...15); – площадь, занятая растительностью, га; – коэффициент перехода, равный 1, 45;

по воде (м3):

,

где – территория, занимаемая участками с данным модулем поверхностного стока, га; – модуль поверхностного стока, л/м2; – коэффициент неравномерности, равный 0, 1...1.0;

по почве (м3):

,

где – участок данной почвенной разности, га; – коэффициент эродированности, равен 0, 1...1, 0; – время почвообразования на i-м участке территории, лет;

по растительности (т):

,

где – ежегодная продуктивность 1 га i -го участка сообщества; -территория, занимаемая i -м сообществом растений, га.

Степень ослабленности экосистемы рассматриваемой территории оценивается по индексу емкости территории, получаемому делением величины экологической емкости территории Еэ на фактическую величину производимой биомассы:

,

где – возможная в данных условиях биомасса i -го биогеоценоза, т; – то же для j- го агроценоза, т.; – то же, для k -го урбоценоза, т.

Если индекс емкости меньше 0, 5 – значит, экосистема существенна ослаблена и ее нужно восстанавливать.

Природная среда вокруг города испытывает антропогенные воздействия и должна быть способна к их усвоению и переработке. В зависимости от направления господствующих ветров возможен перенос разнообразных загрязнений, особенно из дымовых труб, несимметрично в плане, точно так же выбрасываемые в протекающую через город реку загрязнения будут выноситься и постепенно перерабатываться ниже по течению реки.

Наиболее загрязненными будут центральная часть города, места осаждения выбросов из труб, прилегающие к городу природные территории по направлению господствующих ветров, река ниже по течению. И только в буферной и компенсационной зонах окружающая природная среда должна находиться в хорошем состоянии.

Способность природной среды к самовосстановлению после загрязнения чрезвычайно важна для города. Например, в речной воде процент растворенного кислорода после сброса стоков падает почти до нуля, резко меняется состав беспозвоночных и планктона, а рыбы могут вообще исчезнуть. И только через значительное расстояние (оно зависит от степени загрязненности и состава загрязнений, от скорости и объема стока, от климата и др.) чистота воды в реке и ее флора и фауна начинают постепенно восстанавливаться. Так же обстоит дело и с загрязнением леса и почв. Нужны высокопродуктивные системы, большой процент леса, чтобы быстрее и эффективнее переработать загрязнения от города.

Здесь уместно затронуть проблему пригородных сельскохозяйственных объектов, садов и садовых участков. Дело в том, что близость этих территорий к городу заставляет их экосистемы включаться в процесс абсорбции городских загрязнений. Кроме того, расположение таких территорий вблизи автодорог (ближе 200м) также заставляет эти нуждающиеся в чистой природной среде участки перерабатывать и, следовательно, концентрировать в будущих продуктах питания разнообразные загрязнения. Здесь, видимо, возможны два пути решения проблемы: если сады расположены вблизи города или вообще внутри городской черты и испытывают действие сильных загрязнений – то на них нельзя выращивать продукты питания, допустимо только выращивание не фруктовых деревьев, цветов, и только в зоне экологического равновесия на достаточном удалении от города можно выращивать фрукты, овощи и др.

Городу необходимы прилегающие высокопродуктивные природные территории. Если же поселение находится там, где таких территорий нет (из-за сурового климата, и др.), то расстояния между соседними поселениями соответственно должны сильно увеличиваться. Так, на севере, в тундре и вообще на необлесенных территориях, с угнетенными малорослыми деревцами, или на пустынных территориях, где нет высокопродуктивных способных к быстрой абсорбции загрязнений систем, поселения должны располагаться на очень больших расстояниях – до нескольких сотен и даже тысяч км.

Генеральный план города






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.