Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть I. Концептуальные основы стратегии устойчивого развития 13 страница






Таблица 14

Виды контроля и информации мониторинга

Объект Объекты контроля Виды контроля и информации
     
Основной блок
Атмосферный воздух Общее загрязнение атмосферного воздуха Регулярные наблюдения на стационарных (в том числе автоматизированных) постах и с использованием передвижных лабораторий. Данные о фоновых концентрациях вредных веществ, концентрациях загрязняющих веществ, высоких и экстремально высоких уровнях загрязнений.
  Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарных и передвижных источников Государственный инспекционный контроль. Инвентаризация стационарных источников. Данные по ПДВ и их превышениям.
  Загрязнение воздуха рабочих, промышленных и жилых зон Регулярные подфакельные и маршрутные наблюдения. Данные по качеству воздуха рабочих, промышленных и жилых зон.
Поверхност­ные воды Общее загрязнение вод рек Регулярные наблюдения на стационарных постах по створам по гидрологическим и гидрохимическим показателям.
  Качество вод рек и других поверхностных водоемов в зонах рекреации Государственный санитарный контроль. Данные по химическим и микробиологическим показателям.
  Вода родников Государственный санитарный контроль. Данные по качеству воды в родниках на соответствие ГОСТ 2874–82 «Вода питьевая».
  Источники питьевого водоснабжения Регулярные наблюдения на стационарных постах, инспекционные проверки. Данные по химическому и микробиологическому составу вод источников питьевого водоснабжения.

 

     
  Механическое загрязнение рек и их крупных притоков Инспекционные проверки. Данные по механическому загрязнению.
  Стоки, сбросы вредных веществ в реки Сточные воды станций аэрации и водопроводных станций Инспекционные проверки. Инвентаризация водовыпусков. Данные по составу сточных вод по химическим и микробиологическим показателям.
  Реки и другие поверхностные водоемы Государственный инспекционный контроль. Данные по зонам стабильного загрязнения, по состоянию водоохранных зон.
  Стоки, сбросы вредных веществ в реки и другие поверхностные водоемы Государственный инспекционный контроль. Инвентаризация водовыпусков. Данные по загрязнению сточных вод по химическим и микробиологическим показателям, по величинам ПДС и их превышениям для контролируемых створов.
  Сточные воды ливневой канализации Инспекционные проверки. Инвентаризация водовыпусков. Данные по химическим и микробиологическим показателям.
Почвы Общее загрязнение почв Регулярные наблюдения. Данные по зонам загрязнения и величинам концентраций загрязняющих веществ.
  Почвы открытых территорий Государственный инспекционный контроль. Данные по зонам загрязнения и величинам концентраций загрязняющих веществ.
  Почвы жилых районов, в зонах рекреации Инспекционные обследования. Данные по зонам загрязнения и величинам концентраций загрязняющих веществ.
Земли Земли открытых территорий Государственный инспекционный контроль. Данные об экологических правонарушениях в сфере землепользования.
Зеленые насаждения Гослесфонд Инвентаризация, паспортизация и государственный контроль лесного фонда.
  Все зеленые насаждения, не входящие в Гослесфонд Инвентаризация и паспортизация.
  Все зеленые насаждения Инвентаризация. Данные по составу, деградации, изъятию.
  Все зеленые насаждения Государственный инспекционный контроль, инвентаризация. Данные по деградации, изъятию. Данные об экологических правонарушениях при обращении с зелеными насаждениями.
Отходы Бытовые отходы Инвентаризация и контроль по этапам сбора, транспортировки, утилизации (уничтожения) и захоронения.
  Промышленные отходы, осадки сточных вод Инвентаризация и контроль по этапам сбора, транспортировки, утилизации (уничтожения) и захоронения.
  Бытовые и промышленные отходы Инвентаризация мест хранения и захоронения.
  Бытовые и промышленные отходы, осадки сточных вод Государственный инспекционный контроль. Выявление мест несанкционированного хранения или захоронения. Данные об экологических правонарушениях при обращении с отходами.
Радиационная обстановка (единая госу-дарственная автоматизи-рованная система контроля радиационной обстановки) Атмосферный воздух, осадки, выпадения. Очаги загрязнения почвы, вод, растительности на территории города Регулярные наблюдения на стационарных постах, маршрутные наблюдения. Данные об уровнях и зонах радиационного загрязнения.
  Атмосферный воздух, выпадения Регулярные наблюдения на стационарных постах. Данные по радиационному фону, об уровнях и зонах стабильного радиационного загрязнения.
  Продукты питания, питьевая вода, атмосферные осадки, радиологические объекты Государственный санитарный контроль.
  Промышленные и научные объекты, работающие с радиоактивными веществами Государственный инспекционный контроль. Инвентаризация объектов. Данные по зонам стабильного радиационного загрязнения, по обращению с радиоактивными веществами и материалами.
Физические факторы воздействия Жилые и общественные здания, территории Государственный санитарный контроль. Выявление районов дискомфорта. Данные по уровням, динамике и мероприятиям по снижению воздействия.
(шум, вибрация, электромагнитные поля) Источники воздействия (предприятия, транспорт и пр) Государственный инспекционный контроль. Инвентаризация источников.
Вспомогательный (базовый) блок
Объект наблюдений Виды контроля и информации
Метеорологические условия распространения загрязнений Регулярные наблюдения на метеостанциях и метеопостах. Данные о неблагоприятных для рассеивания загрязнений метеорологических условиях.
Здоровье населения (социально-гигиенический мониторинг) Анализ статотчетности по заболеваемости в связи с состоянием городской среды.
Геологическая среда (государственный мониторинг геологической среды) Наблюдения на стационарных постах, маршрутные и дистанционные исследования. Оперативные данные и прогнозы развития экзогенных геологических процессов. Данные по химическому составу техногенных грунтов. Режимные наблюдения за уровнем, температурой и химическим составом подземных вод.
Поверхностные воды (водохозяйственный мониторинг) Регулярные наблюдения по створам и водозаборам. Данные по водоотведению, водопотреблению.
Городские земли (мониторинг земель) Инвентаризация земель. Инспекционные проверки, маршрутные и дистанционные обследования. Выявление фактов незаконного землепользования.
Угрозы чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями (единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, РСЧС) Инвентаризация потенциально опасных техногенно-природных объектов. Инспекционные проверки, маршрутные и дистанционные обследования. Данные по состоянию потенциально опасных техногенно-природных объектов. Статистические данные по чрезвычайным ситуациям с экологическими последствиями.
Архитектурно-планировочная среда (градостроительный мониторинг) Архитектурный и строительный надзор. Данные по существующей и планируемой застройке, ее функциональному зонированию.
Сырье и материалы Инспекционные проверки, выборочный инструментальный контроль. Данные по содержанию вредных веществ в используемых материалах.
Автотранспорт (экологический контроль автотранспорта) Инспекционные проверки, выборочный инструментальный контроль. Статистические данные по интенсивности транспортных потоков, количеству и техническому состоянию автотранспортных средств, по выбросам автотранспортных средств различных типов.
       

Для инженеров-строителей и архитекторов представляет интерес не только общий комплекс параметров, замеряемых при мониторинге, но и ряд специально используемых, например, при обосновании проектирования по:

– контролю воздуха в подземных инженерных сооружениях;

– технологическим подсистемам контроля выбросов и сбросов предприятий;

– контролю работы очистных сооружений и систем канализации;

– контролю водотоков, заключенных в коллектора;

– мониторингу водоносных горизонтов;

– водохозяйственному мониторингу в плане контроля запасов воды;

– контролю санитарно-защитных зон предприятий;

– контролю состояния защитных зон водных объектов;

– мониторингу промышленных зон, техногенно-загрязненных и антропогенно-загрязненных территорий, территорий жилых зон, дворовых территорий;

– мониторингу рекреационных зон и пойм рек;

– контролю за состоянием, транспортировкой и захоронением радиоактивных отходов;

– мониторингу строительных отходов;

– мониторингу полигонов захоронения и пунктов переработки отходов;

– мониторингу биологических отходов;

– мониторингу строительных материалов.

Для архитекторов также важны параметры, связанные с урбоэкологией: взаимодействие градостроительных структур с литогенной основой ландшафта и как следствие – изменение рельефа, свойств пород, гидрологических условий, направленности физико-геологических процессов. Так, влияние городской застройки на подземные воды происходит до глубины 1–150 м, иногда – до 800 м, при этом могут развиваться карсты, суффозия, заболачивание, деформации поверхности земли, истощение подземных вод, развитие оползней, оврагов.

Для строительства городов и других населенных пунктов представляют интерес следующие данные мониторинга:

– распределение земель по видам хозяйственного использования;

– характер природных нарушений и антропогенная деградация ландшафта;

– выделение устойчивых природных сообществ и комплексов;

– распределение различных видов растительности по территории;

– состояние гидрографической сети, выделение пойм и долин рек;

– степень увлажненности территорий поверхностными водами, влияние города на снежный покров, таяние снегов, наводнения;

– оценка рекреационного потенциала территорий;

– инсолируемость и ориентация склонов;

– расчлененность рельефа;

– динамика и тенденция урбанизации территории;

– потенциальные резервы территориального развития зон различного функционального назначения;

– степень загрязнения среды (в том числе влияние городов на тепловое и промышленное загрязнения);

– градостроительное районирование, в том числе собственно городские структуры, их границы, транспорт, землепользование;

– природное районирование;

– потенциальные направления развития планировочной структуры территории и изменений в среде.

В качестве показателей загрязнения и нарушения природной среды следует использовать содержание в средах пестицидов, тяжелых металлов, фенола, нефтепродуктов, детергентов, пыли, оксида углерода, двуоксида азота радионуклидов и других веществ и соединений, оказывающих неблагоприятное воздействие на живые организмы. Кроме того важны показатели, непосредственно характеризующие состояние живых организмов: уровень заболеваемости населения, состояние видов растительного и животного мира.

К группе показателей нарушения среды относятся также характеристики нарушенности ландшафтной среды в целом: снижение функций биоты, эродированность почв, сели, паводки, засухи, подъем уровня грунтовых вод выше некоторых критических отметок и др.

Каждая группа показателей выполняет определенные информационные функции и не может быть заменена другими.

Следует также разграничить информацию: относящуюся к функционированию геосистем и характеризующую нарушения природной среды и геосистем в частности.

Существующая в настоящее время сеть наблюдений за состоянием отдельных сред и полей (метеостанции, гидропосты и др.) позволяет получить информацию разных пространственных и временных масштабов. Поэтому эти виды информации часто несопоставимы. Особенно существенный недостаток наблюдений, проводимых на ведомственных стационарах, – недостаточное отображение пространственной и временной дискретности геосистем. В связи с этим организация новых стационаров, а также совершенствование существующих должны ориентировать на организацию наблюдений, позволяющих отобразить соответствующие пространственно-временные частоты геосистем.

Мониторинг должен опираться на специальные тематические карты:

– как основу для упорядочения полученной информации;

– для отображения геоситуаций и динамических «красных карт»;

– для установления характера переноса загрязнений, выявления источников загрязнений, пространственного прогноза.

Для мониторинга региона и прилегающих территорий оптимальны карты масштаба 1: 200 000, для отдельных тестовых полигонов – масштаба 1: 50 000 и 1: 10 000.

В основе оценки экологического состояния должны находиться критерии, определяемые по соотношению субъектов природопользования и среды.

В качестве субъектов выступает человек (в медико-биологическом и социальном аспектах), социальный коллектив, общество в целом, сельскохозяйственные культуры, ландшафтные комплексы, технические системы. Вершину пирамиды экологической оценки образует человек. Однако ориентация лишь на человека в качестве показателя экологического состояния недостаточна по следующим причинам: нельзя совершенно уверенно связывать состояние здоровья человека с состоянием природной среды.

Контроль состояния следует проводить: с одной стороны, ориентируясь на среды (воздух, биота, море, воды суши и др), с другой – на территориальные системы (ландшафтные комплексы, агроценозы, города и др.).

Территория интегрирует процессы, происходящие в разных средах с разными пространственными и временными масштабами, тем самым только на территориальной основе возможно выявление причин и следствий нарушений природной среды. Регион должен рассматриваться как пространственно дифференцированная система со сложной пространственно-временной иерархией геосистем. Его территория обычно неоднородна, геосистемы, ее составляющие обладают разными способностями противостоять внешним воздействиям.

Мониторинг должен ориентироваться не только на фиксацию загрязнений и нарушений природной среды. Не менее важное значение имеет исследование функционирования геосистем вообще. Изучение процессов функционирования способствует раскрытию причин нарушений природной среды, выявлению источников загрязнений, определению путей ликвидации нарушений.

Необходимо разграничение информации, относящейся к разным временным уровням внутрисуточным, суточным, погодно-циркуляционным, сезонным, годовым, вековым и др. При этом время экспертных решений и прогнозирования должно соотноситься с временем развития явлений и процессов, не превышая последние. Наиболее целесообразным представляется использование системы дополняющих друг друга методов контактных и дистанционных прямых и индикационных.

В целом анализ экологической ситуации следует вести, рассматривая геоситуацию – совокупность природных и социально-экономических явлений, складывающихся в определенный момент времени на рассматриваемой территории. Для характеристики геоситуации следует учитывать следующие блоки информации: состояние ландшафтных комплексов; ситуацию на акватории моря; технологические режимы предприятий в соответствующий момент времени; медико-географическую ситуацию (в том числе эпидемиологическую); характер и значение загрязнений; число рекреантов; характер сельскохозяйственных работ; состояние леса.

Любые антропогенные воздействия должны рассматриваться и оцениваться через призму воздействий на геоситуацию с учетом всей цепи следствий в пространстве и времени.

С позиции субъектов ситуации могут быть нормальными, опасными, кризисными и катастрофическими. Их оценка будет неверна, если исходить лишь из значений ПДК и ПДВ. Последние приобретают реальный смысл только в конкретных условиях, ибо действие загрязняющих веществ в большей мере зависит от характера их сочетаний (эффект ансамбля), погоды, местоположения, времени суток, характера деятельности человека и др. Оценки ПДК и ПДВ должны детализироваться применительно к функциональному назначению региона (охраняемые, рекреационные, сельскохозяйственные, промышленные, селитебные и др.).

2.2. Социально-экологический мониторинг

К настоящему времени накоплен значительный опыт социологического изучения общественного мнения по экологическим проблемам, в том числе и по осуществлению мониторинга общественного мнения в осуществлении строительной деятельности. Ценность данного мониторинга заключается, прежде всего, в том, что он, кроме фиксации колебаний ориентации населения, позволяет определить эффективность конкретных мероприятий по воздействию на данные ориентации, выявить влияние на ориентации таких факторов, как направленность и интенсивность обращений СМИ к экологической тематике и т.п.

Осуществляется мониторинг общественного мнения путем периодических замеров (панельных исследований) состояния общественного мнения при помощи одной и той же методики на одной и той же выборке (одной и той же генеральной совокупности). Интервал исследований определяется характером и временным масштабом факторов, воздействующих на общественное мнение. Большинство апробированных методик рассчитано на повторение исследований.

Выбор социологических методов изучения общественного мнения в контексте общих задач социально-экологического мониторинга на территории размещения строительного объекта требует учета следующих положений:

– общественное мнение следует рассматривать как специфический социальный феномен, имеющий надиндивидуальный характер;

– одним из главных условий разработки методов социально-экологического мониторинга и достижения достоверности его результатов является применение конкретно-исторического подхода к изучаемым социальным фактам, явлениям, процессам;

– сложнейший характер отражения экологической обстановки на социальном поведении и настроениях населения требует комплексного применения методов социологического анализа и корректных процедур обобщения и обработки данных;

– социологический анализ, выполняемый в рамках социально-экологического мониторинга, должен базироваться не только на чисто эмпирических данных, но и на результатах теоретических работ в области социальной экологии, социальной психологии, социального управления и т.д.

Цель социально-экологического мониторинга заключается в оперативном получении объективной информации о состоянии общественного мнения по экологическим проблемам и возможных методах их разрешения, а также выявление взаимосвязей и взаимовлияния экологических проблем и социальных процессов, явлений и фактов в пределах испытывающей влияние данных экологических проблем генеральной совокупности и ее отдельных элементов.

Исходя из этого, основные задачи социально-экологического мониторинга на территории размещения строительного объекта заключаются в получении периодической, достоверной информации по:

– общей оценке населением степени сложности экологической ситуации;

– приоритетности различных экологических проблем в «глазах» населения;

– общей оценке населением деятельности властных и хозяйственных структур по разрешению экологических проблем;

– ранжированию населением одновременно проявляющихся экологических рисков на территории размещения строительного объекта;

– приемлемости для населения планируемых технологических, правовых и иных природоохранных мероприятий;

– реальным лидерам общественного мнения (движения) по экологическим проблемам и их ориентации;

– динамике изменений общественного мнения по экологическим проблемам в результате деятельности СМИ, реализации программ и мероприятий «общественного участия», «отношений с общественностью», развития экологического образования, а так же под воздействием иных факторов различной природы (результаты реализации государственной социальной, экономической и экологической политики; аварии и катастрофы техногенного характера и т.п.);

– общему уровню социально-экологической напряженности на территории размещения строительного объекта и влияющих на него факторах;

– изменениям в образе, ориентации и качестве жизни населения, вызванных экологическими проблемами и т.д.

Для разрешения поставленных задач социально-экологический мониторинг должен обеспечить объективное измерение, как минимум, следующих социологических параметров:

– общей оценки населением экологической обстановки на территории размещения строительного объекта, т.е. мнение населения о соответствии параметров окружающей среды потребностям человека, тенденциях изменения данных параметров, безопасности технологических процессов при разработки и осуществлении проектов жилищного строительства;

– оценки населением деятельности в заказчика и проектировщиков по решению экологических проблем, т.е. общей оценки их деятельности, мнение населения о недостатках в их работе и путях ее совершенствования, степени доверия к ним и т.д.;

– мнения населения об узловых экологических проблемах на территории размещения строительного объекта и путях их разрешения, т.е. о номенклатуре данных проблем, степени их относительной важности, приемлемости возможных технологических, экономических и социально-политических путей разрешения и т.д.;

– мнения населения об относительной важности экологических проблем на территории размещения строительного объекта по сравнению с политическими, экономическими и другими проблемами.

Для правильной интерпретации полученных результатов в ходе исследования необходимо также измерить ряд параметров, характеризующих состояние экологического сознания населения и потенциальных покупателей жилья, а именно: степень информированности в экологических вопросах, уровень экологических знаний и т.д.

Необходимая для принятия оптимальных решений в области охраны окружающей среды и социальной политики специализированная социально-экологическая информация должна быть накоплена и предоставлена проектировщиками заказчику в процессе осуществления процедуры ОВОС и исследований общественного мнения на территории строительства объекта, а также среди жителей микрорайона и потенциальных покупателей жилья.

Практическое решение задач социально-экологического мониторинга на территории строительства объекта, способной обеспечить достижение выше сформулированных целей и задач на уровне конкретного объекта, являющегося реальным источником возникновения социально-экологической напряженности, должно осуществляться на основе определенных принципов, учитывающих необходимость проведения в жизнь общесистемного подхода применительно к сложным информационно-измерительным функциям.

При этом, для обеспечения практической реализуемости социально-экологического мониторинга, ее пригодности к решению специфических задач, возможности ее совершенствования и расширения функций необходимо соблюдение общих принципов построения модели, к числу которых относятся:

Принцип целевой ориентации. Все структурные звенья модели должны быть направлены на обеспечение экологической безопасности и снижение социально-экологической напряженности в зоне деятельности модели; естественные тенденции к постоянному расширению функций модели в целях удовлетворения задач социального управления должны ограничиваться обоснованными пределами.

Принцип системного подхода. Состав структурных звеньев модели должен вписываться в структурно-функциональную схему обеспечения экологической безопасности на территории размещения строительного объекта с использованием системного подхода, обеспечивая минимизацию стоимости проекта при выполнении ею всех поставленных целей и задач.

Принцип оперативности. Периодичность предоставления социально-экологической информации должна соответствовать реальным потребностям проектировщиков и заказчика.

Принцип стандартизации и унификации технического обеспечения и инструментария. В модели в максимально возможном объеме должны применяться стандартизированные и тестированные процедуры сбора, обработки и анализа информации. Техническое обеспечение модели выбирается с учетом местных условий.

Принцип связи с общественными организациями. Реальная структура модели должна гарантировать общественности, что измерение социологической информации не сопровождается ее искажением в желательном (даже не явно) пользователю направлении, более того, вся деятельность модели социально-экологического мониторинга на территории размещения строительного объекта способствует осуществлению законных прав граждан и их объединений.

Принцип упорядочения доступа к информации. Структура информационных потоков в системе социально-экологического мониторинга и правила доступа к циркулирующей в ней информации устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере информации и информатизации, в том числе в вопросах конфиденциальности информации и деятельности СМИ.

Организационно-функциональная структура социально-экологического мониторинга определяется совокупностью его целей и задач, специфическими особенностями региона, реальными возможностями выделения ресурсов для организации мониторинга и, не в последнюю очередь, особенностями социологического изучения реальных социальных объектов.

2.2.1. Организация социально-экологического мониторинга

Система мониторинга должна обеспечить получение первичной социологической информации и результатов ее обработки, как минимум, по следующим объектам изучения:

– общественное мнение по экологической проблематике в зоне размещения жилищного строительства;

– жители микрорайона и потенциальные покупатели жилья;

– внешние по отношению к единицам генеральной совокупности информационные воздействия (деятельность СМИ, влияние подразделений «связи с общественностью», влияние реализации «общественного участия» и тд.);

– социальные процессы в генеральной совокупности, испытывающие влияние экологических факторов;

– социальные процессы в генеральной совокупности, способные повлиять на экологическую ситуацию (прямо или косвенно).

Требуемая детализация первичной информации, несомненно, обнаруживает сильную зависимость от остроты социально-экологической ситуации в зоне размещения строительства. Исходя из многолетнего опыта отечественных и зарубежных социологических исследований, можно предложить наиболее вероятную общую совокупность методов (методик) социально-экологического мониторинга, приведенную в таблице 15.

Таблица 15

Основные методы исследования, применяемые в процессе
социально-экологического мониторинга

Объект изучения Метод изучения Степень отработки Квалификация исследователя
       
Общественное мнение в целом Анкетный опрос Высокая Разработка анкеты – высокая. Анализ результатов – высокая. Интервьюер – низкая
Деятельность СМИ Контент-анализ Высокая Разработка перечня структурных единиц – высокая
  Нестандартизованное интервью Низкая Обработка текста – средняя/ низкая. Анализ результатов – высокая.
Оценка и мнение специалистов Анкетный опрос Высокая Интервьюер – высокая Анализ результатов – высокая.
  Стандартизированное интервью Средняя Разработка анкеты – высокая. Анализ результатов – высокая Интервьюер – низкая/средняя.
  Нестандартизованное интервью Низкая Интервьюер – высокая Анализ результатов – высокая
Оценки и мнения лидеров общественного мнения Анкетный опрос экспертов Высокая Разработка анкеты – высокая. Анализ результатов – высокая. Интервьюер – низкая
  Наблюдение Низкая Исследователь – высокая
  Стандартизированное интервью Средняя Разработка анкеты – высокая Анализ результатов – высокая Интервьюер – низкая/средняя
  Нестандартизованное интервью Низкая Интервьюер – высокая. Анализ результатов – высокая
Объективное состояние экологической ситуации и здоровья населения По результатам социально-гигиенического мониторинга
Социальные процессы Анкетный опрос    
  Анкетный опрос экспертов Высокая Разработка анкеты высокая Анализ результатов – высокая Интервьюер – низкая
  Наблюдение Низкая Исследователь – высокая
  Стандартизированное интервью Средняя Разработка анкеты высокая Анализ результатов – высокая Интервьюер – низкая/средняя
  Нестандартизированное интервью Низкая Интервьюер – высокая Анилиз результатов –высокая

Примечания:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.