Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть I. Концептуальные основы стратегии устойчивого развития 4 страница






В сфере этики важнейшей задачей будет формирование этики устойчивого развития путем выработки сознательного отношения к биосфере как фундаменту жизни, соблюдения законов ее развития, а также вытекающих из них ограничений и запретов; формирование этики эффективного хозяйствования, рационального потребления и здорового образа жизни; формирование этики межнациональных и межконфессиональных отношений.

В сфере военной безопасности сохраняется задача поддержания (в необходимых пределах) ракетно-ядерного потенциала, обеспечения функционирования профессиональной, мобильной, оснащенной современным оружием армии при одновременном снижении негативных последствий для окружающей среды от ее повседневной деятельности.

В сфере международных отношений задачами явятся достижение партнерства и ответственности в решении мировых проблем; поддержка международных инициатив, направленных на обеспечение глобального устойчивого развития; формирование международной инфраструктуры для обеспечения перехода к устойчивому развитию; проведение целенаправленной внешней эколого-экономической политики, ориентированной на отстаивание национальных интересов России в вопросах Использования глобального экологического потенциала, в том числе расположенного в пределах территории, находящейся под ее юрисдикцией.

На третьем этапе (долгосрочная перспектива) целью устойчивого разбития является гармонизация взаимоотношений общества и природы в глобальном масштабе за счет развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и переноса акцента в системе человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.

На пути перехода к устойчивому развитию начнет формироваться новое качество общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства. Россия, благодаря своему интеллектуальному и духовно-нравственному потенциалу, сможет внести достойный вклад в глобальный процесс устойчивого развития. Становление этого этапа перехода к устойчивому развитию окажется первой ступенью развития ноосферы (сферы разума), мысли о формировании которой высказывал еще в начале XX века наш великий соотечественник В.И. Вернадский.

Именно на этом этапе человечество сможет решить проблему взаимодействия общества и природы в полном объеме, восторжествуют принципы гуманизма и будет обеспечено безопасное во всех отношениях развитие цивилизации, когда человек в полной мере сможет раскрыть свой творческий потенциал.

Глубинная и вместе с тем простая для понимания сущность перехода к устойчивому развитию заключается в таком снижении антропогенного пресса на биосферу, при котором цивилизация «вписывалась» бы в нее органически и могла развиваться по пути прогресса неопределенно долго.

Особенности экологической ситуации в России характерны тем, что в ней сочетаются признаки экологической обстановки развитых и развивающихся стран: по характеру деградации лесов и земель Россия ближе к развивающимся странам, а по масштабам и составу выбросов загрязняющих веществ – к развитым индустриальным странам. К особенностям ситуации в России следует отнести и высокую радиационную загрязненность, и более высокий чем в развитых странах уровень загрязнений токсичными веществами на освоенных территориях.

Тем не менее, в России весьма проблематично в ближайшие годы выдвинуть на приоритетное место экологические императивы, так как экологический фактор, несмотря на его реальное наличие, отодвинут в общественном сознании на второстепенные позиции. И этот феномен текущего периода следует учитывать.

2.2. Экологическая политика

Обострение экологической обстановки – это результат не только общекризисных явлений в экономике страны, связанных с низкой инвестиционной активностью и падением технологической дисциплины, но и следствие накопленных за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию ресурсоемких и энергоемких технологий, сырьевой ориентации экспорта, а также чрезмерной концентрации производства в относительно немногих промышленных центрах и регионах страны. В итоге продолжается деэкологизация производства и других секторов хозяйства. Нерациональная, а подчас хищническая эксплуатация природных ресурсов способствует деградации природных комплексов. Низкие ставки платы за природные ресурсы, а в ряде случаев практически полное их отсутствие, способствуют неумеренное эксплуатации природных богатств, подрыву воспроизводства возобновляемых ресурсов.

Для предотвращения ухудшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды необходимо проведение целенаправленной экологической политики, базирующейся на принципах рыночных отношении и использующей финансово-экономические возможности всех субъектов природопользования.

Исходя из положений Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, главная задача экологической политики на ближайшие несколько лет – преодоление негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечение стабилизации экологической ситуации в процессе выхода страны из экономического кризиса.

Содержанием этой деятельности должны стать:

– совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;

– совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы платежей за природные ресурсы, с ориентацией на экономически обоснованное увеличение доли ресурсных платежей в системе налогообложения;

– проведение широкого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на оздоровление среды обитания человека и обеспечение экологической безопасности;

– последовательный переход на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции;

– государственная поддержка реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;

– лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию в стране;

– обеспечение проведения экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду при реализации программ и проектов хозяйственной и иной деятельности.

Важное место в реализации экологической политики в переходный период должно принадлежать федеральным экологическим программам. При этом потребуется существенное совершенствование методик их разработки, с учетом новых подходов по определению эффективности природоохранной деятельности.

Значительное число мероприятий должно быть осуществлено при федеральной поддержке в рамках реализации региональных экологических программ.

Актуальное значение в переходный период будет иметь и привлечение зарубежных средств на цели охраны окружающей среды.

В более отдаленной перспективе следует ориентироваться на сопряженный подход к решению социально-эколого-экономических проблем. Собственно экологические задачи должны решаться как часть комплексных проблем развития тех или иных территорий, либо в рамках рассмотрения общефедеральных научно-технических проблем.

В конечном итоге экологические аспекты деятельности человека должны стать неотъемлемой частью его хозяйственной деятельности. В этом состоит суть процесса экологизации последней.

Серьезную угрозу достижению устойчивого развития представляют катастрофы природного и техногенного характера, частота, масштабность и разрушительность которых в последние годы значительно возросли. Эти явления не только наносят большой ущерб хозяйству и окружающей природной среде, но и нередко сопровождаются разрушением населенных пунктов и человеческими жертвами.

Территория России подвержена широкому спектру экстремальных природных процессов и явлений, наибольшую опасность из которых представляют землетрясения, наводнения и лесные пожары. Около 20% территории страны занимают зоны повышенной сейсмической опасности, в них проживает более 20 миллионов человек. Площадь затопления в результате наводнений может достигать 400 тыс. кв. км (2, 5% территории страны), создавая угрозу для 750 городов и нескольких тысяч населенных пунктов. Ежегодно в лесах возникает от 100 до 300 тыс. пожаров на общей площади 1.5–2.5 млн. га. Значительные ущербы причиняют также сели, оползни, обвалы, лавины, бури, ураганы, смерчи, тайфуны, засухи.

Возникновение чрезвычайных и катастрофических ситуаций природного характера происходит стихийно и не может быть предотвращено. В то же время величина причиняемого ими ущерба во многом зависит от своевременности и точности их предсказания, от принятия предупредительных мер защиты, а также учета вероятности и интенсивности их проявления в процессе повседневной хозяйственной деятельности.

В техногенной сфере наибольшую опасность представляют радиационные и транспортные катастрофы, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, а также аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях.

Основными причинами возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций являются износ основных фондов, достигающий в ряде отраслей 70–80%, снижение профессионального уровня работников, производственной и технологической дисциплины, а также просчеты в осуществлении технической политики, проектировании и строительстве объектов.

Катастрофические ситуации могут возникнуть при инициации техногенных аварий природными факторами (разрушение плотин от землетрясений, катастрофических паводков). В свою очередь техногенная деятельность может приводить к инициированию природных катастроф (землетрясения как результат создания обширных подземных полостей при горных работах), опасных изменений климата и разрушений защитного озонового слоя (вследствие возрастающих антропогенных выбросов в атмосферу).

На ликвидацию последствий катастроф отвлекаются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы. Это выдвигает в число приоритетных задач разработку и осуществление эффективных мер по минимизации неизбежных ущербов от природных катастроф и концентрацию усилий на предотвращении катастроф техногенного и природно-техногенного характера.

Для решения данной проблемы предстоит обеспечить:

– совершенствование и развитие служб изучения, прогнозирования, обнаружения, мониторинга чрезвычайных ситуаций, оповещения населения;

– научно-методическое обоснование разработки планов превентивных действий по защите населения и минимизации потенциально предотвратимых ущербов;

– регламентацию хозяйственной и иной деятельности в зонах вероятного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях минимизации неизбежных и потенциально предотвратимых ущербов;

– предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

– развитие служб ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

С учетом этого государственная политика в области защиты населения, объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должна осуществляться по следующим основным направлениям:

– разработка научно-методических основ оценки рисков (угроз), связанных с чрезвычайными ситуациями;

– комплексная оценка обстановки на всей территории страны в связи с природными и техногенными угрозами и реализация мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

– обеспечение контроля за своевременным принятием мер по защите населения и хозяйственных объектов;

– совершенствование построения и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях и его информирование в этой области;

– социальная защита населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях;

– развитие соответствующей нормативной, правовой и методической базы;

– международное сотрудничество в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты населения и хозяйственных объектов от опасных явлений природного и техногенного характера.

2.3. Нормативно-правовое регулирование качества окружающей среды при осуществлении строительства

Постепенное решение проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды связано с правовым регулированием взаимоотношений человека и природы, определением системы правил и законов, способствующих сохранению природы, оздоровлению окружающей человека среды.

Основными государственными актами, призванными способствовать охране и восстановлению природы и ее богатств как основы устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека являются Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». В совокупности с другими законодательными актами («Земельный кодекс», «Лесной кодекс», «Водный кодекс» и т.д.) указанный закон образует систему природоохранительного законодательства России.

Действующее природоохранительное законодательство направлено на обеспечение: приоритета охраны жизни и здоровья человека; благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, реально гарантирующих права человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; гласности в работе и тесной связи с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.

В целях обеспечения права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду провозглашаются следующие основные принципы природопользования и охраны окружающей среды, на основе которых выстраивается вся система подготовки и принятия решений о социально-экономическом развитии. Основными принципами охраны окружающей среды являются:

– приоритетность требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности;

– гарантированность экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;

– упреждение возможного негативного воздействия на окружающую природную среду;

– экологизация материального производства на основе комплексности решений в вопросах охраны окружающей природной среды, использования и воспроизводства восстанавливаемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий;

– сохранение пространственного и видового разнообразия и целостности природных объектов и комплексов;

– научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основе сочетания междисциплинарных знаний экологических, социальных, естественных и технических наук и прогнозирования состояния окружающей природной среды;

– обязательность экологической экспертизы;

– гласность и демократичность при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей природной среды;

– научно обоснованное нормирование воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду;

– платность природопользования;

– возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды.

Принципы реализуются через систему экологических требований и запретов к организации и ведению хозяйственной и иной деятельности, созданию и использованию технологий, оборудования и продукции, отраженных в нормах качества окружающей среды, нормативах и правилах природопользования: территориальные и производственные нормативы использования (изъятия) природных ресурсов и территориальные и производственные нормативы воздействия на окружающую среду.

В целях учета экологических требований при подготовке и принятии решений, обосновывающих развитие хозяйственной и иной деятельности, природопользователю необходимо выполнить следующие обязательные процедуры:

– провести оценку воздействия на окружающую среду при подготовке документации, обосновывающей намечаемую деятельность;

– представить эту документацию на государственную экологическую экспертизу;

– получить право на комплексное природопользование, как результат согласия на реализацию хозяйственной и иной деятельности на тех или иных экологических условиях.

Выполнение экологических требований контролируется органами государственной власти, управления и контроля. В случае их нарушения природопользователь несет ответственность в судебном порядке. При этом, каждый природопользователь должен вносить установленные законодательством налоги, сборы и другие платежи за природопользование.

В соответствии с природоохранительным законодательством к объектам охраны окружающей природной среды относятся все природные объекты – естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, подземные и поверхностные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Законодательство устанавливает пределы компетенции Правительства, специально уполномоченных государственных органов (МПР России, МЧС России, Минсельхозпрода России, Госкомэкологии России, Росгидромета, Рослесхоза, Госкомзема России, Госкомрыболовства России, Госатомнадзора России, Роскартографии), республик в составе Российской Федерации, краев, областей и др. органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды.

Законодательство также устанавливает право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Это право обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности, оздоровлению среды и предупреждению катастроф и аварий, страхованию граждан, возмещению в судебном или административном порядке причиненного здоровью граждан вреда в результате загрязнения окружающей природной среды, а также государственным контролем за состоянием окружающей природной среды. Законодательство определяет полномочия граждан и общественных организаций в области охраны окружающей природной среды, и государственные гарантии их экологических прав. Полномочия граждан заключаются в их обязанности принимать участие в охране природной среды, в соблюдении требований природоохранительного законодательства, в приумножении природных богатств своим личным трудом, в повышении экологических знаний. Права граждан состоят в возможности создания общественных объединений по охране природной среды, участия в митингах и собраниях по охране среды обитания, предъявления требований о предоставлении полной информации о состоянии природной среды, требований о запрещении проектирования, строительства или эксплуатации экологически вредных предприятий, граждане имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда в результате экологических правонарушений.

2.3.1. Право на благоприятную среду обитания

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан.

Всестороннее развитие человеческой личности недостижимо, если в обществе не функционирует эффективная система, гарантирующая охрану здоровья. Особую значимость при этом имеет проведение мероприятий по охране здоровья детей, женщин, особенно работающих беременных женщин и матерей, по сокращению мертворождаемости и детской смертности, по повышению гигиены внешней среды, труда и быта. Об этом, в частности, говорится в Декларации социального прогресса и развития, одобренной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 2542 (XXIV) от 11 декабря 1969 г., и в Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы 18 октября 1961 г.

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. признается значение охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни Российского общества и подтверждается ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья его граждан. Создание нормальных условий для реализации гражданами своего права требует государственных мероприятий по охране здоровья граждан. Эта деятельность государства представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи. Для осуществления перечисленных мер в Российской Федерации функционирует развитая система охраны здоровья граждан, включающая государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения, систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав, которые закреплены в международно-правовых документах о правах и свободах человека, в законах и иных правовых актах.

Основы законодательства об охране здоровья граждан определяют компетенцию Российской Федерации и всех ее субъектов в вопросах охраны здоровья граждан, устанавливают источники ее финансирования. К настоящему времени в стране сложилась неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, наблюдаются тенденции к ухудшению состояния здоровья населения и демографической ситуации. Около 60 млн. человек проживают в условиях постоянного превышения предельно допустимых концентраций вредных для здоровья веществ в воздухе. Почти половина жителей Российской Федерации использует для питья воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. В последние годы ухудшаются качество и структура питания населения. Ежегодно регистрируются 45–50 млн. случаев инфекционных заболеваний.

Программные положения и нормы, направленные на укрепление здоровья и его охрану, содержатся в ряде правовых актов: в Законе РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г., Федеральном законе от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения», Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии», Федеральном законе от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и др.

В Законе Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывается, что граждане «имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питания, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений» (ст.5). Кроме того, гражданин России, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя (ст.7). В случае нарушения своих вышеуказанных и иных прав в соответствии с российским законодательством гражданин «… вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы» (ст.1). При внесении дополнения в данный Закон (ст.1) было установлено, что «ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст.5).

Говоря об окружающей природной среде и ее охране, имеется в виду сохранение не всякой, а именно здоровой, качественной среды, благоприятной для жизни человека, общества (атмосферный воздух и водоемы чисты, земля и леса не деградированы, живые ресурсы не погибают). Она может быть и некачественной; тогда задача природоохранительного законодательства заключается в том, чтобы обеспечить ее оздоровление.

Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Отсюда неблагоприятной будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь. На территории России есть места, где окружающая среда неблагоприятна для физического здоровья людей и с этой точки зрения государство должно позаботиться о защите человека от негативных природных воздействий. Доставка воды или тепла в безводные или холодные места обитания человека, создание искусственных климатических условий, известная материальная компенсация или предоставление льгот и т.п., представляют собой обязанности государства, предоставившего каждому право на благоприятную окружающую среду.

Право на благоприятную среду обитания зафиксировано в основах правового регулирования строительной деятельности. Так Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст.7) осуществление такого права гражданина предусматривает:

– градостроительное планирование развития территорий и поселений;

– участие граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности;

– государственное нормирование градостроительной деятельности;

– лицензирование градостроительной деятельности отдельных видов;

– сертификацию строительных материалов отдельных видов и услуг отдельных видов в области строительства;

– государственный и общественный контроль над осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве;

– компенсацию в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности;

– возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве;

– привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о градостроительстве.

2.3.2. Обеспечение «права знать»

Современная нормативная база участия российской общественности в системе принятия экологически значимых решений начала формироваться в середине 80-х годов, когда были утверждены строительные нормы и правила (СНиП 1.02.01–85) «О составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений». В приложении «Охрана окружающей природной среды» указанного СНиП появилась рекомендация, согласно которой этот раздел проекта строительства хозяйственного объекта должен содержать комплексную оценку оптимальности предусматриваемых технических решений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия строительства и эксплуатации предприятия, сооружения на окружающую природную среду, включая флору и фауну. Сегодня основу данной системы составляет Конституция Российской Федерации, гарантирующая гражданам право на достоверную информацию о ее состоянии и принятые в рамках ее реализации законодательные и нормативно-правовые акты.

Согласно российскому законодательству, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с экологической информацией.При этом владельцы информационных ресурсов и информационных систем должны предоставлять пользователям бесплатно перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Предприятия и организации обязаны информировать общественность о планах своей деятельности и их возможных экологических последствиях в случае проведения экологической экспертизы каких-либо объектов.

В российском законодательстве содержатся обязанности органов государственной власти, местного самоуправления при организации проведения экологической экспертизы. К ведению субъектов Российской Федерации относится информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах.

Помимо права граждан на получение достоверной информации о состоянии среды обитания или окружающей среды, гарантированного Конституцией Российской Федерации (ст.42), граждане также имеют право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст.29).

Право граждан «требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране» содержится в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст.12). В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст.18) граждане, их объединения и юридические лица имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций) и иную информацию о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом. Информирование граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации о градостроительной деятельности осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления через средства массовой информации, посредством проведения общественных обсуждений, а также организации экспозиций и выставок. Порядок информирования граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации о градостроительной деятельности устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.