Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка данных исследования.






1. Определить длину ассоциативного ряда, для чего подсчитать количество слов, записанных за I мин (табл. Х1).

2. Определить структуру ассоциативного ряда, для чего подсчитать снача­ла число семантических гнезд с помощью логической соотнесенности между собой ря­дом расположенных слов.

3. Определить средний размер семантических гнезд, разделив количество слов во всей цепочке на количество гнезд.

4. Дать названия самым крупным семантическим гнездам.

5. Определить средний размер ассоциативной цепочки при нескольких экс­периментах, среднее количество семантических гнезд, их средний раз­мер и наиболее частые названия.

 

Для каждого задания регистрируются 3 показателя: время гово­рения, время пауз и их количество. Полученные данные также рекомендуется обобщить в соответсвующей таблице.

Таблица2.

Результаты исследования по методике цепного ассоциативного эксперимента

№ п/п Количест-во слов Количество семантиче-ских гнезд Средний размер (объем) гнезда Количество «выпадаю-щих» (независимых слов) Средний размер ассоциатив-ной цепочки Уровень успешнос-ти выпол-нения задания

 

Между собой сравниваются 1-2-й показатели и 3-4-й. При свободном владении иностранным языком темповые характеристики речевой деятельности по обоим языко­вым системам совпадают. При недостаточно уверенном поведении они рас­ходятся в сторону увеличения количества и длительности пауз и уменьше­ния времени «чистого» говорения. При сравнении 3-го и 4-го показателей оце­ниваются максимально возможные артикуляционные скоростные свойства собственной речи. Поскольку тексты скороговорок даны для чтения, извест­ны также и их лингвистические особенности, прежде всего – количество слогов. Пользуясь показателями матрицы и сведениями о длине текста в сло­гах, каждый испытуемый рассчитывает свою оптимальную и максимально возможную скорость.

При анализе экспериментальных данных необходимо обратить вни­мание на следующее. Многочисленные эксперименты показали, что для здо­рового активного человека, хорошо знающего данный язык, средняя длина ассоциативной цепочки за 1 мин составляет 19-21 слово. При заниженных показателях, например 10 слов в минуту, можно предполагать заторможен­ность речемыслительных процессов, вызванную разными причинами: уста­лостью, плохим знанием (усвоением) лексикона данного языка, ригидностью мышления. Повышенные по­казатели (35-40 слов в минуту) свидетельствуют о чрезмерной подвижнос­ти речемыслительных процессов, причиной которой могут быть болезнен­ная возбудимость, лихорадочное состояние, состояние эмоционального возбужден­ия. Оценивая структуру ассоциативного ряда, следует обратить внима­ние на то, что нормой считается образование 3-4 гнезд за 1 мин со средним размером 5-6 слов в гнезде. Увеличение количества гнезд и уменьшение количества слов в гнезде, как и обратный процесс, отражают динамические особенности речемыслительной деятельности, связанные с возбуждением или торможением и направленностью подсознательных и осознанных про­цессов.


* Deese J. The Structure of associations in language and Thought. – Baltimore, 1965; Osgood C.E. Focus of Meaning. – Mouton, 1976 и др.

** Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. – М., 1974; Лурия А.Р. Язык и сознание, - М., 1999.

* Стандартизированный вариант эксперимента со школьниками и взрослыми испытуемыми. (Прим. авт.).

** Deese J. The Structure of associations in language and Thought. – Baltimore, 1965.

*** Словарь ассоциативных норм русского языка. – М., 1977.

* Русский ассоциативный словарь / Сост.: Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова. – М., 1994-2002.

 

* Deese J. The Structure of associations in language and Thought. – Baltimore, 1965.

* Словарь ассоциативных норм русского языка. – М., 1977; Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд.3-е. – М./СПб., 2003.

 

* Kent H.G., Rosanoff A.J. A study of association insanity // Amer. J. of insanity, 1910. – V.67.

 

* Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 1999.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.