Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архипелаг гулаг.






Концентрационные лагеря были признаны недостаточно строгими. Уже в 1921 году были основаны, в ведении ЧК, Северный Лагеря Особого Назначения – СЛОН. Первые такие лагеря возникли в Пертоминске, Холмогорах, близ самого Архангельска. «…Но взоры были обращены на Соловецкие острова – уже с налаженным хозяйством, с каменными постройками, в 20-40 километрах от материка, достаточно близко от тюремщиков, достаточно далеко для беглецов», - пишет Солженицын А.И. в романе «Архипелаг ГУЛАГ». «Был март, уральский март. В 1929 году в Советском Союзе был только один лагерь – СЛОН – Соловецкие Лагеря Особого Назначения. В четвертое отделение СЛОНа на Вишеру нас и везли», - пишет Шаламов В.

В первые 5 лет, начиная с 1929 года, узниками Соловецких лагерей были представители русской аристократии и государственного аппарата дореволюционной России, участники белого движения, религиозных сект, офицерский корпус, бывшие нэпманы, советские военные и чекисты, осужденные по политическим или иным статьям. В это период было открыто Соловецкое отделение Архангельского общества краеведов, которое регулярно выпускало исследовательские труды. В течение 1926-1929 годов в типографии управления Соловецкими Лагерями Особого Назначения было отпечатано 29 тематических сборников общества краеведов, в их числе – «Особенности Соловецкого климата», «Обозрение христианской древности», «О климате города Кеми и острова Попова»; печатались газеты «Перековка», «Соловецкий листок», литературно-художественный журнал «Соловецкие острова».

В начале 30-х годов в Соловки катила «волна за волной» репрессированных ученых, литераторов, актеров, художников, партийных и советских работников, военных послов, работников Коминтерна. Среди этого прилива новоявленных «врагов народа» были люди, коми сегодня гордится по праву все Отечество: молодой Дмитрий Лихачев, ныне академик-литературовед, писатель Олег Волков, сидевший в Соловках дважды, в 1928-1930 и 1932—1934 г.г., удмуртский просветитель, поэт и лингвист Кузебай Герд, священник, философ, математик, химик и искусствовед Павел Флоренский, расстрелянный на Соловках в 1937 году, академик ВАСХНИЛ, агроном и почвовед Н.М. Тулайков, скончавшийся в заключении в 1938 году.

7 апреля 1930 года СНК СССР принял «Положение об исправительно-трудовых лагерях». 25 апреля приказом по ОГПУ № 130/63 в его составе было организовано новое подразделение УЛАГ (управление лагерями) ОГПУ, начальником был назначен бывший начальник СЛОНа – Эйхманс. Лагеря особого назначения ОГПУ были переименованы в исправительно- трудовые. ВИШЛОН стал называться Вишлагом или Вишерским ИТЛ – исправительно0трудовым лагерем. Менялось не только название. Менялась лагерная концепция: лагеря должны были превратиться из 2плохих» хозяев в «хороших».

Но хорошему хозяину ни к чему ни худой работник, ни дурной приказчик.

Потому «власть соловецкая» - власть одуревших от ее убытка, звереющих от полной своей безнаказанности и всеволия не только над жизнью, но и над смертью любого, вступившего даже не в самый ад – на берег бухты Благополучия но еще в чистилище Кемперпункта – должна была уйти.

Соловки были адом кромешным для большинства невольных насельников. Да, были и катания на лодках с оркестром, и театральные премьеры с «дамами» в мехах и ароматов духов Коти, ресторан с икрой и шампанским, но, как и в «вольной» столице того времени – времени НЭПа, не для всех и не всегда. Для подавляющего большинства, для многих тысяч безымянных заключенных, безмолвные колонны. Соловки стали не просто могилой, а миллионно проклятым местом медленного, мучительного умирания и убивания под пьяный удар «Соловецкой власти».

«Власть соловецкая» на островах действительно кончилась летом 1930 года, на остров пришла власть советская».

Лагеря ОГПУ росли стремительно. В 1929 году возникли СЕВЛОН (Северный Лагерь Особого Назначения), СИБЛОН (с 1930 года – Сибирский ИТЛ) и Дальлаг (Дальневосточный ИТЛ); в 1931 году Темлаг (Темниковский ИТЛ), Устьвымлаг (Усть-Вымский ИТЛ), Ухтпечлаг (Ухтинно-Печорский ИТЛ), Карлаг (Карагандинский ИТЛ), Свирьлаг (Свирьский ИТЛ), Белбалтлаг (Беломоро-Балтийский ИТЛ); в 1932 году – СВИТЛ (Северокосточный ИТЛ), Дмитрлаг (Дмитровский ИТОЛ), Байкало-Амурский ИТЛ. Каждый из них насчитывал по несколько десятков тысяч заключенных. Кроме этих, широко известных лагерных систем, в то же время возникли еще полтора десятка лагерей более мелких (Среднеазиатский, Марийский, Кунгурский, Нижегородский и другие ИТЛ), в каждом из которых было от 5 до 15 тысяч заключенных.

Если в 1928 году количеств заключенных СЛОНа было немногим больше 20 00 человек, то на конец 1929 года число заключенных в лагерях ОГПУ достигло почти 100000 человек, к концу 1930 года – 200 000, а к концу 1933 года приблизительно к полумиллиону. Если в конце 20-х годов в ИТЛ переводили заключенных из местных колоний и тюрем НКЮ и главного управления милиции, то уже с начала 30-х г.г. пополнение шло за счет новых арестов, судебных и внесудебных репрессий. К 1934 году общее число заключенных мест заключения НКЮ и НКВД не только восстановилось, но и увеличилось до 300 000.

Общее количество заключенных, содержащихся в лагерях, колониях и тюрьмах СССР, к 1934 году увеличилось до 800 000 человек (500 000 лагеря ОГПУ и 300 000 колоний и тюрьмы НКЮ и НКВД). Кроме того, не мене 800 000 человек, в основном раскулаченных, в 1933 году содержалось в других местах лишения свободы, прежде всего в так называемых трудовых поселках ОГПУ, в которых «кулаки» вместе с «находившимися на их иждивении лицами», отнесенными к той же категории «заключенных», содержались, как в лагерях и колониях, «под стражей».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.