Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переход от тоталитаризма к демократии в странах Восточной Европы






 

В конце XX века после гибели коммунистических режимов Восточной Европы демократия победила и в этом регионе. В 80-е гг. восточно-европейские коммунистические режимы вступили в период глубокого кризиса, который закончился их крушением. Его причины:

1. Отказ советского руководства от «доктрины Брежнева» («доктрины ограничения суверенитета»), согласно которой СССР оставлял за собой право вмешиваться во внутренние дела других социалистических государств, и неоднократно его использовал (в ГДР в 1953 г., в Венгрии в 1956 г., в Чехословакии в 1968 г.).

2. Сохранение гражданского общества, рыночной экономики, многопартийности, независимой от государства и влиятельной церкви и других антитоталитарных и антиавторитарных элементов.

3. Исчерпание возможностей социалистической модели экономического развития.

4. Значительно более высокий, чем в СССР и в азиатских социалистических государствах уровень потребностей населения.

5. Ослабление к концу 60-х гг. социальной базы коммунистических режимов

6. Формирование в 70 – 80-е гг. привлекательной альтернативы социализму на Западе.

7. Традиционные связи с Западной Европой.

Гибель восточно-европейских коммунистических режимов началась с Польши и Венгрии, где ещё в 70 – 80-е гг. начались рыночные реформы в экономике и либерализация политической системы. В Венгрии в мае 1988 г. ушёл в отставку лидер консервативного крыла Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП) Я. Кадар, и руководство партией перешло к её либеральному крылу, курс которого на демонтаж «реального социализма» завершился гибелью коммунистической диктатуры. Летом 1989 г. была отменена старая венгерская конституция, закреплявшая «руководящую роль» компартии, и официально оформлена многопартийность, а венгерский парламент стал многопартийным. В октябре 1989 г. ВСРП была преобразована в Венгерскую социалистическую партию (партию социал-демократического типа), но часть коммунистов сохранила старое название партии и её ультралевую программу. В Польше профсоюз «Солидарность», объявлённый вне закона после введения в стране в декабре 1981 г. военного положения, вышел из подполья и на выборах в сейм в июне 1989 г. нанес сокрушительное поражение правящей Польской объединённой рабочей партии. В результате в новом коалиционном правительстве Польши коммунисты оказались в меньшинстве.

Осенью 1989 г. кризис коммунистических режимов Восточной Европы перерос в антикоммунистические революции. Они начались с массовых антикоммунистических демонстраций в ряде городов ГДР 7 октября 1989 г. и завершились крушением режима Э. Хоннекера. 18 октября он ушёл в отставку. 8 ноября подало в отставку все Полит бюро ЦК СЕПГ. 9 ноября была открыта граница ГДР с ФРГ и Западным Берлином. 17 ноября 1989 г. началась «бархатная революция» в Чехословакии (со стычки студентов с полицией), которая уже 18 ноября охватило всю страну. 24 ноября всё руководство ЦК КПЧ ушло в отставку, а 10 декабря было сформировано новое, некоммунистическое правительство. В конце декабря Федеральное правительство Чехословакии избрало своим председательским лидером «пражской весны» 1968 г. А. Дубчека, а президентом – диссидента В. Гавела. 21 декабря 1989 г. началось антикоммунистическое восстание в Румынии. Уличные бои в Бухаресте шли целую неделю. 22 декабря был арестован Н. Чаушеску и его жена, а 25 декабря по приговору военного трибунала они были расстреляны.

Антикоммунистические революции в ГДР, Чехословакии и Румынии привели к окончательной ликвидации коммунистических режимов в Польше и Венгрии. В Польше в январе 1990 г. ПОРП была распущена, а в декабре президентом был избран лидер «Солидарности» Л. Валенса. В Венгрии на парламентских выборах весной 1990 г. левые потерпели полное поражение (ВСП получила в парламенте 8, 5 % мест, ВСПР – ни одного), и было сформировано коалиционное правительство без коммунистов и социалистов во главе с председателем Венгерского демократического форума (партии демократической интеллигенции) Й. Анталлом.

Одновременно рухнули коммунистические режимы в трёх странах, не затронутых революциями 1989 г., - Югославии, Албании и Болгарии. В Югославии в январе 1990 г. Союз коммунистов Югославии распался на несколько самостоятельных партий, превратившихся из коммунистических в националистические, и после победы националистов на республиканских парламентских выборах в Югославии начался «парад суверенитетов». В результате в 1991 г. югославское федеративное государство распалось и началась затяжная гражданская война между сербами, хорватами, боснийцами, словенцами и косовскими албанцами, осложненная иностранной интервенцией (введение войск НАТО в Боснию и Косово). В Албании антикоммунистическая революция началась с социального взрыва летом 1990 г., когда тысячи албанцев бежали в иностранные посольства, и завершилась в марте 1992 г., когда на парламентских выборах победила аппозиция Демократическая партия. Она получила 62% голосов, Социалистическая партия (бывшие коммунисты) – 26%. В Болгарии в декабре 1989 г. был создан Союз демократических сил, получивший на парламентских выборах в июне 1990 г. 36% голосов. В августе 1990 г. его лидер Ж. Желев, философ-диссидент, был избран президентом Болгарии (в результате отставки лидера Болгарской социалистической партии П. Младенова, избранного президентом в начале 1990 г.). В декабре 1990 г. ушло в отставку социалистическое правительство Болгарии, и было сформировано многопартийное правительство во главе с беспартийным Д. Поповым.

Антикоммунистическая революция в ГДР закончилась объединением Германии. На первых свободных парламентских выборах в ГДР победил блок правых партий «Альянс за Германию», главную роль в котором играл восточно-германский Христианско-демократический союз. Новый восточно-германский парламент в августе 1990 г. принял решение о присоединении ГДР к ФРГ, и через неделю правительства обеих республик подписали договор об их объединении, по которому пять восточно-германских земель вошли в состав ФРГ.

В 90-е гг. во всех странах Восточной Европы начались демократические реформы. Коммунистические режимы были осуждены. В Польше в апреле 1991 г. в принятом сеймом дополнении к закону ПНР 1984 г. о Главной комиссии по расследованиям гитлеровских преступлений и об Институте народной памяти были установлены чёткие хронологические рамки коммунистического террора в этой стране и дана их правовая оценка: «Сталинские преступления в законодательном смысле охватывают посягательства на права индивидуума или группы лиц, совершенные коммунистическим режимом… в период, предшествующий 31 декабря 1956 г.» Более широкую трактовку сущности коммунистического режима в своей стране дал чешский парламент в законе, принятым им в июле 1993 г.: «Режим, основанный на коммунистической идеологии и управлявший страной… с 25 февраля 1948 г. до 17 ноября 1989 г., был преступным, незаконным и заслуживающим осуждения. КПЧ была преступной организацией, как и другие организации, основанные на той же идеологии, нарушавшие своей деятельностью права человека и основные права демократического государства». Некоторые представители старой коммунистической элиты были привлечены к уголовной ответственности. В Албании вдова Э. Ходжи была приговорена к 2 годам тюремного заключения, последний президент ГДР Э. Кренц – к 6, 5 годам, один из руководителей польского министерства общественной безопасности А. Хумер, виновный в организации массовых репрессий в конце 40-х – начало 50-х годов, - к 9 годам тюремного заключения. Однако в большинстве восточно-европейских государств это невозможно по юридическим причинам – из-за действия принципа «закон не имеет обратной силы», срока давности, отсутствия доказательств преступления и т.д.

Были проведены радикальные экономические реформы. Началась реституция - возвращение прежним владельцам национализированной в 40 – 50-е годы частной собственности. Проведены аграрные реформы (так, в Румынии крестьянские семьи бесплатно получили 10 га земли и на 8 лет были освобождены от налогов). Государственная собственность бесплатно передавалась всем гражданам (румынские сертификаты и акции, чехословацкие купоны и т.д.). В результате во всех странах Восточной Европы был создан мощный частный сектор и обеспечен быстрый экономический рост путём массовых инвестиций отечественного и иного капитала.

Возникла эффективная многопартийная система. Коммунистические партии ни в одной стране Восточной Европы не были запрещены, но превратились в социалистические партии, сменили руководство и включились в политическую борьбу на равных условиях с другими партиями (в Польше и Болгарии социалисты не раз побеждали на президентских и парламентских выборах). Одновременно были созданы сильные некоммунистические партии (чешский «Гражданский форум», венгерский «Демократический форум» и др.)

Юридически победа антикоммунистических революций в Восточной Европе и проведение в этом регионе радикальных демократических реформ были закреплены конституциями восточно-европейских государств. В большинстве стран Восточной Европы были приняты новые конституции (болгарская и румынская Конституции 1991 г., югославская, чешская и словацкая Конституции 1992 г.), в других – внесены принципиальные изменения в старые социалистические конституции (венгерскую Конституцию 1949 г., польскую Конституцию 1952 г.).

В результате в конституциях стран Восточной Европы были закреплены коренные изменения в их социальном и государственном строе. В старых социалистических конституциях основы социально-политического строя обычно закреплялись в их первых главах (в Венгрии в главе 1 «Общественный строй», в Польше в главах «Социально-экономический строй» и «Политический строй»). В новых восточно-европейских конституциях таких чётких определений нет, и названия первых глав носят преднамеренно общий характер («Общие положения» в венгерской конституции, «Основные начала» - в болгарской, «Основные положения» - в чешской и т.п.), но именно в них по-прежнему закрепляется экономическая и политическая система государства, хотя сами эти термины не применяются. В болгарской Конституции 1991 г. в статье 1(3) подчёркивается, что «никакая … политическая партия или другая организация, государственное учреждение или отдельная личность не могут присвоить себе осуществление суверенитета народа». В венгерской Конституции редакции 1990 г. указывается, что «экономика в Венгрии представляет собой такое рыночное хозяйство, в котором общественная собственность и частная собственность равноправны», а государство «признаёт и поддерживает право предпринимательства и свободу конкуренции» (§ 9). В чешской Конституции 1992 г. были закреплены основные принципы демократии западного образца: разрешено всё, что не запрещено законом (ст. 2), многопартийность, как «соперничество политических партий, соблюдающих основные демократические принципы и отвергающих население, как средство отстаивания своих интересов» (ст. 5) и т.д.

В то же время в этих конституциях некоторое время сохранялись старые социалистические институты. В венгерской Конституции в редакции 1989 г. говорилось, что в Венгрии «в равной степени реализуются ценности буржуазной демократии и демократического социализма» (в редакции 1990 г. эта формулировка исчезла). Почти все государства Восточной Европы были провозглашены не только демократическими и правовыми, но и социальными (Болгария, Румыния), осуществляющими «принципы социальной справедливости» (Польша) и т.п.

В результате уничтожения диктатуры коммунистических партий парламентаризм в восточно-европейских странах превратился из декоративного института в реальный, но роль парламента в разных государствах этого региона не одинакова. Власть парламента сильнее в тех государствах, где он избирает президента (Венгрия, Чехия, Словакия) и слабее там, где глава государства избирается всенародным голосованием (Польша, Румыния, Болгария). Однако и в парламентских республиках Восточной Европы контроль парламента над президентом очень слаб (в Венгрии парламент не имеет права заслушать отчёт президента и сместить его), а в президентских республиках власть главы государства ещё сильнее.

По-разному решилась и проблема национально-государственного устройства. Самым демократическим его решение было в Венгрии. Венгерская Конституция гарантировала национальным меньшинствам сохранение и развитие их культуры и языка, представительство в органах государственной власти, право на создание органов национального самоуправления на местах и в общегосударственном масштабе. В Болгарии решение национального вопроса было противоречивым. С одной стороны, новая болгарская Конституция запретила «насильственную ассимиляцию» (ей с середины 80-х годов подвергались проживавшие в Болгарии турки) и закрепила право национальных меньшинств «изучать свой родной язык и пользоваться им», с другой – запрещалось создание национальной автономии и создание национальных организаций. В Чехословакии и Югославии, которые были федеративными государствами (в Чехословакии было две республики, в Югославии – шесть) обострение межнациональных отношений привело к их распаду и образованию новых национальных государств. В Чехословакии это произошло мирным демократическим путём. После победы местных националистов на парламентских выборах 1992 г. в Чехии и Словакии обе республики 1 января 1993 г. стали суверенными государствами. В Югославии «парад суверенитетов» завершился гражданской войной, этническими и иной интервенцией.

Значительные изменения были внесены в главы конституций, посвящённые правам и свободам граждан. В новых восточно-европейский конституциях появился ряд новых прав: право свободной интеллектуальной деятельности, социального обеспечения в случае безработицы, право на адвокатскую помощь с момента задержания, свобода выбора места жительства и выезда за границу, неприкосновенность частной собственности и т.п. Несколько изменился список социальных прав. В Болгарии было отменено бесплатное высшее образование, и обязательным стало не среднее, а неполное среднее образование. В большинстве конституций (единственное исключение – Венгрия) право на труд исчезло (Польша, Румыния) или было заменено другой формулировкой (в Югославии – «свобода выбора занятий и работы»).

Таким образом, новые конституции восточно-европейских стран закрепили результаты антикоммунистических революций 1989 г. и переход в этом регионе к демократии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.