Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поле исторического исследования 4 страница






причащаются хлебом (обязательно квасным) и вином,

в Западной евхаристия под обоими видами доступна

только для духовенства, миряне же принимают

причастие исключительно опресноками, в

Восточной церкви богослужение происходит на

местных языках, в Западной - только на латыни

(сейчас это требование смягчено): в

организационной: в Восточной церкви каждый

патриарх абсолютно независим и за Римом до

раскола признавалось лишь довольно

неопределенное духовное первенство, в Западной -

папа почитался абсолютным главой всей Церкви.

Были и другие разногласия: допустимость для

священников бритья бороды, крещение погружением

или обливанием и т. п. Все вышесказанное привело к

тому, что в 1054 г. папа Лев IX отлучил патриарха

Константинопольского Михаила Кируллария от

церкви, а тот анафемствовал папу. Схизма

продолжается до сего дня, хотя в декабре 1965 г.

папа Павел VI и патриарх Константинопольский

Афинагор постановили " предать забвению"

анафему 1054 г.

[+26] В V в. по

всему христианскому миру развернулись т. н.

христологические споры: о проблеме соединения в

личности Христа божественного и человеческого.

Несториане (по имени основателя течения епископа

Константинопольского Нестория) настаивали на

том, что в Христе сосуществуют Бог-Сын и человек

Иисус, причем связь между ними условная и

относительная. Их крайние противники утверждали,

что Христос имеет единую природу (греч. m o n o V j n s i V; отсюда название

монофизитов) - божественную. Ортодоксальным было

объявлено учение о том, что Христос двуприроден,

что божественное и человеческое пребывает в нем

нераздельно, но не слияние. Сторонники

осужденного в 431 г. на Эфесском Соборе

несторианства бежали в Иран, Среднюю Азию, Индию

и Китай, где образовали сплоченные группы,

объединявшие в основном купцов и ремесленников.

[+27] После

раскола 1054 г. Римский престол не оставлял попыток

воссоединения церквей под своим верховенством.

Некоторые императоры соглашались на унию в обмен

на помощь турок, в частности Иоанн VIII Палеолог

(1425-1448) уже на грани гибели Империи признал на

Флорентийско-Феррарском Соборе 1439 г. соединение

церквей. Но уния эта была решительно отвергнута

большей частью духовенства, аристократии и

народа агонизирующего Византийского

государства. Командующий византийским флотом

Лука Нотара публично заявил: " Лучше видеть

царствующей в Городе турецкую чалму, чем

латинскую тиару".

[+28] Владыка

государства Великих Моголов Джелал ад-Дин Акбар

(1542-1605, прав. с 1556) в стремлении сплотить свое

многонациональное и поликонфессиональное

государство, проводил политику самой широкой

религиозной терпимости. а затем объявил о

введении сконструированной им " божественной

веры", представлявшей смешение

ортодоксального ислама, вероучения исламских

сект и элементов многоразличных религий

туземного населения: венчал новую веру сам

государь, объявленный земным воплощением

единого Бога. Для строительства мавзолея своего

отца Хумаюна Акбар привлек итальянских мастеров,

при его дворе были художники из европейских

стран, в ряде миниатюр той эпохи просматривается

знакомство местных мастеров с гравюрами Дюрера.

Видимо, синкретические устремления Акбара,

проявившиеся в религии, распространялись и на

искусство.

[+29] В 664 г. в г.

Уитби на английском побережье Северного моря

собрался синод английской церкви, на котором

сошлись римские миссионеры во главе со св.

Августином и миссионеры ирландские. Формально

целью синода было урегулирование обрядовых

разногласий (форма тонзуры, день празднования

Пасхи). На деле же речь шла о том, каким путем

пойдет английская церковь. Ирландская церковь

(ее воззрения, которые А. Тойнби полагает

элементом неразвившейся дальнезападной

христианской цивилизации, никогда не были

догматически оформлены) представляла собой

довольно рыхлое собрание отшельников и бродячих

проповедников, иногда в епископском сане,

группировавшихся вокруг бедных монастырей:

приходская организация среди мирян вообще

отсутствовала. Римская же церковь, победившая на

этом синоде, являлась мощной централизованной

иерархической структурой.

[+30] В 1934 г..

когда вышли в свет первые три тома " Постижения

истории", в мире насчитывалось 72 независимых

государства, не считая многочисленных колоний.

протекторатов и мандатных территорий, в том

числе 61 полностью независимое государство (среди

них и не существующие ныне, как Прибалтийские

республики), пять британских доминионов (видимо,

именно эти полигические образования включены в

число 66 государств), пять карликовых государств

Европы вроде Лихтенштейна или Андорры,

находившихся в таможенных и дипломатических

союзах с близлежащими державами, Исландия,

связанная личной унией с Данией, и Тибет,

формально пребывавший под весьма неопределенным

верховным сюзернитетом Китая, а фактически под

британским протекторатом. Трудно сказать, какие

государства А. Тойнби относит к тем, что не имели

связей с Соединенным королевством: скорее всего,

в их число входят по крайней мере СССР,

Монгольская Народная Республика и Тувинская

Народная Республика (с 1944 Тувинская автономная

область и составе РСФСР с 1961 Тувинская АССР)

[+31] Имеются в

виду Австралийский союз и Новая Зеландия.

[+32] Самое

крупное из основанных германцами в начале

средних веков государств франкское - выросло из

небольшого королевства салических франков, где

правила династия Меровингов, созданная в первой

половине V в. Клодионом (Хлойо) Волосатым

(династия получила название по имени сына

Клодиона, полулегендарного Меровея).

[+33] Англия ни

в какой мере не входила в состав Франкского

королевства. Что же касается Италии, большая

часть которой была захвачена германским народом

лангобардов (название области в Северной Италии -

Ломбардия произведено от имени этого народа) в 568

г., то созданное ими королевство было завоевано

Карлом Великим в 774 г. После распада империи Карла

некоторые его потомки по разным линиям были

королями Италии до 888 г. и в 894 г. В 951 г. Итальянскую

Корону, бывшую предметом вожделений различных

италийских и внеиталийских владетелей, принял

германский король Оттон I (912-973, король с 936,

император с 962) из Саксонской династии. С тех пор

до XIX в. Священная Римская империя и ее наследница

Австро-Венгрия продолжали претендовать то на всю

Италию, то на северную часть ее, но власть Империи

всегда рассматривалась на Апеннинском

полуострове как внешняя.

[+34] Термин

" Франки" как племенное название исчез в

Европе еще в Х в., т.е. задолго до конца средних

веков (А. Тойнби вообще не приемлет традиционного

разделения на древнюю, средневековую и новую

историю, ибо такое членение противоречит его

концепции отдельных цивилизаций), но продолжал

существовать кое-где до XIX в. в значении

" европейцы" на Востоке, как христианском

(редко, чаще " латиняне"), так и мусульманском.

[+35] Аридиая

(от лат. aridus - " сухой") зона - область

засушливого климата, зона сухих степей,

полупустынь и пустынь.

[+36] В Иране и

Средней Азии до арабского завоевания и принятия

ислама господствующей религией был зороастризм.

[+37] В I в. н.э.

буддизм разделился на два течения-хинаяну

(" Малую колесницу" или, в иной интерпретации,

" узкий путь") и махаяну (" Большую

колесницу" или " широкий путь"). Сторонники

первого течения считают Будду образцом и идеалом

поведения, но обычным человеком, отличным от

остальных тем, что он открыл путь спасения.

Достижение нирваны (трудноопределимого высшего

состояния, характеризующегося прекращением всех

желаний и разрывом цепи перерождений) возможно,

по учению хинаянистов. для каждого человека, но

исключительно путем личных усилий. В махаяне же

Будда приобретает черты высшего божества,

спасителя мира: в деле достижения нирваны

возможны посредники-бодхисатвы (личности,

получившие благодаря святой жизни возможность

перейти в нирвану еще при земном существовании,

но остающиеся в миру, чтобы помочь верующим) и -

шире вообще духовенство, отсутствующее в

хинаяне, где признается лишь монашество,

преданное только делу личного спасения. В

махаяне в отличие от хинаяны практикуется пышный

культ Будды и бодхисатв. В настоящее время в мире

насчитывается около 250 млн. буддистов.

[+38]

Наименование религии - джайнизм происходит от

прозвища ее основателя Махавиры

Вадхарманы-" Джина", т.е. " победитель".

Существовавший и существующий только в Индии

джайнизм близок к хинаянистскому буддизму, но

отличается более ригористическими требованиями.

[+39]

Экуменический (ойкуменический) - здесь:

вселенский, всемирный.

[+40] После

смерти сына и наследника Карла Великого

императора Людовика Благочестивого (778-840,

император с 814) его сыновья вступили в борьбу

между собой. Верденский договор закрепил раздел

Империи.

[+41] Король

Уэссекса Экберт (802-839, король с 825) соединил все

англосаксонские королевства под своей

гегемонией, но не объединил их в одно

государство.

[+42] Римским

валом называют систему укреплений, пересекающих

Великобританию от устья р. Тайн, до зал.

Солуэй-Ферт. Она была воздвигнута по приказу

императора Адриана (стена Адриана) в 122-124 гг. для

защиты от набегов с севера. Ок. 140 г. к Римской

Британии были присоединены территории к северу

от стены Адриана и воздвигнута новая стена от

зал. Форт-оф-Ферт до устья р. Клайд (стена

Антонина). Она была оставлена в 183 г. после

успешного восстания местных племен, и до ухода

римлян северной границей их владений оставалась

стена Адриана.

[+43] В 778-810 гг.

Карл Великий совершил ряд походов в Испанию и

распространил свое влияние до устья р. Эбро:

впрочем, собственно владения его королевства

доходили только до Барселоны. В XIII в. резко

ускорились процессы отвоевания испанскими

государствами земель у мавров (реконкиста).

Особую активность в этом проявляла Кастилия,

самое сильное из этих государств. Расположенные

в долине Гвадалквивира Севилья и Кордова пали

соответственно в 1236 и в 1241 гг., устье реки

оказалось в руках кастильцев в 1260 г. Севилья

впоследствии стала центром испанской экспансии

в Новый Свет.

[+44] Карл

Великий присоединил к своим владениям Саксонию

(772 804), бывшую тогда областью, заселенной

языческими германскими племенами, и

насильственно христианизовал ее. Скандинавские

страны приняли христианство на рубеже Х-ХI вв.,

Польша - в 966 г. Россия включила в свои владения

Дальний Восток еще в XVIII в. Землепроходец И. Ю.

Москвитин достиг берегов Тихого океана

(Охотского моря) в 1639 г. Заселение этих районов

русскими происходило в XVIII-XIX вв.: христианизация

же аборигенного населения, начавшаяся еще в XVII в..

полностью не закончилась до 1917 г.

[+45] Имеется в

виду экономическая экспансия североитальянских

государств, в первую очередь Венеции, по

Апеннинскому полуострову, а не политические

завоевания. Что же касается крестовых походов XI-

XIII вв., то их явной целью было овладение Гробом

Господним и создание в Палестине

западнохристианского государства. Основной

силой крестоносцев было рыцарство (в большинстве

- французское), но морской транспорт и финансовое

обеспечение предоставляли итальянские

государства, в основном та же Венеция. Во время IV

крестового похода, когда крестоносцы вмешались в

династические распри в Константинополе и

захватили в конечном счете Византийскую империю,

создав т.н. Латинскую империю (название дано

позднейшими историками), то 3/8 (" одна четверть и

одна восьмая") территории бывших византийских

владений отошли к Венецианской республике.

[+46]

Венецианцы контролировали торговлю с Египтом, из

которого караванные пути вели до Индии. Но до

поездки Марко Поло (ок. 1254-1324), который в 1271-1275 гг.

добрался до Китая, прожил там семнадцать лет и в

1292-1295 гг. вернулся на родину, побывав в ряде стран

Юго-Восточной Азии, венецианских купцов на

Востоке не было. В конце XV в. окрепшая Оттоманская

империя перекрыла торговые пути из Европы в

Китай и Индию.

[+47] Некоторые

англосаксонские короли именовали себя

императорами, но это было скорее почетное

прозвание, нежели реальный титул.

[+48] По

терминологии А. Тойнби. " междуцарствие" -

промежуток от гибели одной цивилизации до

рождения другой. Здесь - период от начала

вторжений варваров в Римскую империю до

окончательного складывания варварских

королевств в Европе (последнее лангобардское -

образовалось в начале VII в.) и перехода варваров

из арианства в католичество (кроме франков, уже

обращенных в ортодоксальную веру).

[+49] Война с

Ганнибалом (Вторая Пуническая война) в 218-201 гг. до

н. э. не привела к активной экспансии Рима на

северо-запад, если не считать присоединения

Цизальпийской Галлии, т. е. бассейна р. Падуса (По)

от Альп до известного Рубикона (причем часть этих

земель была захвачена позднее, во II в. до н.э.), и

Испании (северо-западом по отношению к Риму

Пиренейский полуостров считается потому, что

дорога туда из Италии вела сначала на

северо-запад), полностью покоренной лишь во II в.

н.э. В целом же до 58-55 гг. до н.э. до походов Цезаря,

приращение территории Рима шло в юго-восточном

направлении: на Балканах и в Малой Азии. Что же

касается эпохи Августа и более поздних времен,

активность завоеваний действительно снизилась,

ибо возможности государства были исчерпаны.

Исключение составили Римская Британия,

завоевание которой началось еще при Цезаре, а

закончилось в 43-44 гг. н.э., и Дакия, область к

северу от Дуная, покоренная в 107 г. н.э. Империя

расширялась за счет административного

подчинения ранее зависимых государств, а военные

действия, если не считать восстаний и

междоусобиц, сосредоточились на границе с

Парфянским царством на Востоке, причем

многовековая война не принесла успеха ни одной

из сторон.

[+50] По мнению

знаменитого английского историка Эдуарда

Гиббона (1737-1794), выраженному в его " Истории

упадка и разрушения Римской империи". Рим

погубили варвары и христианство. А. Тойнби

солидаризируется с этими взглядами, равно как и с

идеями римских историков и моралистов о том, что

беды Рима начались после победы над Ганнибалом,

когда хлынувшая в Город добыча привела римлян к

забвению нравов предков, к разврату и

изнеженности. Для английского ученого

характерен взгляд на историю как бы с птичьего

полета: поэтому рост влияния христианской

церкви, возникшей никак не ранее I в.н.э., есть

следствие победы над Ганнибалом в III в. до н.э.

Разрыв между датами Второй Пунической войны и

временем первого вторжения варваров в Италию в

114-101 гг. до н.э. вообще не замечается и т.п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.