Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стальной трос.






В середине 80-х годов при штурме отвесов превышающих 100 метров спелеологи СССР начали применять в качестве линейной опоры стальной трос, мотивируя его использование такими положительными факторами, как малая растягиваемость на больших отвесах, высокая сопротивляемость истиранию острыми кромками на перегибах, неизменность веса при намокании, стойкость к химически агрессивным средам. Все эти факторы достаточно привлекательны и для использования стального троса в промышленном альпинизме, особенно при работе, где требуется значительная длина линейных опор, а так же в случаях применения его в качестве линейных гибких опор при создании подвесных лесов.

В " стандартном" варианте, именуемом спелеологами ТВТ-техникой (Тросово-веревочной техникой) спуск на отвесном участке осуществляется на спусковом устройстве по веревке с самостраховкой с помощью специального самохвата за стальной трос. Подъем осуществляется по стальному тросу на самохватах, со страховкой, так же с помощью самохвата за веревку.

В 1988 году при штурме пещеры Куйбышевская на Западном Кавказе один из авторов этой книги познакомился с " Киевским" вариантом ТВТ-техники, когда спуск и подъем осуществляется по стальному тросу диаметром 6- 8 миллиметров с самостраховкой за веревку. Именно этот вариант видится нам наиболее перспективным для использования в промышленном альпинизме.

В целях обеспечения безопасности работы верхолаза-канатчика на стальном тросе, к последнему предъявляются следующие требования:

  • не менее чем девятикратный запас прочности по усилию разрыва;
  • трос под нагрузкой не должен крутиться;
  • трос должен быть защищен от коррозии специальным покрытием, например оцинковкой или же иметь органический, пропитанный маслом сердечник.

Эти условия реализуются в стальном тросе марки " Канат 4, 1-Г-ВЖС-МК-Н-2-200; ГОСТ 7681-68 ". Масса 1000 метров такого троса составляет 96 килограммов. Диаметр троса применявшегося в спелеологии, по действующим в то время нормативам, должен был быть равен 3, 8 - 4, 2 миллиметра, при растяжении разрыва материала проволок, из которых свит трос = 180 кг/мм 2 обеспечивать усилие разрыва троса Р разр = 1000 кг. то есть девятикратный запас прочности. Однако, в промышленном альпинизме применение столь тонких тросов НЕДОПУСТИМО! Минимальная толщина применяемого на промышленных объектах стального троса должна составлять не менее 8 миллиметров.

В СССР промышленность выпускала следующие виды троса:

Г - для грузовых работ;
ГЛ - для грузо-людских работ;
Л - для людских работ.

Из трех типов тросов: высшего (В), 1 -й и 2 -й степеней качества можно применять лишь высшего качества. Трос должен быть приспособлен для работы в жесткой среде (ЖС). Трос для работы в средней и легкой среде - соответственно (СС) и (ЛС) можно применять только внутри помещений, в атмосфере не имеющей агрессивных примесей.

По способу свивки трос может быть раскручивающимся (Р) или нераскручивающимся (Н); под воздействием нагрузки - крутящимся (К) или малокрутящимся (МК). Допускается применять только трос (МК), так как трос (К) под действием массы верхолаза-канатчика при длине 20 метров раскручивается на 8 - 10 оборотов, что делает невозможным подъем по нему или спуск и выводит даже хорошо тренированного исполнителя работ из строя. Для навески на конце троса заплетается коуш. Заплетка производится по ГОСТ 20744 - 75. Применение клепанных и завязанных узлом коушей недопустимо по ряду причин: заклепанные втулки ползут при усилии 200 - 250 килограмм; заклепывание перебивает трос и снижает усилие разрыва; узел на тросе снижает усилие разрыва в 1, 5 - 2 раза. Для навески можно применять клиновой зажим. Он дает возможность регулировать длину троса при навеске точно по длине отвеса, обходиться без коушей, только с помощью карабинов.

Трос маркируют алюминиевыми бирками с выбитыми на них цифрами длины троса. Бирки прикручивают мягкой проволокой к обоим концам троса. Во избежание расплетания концов троса они заклепываются короткими отрезками медной трубки.

Для улучшения динамических характеристик при навеске троса рекомендуется между используемой точечной опорой и тросом использовать демпфирующий отрезок синтетического каната (веревки), диаметром 10 - 12 миллиметров.

При навеске троса недопустимо собирать его в кольца и сбрасывать как веревку: узел, завязавшийся на тросе, не развяжешь. Затянувшиеся " барашки" деформируют трос и значительно уменьшают усилие его разрыва. Трос размаркировывают наверху колодца и спускают вниз постепенно. Удобно спускать трос, страхуя им (через самохват с несущим кулачком или тормозной барабан) спускающегося по веревке верхолаза-канатчика. При выемке трос сразу наматывается на крестовину и маркируется восьмеркой. Потом крестовину складывают, а концы троса заматывают тонким шнуром или изолентой. Возможна обычная смотка троса в бухту.

Знайте!
  • В промышленном альпинизме допустимо использование троса толщиной не менее 8 миллиметров;
  • стальной трос имеет гораздо меньшую растягиваемость под нагрузкой, чем синтетическая веревка, в связи с чем, при одинаковой и даже большей чем у веревки статической прочности, он имеет гораздо меньшую динамическую прочность. Использование стального троса там, где возможны динамические нагрузки (рывки) недопустимо;
  • при работе возможен разрыв отдельных прядей троса. Острые концы обрывков могут серьезно поранить руки работающего с тросом верхолаза-канатчика.;
  • использование троса с затянутыми барашками или узлами недопустимо.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.