Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пропускная способность дороги. Пропускная способность дороги






Транспортный поток

Пропускная способность дороги

Пешеходный поток

Методы организации дорожного движения

- Общие сведения. Разделение движения в пространстве

- Разделение движения во времени

- Формирование однородных транспортных потоков

- Оптимизация скоростного режима

- Организация пешеходного движения

- Организация временных стоянок

Способы изучения и оценка организации дорожного движения

Аудит дорожной безопасности

Оценка эффективности мероприятий по организации и безопасности дорожного движения

- Экологическая оценка эффективности мероприятий

- Экономическая оценка эффективности мероприятий


Транспортный поток

 

Транспортный поток - это совокупность транспортных средств, движущихся по проезжей части дороги. В зависимости от числа полос и разрешенных направлений движения транспортный поток подразделяют на следующие виды:

• однополосный односторонний;

• двухполосный односторонний или двусторонний;

• трехполосный односторонний или двусторонний;

• четырехполосный (и более) односторонний или двусторонний.

 

Рис. 2.1. Изменение интенсивности движения по времени суток

 

Рис. 2.2. Изменение интенсивности движения по месяцам года

 

Скорость движения υ a является важнейшим показателем транспортного потока,

так как цель всех мероприятий по организации дорожного движения - обеспечение скорости транспортного потока, наиболее приближенной к максимально возможной из условий безопасности дорожного движения.

В практике организации дорожного движения в зависимости от методов измерения и расчета рассматривают:

мгновенную скорость движения υ a - скорость, фиксируемую в отдельных типичных сечениях (точках) дороги. Именно мгновенная скорость движения в значительной степени влияет на безопасность движения, поскольку определяет кинетическую энергию автомобиля, т. е. его тормозной путь и время, которое имеется у водителя для оценки опасной ситуации;

максимальную скорость движения υ м - наибольшую мгновенную скорость движения, которую может развить транспортное средство. Для дорожного движения большое значение имеет максимальная скорость движения транспортного средства, которая ниже разрешенной. Такие транспортные средства становятся препятствием для нормального движения транспортного потока;

крейсерскую скорость движения υ к - скорость, с которой водитель стремится ехать в данных условиях. Если транспортный поток движется более медленно или более быстро, водитель испытывает дискомфорт. В зависимости от типа личности водитель быстрее ощущает усталость, становится невнимательным или раздражительным;

разрешенную скорость движения υ paз - скорость, разрешенную на данном участке дороги нормативными документами или средствами регулирования дорожного движения;

рекомендуемую скорость движения υ peк - скорость, с которой рекомендуется двигаться водителю и которая обеспечивает безопасность дорожного движения в данных условиях;

безопасную скорость движения υ б.д. - скорость, при которой водитель в состоянии предпринять необходимые действия при возникновении опасной ситуации. Соблюдение безопасной скорости движения с большой вероятностью позволяет гарантировать безопасность поездки;

экономичную скорость движения υ экн - скорость, при которой затраты на движение (в основном расход топлива) минимальны;

скорость сообщения υ с - скорость, которая является измерителем времени доставки пассажиров и грузов. Скорость сообщения определяется как отношение расстояния между точками сообщения ко времени нахождения транспортного средства в пути (времени сообщения). Этот же показатель применяется для характеристики скорости движения по отдельным участкам дорог.

 

При исследовании транспортных потоков используют два подхода.

Первый предполагает исследование процессов, происходящих внутри потока, поэтому он получил название микроскопическое моделирование. Микроскопическое моделирование рассматривает транспортный поток как взаимное положение следующих друг за другом автомобилей и основано на теории следования за лидером. Предполагается, что основное влияние на изменение параметров движения конкретного автомобиля (ведомого) оказывает изменение скорости движения находящегося перед ним автомобиля-лидера.

Исследования показали, что влияние на изменение скорости ведомого автомобиля начинается, когда временной интервал между ним и ведомым автомобилем составляет в городских условиях - 6 сек, вне населенных пунктов - 9 сек.

Изменение ускорения ведомого автомобиля прямо пропорционально разности скоростей между ним и лидером и обратно пропорционально расстоянию между ними:

 

 

 

Представленная зависимость является простейшей линейной моделью следования за лидером. Более точные результаты можно получить, используя нелинейную модель, в которой учитывается зависимость поведения водителя от дистанции между автомобилями.

Второй подход к изучению транспортных потоков рассматривает его как целостный процесс, характеризуемый только внешними параметрами. При таком подходе создаются макроскопические модели, которые рассматривают такие характеристики транспортного потока как скорость, интенсивность, плотность движения и т.п.

Между скоростью движения, плотностью и интенсивностью движения существует соотношение N a = υ а q a, которое графически может быть изображено в виде так называемой основной диаграммы транспортного потока (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Основная диаграмма транспортного потока

 

В точках 0 и q max интенсивность движения N a = 0, т.е. соответственно на дороге транспортные средства отсутствуют или транспортный поток находится в состоянии затора (неподвижности).

Радиус-вектор, проведенный из точки 0 в направлении любой точки на кривой (например, А или В), характеризующей N a, определяет значение средней скорости потока

 

Таблица 2.1

 

Значения коэффициентов приведения k пр i, по СНиП 2.05.02-85

Транспортные средства Тип рельефа
Равнинный Пересеченный Горный
Легковые автомобили      
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:      
  1, 5 1, 8 2, 25
    2, 4  
  2, 5   3, 75
    3, 6 4, 5
более 14 3, 5 4, 2 5, 25
Автопоезда грузоподъемностью, т:      
  3, 5 4, 2 5, 25
    4, 8  
      7, 5
Более 30   7, 2  

 

Этот показатель характеризует сложность обгона данного автомобиля другим.

Низкие значения S a незначительно влияют на безопасность движения, а высокие вызывают ее снижение. Динамическая площадь определяется как произведение длины автомобиля l а на динамический габарит G a [1]

где B а - ширина автомобиля, м; К а - ширина колеи (по центрам колес), м; 0, 5 - запас для обеспечения разъезда по 0, 25 м на сторону.

 

Приведенная интенсивность движения вычисляется как сумма произведений частных показателей интенсивности движения транс портных средств каждого типа, умноженная на соответствующие коэффициенты приведения:

,

 

где N i - интенсивность движения транспортных средств данного типа; k пр i - соответствующие коэффициенты приведения для данной группы транспортных средств; т - число типов транспортных средств, на которые разделены данные наблюдений.

 

Пропускная способность дороги

 

Под пропускной способностью дороги Р a понимают максимально возможное число транспортных средств, которое может пройти через сечение дороги за единицу времени.

 

Отношения интенсивности движения к пропускной способности дороги называется называется коэффициентом загрузки дороги (полосы) транспортным потоком:

 

где N ф - существующая интенсивность движения; Р ф - пропускная способность дороги.

 

Таблица 2.2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.