Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы мостовых сооружений






 

Балансир - стальной элемент опорной части, жестко закрепленный одним концом к нижней плоскости пролетного строения или к верхней плоскости подферменника, а на другом конце имеющий гнездо для цилиндрического шарнира.

Балка вспомогательная - продольная железобетонная балка монолитного железобетонного пролетного строения или стальная балка сталежелезобетонного пролетного строения, имеющая меньшую, чем у главных балок, высоту и предназначенная для улучшения условий работы железобетонной плиты проезжей части.

Балка главная - основной продольный несущий элемент балочного пролетного строения моста.

Балка жесткости - основной продольный несущий элемент висячего, вантового или комбинированного мостов, повышающий жесткость их пролетных строений.

Балка крайняя (фасадная) - наружная продольная балка пролетного строения.

Балка подвесная - балка пролетного строения, подвешиваемая или опирающаяся одним или двумя концами на консоли в мостах консольно-подвесной или рамно-подвесной систем.

Балка поперечная - поперечный несущий элемент пролетного строения, жестко связанный с главными балками и продольными балками проезжей части, предназначенный для распределения нагрузки между ними.

Балка продольная - несущий элемент пролетного строения или конструкции проезжей части, ось которого направлена вдоль моста.

Балка составная по длине - железобетонная балка, составленная по длине из отдельных блоков, объединенных с помощью напрягаемой арматуры.

Балка цельнопролетная - балка, изготовленная без стыков на полную длину перекрываемого пролета.

Башмак металлический - массивное стальное острие с приваренными к нему полосами, прикрепляемое гвоздями к нижнему концу деревянной сваи, предохраняющее ее от повреждения при забивке в гравелистый грунт или в грунт, содержащий твердые включения.

Блок сборный - конструктивный монтажный элемент, представляющий собой часть опоры или пролетного строения моста, изготавливаемый на заводе и доставляемый к месту монтажа.

Блок тротуарный - заранее изготовленный железобетонный элемент, предназначенный для устройства тротуара на мосту.

Бордюр (камень бортовой) - элемент конструкции мостового полотна, возвышающийся над поверхностью покрытия, предназначенный для обозначения границ ездового полотна и препятствующий выезду с него транспортных средств.

Брус колесоотбойный - продольный брус по краю ездового полотна деревянного автодорожного моста, предназначенный для обозначения его границ и препятствующий выезду с него транспортных средств.

Валок - элемент подвижной опорной части из бетона, железобетона или стали, имеющий форму срезанного вертикальными плоскостями цилиндра, предназначенный для передачи опорной реакции пролетного строения и обеспечения его продольного перемещения за счет наклона.

Ванта - гибкий наклонно расположенный растянутый элемент, подвешивающий балку жесткости вантового или висячего моста к пилону.

Водоотвод моста - комплекс конструктивных решений, обеспечивающий быстрое удаление воды с мостового полотна.

Водорез - заостренная часть русловой опоры (вертикальная или с наклоном), устраиваемая с верховой стороны моста.

Вылет консоли - расстояние от конца консоли до ее опорного сечения.

Гидроизоляция - конструктивный элемент, защищающий несущие конструкции от воздействия поверхностных и грунтовых вод.

Различают по виду используемых материалов:

- рулонная - гидроизоляция из материалов заводского изготовления, свернутых в рулон: изопласт, мостопласт и т.п.;

- мастичная - гидроизоляция, выполняемая с применением мастик на основе битумных или полимерных материалов, образующих на защищаемых поверхностях непрерывную эластичную пленку;

- оклеенная - гидроизоляция из рулонных материалов, приклеенных мастиками или оплавлением горелками мастичного поверхностного слоя, имеющегося на материале;

- пленочная - гидроизоляция из синтетических пленочных материалов;

- полимерная - гидроизоляция на основе полимерных материалов.

Гидроизоляция проезжей части - элемент одежды ездового полотна и тротуаров, защищающий нижерасположенные несущие конструкции от воздействия воды.

Диафрагма - поперечный элемент ребристого или коробчатого пролетного строения, устанавливаемый по его длине в нескольких поперечных сечениях для обеспечения неизменяемости контура его поперечного сечения и лучшего распределения усилий в балках от временной нагрузки.

Замок арки (свода) - верхний замыкающий узел арки или свода.

Заполнение деформационного шва - элемент конструкции деформационного шва, заполняющий зазор между пролетными строениями.

Заполнение перильное - составная часть перильного ограждения, размещаемая между стойками, поручнем и основанием перил.

Засыпка обратная - часть насыпи подхода, находящаяся между обратными стенками устоя.

Кабель - основной несущий элемент висячего моста, к которому подвешена балка жесткости.

Каток - стальной цилиндрической формы элемент подвижной опорной части, воспринимающий опорную реакцию и обеспечивающий продольное перемещение пролетного строения путем качения. Катки применяют также для перекатки пролетных строений и других конструкций.

Колодец опускной - фундамент опоры глубокого заложения, представляющий собой полую, замкнутого поперечного сечения конструкцию (преимущественно из железобетона), погружаемую в грунт под действием собственного веса при удалении грунта из внутренней полости и из-под стенок колодца.

Компенсатор - 1) элемент конструкции деформационного шва, обеспечивающий его герметичность и не препятствующий продольным перемещениям пролетного строения за счет собственной деформации; 2) элемент барьерного ограждения, расположенный между направляющей балкой и стойкой, служащей для поглощения части энергии удара при наезде на ограждение.

Конус насыпи - часть насыпи подхода в форме усеченного конуса, непосредственно примыкающая к устою мостового сооружения.

Кромка проезжей части - граница, отделяющая проезжую часть на ездовом полотне от полосы безопасности.

Крыло моста раскрывающееся - часть пролетного строения разводного моста, поворачивающаяся в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси.

Крыло откосное (стенка откосная) - элемент устоя в виде стенки переменной высоты, опертой на фундамент и расположенной под углом к оси моста. Предназначено для удержания грунта насыпи подхода за устоем.

Куст свай - группа свай, забитых в грунт.

Ледорез - заостренное наклонное ребро верховой части русловой опоры моста или самостоятельная конструкция перед опорой из свай или ряжей, предназначенная для защиты опор от движущихся льдин путем их разлома. Ледорез, не связанный с опорой, называют выносным или аванпостным.

Различают:

- кустовой - ледорез в виде куста свай, применяемый на реках со слабым ледоходом;

- плоский - ледорез, состоящий из одного ряда свай, объединенных поверху наклонным элементом, применяемый перед свайными опорами на реках со слабым или средним ледоходом;

- шатровый - пространственный ледорез перед широкими опорами на реках с сильным ледоходом, состоящий из нескольких рядов связанных между собой свай, обшитых пластинами;

Лежень опорный - опора простейшего типа в виде горизонтального бруса, уложенного в теле насыпи или на грунтовое основание, предназначенного для опирания переходных плит или пролетного строения.

Лист настила стальной - верхний стальной лист ортотропной плиты, воспринимающий нагрузку от транспортных средств совместно с ее продольными и поперечными ребрами.

Лист скользящий - элемент конструкции деформационного шва в виде металлического листа, перекрывающего зазор и скользящего одним или обоими концами по окаймлению шва при продольных перемещениях пролетных строений. Различают скользящий лист плоский - постоянного поперечного сечения и скошенный - имеющий в направлении вдоль моста переменное сечение.

Надарочное строение (надсводное) - расположенная над арками (сводами) часть арочного (сводчатого) пролетного строения.

Накладка - фасонный металлический лист, накладываемый на стыкуемые элементы металлической конструкции для их объединения.

Насадка - элемент свайной или стоечной опоры, объединяющий поверху головы свай или стоек.

Настил - дощатое покрытие ездового полотна и тротуаров в деревянных мостах, верхний элемент плиты проезжей части - в металлических.

Нож колодца - нижняя заостренная часть стенок опускного колодца, предназначенная для облегчения погружения колодца в грунт.

Нож ледореза - режущая грань ледореза, непосредственно воспринимающая воздействие льда и способствующая его разрушению.

Оголовок опоры - самая верхняя часть опоры моста, служащая для установки на нее опорных частей.

Ограждение - конструктивный элемент, устанавливаемый на границе ездового полотна, предназначенный для предотвращения съезда транспортных средств с мостового сооружения путем гашения их энергии.

Различают по конструкции:

- барьерное - состоящее из стоек и горизонтальных элементов различной формы, укрепленных на стойках на требуемом уровне над верхом покрытия;

- парапетное - выполненное в виде железобетонной стенки.

Одежда ездового полотна - совокупность элементов, укладываемых на плиту проезжей части пролетного строения в пределах ездового полотна, обеспечивающая защиту несущих конструкций от воздействия воды, комфортность и безопасность движения транспортных средств и передающая нагрузку от транспортных средств на плиту проезжей части. На мостах с железобетонной плитой проезжей части, как правило, состоит из выравнивающего слоя, гидроизоляции, защитного слоя и покрытия. На мостах с цементобетонным покрытием защитного слоя не устраивают. На мостах со стальной плитой проезжей части одежда ездового полотна состоит из антикоррозионного, защитно-сцепляющего слоев и покрытия.

Окаймление деформационного шва - элементы конструкции деформационного шва, окаймляющие концы сопрягаемых конструкций, заанкеренные в них и предназначенные для предохранения окаймляемых конструкций от разрушения при воздействии транспортных средств.

Опора моста - несущий элемент мостового сооружения, поддерживающий пролетные строения и передающий нагрузки от них на основание.

Различают следующие типы опор мостов:

- анкерная - опора многопролетного моста, воспринимающая горизонтальные усилия, собирающиеся от временных нагрузок и температурных воздействий с нескольких пролетов;

- временная - опора с ограниченным сроком службы, используемая в период строительства, восстановления или ремонта моста;

- гибкая - опора большой высоты, обеспечивающая частично или полностью продольные перемещения пролетного строения за счет своей упругой податливости;

- двухрядная - свайная опора, состоящая из двух рядов свай по фасаду, объединенных общей насадкой;

- жесткая - массивная опора, обладающая значительной жесткостью в продольном направлении моста, способная воспринимать всю горизонтальную нагрузку, передающуюся от пролетного строения, или давление грунта насыпи и не участвующая в обеспечении продольных перемещений пролетного строения за счет собственной деформации;

- качающаяся - опора в виде стоек или стенки с шарнирами на концах;

- массивная - опора без внутренних полостей;

- монолитная - опора, забетонированная непосредственно на месте строительства;

- плавучая - опора временного моста, основанием для которой служит вода;

- пойменная - опора, расположенная в пойменной части моста, т.е. за пределами средней межени;

- промежуточная (бык) - опора многопролетного моста, расположенная между устоями. Термин " бык" (применять его не рекомендуется) относится лишь к жестким массивным опорам;

- пустотелая - опора с внутренними полостями в ее теле, предназначенными для снижения расхода материала и общей массы с целью уменьшения давления на грунт;

- рамная - железобетонная или деревянная опора в виде рамы;

- русловая - промежуточная опора, расположенная в русле реки, т.е. в зоне межени;

- ряжевая - опора в виде деревянного сруба из бревен или брусьев с внутренними перегородками; сруб заполняется камнем;

- сборная - опора из заранее изготовленных железобетонных или бетонных элементов, объединенных тем или иным способом;

- сборно-монолитная - опора, выполненная из заранее изготовленных железобетонных или бетонных элементов, объединенных на месте строительства бетоном;

- свайная - опора, состоящая из одного или двух рядов свай (по фасаду), объединенных поверху насадкой;

- стоечная - опора, часть которой выше обреза фундамента выполнена из стоек, объединенных поверху насадкой;

- столбчатая - опора без фундамента, выполненная из одного или нескольких сплошных или пустотелых столбов, объединенных либо не объединенных поверху ригелем;

- телескопическая - промежуточная опора, тело которой состоит из нескольких ярусов, одинаковых по форме, с уменьшающимися, но постоянными в каждом ярусе размерами поперечного сечения;

- устой - крайняя опора, располагаемая в начале и в конце моста.

Опорная часть - элемент пролетного строения моста, передающий нагрузку от пролетного строения на опору в заданном месте и обеспечивающий необходимые перемещения пролетного строения.

Различают следующие виды опорных частей:

- анкерная - опорная часть, передающая знакопеременные вертикальные нагрузки;

- валковая - подвижная опорная часть, передающая опорную реакцию через один или несколько валков, расположенных между верхней и нижней опорными плитами;

- катковая - подвижная опорная часть, передающая опорную реакцию через один или несколько катков, расположенных между верхней и нижней опорными плитами;

- комбинированная - опорная часть, выполненная в виде стального стакана, заполненного резиной, и металлических элементов с прокладками из антифрикционных материалов. Опорная часть обеспечивает перемещения пролетного строения во всех направлениях: угловые - за счет деформации резины (внецентренного ее обмятия), продольные - за счет скольжения по прокладке;

- неподвижная - опорная часть, обеспечивающая только угловые перемещения опирающегося на нее пролетного строения;

- однокатковая - подвижная опорная часть с одним катком;

- подвижная - опорная часть, обеспечивающая угловые и линейные (в разных направлениях) перемещения опирающегося на нее пролетного строения;

- резино-металлическая (РОЧ) - подвижная опорная часть из скрепленных между собой чередующихся слоев резины и стальных листов, обеспечивающая линейные перемещения пролетного строения за счет упругого сдвига резины, а угловые - за счет ее обмятия;

- скользящая - подвижная опорная часть, обеспечивающая продольные перемещения пролетного строения за счет скольжения в плоскости передачи опорного давления;

- тангенциальная - металлическая опорная часть, состоящая из двух опорных плит (верхней с плоской и нижней с цилиндрической поверхностями), передающая нагрузку по линии контакта поверхностей плит и обеспечивающая продольные перемещения за счет скольжения, а угловые - за счет наклона верхней опорной плиты;

- шаровая - опорная часть, передающая нагрузку по сферической поверхности и обеспечивающая только угловые перемещения пролетного строения в любом направлении (поверхности трения могут быть разделены антифрикционным материалом).

Основание естественное под фундамент опоры - естественный грунт достаточной прочности, используемый как основание для устройства фундамента опоры моста.

Основание опоры - естественный грунт или искусственная подготовка под фундамент опоры моста.

Основание свайное - основание опоры, в которое забиты сваи для увеличения его несущей способности в местах залегания слабых грунтов.

Основание сооружения - слои грунта или конструкции, находящиеся ниже фундамента и воспринимающие нагрузку от сооружения.

Открылок (крыло устоя) - боковая консольная стенка устоя, не имеющая фундамента и служащая для удержания грунта насыпи подхода.

Оттяжка - закрепленная в специальной анкерной опоре концевая часть кабеля висячего моста.

Панель - участок фермы пролетного строения моста между смежными узлами.

Перекрытие деформационного шва - элемент конструкции деформационного шва, перекрывающий зазор в уровне проезжей части.

Перила бесстоечные - перила с часто расположенными вертикальными стержнями заполнения, не имеющие стоек.

Перила моста - ограждающее устройство, устанавливаемое на тротуарах, предназначенное для предотвращения падения пешеходов.

Пилон - опора висячего или Байтового моста различной конструктивной формы, служащая для опирания кабеля висячего моста или закрепления вант вантового моста.

Плита многопустотная - железобетонная плита с пустотами для уменьшения ее массы.

Плита опорная - стальной элемент опорной части в виде плиты, служащий для распределения нагрузки на подферменник.

Плита ортотропная - плита проезжей части стального пролетного строения моста, состоящая из плоских стальных листов, подкрепленных снизу перпендикулярно пересекающимися поперечными и часто расположенными продольными ребрами.

Плита откатная - элемент конструкции деформационного шва в виде металлической плиты, опертой на криволинейный элемент, расположенный в уровне верха пролетного строения, по которому она скользит или перекатывается при перемещениях концов пролетных строений.

Плита переходная - элемент сопряжения моста с насыпью подхода в виде железобетонной плиты, опирающейся одним концом на шкафную стенку устоя или консоль пролетного строения, а другим - на лежень в насыпи подхода. В зависимости от угла наклона плиты к горизонту и от ее положения по отношению к дорожной одежде различают плиты:

- поверхностного типа, применяемые при цементобетонном покрытии и укладываемые на поверхность земляного полотна параллельно отметкам проезжей части;

- полузаглубленные, устраиваемые при асфальтобетонном покрытии, характеризующиеся наклонным положением с заглублением конца в насыпи до 50 см.

Плита проезжей части пролетного строения - железобетонный, стальной или деревянный элемент пролетного строения, непосредственно воспринимающий нагрузку от транспортного средства, пешеходов и элементов мостового полотна и передающий ее несущей части пролетного строения.

Плита соединительная - конструктивный элемент температурно-неразрезного пролетного строения, объединяющий разрезные пролетные строения и обеспечивающий непрерывность конструкции проезжей части.

Подвеска - 1) вертикальный или наклонный растягиваемый элемент, крепящий балку жесткости висячего моста к его кабелю или балку жесткости арочного моста с ездой понизу к арке; 2) вертикальный растягиваемый элемент фермы с треугольной решеткой, поддерживающий конструкцию проезжей части при езде по низу фермы.

Подкос - элемент конструкции пролетного строения или опоры моста, располагаемый наклонно к их продольной оси и работающий только на сжатие.

Подферменник - элемент верхней части опоры моста в виде железобетонного выступа на подферменной площадке, предназначенный для установки опорных частей.

Покрытие проезжей части мостового сооружения - верхний конструктивный слой одежды ездового полотна и тротуара.

Полоса безопасности - часть ездового полотна, расположенная между кромкой проезжей части и смежной гранью ограждения. Предназначена для обеспечения движения без снижения скорости (из-за психологического воздействия на водителя высокого ограждения), а также для заезда на нее автомобилей при возникновении опасной для движения ситуации.

Полотно ездовое - часть мостового полотна, расположенная между гранями ограждений.

Полотно мостовое - совокупность всех элементов, расположенных на плите проезжей части пролетных строений, предназначенных для обеспечения нормальных условий и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с проезжей части. Включает одежду ездового полотна, тротуары, ограждающие устройства, устройства для водоотвода, обогрева и освещения, деформационные швы и сопряжения моста с подходами.

Полотно обособленное - полотно под трамвайные пути, отделенное от проезжей части ограждениями.

Поперечина - несущий элемент пролетного строения деревянного моста, уложенный на прогоны или пояса ферм перпендикулярно к оси моста. Служит для поддержания настила проезжей части.

Портал - 1) П-образная часть конструкции, обрамляющей вход в тоннель или трубу (оголовок); 2) П-образный элемент поперечных связей по концам пролетного строения с ездой понизу или посередине, выполненный в виде жесткой рамы и служащий для передачи горизонтальных поперечных усилий на опоры моста.

Поручень - верхний продольный элемент перил.

Пояса фермы - прямолинейные или полигональные несущие элементы фермы пролетного строения, ограничивающие ее очертание сверху или снизу.

Прогон - продольный деревянный, металлический или железобетонный несущий изгибаемый элемент (балка), перекрывающий пролет в балочных мостах. Различают по способу образования следующие деревянные прогоны:

- простые - состоящие из одного бревна с опиленным верхним кантом, оба конца которого имеют одинаковую высоту;

- сложные - состоящие из двух окантованных, уложенных одно на другое бревен, соединенных по длине тремя штырями, которые не могут воспринимать сдвигающие усилия при изгибе прогона; момент инерции сложного прогона равен сумме моментов инерции прогонов, входящих в сложный прогон;

- составные - состоящие из нескольких ярусов бревен, соединенных по всей длине податливыми связями (пластинчатыми нагелями, колодками, шпонками), способными воспринимать сдвигающие усилия при изгибе прогона, что позволяет вычислять момент инерции его сечения как цельного, но с учетом податливости связей.

Проезжая часть мостового сооружения - 1) наиболее часто используется в первоначальном и основном (широком) смысле этого термина - совокупность конструктивных элементов, воспринимающих воздействие подвижных нагрузок (от транспортных средств и пешеходов) и передающих его на несущую часть пролетного строения, которая в свою очередь передает его через опорные части на опору. В этом смысле этот термин используется, например, в словосочетании " включение проезжей части в совместную работу с главными балками или фермами на общее действие нагрузки"; 2) этот термин также применяется и в другом, более узком смысле - часть ездового полотна, предназначенная для размещения полос движения транспортных средств.

Пролетное строение - несущая конструкция мостового сооружения, перекрывающая пространство опорами, воспринимающая нагрузку от элементов мостового полотна, транспортных средств и пешеходов и передающая ее на опоры.

По типу конструктивного решения различают пролетные строения: балочные, арочные, вантовые, висячие.

Пролетное строение балочное - пролетное строение, в котором от воздействия вертикальных нагрузок возникают только вертикальные опорные реакции.

Балочные пролетные строения различают:

по статической схеме:

- неразрезное - непрерывное пролетное строение, перекрывающее два или более пролетов;

- разрезное - пролетное строение, перекрывающее только один пролет, не имеющее связей со смежными пролетными строениями;

- температурно-неразрезное - пролетное строение, образованное путем объединения в уровне проезжей части разрезных пролетных строений таким образом, что при горизонтальных и температурных воздействиях они работают как неразрезные, а при вертикальных - как разрезные;

по типу несущей конструкции:

- плитное - пролетное строение, выполненное в виде одной или нескольких поперек объединенных сплошных или многопустотных плит;

- плитно-ребристое - железобетонное пролетное строение, состоящее из двух или трех широко расставленных широких ребер, монолитно объединенных плитой проезжей части, обеспечивающей совместную работу ребер и включающейся в работу на общее действие временной нагрузки;

- ребристое бездиафрагменное - железобетонное пролетное строение, состоящее из пяти и более ребер таврового, двутаврового или прямоугольного поперечного сечения, объединенных плитой проезжей части, обеспечивающей совместную их работу;

- ребристое диафрагменное - железобетонное пролетное строение, состоящее из пяти и более ребер таврового, двутаврового или прямоугольного поперечного сечения, объединенных в поперечном направлении диафрагмами, устанавливаемыми в нескольких сечениях по длине пролета и обеспечивающими совместную их работу;

- коробчатое - пролетное строение, состоящее из одной или нескольких балок коробчатого сечения, объединенных плитой в поперечном направлении;

по взаимному положению осей пролетного строения и опор:

- прямое - продольная ось которого пересекается осями опор под прямым углом;

- косое - продольная ось которого пересекается с осью хотя бы одной опоры под углом, отличным от прямого.

Пята арки (свода) - часть арки или свода, непосредственно или при помощи опорных частей примыкающая к опоре моста и служащая для передачи опорной реакции.

Раскос - 1) элемент конструкции пролетного строения или опоры моста, располагаемый наклонно к их продольной оси и работающий на сжатие или растяжение; 2) наклонный элемент решетки фермы пролетного строения моста, работающий на сжатие или растяжение.

Различают восходящие и нисходящие к середине пролета раскосы. В раскосной ферме с параллельными поясами при действии равномерно распределенной нагрузки нисходящие раскосы растянуты, а восходящие сжаты. Если нагрузка распределена неравномерно, то в одной или нескольких средних панелях возможно отступление от этого правила.

Распорка - горизонтальный стержневой элемент конструкции, работающий на сжатие.

Ребро жесткости - элемент сварной сплошностенчатой металлической балки, обеспечивающий устойчивость ее стенки.

Ригель опоры - верхний элемент опоры со сваями или стойками, имеющий жесткое соединение с ними.

Ростверк свайный - конструкция верхней части свайного фундамента в виде железобетонной плиты, объединяющей сваи в жесткую пространственную конструкцию. Различают высокий, если низ плиты находится на некоторой высоте от поверхности грунта, и низкий, если плита соприкасается с грунтом.

Рыбка - вытянутая в виде ромба металлическая накладка, перекрывающая сварные стыки элементов металлических мостов.

Свая - стержневой элемент круглого или прямоугольного сечения, полностью или частично заглубляемый в грунт для передачи нагрузки от сооружения на основание.

Сваи различают:

- по способу устройства:

- буронабивная - буровая свая, выполненная путем заполнения литым бетоном пробуренной скважины;

- бурообсадная - буровая свая, образованная с оставлением в скважинах обсадной трубы, заполняемой бетоном;

- забивная - свая, предварительно изготовленная и погружаемая в грунт путем забивки или вибрации (вибропогружением);

- с уширением - буронабивная свая с уширением на конце, выполненная путем заполнения бетоном полости в грунте, полученной при бурении или взрывом в основании заранее пробуренной скважины;

- винтовая - свая, погружаемая в грунт путем ее завинчивания и имеющая лопасти в нижней части;

- свая-оболочка - полый цилиндр большого диаметра, заглубляемый в грунт вибропогружением;

- по схеме работы:

- висячая - свая, несущая способность которой определяется в основном сцеплением грунта по ее боковой поверхности;

- свая-стойка - свая, несущая способность которой определяется сопротивлением грунта по ее острию.

Связи поперечные - конструкции рамного типа, располагаемые в вертикальных поперечных плоскостях пролетных строений, служащие для обеспечения совместной работы их балок или ферм. Повышают общую пространственную жесткость пролетного строения при наличии верхних и нижних продольных связей, что способствует более эффективному включению в работу всех ферм при внецентренном относительно оси моста положении временной нагрузки.

Связи продольные (ветровые) - связи, располагаемые в уровне верхнего и нижнего поясов главных ферм пролетного строения. Они воспринимают горизонтальные поперечные воздействия ветрового давления, горизонтальные поперечные удары от подвижной нагрузки и центробежные силы в криволинейном пролетном строении,

Слезник - устройство в виде выступа или бороздки на нижней горизонтальной поверхности края плиты проезжей части или тротуарного блока, предотвращающее попадание воды, стекающей по вертикальной грани, на фасадные поверхности пролетного строения.

Слив - наклонно расположенная плоскость подферменной площадки, а также других элементов опоры, обеспечивающая сток воды с поверхностей тела опоры.

Слой антикоррозионный - нижний элемент одежды ездового полотна металлического моста, предназначенный для защиты металла от коррозии.

Слой выравнивающий - нижний бетонный слой одежды ездового полотна, укладываемый на поверхность железобетонной плиты проезжей части для ее выравнивания под гидроизоляцию.

Слой защитно-сцепляющий - элемент одежды ездового полотна на металлических пролетных строениях, обеспечивающий совместную работу покрытия с листом настила.

Слой защитный ездового полотна - элемент одежды ездового полотна из различных материалов (цементобетона, асфальтобетона и др.), укладываемых на гидроизоляцию для предохранения ее от повреждений.

Сопряжение с подходами - конструктивное выполнение узла примыкания моста к насыпи подхода за устоем.

Стакан анкерный - элемент, в котором закрепляют концы проволочных канатов и вант, обеспечивающий возможность включения их в работу на растяжение.

Стенка заборная - стенка, устраиваемая в свайном устое из вертикальных и горизонтальных элементов для удержания грунта насыпи.

Стенка обратная - боковая стенка устоя, удерживающая засыпку за устоем.

Стенка шкафная - жестко связанная с устоем стенка, отделяющая торец пролетного строения и зону расположения опорных частей от грунта насыпи подхода.

Стенка щековая - фасадный элемент сводчатого моста, удерживающий грунтовую засыпку над сводом.

Стойка перильная - вертикальный несущий элемент перил, закрепленный в пролетном строении или тротуарном блоке, служащий для опирания на него поручня.

Стрела подъема - вертикальное расстояние от наивысшей точки оси арки (свода) до линии, соединяющей ее пяты.

Стык бетонируемый - стык, в котором зазор между железобетонными элементами, имеющими арматурные выпуски, заполнен армированным бетоном.

Стык клееный - стык, в котором зазор между элементами заполнен клеем.

Стык клеештыревой - стык в деревянных или железобетонных конструкциях, выполненный с помощью штырей, вклеенных в отверстия в стыкуемых элементах, и клея, заполняющего зазор между ними.

Стык петлевой - бетонируемый стык растянутых железобетонных элементов, в котором арматурные выпуски из торцов имеют форму петель, внутри которых бетон в пространстве между петлями работает на всестороннее сжатие.

Схватка - вспомогательный элемент деревянных мостов, служащий для связи их отдельных элементов.

Тело опоры - часть массивной опоры или устоя между оголовком (верхом подферменной плиты - при отсутствии оголовков) и фундаментом.

Тротуар моста - часть мостового полотна, предназначенная для движения пешеходов. Различают повышенный тротуар, если расположен выше уровня проезда, или пониженный, если расположен в уровне проезжей части.

Трубка водоотводная - конструктивный элемент системы водоотвода для спуска поверхностной воды с ездового полотна и тротуаров, а также воды, стекающей по слою изоляции. Располагается в пониженных местах поперечного сечения моста.

Трубка дренажная - конструктивный элемент, служащий для вывода фильтрационных вод из-под гидроизоляции и из пониженных мест у деформационного шва.

Упор - конструктивный элемент сталежелезобетонного пролетного строения, предназначенный для обеспечения совместной работы стальных несущих конструкций с железобетонной плитой проезжей части. Различают жесткий и гибкий упоры.

Устой (опора береговая) - крайняя опора моста в сопряжении его с насыпью подхода, воспринимающая воздействие пролетного строения, грунта насыпи и временных нагрузок, расположенных на насыпи подхода.

Устои различают:

- анкерный - устой многопролетного моста, на котором расположены неподвижные опорные части, воспринимающие горизонтальные усилия, собирающиеся с нескольких пролетов;

- диванный - устой простейшего типа, выполненный в виде бруса или железобетонной плиты со шкафной стенкой и открылками, опертых на щебеночную подушку и находящихся в грунте насыпи;

- козловый - устой железобетонный свайный или стоечный с двумя или более рядами свай или стоек по фасаду, один из которых имеет наклон в продольном направлении моста;

- коробчатый - устой, в котором плита проезжей части перекрывает свободное пространство между шкафной, обратными и задней замыкающей стенками, образуя замкнутое пространство, не заполненное грунтом;

- обсыпной - устой, большая часть которого находится в грунте конуса насыпи, выступающего за переднюю стенку устоя;

- свайный - устой, в котором насадка или насадка со шкафной стенкой и открылками оперта на сваи;

- с заборной стенкой - устой, состоящий из ряда свай с заложенными между ними и грунтом насыпи железобетонными плитами или деревянными элементами;

- с обратными стенками - устой с входящими в тело насыпи двумя параллельными оси моста стенками, высота которых равна высоте устоя.

- с откосными стенками - устой, к телу которого под углом к оси моста примыкают две стены переменной высоты, опертые на фундамент, служащие для удержания грунта насыпи подходов;

- с проемом - устой, в котором по фасаду моста имеется проем;

- с разгрузочной плитой - устой с консолью, обращенной в сторону насыпи, устраиваемой для уменьшения бокового давления грунта на его стенки;

- стоечный - устой, состоящий из насадки (или насадки со шкафной стенкой и открылками), и стоек, опертых на фундамент или низкий свайный ростверк;

- столбчатый - устой, состоящий из сборных или монолитных столбов, объединенных поверху железобетонным ригелем со шкафной стенкой и открылками.

Фартук опорных частей - элемент головной части опоры, закрывающий опорные части от попадания воды и грязи.

Ферма - стержневая несущая конструкция пролетного строения моста, состоящая из прямолинейных или полигональных поясов и решетки. По типу решетки фермы различают: с восходящими раскосами, с нисходящими раскосами, с треугольной решеткой, с треугольной решеткой и дополнительными стойками и подвесками.

Ферма Гау-Журавского - ферма, состоящая из деревянного верхнего и металлического нижнего поясов, крестовой решетки, образуемой из перекрещивающихся деревянных раскосов и вертикальных металлических тяжей, стягивающих пояса и обжимающих раскосы.

Ферма дощато-гвоздевая - ферма, состоящая из дощатых поясов, охватывающих стенку, и стенки, выполненной из двух слоев перекрещивающихся под углом 45° досок, объединенных гвоздями и нагелями.

Фундамент кессонный - фундамент глубокого заложения, выполненный в виде ящика без дна, опускаемого в грунт под действием собственного веса, оборудованного устройством для нагнетания сжатого воздуха в рабочую камеру кессона, что предотвращает поступление в нее воды и позволяет рабочим производить выборку грунта.

Фундамент опоры - нижняя часть опоры, передающая нагрузку от пролетного строения и тела опоры на основание.

Шов деформационный пролетных строений - зазор между торцами смежных пролетных строений или торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя или головной частью опоры. Различают по типу конструктивного решения:

- закрытый, в котором зазор закрыт уложенным без разрыва покрытием;

- заполненный, в котором зазор заполнен герметизирующим материалом, деформирующимся при перемещениях торцов;

- перекрытый, в котором зазор между сопрягаемыми элементами в уровне верха проезжей части перекрыт скользящим листом.

Шов омоноличивания - заполняемый бетоном зазор между полками объединяемых тавровых или двутавровых железобетонных балок с выпущенной из полок горизонтальной арматурой.

Шпренгель - заделанный по концам балки или фермы растягиваемый элемент их усиления, располагаемый ниже нижнего пояса и воспринимающий часть изгибающего момента основной конструкции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.