Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства механизации для строительства дорог






 

Автогрейд - комплект высокопроизводительных машин со сменными рабочими органами для строительства оснований и покрытий цементобетонных автомобильных дорог и ВПП аэродромов.

Автогрейдер - самоходная пневмоколесная дорожная машина, предназначенная для планировки и разравнивания грунта в насыпи и дорожно-строительных материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог, разработки и перемешивания материалов на начальных стадиях подготовки строительных площадок, профилирования и выравнивания поверхности грунтовых и щебеночно-гравийных дорог общего и специального пользования, профилирования откосов насыпей и выемок, прокладки и очистки водосточных канав и кюветов, разрушения прочных грунтов и твердых покрытий, очистки дорог и территорий от снега, снегового наката и льда. Рабочие органы автогрейдера: грейдерный и бульдозерный отвалы; кирковщик.

Автогудронатор - самоходная пневмоколесная машина для перевозки и распределения органических вяжущих материалов (горячих и холодных) для поверхностной обработки, подгрунтовки, прошивки, гидроизоляции фундаментов и водопроводных труб.

Автоматика - 1) отрасль науки, охватывающая теорию и принципы построения систем управления, действующих без непосредственного участия человека; 2) совокупность методов и технических средств, исключающих участие человека при выполнении технологического процесса.

Автомобиль-бетоновоз (автобетоновоз) - специализированное транспортное средство со специальной гондолообразной или мульдообразной формой кузова, предназначенное для перевозки готовой бетонной смеси на большие расстояния без потерь смеси в пути.

Автомобиль-бетоносмеситель (автобетоносмеситель) - специальное транспортное средство, предназначенное для доставки отдозированных на ЦБЗ компонентов бетонной смеси, приготовления ее в пути следования или по прибытии на строительный объект. На шасси автомобиля смонтированы смеситель с двигателем и бак с оборудованием для дозирования и подачи воды.

Автомобиль-битумовоз (автобитумовоз) - специальное транспортное средство, предназначенное для перевозки битума, битумных эмульсий, мазута в склады-хранилища строительного объекта или с битумных или эмульсионных баз на места розлива вяжущего при строительстве и ремонте автомобильных дорог.

Автомобильный кран (автокран) - самоходная погрузочно-разгрузочная машина, смонтированная на автомобильном шасси, с рабочим органом в виде поворотной консольной стрелы. Предназначен для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажных работ на рассредоточенных объектах с частыми и дальними перебросками, укладки сборных дорожных покрытий, подачи элементов мостов, штабелирования готовых элементов дорожных и мостовых конструкций на строительных площадках. Привод кранового оборудования - электрический, гидравлический или механический с отбором мощности от двигателя автомобиля. Грузоподъемность от 6, 3 до 32 т.

Автомобиль-самосвал - грузовой автомобиль с опрокидывающейся грузовой платформой или металлическим кузовом, предназначенный для перевозки насыпных и навалочных грузов.

Автомобиль-цементовоз (автоцементовоз) - специализированное транспортное средство, предназначенное для перевозки цемента (минерального порошка) на большие расстояния с заводов и базисных складов в склады силосного типа потребителей. Оборудован герметически закрытой цистерной, загружаемой самотеком или сжатым воздухом и разгружаемой пневматически с помощью компрессора, установленного на автоцементовозе.

Автопогрузчик- самоходная подъемно-транспортная машина, предназначенная для погрузки в транспортные средства, на склады и расходные бункеры смесительных установок каменных материалов и других грузов. Различают погрузчики одноковшовые и многоковшовые (см. также Погрузчик строительный).

Агрегат для использования старого асфальтобетона - комплект технологического оборудования, используемого в составе асфальтосмесительных установок циклического действия. Предназначен для использования старого асфальтобетона, снятого с дорожного покрытия, в процессе приготовления асфальтобетонных смесей в асфальтосмесительной установке путем добавления его в дробленом виде к " свежим" каменным материалам в количестве 15-30%. Имеет в комплекте: агрегат дробления с дробилкой, блок питания, вибросито, ленточные конвейеры.

Агрегат нагревательно-перекачивающий - оборудование битумохранилища на асфальтобетонных заводах, битумных и эмульсионных базах для нагрева жидких вяжущих материалов до температуры текучести и подачи их в транспортные средства, расходные цистерны, а также в установки для обезвоживания и нагрева до рабочей температуры. Теплоноситель - пар, электроэнергия, нагретые минеральные массы и др.

Агрегат целлюлозной добавки - комплект технологического оборудования для оснащения находящихся в эксплуатации и новых асфальтосмесительных установок с целью обеспечения возможности приготовления щебеночно-мастичных смесей. Предназначен для приема, дозирования и подачи в асфальтобетоносмеситель гранулированных целлюлозных добавок типа VIATOP и др. Имеет в комплекте: приемный бункер, вентилятор, лопастной смеситель, целлюлозопровод, дозатор, шнек для подачи материала в асфальтобетоносмеситель.

Агрегатный метод ремонта- один из прогрессивных методов ремонта дорожных машин, основан на полном использовании работоспособности каждого агрегата машины с заменой только изношенного агрегата новым или отремонтированным на месте работы машины. Эффективен при ремонте однотипных или одномарочных машин, требует оборотного фонда агрегатов (см. также Индивидуальный метод ремонта).

Асфальтобетонная установка - комплект технологического оборудования АБЗ для приготовления асфальтобетонных смесей. Имеет в своем составе агрегат питания, сушильный агрегат с системой очистки газов, смесительный агрегат, силос минерального порошка, бункер готовой смеси, обогреваемые цистерны битума. Управление всеми операциями автоматизировано.

Асфальтоукладчик - самоходная дорожная машина на колесном или гусеничном ходу, предназначенная для приемки асфальтобетонной смеси из транспортных средств, распределения смеси по всей ширине укладываемой полосы равномерным слоем заданной толщины на подготовленное и уплотненное основание, разравнивания и предварительного уплотнения уложенного слоя, отделки поверхности покрытия. Современные асфальтоукладчики оснащены компьютерной системой, обеспечивающей контроль разравнивания и автоматическое поддержание заданной толщины и поперечного уклона покрытия.

Барабан сушильный - основной агрегат асфальтобетонной смесительной установки или самостоятельный (прицепной) агрегат, предназначенный для просушивания и нагрева каменных материалов до рабочей температуры.

Бетоноотделочная машина - самоходная дорожная машина, предназначенная для устройства цементобетонного покрытия и выполняющая операции по разравниванию, уплотнению и отделке слоя цементобетонной смеси, уложенной на основание автомобильной дороги.

Бетоносмеситель - основной агрегат бетоносмесительной установки для приготовления бетонной смеси в технологических линиях цементобетонных заводов и заводов сборного железобетона. Различают бетоносмесители циклического или непрерывного действия с гравитационным или принудительным перемешиванием компонентов бетонной смеси.

Бетоносмесительная установка - комплект технологического оборудования ЦБЗ для выполнения технологических операций по приготовлению цементобетонных смесей; имеет в комплекте блок дозирования каменных материалов, расходный бункер цемента с дозатором, смесительный блок со смесителем непрерывного или циклического действия, систему дозирования воды и химических добавок. Управление всеми процессами автоматизировано.

Бетоноукладочная машина (распределительная) - самоходная дорожная машина для приема и распределения цементобетонной смеси слоями заданной толщины и профиля. Рабочий орган машины: бункер, шнек или лопасть.

Битумощебнераспределитель - машина на автомобильном шасси, прицепная или полуприцепная к автомобилю-самосвалу, автотягачу, автобитумовозу или автогудронатору. Предназначен для синхронного распределения органического вяжущего и мелкого щебня для поверхностной обработки покрытия. Имеет в комплекте емкость для вяжущего, бункер для щебня, систему распределения вяжущего, щебнераспределитель и специальную консоль (площадку оператора) с пультом автоматизированного управления рабочими органами машин и всем процессом устройства поверхностной обработки.

Брус вибрационный (вибробрус) - вибрационный уплотняющий рабочий орган с узкой опорной плитой в виде бруса и с несколькими вибраторами, размещенными в один ряд. Применяется самостоятельно (виброрейка) или как подвесной агрегат в профилировочных, бетоноотделочных, укладочных и уплотняющих машинах для предварительного уплотнения песчаного слоя, слоев цементобетонных, асфальтобетонных, цементогрунтовых и других смесей.

Брус выглаживающий - рабочий орган отделочной или укладочной (распределяющей) машины, предназначенный для выглаживания поверхности слоя строящегося дорожного покрытия или основания.

Бульдозер - дорожная машина, представляющая навесной спереди гусеничного или колесного трактора или колесного тягача отвал (прямой, поворотный или сферический (универсальный) с системой канатно-блочного или гидравлического управления. Может быть оснащен системой комбинированного автоматического управления положением отвала. Предназначен: для землеройно-планировочных работ (планировка площадок, послойное разравнивание привозного грунта и перемещение его к голове насыпи, снятие растительного слоя, возведение земляного полотна из боковых резервов в насыпях высотой до 2 м и на косогорах); для копания и засыпки траншей; для разравнивания щебня, гравия, песка при строительстве дорожной одежды; для перемещения на небольшие расстояния (10...30 м) и окучивания строительных материалов на складах; для уборки валунов и пней после корчевки; для выполнения вспомогательных работ в притрассовых карьерах и др.

Бункер - вспомогательное оборудование дорожных машин и смесительных установок для кратковременного или длительного складского хранения материалов или смесей в процессе их переработки. Различают бункеры: загрузочный, питающий установку; дозировочный, отмеривающий установленную порцию того или другого материала; весовой, взвешивающий все дозируемые компоненты смесей для одной порции, загружаемой в смеситель; накопительный для готовой смеси в целях сокращения простоя автомобилей-самосвалов под загрузкой и обеспечения непрерывающегося процесса приготовления смесей.

Бурильная машина - специальное оборудование на базе колесного трактора (или на другой базе) с буром для отбора проб-кернов из дорожных одежд без разрушения структуры образца для проверки качества дорожных покрытий и оснований.

Валец - рабочий орган самоходного или прицепного катка статического или вибрационного действия, который перемещается (перекатывается) по слою уложенного в дорожную одежду материала или поверхности грунтового слоя и уплотняет их.

Вибратор - устройство получения механических колебаний, используемое самостоятельно или как узел вибрационных машин и оборудования при уплотнении грунтов земляного полотна и материалов или бетонных смесей в конструктивных слоях дорожной одежды, при изготовлении элементов других дорожных сооружений. Применяется также для механизации разгрузки материалов из бункеров, в виброконтейнерах для транспортировки сыпучих материалов. Различают вибраторы: наружные, подвесные, поверхностные (виброрейки, виброплощадки) и глубинные; станковые (вибростолы); по роду привода: электромеханические, дизельные, пневматические и гидравлические. Толщина уплотняемого слоя: для глубинных вибраторов 20...60 см, для поверхностных - 10...30 см.

Вибрация - процесс, при котором происходят непрерывные или установившиеся колебания, названные длительным периодом воздействия. В технике (машинах, механизмах, сооружениях и конструкциях) бывает полезная и вредная вибрация.

Виброизоляция - защита сооружений, машин, приборов и людей от вредного воздействия вибрации путем введения промежуточных деформируемых элементов между источником вибрации и защищаемым объектом.

Виброкаток - самоходная или прицепная дорожная машина (с вальцами гладкими, кулачковыми или др.) вибрационного воздействия для послойного уплотнения несвязных грунтов, рыхлых материалов и смесей конструктивных слоев земляного полотна и дорожных одежд.

Виброплита - вибрационная машина для уплотнения грунтов и других материалов (щебня, укрепленных материалов и др.) в узких местах и на обочинах, при прокладке через дороги кабелей и трубопроводов.

Виброплощадка - вибрационная машина для уплотнения бетонной смеси при изготовлении бетонных и железобетонных изделий (блоков, плит, элементов пролетных строений мостов и др.) в заводских условиях и на полигонах.

Виброуплотняющие машины - дорожные машины (с вальцами - виброкатки или площадки-виброплиты, вибробрусья), предназначенные для поверхностного уплотнения слоев грунта, гравийно-щебеночных материалов, асфальтобетонных и цементобетонных смесей при устройстве земляного полотна и дорожных одежд. Различают машины: прицепные; самоходные и самопередвигающиеся; подвесные на кранах, экскаваторах, щебнеукладчиках, укладчиках смесей.

Гидромонитор - аппарат для разрушения и размыва грунта с целью превращения его в гидросмесь, транспортируемую самотеком или грунтовыми насосами в земляные сооружения или отвал. Его действие основано на преобразовании потенциальной энергии напора подводимой воды в кинетическую энергию струи размыва.

Гидросеялка - машина для гидропосева трав, смонтированная на автомобильном шасси, оборудование которой состоит из цистерны с площадкой для оператора, смесителя для рабочей смеси из семян трав и других материалов, гидрометателя, насоса и другого оборудования для нанесения рабочей смеси на откосы земляного полотна.

Гидроэлеватор - самовсасывающее гидротранспортное оборудование, представляющее собой водоструйный изотермический насос для всасывания различных гидросмесей. Через насадку рабочая жидкость поступает в приемную камеру в виде струи с большой скоростью, что обеспечивает перемешивание гидросмеси.

Гомогенизатор (диспергатор) - основной рабочий орган установки для приготовления дорожных битумных эмульсий путем распыления (раздробления) и перемешивания битума и водного раствора эмульгатора, поступающих в регулируемую щель (0, 1-1, 5 мм) между стенкой корпуса и диском ротора, вращающегося с большой скоростью.

Гравимойка - машина для промывки гравия или щебня с целью удаления примесей (глины, органических включений и т.п.). Гравимойки подразделяются на барабанные или кулачковые. Барабанные снабжаются дополнительными сортировочными устройствами, на которых происходит разделение материала по фракциям.

Грейдер - прицепная землеройно-планировочная машина с отвалом и ножом, смонтированным на раме машины и установленным в плане и в вертикальной плоскости под разными углами резания, захвата и наклона в зависимости от выполняемой рабочей операции. Предназначен для планирования поверхности земляного полотна и резервов, послойного разравнивания грунта или щебня-гравия при устройстве оснований дорожных одежд, профилирования грунтовых дорог с устройством боковых канав.

Грейдер-элеватор - колесная прицепная или полуприцепная землеройная машина непрерывного действия для срезания грунта и перемещения его в сторону (в отвал) или в транспортные средства. Применяется при строительстве дорожных насыпей, рытья выемок и каналов, планировочных работах и т.п.

Грейфер - раскрывающийся в стороны ковш, рабочий сменный орган экскаваторов, кранов или автопогрузчиков для разработки или перевалки грунтов, сыпучих и кусковых материалов. Может использоваться как погрузочно-разгрузочное средство.

Грохот - оборудование для сортировки (грохочения) песчаных, гравийных, щебеночных и др. сыпучих материалов, имеющее сита с отверстиями разных форм и размеров. Различают: барабанные (цилиндрические) вращающиеся и плоские грохоты. Разновидности плоских грохотов: наклонные качающиеся и горизонтальные с дифференциальным движением сита; наклонные вибрационные (инерционные); горизонтальные вибрационные (инерционные), качающиеся гирационные (эксцентриковые).

Грунтосмесительная установка - комплект технологического оборудования для приготовления в притрассовых карьерах цементогрунтовых и битумоминеральных смесей для строительства оснований из грунтов, обработанных (укрепленных) органическими и неорганическими вяжущими. Имеет в комплекте агрегат питания, цистерны с насосными установками (для воды, битума, эмульсии), транспортер, смесительный агрегат с лопастной двухвальной мешалкой принудительного действия.

Грунтосмесительные машины- дорожные машины для устройства дорожных одежд из укрепленных грунтов путем их измельчения и перемешивания с вяжущими материалами (битумами, цементами или комбинированными методами с добавками активирующих и полимерных веществ). К таким машинам относятся: самоходная однопроходная многороторная грунтосмесительная машина; карьерная грунтосмесительная установка. К ним также относят дорожную фрезу (см. Фреза дорожная).

Дозатор - устройство, предназначенное для отмеривания (дозирования) заданной массы или объема различных материалов - компонентов дорожных смесей с подачей их на дальнейшую переработку (активация, смешение и т.п.) и с регулированием их расхода. Изготавливают дозаторы: с дистанционным, полуавтоматическим и автоматическим управлением, а также разных типов в зависимости от назначения - непрерывного или циклического действия; насосы-дозаторы, дозаторы-питатели, ленточные дозаторы и др.

Драглайн - сменное рабочее оборудование экскаватора, ковш в виде совка (с зубьями или без них), подвешиваемый к стреле на канатах (стреловой, подъемный, тяговый, разгружающий-опрокидывающий). Предназначен для разработки грунтов, расположенных ниже уровня стоянки экскаватора, и для добычи гравия-песка из рек и водоемов.

Дробилка (камнедробилка) - общестроительная машина, предназначенная для дробления кусков горных пород (камня, гравия, валунов), шлаков и т.п. По конструкции и системе дробления различают: щековые, конусные, валковые, ударного действия (молотковые и роторные).

Дробильно-сортировочная установка (ДСУ) - комплект машин для дробления (одноступенчатого или двухступенчатого) каменных материалов, их сортировки на ситах по фракциям и транспортирования этих материалов в процессе переработки с выдачей готовой продукции на склад или в транспортные средства. Машины комплекта располагают в определенной технологической последовательности по выбранной типовой схеме переработки и обогащения горных пород (камня и гравия). Бывают передвижные на колесах или стационарные на отдельных рамах для каждого агрегата.

Заливщик швов - самоходная машина на базе автомобиля, предназначенная для доставки с основной базы разогретой до рабочей температуры битумной мастики и поддержания ее в нагретом состоянии в процессе работы, продувки швов сжатым воздухом, грунтовки стенок и дна шва разжиженным битумом, заполнения швов мастикой.

Землесосный снаряд (рефулер) - плавучая землесосная установка на плаву или заанкеренная с мощными одним или несколькими насосами центробежного типа (см. Насос грунтовый), предназначенная для разрыхления, подъема и перемещения гидросмеси. Применяют при дноуглубительных работах, добыче песка и других земляных работах.

Измерительный преобразователь (датчик) - измерительный элемент автоматических систем, обладающий необходимой чувствительностью и точностью в измеряемом диапазоне и преобразующий измеряемую величину в сигнал (обычно электрический) для последующей передачи, обработки или регистрации. Бывают безынерционные и инерционные датчики, термоэлектрические, фотоэлектрические, индукционные, индуктивные, потенциометрические, генераторные, сельсинные и др.

Индивидуальный метод ремонта- ремонт, выполняемый одной бригадой. Дорожная машина находится в мастерской на ремонте, пока все снятые с нее агрегаты и детали не будут отремонтированы и поставлены на место. Применяют при небольшом объеме ремонта разнотипных машин (см. также Агрегатный метод ремонта).

Инструменты механизированные - ручные инструменты различного назначения с приводом рабочего органа от электродвигателя (электроинструменты), сжатого воздуха (пневмоинструменты), двигателя внутреннего сгорания. Являются средствами малой механизации, в значительной степени облегчают труд рабочего.

Канавокопатель - самоходная машина или навесное на трактор оборудование, рабочим органом которых является плуг-ротор или специальная фреза для прокопки или расчистки придорожных и других канав, разделки выемок и откосов с приданием им соответствующего проектного профиля.

Каток дорожный - дорожная уплотняющая машина: самоходная, полуприцепная к седельному тягачу или прицепная к трактору, предназначенная для уплотнения укаткой слоев отсыпаемого грунта земляного полотна, слоев укрепленных грунтов, дорожно-строительных материалов и смесей.

Кирковщик - прицепная дорожная машина с двумя и более переставляемыми зубьями - кирками, установленными и закрепленными в раме в один ряд для разрушения конструктивных слоев дорожной одежды, а также грунтов основания при реконструкции и ремонте автомобильных дорог.

Классификатор - машина, предназначенная для обогащения каменных материалов по прочности и чистоте зерен с отделением очень мелких фракций. Различают классификаторы: гидравлические - по скорости падения зерен в воде; гравитационные - разделение зерен по их объемной массе в вертикальном и горизонтальном потоке жидкости; механические - отделение слабых зерен при ударе и трении материала о движущуюся металлическую поверхность (плиту, вращающиеся барабаны и т.п.); пневматические - разделение зерен в потоке воздуха или в аэросуспензиях; центробежные - с использованием центробежных сил во вращающемся с большой скоростью потоке исходной гидросмеси.

Комплект высокопроизводительных машин (ДС-100, ДС-110) - комплект оборудования на гусеничном ходу с автоматизированной системой управления и следящей системой, со сменными агрегатами для скоростного строительства за один проход цементогрунтовых оснований, цементо- и асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов. В состав комплекта входят: профилировщик основания, распределитель смеси, бетоноукладчик со скользящей опалубкой, бетоноотделочная машина, машина для устройства шероховатой поверхности и нанесения пленкообразующих материалов, навесное и прицепное оборудование для выполнения вспомогательных операций, асфальтобетоноукладочное оборудование профилировщика или распределителя, трейлеры с тягачами для перевозки машин комплекта.

Компрессор (компрессорная станция) - машина (комплекс машин) для получения сжатого воздуха, используемого для работы пневмооборудования (пневмотранспорта, отбойных молотков, затворов и т.п.).

Конвейер - ленточный, пластинчатый, скребковый, роликовый, винтовой, вибрационный транспортер непрерывного действия для горизонтального или наклонного перемещения грузов.

Конвейер винтовой (шнек) - транспортирующая машина, рабочим органом которой является вращающийся винт, расположенный в желобе.

Корчеватель-собиратель - навесное оборудование к трактору в виде трех-, шестистойкового отвала с зубьями, предназначенное для подготовительных работ по расчистке полосы отвода при сооружении земляного полотна (корчевка пней и валунов, перемещение и собирание пней, валунов, кустарника в кучи).

Коэффициент использования парка машин - показатель использования во времени дорожно-строительных машин или парка автомобилей строительной организации. Определяется отношением количества дней работы машин в течение года с учетом дней, затраченных на перебазирование машин и на предусмотренные нормами внутрисменные простои машин по организационным и метеорологическим условиям (0, 7...0, 9), к числу календарных дней с учетом затрат времени на все виды технического обслуживания и ремонта при заданном значении коэффициента сменности и продолжительности рабочей смены. Фактически коэффициент использования парка в дорожно-строительных организациях составляет в среднем 0, 5...0, 65.

Кран кабельный (кабель-кран) - грузоподъемная машина, оборудование которой представляет однопролетную канатную дорогу, по несущему канату которой перемещается грузовая тележка с рабочим органом. Применяют в основном при разработке месторождений камня, гравия или для перемещения камня из карьеров к цехам переработки.

Кран портальный (козловой) - подъемный кран, у которого стрела и поворотная платформа установлены на П-образном портале, перемещающемся по рельсовому пути. Применяют в качестве монтажного оборудования для подъема и перемещения грузов на мостостроительной площадке, а также на складах, заводах и полигонах железобетонных и других изделий. Грузоподъемность от 5 до 50 т.

Краны строительные стреловые -основной вид подъемно-транспортных машин разной грузоподъемности (от 2, 5 до 100 т). Предназначены для перемещения грузов при погрузках-разгрузках в радиусе своего действия. Широко применяют как монтажное оборудование для разгрузки, перемещения, подъема и установки на место крупных деталей и узлов мостовых сооружений (пролетных строений, опор и др.), труб и других блочных элементов конструкций на дорожном строительстве. Рабочий орган - стреловое оборудование с крюком или захватом, с разным вылетом стрелы и высотой подъема. Краны бывают: самоходные, прицепные или стационарные, как правило, полноповоротные. Их монтируют на шасси базовой машины (автомобиль, трактор, экскаватор, специальное шасси) или на специальной раме. Ходовое устройство - пневмоколесное, колесное, рельсовое или гусеничное. Привод - механический, гидравлический, электрический. Краны, смонтированные на шасси автомобиля, называют автомобильными кранами (см. Автомобильный кран).

Кусторез - машина, монтируемая на тракторе в виде одно- или двухотвального плуга или оснащенная дисковыми пилами. Предназначена для срезания травяного растительного слоя, кустарника и мелколесья при расчистке площадей под земляные работы. Может использоваться для перемещения валунов.

Лебедка строительная - простейший вид подъемно-транспортного оборудования для горизонтального и вертикального перемещения грузов с помощью полиспастного механизма (канат и система блоков). Бывают одно-, двух-, трехбарабанная лебедки с малым тяговым усилием (от 5.. 12, 5 до 50...70 кН) и обычно с электроприводом.

Лебедка тракторная - приводное оборудование канатно-блочной системы управления рабочими органами дорожных машин на базе тракторов с навесным или прицепным оборудованием (бульдозеры, скреперы, экскаваторы, тракторные краны, корчеватели, кусторезы и др.). Бывают одно- и двухбарабанные с системой устройств, направляющих канат лебедки, в виде направляющих блоков, флюгерных блоков и роликов.

Машина базовая - транспортное средство или самоходное шасси, на которую навешивают или к которой прицепляют рабочее оборудование для выполнения дорожно-строительных работ. Базовые машины предназначены для создания и передачи тягового усилия рабочему органу при выполнении рабочих операций, при перемещении оборудования, при холостом движении машины к месту работ, транспортном режиме или перебазировании.

Машины дорожные - машины, предназначенные для производства дорожных работ при строительстве автомобильных дорог (машины и оборудование для устройства дорожных конструкций), при ремонте и содержании дорог (машины и оборудование для содержания и ремонта автомобильных дорог). Различают: самоходные дорожные машины - при наличии собственного двигателя для рабочих операций машины и ее передвижения, прицепные или полуприцепные, работающие в сцепе с тягачом.

Мини-техника - малогабаритные самоходные машины для работы в стесненных условиях в дорожной отрасли (на ремонтных работах, внутренних дорогах и проездах): погрузчики с бортовым поворотом (мини-погрузчики); гусеничные и пневмоколесные малоразмерные гидравлические экскаваторы (мини-экскаваторы); пневмоколесные тракторы малой мощности (мини-тракторы); мини-асфальтобетоноукладчики; мини-катки и другие машины.

Нарезчик швов - дорожная машина для нарезки швов в бетонном покрытии автомобильных дорог и аэродромов. Нарезку швов производят, как правило, в затвердевшем бетоне рабочим органом двух- и многодисковых самоходных машин. Однодисковый нарезчик производят с ручным приводом.

Насос битумный - насос с паро- или электроподогревом, преимущественно шестеренный, с напором 6...7 м. Устанавливают на дорожных машинах и установках. Имеет индивидуальный привод или от общей трансмиссии. Предназначен для откачки и подачи жидких вяжущих материалов.

Насос грунтовый (землесос) - центробежный насос с односторонним всасыванием для транспортирования гидросмеси по трубопроводам.

Оборудование пневмонабрызга бетона - комплект оборудования для подачи и распределения сухой смеси песка, мелкого щебня и цемента, непрерывно поступающей в распределительное устройство посредством сжатого воздуха, причем потребное количество воды подводится непосредственно к распределительному соплу. Применяют для отделки и ремонта поверхностей мостовых сооружений, для укрепительных работ и т.п.

Отвал - основной рабочий орган профилировочных, снегоочистительных и других машин, имеющий на своей рабочей кромке режущий нож. Предназначен для резания и перемещения грунта или снега и профилирования поверхности земляного полотна и дорожных одежд.

Перегружатель - специальная самоходная дорожная машина для создания (увеличения) запаса асфальтобетонной смесью между транспортными средствами и асфальтоукладочиком и обеспечения непрерывной работы асфальтоукладчиков. Предназначен для приема асфальтобетонной смеси из кузова транспортного средства в собственный бункер-накопитель, в котором производится перемешивание асфальтобетонной смеси до однородной массы одинаковой температуры с последующей подачей ее в асфальтоукладчик. Перегружатели различают по производительности, вместимости бункера и мощности двигателя.

Перфоратор - пневматический механизированный инструмент, предназначенный для ударного бурения шпуров в породах слабых и средней крепости.

Пескомойка - машина шнековая или драповая для обогащения песков путем их промывки и отделения примесей пылеватых, глинистых частиц.

Питатель - оборудование дорожных машин и установок для обеспечения равномерной подачи сыпучих и кусковых материалов из бункеров и загрузочных лотков к транспортирующему оборудованию или перерабатывающим агрегатам установок и машин (камнедробилок, сушильных барабанов и др.). По типу различают ленточные и пластинчатые питатели.

Пневмонасос - оборудование для беспрерывной подачи цемента питательным шнеком из осадительной камеры или бункера пневмозагрузчика в смесительную камеру, питаемую сжатым воздухом, из которой смесь воздуха и цемента поступает в трубопровод. Дальность подачи цемента по горизонтали - до 200 м, по вертикали - 30...35 м. Для транспортирования цемента на небольшие расстояния применяют двух- и однокамерные пневмонасосы цикличного действия. В транспортном цементопроводе цемент вытесняется сжатым воздухом, впускаемым сверху материала, чем создается течение перемещаемого материала по трубопроводу.

Пневмоподъемник - машина для вертикального транспортирования цемента из любого транспортного средства в силосы склада или расходные бункеры по трубопроводам при помощи сжатого воздуха, который подается в смесительную камеру через мягкую микропористую перегородку.

Пневморазгрузчик - машина, предназначенная для выгрузки цемента (минерального порошка, извести и др.) из железнодорожных вагонов в приемные устройства складов, раздаточные бункеры или транспортные средства. Процесс основан на перемещении цемента по цементопроводу за счет вакуума, создаваемого вакуум-насосом разгрузчика или насосом всасывающе-нагревательного типа. Рабочий орган - самоходное заборное устройство с подгребающими дисками и штыревым рушителем свода.

Погрузчик строительный - самоходная подъемно-транспортная машина для погрузки, перемещения на короткие расстояния и разгрузки сыпучих и мелкокусковых материалов с плотностью до 1, 6 т/м3. Применяют на складах, АБЗ, ЦБЗ, щебеночных заводах или при разработке песчаных, гравийных и грунтовых карьеров. По способу захвата грузов погрузчики разделяют на: одноковшовые фронтальные и многоковшовые - роторные (ротор с ковшом) или элеваторные (цепь с ковшами); подгребающие - со специальными лапами или дисками, и подхватывающие, у которых рабочий орган - специальные вилки. По типу ходовой части различают гусеничные (на промышленных модификациях тракторов, на тракторах общего или сельскохозяйственного назначения) и пневмоколесные (на специальных шасси или тягачах) погрузчики.

Прицеп - прицепное или полуприцепное приспособление к грузовым бортовым автомобилям и автомобилям-тягачам на пневмоколесному ходу (а также к тракторам). Позволяет повысить производительность транспортных средств и уменьшить потребность в них на дорожном строительстве. Бывают прицепы: саморазгружающиеся (с самосвальными платформами или кузовами) и несаморазгружающиеся (преимущественно тракторные на жестком ходу), а также с подкатной тележкой для длинномерных грузов.

Профилировщик основания - дорожная машина на рельсовом (самоходная) или гусеничном ходу (навесная), входящая в состав бетоноукладочного комплекта на строительстве цементобетонных покрытий. Предназначена для планирования и придания поперечного профиля песчаному или цементогрунтовому основанию перед укладкой слоев цементобетонной смеси. Имеет рабочие органы: профилирующий отвал или фрезерный барабан с отвалом и уплотняющий брус.

Рабочий орган - деталь, агрегат машины, непосредственно взаимодействующий с обрабатываемым материалом, отличающийся большим разнообразием в зависимости от рода выполняемых технологических операций и вида обрабатываемого материала. К рабочим органам относятся ковши, ножи, отвалы, фрезы, вибробрусья, дробящие плиты, вальцы катков.

Разгрузчик материалов - подъемно-транспортная машина, предназначенная для механизации работ по разгрузке щебня, песка из железнодорожных платформ и полувагонов, а также из бортовых автомобилей. Бывают разгрузчики ковшового (ковши на элеваторе с приемным поперечным и отвальным транспортерами, смонтированными на перемещающемся вдоль фронта разгрузки портале; наибольшая высота штабеля укладки 7, 5 м) и отвального (отвал на подвижной рукояти) типа. Для разгрузки порошкообразных материалов применяют пневморазгрузчики.

Распределитель мелкого щебня - дорожная машина, самоходная колесная или навесная с бункером и распределительным устройством щелевого - роторного типа для равномерного распределения в один слой мелкого щебня при устройстве шероховатой поверхности асфальтобетонного покрытия методом втапливания в свежеукладываемый асфальтобетон, а также после розлива органических вяжущих материалов при устройстве поверхностной обработки.

Распределитель пленкообразующих материалов - дорожная машина, завершающая процесс строительства цементобетонного покрытия. Предназначена для распределения пленкообразующих материалов (эмульсии, лакоэтиноль, помароль и др.) по поверхности покрытия. Рабочий орган типа сопла, которое перемещается поперек обрабатываемой полосы при поступательном движении машины (на рельсовом или колесном ходу).

Распределитель цемента - прицепная или полуприцепная дорожная машина на гусеничном или колесном ходу с бункером или цистерной, загружаемыми цементом из цементовозов. Предназначен для распределения цемента через специальные сошники с соблюдением норм дозирования при устройстве цементогрунтовых слоев дорожной одежды. В основном применяется в комплекте с дорожной фрезой.

Рельс-формы - собираемые из звеньев и укрепляемые штырями к основанию с образованием рельсового пути для передвижения комплекта машин, распределяющих дорожно-строительные материалы при устройстве оснований и покрытий.

Ремиксер (горячий регенератор) - специальная дорожная машина с инфракрасными газовыми нагревателями для горячей регенерации старого покрытия на малую толщину (от 4 до 9 см). Машина оснащена устройством для перемешивания разогретого материала покрытия с различными добавками. Отличительной особенностью машины является возможность загрузки старой разрыхленной смеси в двухзальный смеситель. Из смесителя регенерированная смесь выгружается в валик, который распределяется распределителем и укладывается рабочим органом " плавающего" типа. Современные машины оборудованы автоматической системой обеспечения ровности покрытия.

Ресайклер (холодный регенератор) - специальная универсальная самоходная машина для холодной регенерации старого покрытия на большую глубину (от 15 до 50 см) при реконструкции и ремонте автомобильных дорог. Основной рабочий орган - фрезерный барабан, на котором установлены круглые резцы с наконечником из твердого сплава. Предназначен для измельчения старого покрытия на заданную толщину, дозирования и распыления органического вяжущего в виде вспененного битума или распыленной битумной эмульсии, перемешивания измельченного материала старой дорожной одежды с органическим вяжущим, укладки полученной смеси по заданным отметкам. При наличии встроенного распределителя вяжущего, например цемента или битумной эмульсии, ресайклер может быть использован для стабилизации грунта и дорожно-строительных материалов.

Рыхлитель - дорожная машина для подготовительных работ при сооружении земляного полотна. Представляет собой навесное оборудование на гусеничном тракторе, обычно с бульдозерным отвалом, с гидравлическим управлением. Глубина рыхления 400-700 мм и более.

Система управления - устройство, предназначенное для периодического включения или выключения различных механизмов и агрегатов машин (тормозов, муфт, двигателей и др.). Системы управления могут быть рулевыми и для изменения положения в пространстве рабочего органа. По конструктивным признакам системы управления разделяют на механические, гидравлические, пневматические, электрические и комбинированные.

Скрепер - основная дорожная землеройно-транспортная машина пневмоколесная самоходная, полуприцепная или прицепная к автотягачу или трактору. Рабочим органом является управляемый ковш различного объема с ножом на его кромке для зарезания при наборе грунта. Предназначен для возведения земляного полотна из резервов или грунтовых карьеров с транспортированием грунта в насыпь неограниченной высоты или в отвал с разравниванием слоя грунта определенной толщины. Управление канатно-блочное, гидравлическое и электрогидравлическое. Разгрузка грунта, как правило, принудительная. Современные машины оборудованы аппаратурой автоматического управления работой ковша на базе лазерной техники.

Смеситель - рабочий узел смесительных установок для приготовления асфальтобетонных, цементобетонных и цементогрунтовых смесей из заранее отдозированных компонентов. Различают смесители: свободного перемешивания (барабанного типа), где материалы многократно поднимаются, переворачиваются, свободно падают и при этом перемешиваются; принудительного перемешивания (лопастные смесители), в которых материалы непрерывно и интенсивно перемешиваются вращающимися лопастями (одно-, двухвальные). Кроме того, смесители бывают периодического и непрерывного действия.

Смеситель-укладчик литых эмульсионно-минеральных смесей (ЛЭМС) - машина с навесным оборудованием на автомобильном шасси для приготовления и распределения на поверхности покрытия ЛЭМС. Имеет в составе бункеры для щебня и цемента, емкости для битумной эмульсии и воды, системы дозирования всех составляющих ЛЭМС, смесители для приготовления эмульсионно-минеральных смесей и навесного (в транспортном положении) и протягиваемого по покрытию бункера без дна для распределения ЛЭМС. Различают смесители-укладчики циклического или непрерывного действия.

Средства автоматизации - основные элементы автоматических систем управления: измерительные преобразователи - датчики разных типов, требуемой чувствительности и точности измерения; усилительные элементы - механические, гидравлические и пневматические, электронные, электрогенераторные, магнитные; исполнительные элементы, обеспечивающие требуемые мощность, точность и быстроту действия - электродвигатели и фрикционные муфты с выходным сигналом " вращение", гидро- и пневмодвигатели и электромагниты с выходным сигналом " перемещение", реле и концевые выключатели.

Средства механизации - совокупность строительных и дорожных машин, установок, транспортных средств, комплектов оборудования производственных предприятий, механизированных инструментов и т.п., применяемых на строительстве или эксплуатации автомобильных дорог, мостовых и других инженерных сооружений и комплексов линейных зданий. Служат для обеспечения комплексной механизации работ и сокращения затрат ручного труда до минимума.

Тележка землевозная - самоходное или прицепное к тракторам или автотягачам транспортное средство на пневматическом или жестком (металлические колеса) ходу для перевозки грунта.

Термопара - первичный измерительный преобразователь в цепи электрического термометра, представляющий собой два разнородных проводника, спаянных концами, для получения электрического тока при тепловом воздействии на спай. Применяют для измерения температуры при контроле работы тепловых установок (сушильных барабанов, битумоплавильных установок и др.).

Термос-бункер - специальное транспортное средство, предназначенное для приготовления и транспортирования литых смесей, используемых при устройстве покрытий из литого асфальтобетона, ликвидации выбоин и трещин в асфальтобетонных покрытиях, гидроизоляции мостов. Оборудован лопастной мешалкой и системой обогрева смеси.

Техническое обслуживание - комплекс мероприятий, направленных на поддержание машин в работоспособном состоянии. Для дорожно-строительных машин и оборудования установлены следующие виды ТО: ежесменное техническое обслуживание (ЕО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), техническое обслуживание № 3 (ТО-3), сезонное техническое обслуживание (СО).

Трамбовка - рабочий орган уплотняющей трамбующей машины или механизированный инструмент для уплотнения грунтов и материалов в конструктивных слоях дорожной одежды ударами по их поверхности. Бывают механические, свободного падения, взрывтрамбовки, бензо-, пневмо- или электротрамбовки, ручные трамбовки.

Трамбующие машины - машины с подвесным оборудованием свободного или принудительного падения, у которых одна или две плиты поднимаются посредством подъемных тросов рычажного механизма или в результате взрыва, после чего, как правило, автоматически освобождаются от захватов и одновременно или попеременно падают вниз с определенной высоты, уплотняя ударами уложенный слой грунта или материала.

Трейлер - многоколесный на пневматических шинах полуприцеп-тяжеловоз к автомобильному тягачу или трактору, обычно с низко расположенной широкой грузовой платформой и трапом. Имеет нормальное давление на покрытие, предназначен для перевозки тяжелых и негабаритных грузов - тракторов, дорожных машин, железобетонных изделий для пролетных строений мостов и линейных зданий и т.п. Грузоподъемность - от 20 до 120 т.

Труба распределительная - основной рабочий орган дорожных машин для распределения жидких материалов (органических - битума, дегтя, эмульсии; воды и водных растворов). Снабжена рабочими щелевыми соплами и управляемыми кранами.

Тягачи (автотягачи) - самоходные колесные тяговые машины, предназначенные для буксирования специальных автомобильных прицепов или полуприцепов и для работы с пневмоколесными дорожными машинами - скреперами, катками, грейдер-элеваторами и другими типами машин со сцепным устройством седельного типа. Масса буксируемых машин и поездов с грузом на дорожных работах - от 10 до 40 т.

Укладчики универсальные - самоходные дорожные машины на гусеничном ходу для равномерного распределения дорожно-строительных материалов и всех видов дорожных смесей слоями заданной толщины и ширины. Имеют уплотняющий рабочий орган и сменные агрегаты для укладки щебня (гравия), укрепленных грунтов, цементобетонной (в скользящих формах) и асфальтобетонной смеси (с подогреваемой заглаживающей плитой).

Установка для модификации битума - комплект технологического оборудования для приготовления полимерного битумного вяжущего (ПБВ) на основе дивинилстирольного термоэластопласта (ДСТ) при строительстве дорожных, мостовых и аэродромных покрытий. Имеет в комплекте смеситель с лопастной мешалкой, коллоидную мельницу, шестеренчатые насосы, технологические трубопроводы, систему для пневматической загрузки полимеров. Комплект оборудования может использоваться в составе асфальтосмесительной установки или в режиме автономного приготовления ПБВ или раствора СБС в масле с выдачей его потребителям для последующего введения в битум.

Установка для приготовления цементо-водной суспензии - выполнена в виде контейнера и оснащена бункером для цемента, баком для воды и смесителем для приготовления суспензии, из которого она подается в смесительную камеру ресайклера. Предназначена для использования при холодной регенерации старого асфальтобетонного покрытия или стабилизации грунтов и дорожно-строительных материалов.

Установка эмульсионная - комплект технологического оборудования для дорожных битумных эмульсий анионного или катионного типов, используемых для подгрунтовки, поверхностной обработки, укрепления грунтов и приготовления эмульсионно-минеральных смесей и других видов работ при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. Имеет в составе: устройство для подготовки битума, блок подготовки водного раствора эмульгатора, блок приготовления битумной эмульсии с коллоидной мельницей (см. Гомогенизатор), блок хранения и выдачи готовой эмульсии на склад готовой продукции или в транспортные средства. Может быть встроена в универсальный конвейер, смонтированный на автомобильном шасси.

Уширитель - деталь рабочего органа отвально-ножевых машин, а также распределительной трубы автогудронаторов для увеличения ширины захвата.

Финишер - самоходная машина для окончательной отделки поверхности цементобетонных покрытий автомобильных дорог и ВПП аэродромов. Основной рабочий орган - выглаживающая труба, разделенная на две секции, для отделки покрытий одно- и двухскатного профиля.

Форсунка - приспособление для распыления жидкого топлива паром или воздухом, а также газового топлива сушильных барабанов асфальтобетонных, битумообезвоживающих установок и др. Обеспечивает более эффективное и полное сгорание топлива. Процесс горения регулируется вручную, дистанционно или автоматически.

Фреза дорожная - многопроходная дорожная машина навесного или прицепного типа. Предназначена для измельчения грунта и перемешивания его с неорганическими (цемент, известь и др.) или органическими (жидкие битумы, эмульсии) вяжущими материалами. Работает в комплекте с распределителем цемента и поливочно-моечной машиной или автобитумовозом.

Холодная фреза (холодный профилировщик) - самоходная дорожная машина на гусеничном или пневмоколесном ходу. Предназначена для снятия слоев асфальтобетонных покрытий с автомобильных дорог, улиц, площадей при их ремонте и реконструкции. Различаются малые дорожные фрезы (с шириной режущего органа от 300 до 1200 мм) и холодные фрезы (с шириной режущего органа от 1300 до 4200 мм). В качестве рабочего (режущего) органа применяются фрезерные барабаны, к которым привариваются сегменты резцедержателей. Для погрузки материала на фрезерном барабане в средней части устанавливаются лопатки. Оборудование для подборки и погрузки материала в транспортные средства имеет обычно два ленточных конвейера - первый, короткий, располагающийся сразу за фрезерным барабаном и получающий материал с забрасывающих лопаток фрезы и подающий его на второй ленточный конвейер. Последний обычно имеет большую длину и подвешен к машине, с возможностью поворота в вертикальной плоскости для погрузки отфрезерованного материала в транспортные средства различной производительности и габаритов. Холодные фрезы в основном снабжены системой обеспечения ровности и заданного профиля.

Цистерна битумная (битумный котел) - простейшее оборудование битумных баз или цехов АБЗ в виде емкостей с системой обогрева (до рабочей температуры), циркуляции (при обезвоживании) и перекачки. Используется для хранения и выдачи битумных материалов.

Щебнеукладчик - самоходная дорожная машина на гусеничном ходу. Предназначен для равномерного распределения щебеночных и гравийных материалов, шлака и песка слоем, регулируемым по толщине, при строительстве дорожных одежд. Имеет уплотняющий орган из виброплит. Бывает в двух исполнениях: для укладки щебня (гравия) на песчаном подстилающем слое с подвозкой материалов к укладчику по уложенному щебеночному слою сзади по ходу укладки; для укладки щебня (гравия) по основанию, допускающему проезд груженых автомобилей к укладчику спереди.

Экскаватор - самоходная универсальная машина на гусеничном или пневмоколесном ходу цикличного (одноковшовые) или непрерывного (многоковшовые, роторные) действия. Предназначен для разработки грунтов и перемещения их с отсыпкой в насыпь, отвал или в транспортные средства, а также для разработки гравийных и песчаных карьеров, для погрузочных работ в карьерах, на складах и производственных предприятиях дорожных организаций. В зависимости от ходовой части различают гусеничные, колесные, шагающие экскаваторы. В зависимости от сменного оборудования - прямая лопата, обратная лопата, драглайн, грейфер и др.

Экскаватор-планировщик - самоходная универсальная машина на пневмоколесном и гусеничном ходу; предназначен, в основном, для планировки откосов. Может выполнять широкий круг и других экскаваторных работ: копание грунта, погрузку грунта в транспортные средства, рыхление грунта и кирковку дорожных покрытий. Гусеничные машины применяют исключительно на строительстве дорог. Экскаваторы-планировщики на пневмоколесном ходу нашли широкое применение при содержании и ремонте автомобильных дорог.

Элеватор ковшовый - оборудование для внутризаводского (внутрискладского) транспортирования сыпучих и штучных материалов в процессе их переработки и хранения на складах, а также для питания отдельных агрегатов асфальтобетонных, дробильно-сортировочных установок и др. Бывают: холодные и горячие; цепные и ленточные с ковшами разного объема (от 0, 75 до 4 л и более). Имеют индивидуальный привод или привод от общей трансмиссии установок.

 

Эксплуатация автомобильных дорог, их ремонт и содержание

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.