Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура как источник социального влияния. Культура и социальное поведение.






Влияние культуры ярче всего проявляется на социальной арене. Она влияет на то, как мы взаимодействуем с другими людьми, как воспринимаем их, как работаем с ними. Мы все усвоили тот стиль поведения, общения и работы, который принят в нашей культуре. В процессе социализации и приобщения к культуре, когда мы взрослеем и узнаем правила и стандарты нашего общества и культуры, мы учимся распознавать людей, принадлежащих к нашей группе или не входящих в нее. Групповые различия существуют во всех культурах и странах мира. Люди в других культурах могут иначе определять принадлежность к группе. Характер, формы и значение групповых отношений в других культурах так же могут быть совершенно различными. Изучение этих различий помогает понять, как культура влияет на отноше­ния в группе своих и отношения в группе чужих и управляет нашим социальным поведением. Культуры различаются по постоянству групповых отношений. люди разных культур по-разному понимают одни и те же отношения. психологические различия в восприятии членов своей группы. Отношения в группе своих и чужих отличаются в индивидуалистических и коллективистских культурах, и эти различия определяют типы поведения людей и их взаимодействия друг с другом. В индивидуалистических культурах, например в Соединенных Штатах, люди часто принадлежат одновременно к нескольким группам: музыкальным, спортивным, церковным, социальным и т. д. В коллективистских культурах, например во многих странах Азии и Латинской Америки, люди принадлежат к меньшему числу групп. Они не посещают различные спортивные, музыкальные и другие клубы, как это принято в индивидуалистических культурах. В коллективистских культурах люди входят в меньшее число групп, но зато внутригрупповые связи здесь сильнее. Они в большей степени отождествляют себя с группой, к которой принадлежат, и сама группа становится неотъемлемой частью личности. Члены индивидуалистического общества не обязательно приносят свою самостоятельность и самосознание в жертву интересам группы, в которой они состоят. Они имеют меньше связей с членами группы и легче переходят из одной группы в другую. Членство в определенной группе не имеет такого значения в индивидуалистических культурах, как в коллективистских. Следовательно, коллективистские культуры требуют больше гармонии, конформизма и кооперации от членов одной группы и возлагают на индивида больше обязательств по соответствию групповым нормам. В коллективистских культурах наиболее важны отношения в группе своих, а отношение к людям, стоящим вне группы, остается безразличным. Противоположное поведение мы видим в ин­дивидуалистических культурах. Влияние привлекательности и внешности на формирование благоприятного впечатления хорошо известно и документировано в психологической литературе, но представления о привлекательности в разных культурах различны. Красота - понятие относительное, и люди в разных культурах могут иметь совершенно разные представления о том, что красиво, а что - нет. Культурные различия в определении привлекательности в свою очередь могут влиять на формирование впечатлений. Различия в оценке привлекательности могут объясняться различной степенью восприятия стандартов красоты, которые господствуют в средствах массовой информации (журналах, кино, на телевидении). культурные отличия в стиле атрибуций могут составлять естественную часть социализации и приобщения к культуре, так как с раннего возраста дети приобщаются к этому культурному стилю. различные культуры приписывают разный психологический смысл разным атрибутивным составляющим. культурные отличия в атрибуциях особенно важны для более полного понимания межкультурных взаимодействий. Последствия неверных атрибуций крайне серьезны. Для успеха любых социальных взаимодействий важно правильно интерпретировать причины поведения, особенно когда это касается намерений и благожелательности, существенных для любого типа социального взаимодействия. Межкультурные взаимодействия не исключение. Мы не должны слишком поспешно приписывать поведение другого человека его злой воле или негативным чувствам, когда это поведение в действительности может корениться в культурной динамике, которая благоприятствует поведению без злых намерений. Если мы учтем возможность влияния культурных факторов, когда интерпретируем поведение дру­гих людей и наше собственное, то мы сделаем существенный шаг к тому, чтобы улучшить межкультурное понимание и отношения.

68. ФЕНОМЕН ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ

Просоциальное поведение представляет собой очень широкое понятие, включающее в себя действия, позитивно оцениваемые обществом. Все действия, направленные на оказание помощи другим людям, являются формами просоциального поведения.

Рассматривается два важнейших для объяснения феномена просоциального поведения по- нятия: эмпатии и социальной ответственности.

В целом, просоциальное поведение может явиться как результатом стремления к получению собственной выгоды (эгоистически мотивированное поведение), а также быть выгодным для других людей (альтруистически мотивированное поведение).

Социобиологический подход. Данный подход объясняет просоциальное поведение в понятиях врожденных или генетических тенденций. Просоциальное поведение может считаться результатом естественного отбора, если оно скорее повышает, чем понижает шансы индивидуума (или его родственников) на оставление потомства. Развитию просоциального поведения могут способствовать два общих процесса: родственный отбор(один из сиблингов может способствовать распространению своих генов, повышая шансы на выживание своих братьев и сестер) и норма взаимности (просоциальное поведение благоприятствует естественному отбору, если оно строится на принципе взаимности и если затраты, вкладываемые помогающими, ниже, чем получаемая ими при этом польза). Социобиологи утверждают, просоциальное поведение сохраняется только в случае его способствования выживанию биологического вида. В противном случае оно было бы атавистичным.

Личностный подход. Подобно биологическому подходу, личностный подход рассматривает просоциальное поведение с точки зрения склонности индивида к оказанию помощи. Однако эта склонность не обязательно считается генетически обусловленной (хотя эта возможность не исключается), а приписывается социальному научению. Существует два основных типа личностных теорий альтруизма: одни объясняют альтруистическое поведение в терминах настроений, (эмоциональных) состояний (хорошее настроение способствует, а плохое – препятствует), а другие утверждают, что альтруизм определяется устойчивыми характеристиками личности.

Подход теории социального научения. В рамках данного подхода практически все разновидности и формы поведения объясняются в понятиях научения, обусловленного социальным окружением. В отношении просоциального поведения они подчеркивают ведущую роль двух процессов: поощрения / наказания и научения через наблюдение или моделирование

Социально-когнитивный подход. Подход фокусируется на мыслительной активности, которая, как предполагается лежит в основании просоциального поведения. В исследованиях был выявлен нормативных ожиданий, регулирующих просоциальное поведение: норма социальной ответственности – мы должны помогать людям, нуждающимся в помощи (Berkowitz, Daniels, 1963), норма взаимности – мы должны помогать тем, кто помогает нам (Grouldner, 1960), норма заслуженности – мы заслуживаем того, что заслужили (Long, Lerner, 1963). Еще одним аспектом просоциального поведения является его связанность с эмпатией. Она действительно может мотивировать просоциальные действия.

Межличностный подход. Сторонники межличностного подхода основное внимание уделяют взаимозависимости людей. Структура межличностного взаимодействия может быть описана на основе достижения желаемых результатов.

В качестве личностных детерминант просоциального поведения часто называются, уже отмечавшиеся, социальная ответственность и эмпатия, а также внутренний локус контроля. В то время как социальная ответственность и внутренний локус контроля способствуют возникновению у очевидцев происшествия чувства необходимости оказать помощь, высокая эмпатия помогает лучше понять нужды других. Еще одним свойством, присущим просоциальной личности, является вера в справедливость мироустройства (Lerner, 1980), выражающая представление о том, что в целом люди получают то, чего они заслуживают.

Исследователи гендерных различий в проявлении просоциального поведения у взрослых выяснили: когда потенциальными помощниками были мужчины, «пострадавшие» женщины имели больше шансов получить помощь. Когда потенциальными помощниками были женщины, то помощь в равной степени получали «пострадавшие» мужчины, и «пострадавшие» женщины. Мужчины чаще всего оказывают помощь одиноким и привлекательным женщинам. Женщины не только получают больше предложений о помощи в определённых ситуациях, но они также чаще обращаются за ней. Этот факт объясняется гендерными различиями между независимостью мужчин и внутренней зависимостью женщин. Женская гендерная роль предписывает женщине заботиться о личных и эмоциональных потребностях других и помогать им в достижении целей («заботливая помощь»). Мужская роль поощряет проявления более «героических» видов помощи, включающих необычные и рискованные действия по спасению, а также «кавалерские» виды помощи: помочь женщине, несущей тяжести и т.д. женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины. Это объясняется тем, что мужественность обычно связывается с достижениями, автономностью и стремлением к контролю – причём такому, в котором на первом месте стоит способность влиять на осознанное выражение или скрытие своих чувств. А женственность, наоборот, ассоциируется с межличностной коммуникацией, стремлением к объединению и активным выражением своих чувств.

Влияние социального контекста на просоциальное поведение столь же существенно, как и определенных личностных качеств. Традиционно к контекстуальным аспектам относят социализацию, влияние ситуативных факторов, гендерные и кросс-культурные различия. В большой степени просоциальное поведение регулируется социальными нормами и ценностями.

Вопрос определения условий, способствующих оказанию помощи многоаспектен. В данном контексте подразумеваются условия, при которых индивид оказывает помощь. Для просоциального поведения весьма важен ситуационный контроль, означающий, что на вероятность вмешательства в ту или иную ситуацию существенно влияют социальные условия и условия непосредственного окружения.

Причиной «социального подавления» помощи могут стать три процесса:

1 Когда очевидец один, он чувствует, что ответственность за вмешательство фокусируется на нем. Присутствие других понижает уровень ощущаемой ответственности. Диффузия ответственности редуцирует альтруизм. Этот эффект увеличивается с ростом числа присутствующих.

2 Неопределенность ситуации порождает у очевидца чувство неуверенности. Поскольку каждый из очевидцев колеблется, пытаясь разобраться, что же происходит, они служат друг для друга моделью пассивного поведения.

3 Оценка восприятия своих действий другими. Присутствие других очевидцев вызывает в человеке чувство неловкости, поскольку они оказываются свидетелями потенциального вмешательства. Волнение особенно заметно, когда очевидец не уверен, удачным ли окажется его вмешательство. Однако этот же феномен может и повышать вероятность вмешательства.

Fisher, DePaulo и Nadler (1981) выделяют в отношениях помощи следующие основные компонента, влияющие на восприятие помощи: 1) характеристики донора (например, намерение манипулировать); 2) характеристики реципиента (например, самоуважение); 3) характеристики самой помощи (например, ее размеры) и 4) характеристики контекста ее оказания (например, возможность ответной помощи). Компоненты оказания помощи определяют величину ущерба или поддержки Я-образу реципиента. Если преобладает ощущение потенциального ущерба, можно ожидать отрицательной реакции. Она включает в себя негативные чувства, негативную оценку донора и самой помощи, а также выраженную мотивацию.

Если происходящее не воспринимается индивидом как ситуация, требующая помощи; если среди очевидцев возникает диффузия ответственности; если затраты на помощь высоки; если те, кто потенциально может оказать помощь, чувствуют, что другие посмеются над их неспособностью компетентно помочь, тогда вероятность вмешательства в обстоятельствах, не требующих отлагательства весьма низка.

69. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ТИПОЛОГИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или насильственного причинения вреда другому живому существу.

Типы агрессии:

1) физическая-активная-прямая агрессия – это нанесение другому человеку прямого физического вреда (например, нанесение ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия);

2) физическая-активная-непрямая – это непрямое нанесение физического вреда (например, закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага);

3) физическая-пассивная-прямая – состоит в физическом недопущении другого человека к желаемой цели или желаемой деятельности (например, сидячая демонстрация);

4) физическая-пассивная-непрямая – проявляется в отказе от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации);

5) вербальная-активная-прямая – состоит в словесном оскорблении или унижении другого человека;

6) вербальная-активная-непрямая – характеризуется распространением злостной клеветы или сплетен о другом человеке;

7) вербальная-пассивная-прямая – состоит в отказе разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.;

8) вербальная-пассивная-непрямая – выражается в отказе давать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

Теории агрессии:

1) психоаналитическая теория агрессии рассматривала агрессию с точки зрения врожденного инстинкта смерти. Согласно З. Фрейду, агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти, т. е. агрессия – это инстинкт смерти, спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты;

2) эволюционистская теория агрессии в качестве источника агрессивного поведения рассматривала другой врожденный механизм – инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека. Один из последователей этой теории Лоренц предполагал наличие длительного эволюционного пути развития;

3) социобиологическая теория агрессии рассматривала агрессивные взаимодействия с конкурентами как один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами – недостатком пищи или брачных партнеров;

4) теории побуждения выделяли в качестве источника агрессии вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Теория фрустрации-агрессии – одна из теорий побуждения, согласно которой побуждение к агрессии возникает у индивида, пережившего фрустрацию (тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности). Часто агрессивные действия, нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно (смещенная агрессия);

5) когнитивная теория основное внимание уделяет рассмотрению эмоциональных и когнитивных процессов, лежащих в основе агрессии. В основе агрессии, согласно данной теории, лежит осмысление или интерпретация индивидом чьих-то действий, как угрожающих или провокационных, что оказывает определенное влияние на его чувства и поведение;

6) теории социального научения рассматривают агрессию как социальное явление, как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В связи с этим, для понимания причин агрессии необходимо учитывать то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена, факторы, которые спровоцировали ее проявление и условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Предполагается, что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии.

Агрессивность условно можно разделить на разные категории.

По направленности на объект разделяют

на внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия).

Ребенок набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и пр.;

внутреннюю (ауто), характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Ребенок мучается «угрызениями совести», занимается самонаказанием («Мама, я пойду и встану в угол, потому что я разбил чашку!»), а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и т. д.).

По способу выражения существует

произвольная, возникающая из желания, намерения воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить.

непроизвольная, представляющая собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта.

По конечной цели выделяют

инструментальную (конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (здесь рассматривают индивидуальную инструментальную-своекорыстную и бескорыстную, а также социально мотивированную инструментальную-асоциальную и просоциальную агрессию

враждебную (деструктивную), когда в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку

По форме выражения различают

физическую агрессию – предпочтительное использование физической силы против другого лица (драка, толчки, подножки и пр.);

вербальную агрессию – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг) или через содержание (оскорбления, ругань, сплетни, распускание слухов) словесных ответов;

косвенную агрессию – действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика) или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу, топание ногами);

негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления (часто детское упрямство, «неразговаривание») до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (забастовки, митинги).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.