Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной социальной психологии.






1898 год - Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. В 1930-е годы благодаря усилиям Левина опыты Р. Липпита и Р. Уайта по изучению групповой атмосферы и стилей лидерства. Его типология лидерства - демократический, авторитарный и либеральный - популярна и сегодня. К периоду 1930-х началу 1940-х проблематика формирования групповых норм (Шериф, Ньюкомб), получило развитие социометрическое направление (Морено), были получены многие интересные экспериментальные факты. Военные года - период оптимизма. Разработка проблематики социального влияния и группового поведения. В послевоенные годы интерес к групповой проблематике еще индустриализации и резкого возрастания коллективных форм труда. Оформилось направление теории социальных репрезентаций С. Московичи, появились оригинальные разработки в области межгрупповых отношений (Г. Тэджфел, Дж. Тарнер), группового принятия решений (Г. Ламм) и др. Первое понимание группы – Олпорт как сумма отдельных индивидов.

Говоря об истории исследований малой группы, выделяются следующие подходы зарубежных исследователей:

1. теория поля, берущая начало в работах К. Левина. Основной пафос исследования заключается в известном тезисе о том, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические - понятиями психологических и социальных сил. Эмпирическое выявление особенностей и закономерностей групповой динамики. Рассмотрение группы как гештальта, несводимость целого к простой сумме составляющих частей.

2. интеракционистская концепция предполагает, что группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.

3. теория систем развивает представление о группе как о системе. Близка к предыдущему подходу, та же попытка понять сложные процессы, исходя из анализа основных элементов. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимосвязанных позиций и ролей, и рассматривает группу как открытую систему.

4. социометрическое направление представлено множеством эмпирических исследований внутригрупповых отношений, но влияние социометрических работ на развитие теории малых групп минимально.

5. психоаналитическая ориентация базируется на идеях Зигмунда Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и защитных механизмах личности. Неосознаваемая коммуникация, процессы идентификации и проекции.

6. общепсихологический подход основывается на предположении, что многие представления о человеческом поведении применимы к анализу группового поведения. Это касается главным образом таких индивидуальных процессов как когнитивной (познавательной) сферы, мотивация.

7. эмпирико-статистическое направление выводит основные понятия групповой теории из результатов статистических процедур, например, факторного анализа. Кеттел.

8. формально-модельный подход конструирует модели группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств.

9. теория подкрепления базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания. Поведение в группе есть функция 2-х переменных: вознагр и наказ. 26. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МАЛЫХ ГРУПП В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1. Деятельностный подход. Он основывается на принципе деятельности. –програмно-ролевой подход и модель соц-перцепции процессов совместной деятельности. У спешность реализации деятельности очень важна для группы. ( стратометрическая концепция групповой активности Петровского: 1 страта – непосредственные отношения между людьми (симпатия) 2 – межличностные отношения, которые связаны непосредственно с деятельностью. 3 – отношение членов группы к предмету деятельности (к задачам, целям). Единство проявляется тогда, когда присутствуют все 3 страты. Также он выделял: 1) диффузные группы (нет совместной деятельности, продукта деятельности), изуч-е групповой интеракции (Донцов) и эффективности (Немов), руководства и лидерства (Кричевский, Дубовская), межгрупповых отношений (Агеев).

2. Социометрич напр-е - использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств вариантов социометрического теста. Коломинский - конструирование различных социометрических процедур, включил эмпирический метод в содержательный теоретический контекст (рассматривается как тупиковый многими авторами).

3. Параметрич. конц-я. Создатель - Уманский, в 1960–70-е годы; разработал концепцию групповой активности. И дея подхода - поэтапное развитие малой (контактной, по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших соц иально-психологических параметров (содержание нравствен. направленности группы – цели, ценности, мотивы, организацион. единство группы - подготовленности в сфере собств деятель-ти, психологич единство – межличн. контакты, познание, взаимопоним-е). В завис от выраженности кажд. параметра, группа располагается в континууме (антиколлектив, группа–конгломерат, группа–ассоциация, номинальная группа, кооперация, группа-автономия, коллектив.

Группа–кооперация – успешно действ организационная струк-ра, высок ур-нь сотруднич-ва. Группа-автономия – груп идентификация, обособленность, слитность. К орпорация – элем-ты корпоративности. К оллектив – система отношений с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления, то есть, "...объединенная единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности. Антиколлектив – замкнутые извне, межличн. эгоцентризм, конфликтность, агрессив-ть.

Уманский: «параметрическая концепция» (1 – общественный блок (организованность, подготовленность группы) 2 – личностный (единство групп: эмоциональное, волевое и др.) 3 – общих качеств (климат, лидерство, сплоченность). Выделяются 6 уровней развития групп: 1) конгломерат (люди на остановке) 2) номинальная (группа получает цели деятельности) 3) ассоциация (начальный этап МЛО, интеграция) 4) кооперация (сильно выражен первый блок, хорошо налажены формальные и неформальные отношения) 5) автономия (выражены 3 блока) 6) коллектив (высший уровень развития группы).

4. Организационно-управленческий подход. Относящиеся к рассматриваемому направлению (психологи ленинградской школы: Китов, Кузьмин) исследования групп и коллективов носят прикладной характер и ориентированы на решение конкретных управленческих задач, задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

5. Тренингово-терапевтическое направление сложилось в 70— 80-е годы преимущественно усилиями ученых Москвы [Петровская, 1982] и Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) [Емельянов, 1985; Либих, 1974] в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплеса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе. 27. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МАЛОЙ ГРУППЫ.

1897 г. – Триплет опублик рез-ты иссл-я, сравнивал эффек-сть индивидуального действия, и в условиях группы. 20-е Олпорт мал. группа - сумма отдельных индивидов, объединенных в рамках некоторой общности и не более (групповые особенности повторялись в каждом индивидуальном сознании). Период 30-х — началу 40-х годов - Шериф - экспер-ты по изуче-ю групповых норм, а Ньюком исследует ту же проблему, но в полевых условиях. Изучаются малые группы на промышленных предприятиях США и Западной Европы, оформляется социометричес-кое направление

Левин, эмигрировавший в начале 30-х годов в США из нацистской Германии явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динами-ка». Теория поля. К. Левин: «поведение личности - продукт поля взаимозависимых детерминант (жизненное или социальное пространство/атмосфера лич-сти).

Ряд мини-теорий групповой динамики, сплоченности, социальной власти, сопернич – сотрудн, образованию группы, внутригруппового давления, групп динамики.

Группа как динамическое целое, обладающее свойствами, отличными от свойств составляющих его частей или суммы последних + типология лидерства – Авторитарный тип характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномочий группе не делегируется. Демократичный тип характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении; ответственность не концентрируется, а распределяется. Либеральный тип характеризуется минимальным участием руководителя; группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения.

Послевоенные десятилетия. Вторая мировая война – изучение закономерностей группового поведения, поиск эффективных приемов управления группами. Середина 70-х — 80-е годы - исследование групп в так называемых «экзотических условиях», т.е. в условиях, характеризующихся изоляцией, ограниченностью перемещения, стрессом и типичных для жизнедеятельности человеческих групп на полярных станци-ях, подводных лодках, космических кораблях.

Интеракционистская концепция. «группа – сис-ма взаимодейств. индивидов, функционир-е кот в группе описывается 3-мя понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.

Теория систем «группа как открытая система взаимозависимых позиций и ролей, акцент на групповых «входах» и «выходах».

Социометрическое направление. Уайт - исследования внутригруп. процессов, отношений, лидер-ва однако, влияние работ на развитие теории малых групп минимально.

Психоаналитическая ориентация. Идеи 3. Фрейда - мотивационные и защитные мех-мы личности. (групповая псих-я и легли в основу теорий групповой динамики). Влияние группы на соц. повед-е составляющих ее индивидов, их жизненные переживания.

Общепсихологический подход. Предположение, что многие представления о поведении, накопл. в общей психологии, применимы к анализу групп поведения. Это касается таких процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация.

Эмпирико-статистическое направление. Понятия групповой теории должны выводиться из рез-тов статистич процедур (Кеттел).

Формально-модельный подход. Конструиров-е формальных моделей групп поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств (не всегда соответствуют естественным ситуациям).

Теория подкрепления. Идеи скиннеровской концепции оперантного обусловливания. - поведение в группе есть функция 2 переменных: вознаграждений (положит подкрепл) и расходов, или наказаний (отриц подкр). Идеи теории - основа для теорий малых групп.

модель Х омана ( теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.),

Тибо и Келли – внутридиадные отношения, экстраполируя, рез-ты анализа на большие группы. Основное внимание Тибо и Келли уделяют фактору «взаимного обмена вознаграждениями и наказаниями» в контексте интеракции (взаимодействия). Суть подхода состоит в следующем. Всякое межличностное отношение – это взаимодействие. Для анализа преимущественно берется взаимодействие в диаде. «Диадическое взаимодействие наиболее вероятно будет продолжаться и позитивно оцениваться, если участники такого взаимодействия «выгадывают» от него». Эту основную посылку нужно понимать следующим образом. Во-первых, авторы объясняют социальное взаимодействие в терминах «исходов» – вознаграждений и потерь (издержек) каждого из участников взаимодействия. Исход всякого взаимодействия рассматривается как некий шаг, резюмирующий получаемые вознаграждения и понесенные потери. Во-вторых, по их мнению, интеракция будет продолжаться, повторяться, только если ее участники подкрепляются, имея позитивные исходы, то есть если вознаграждения превосходят потери. 28. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ (БЕХТЕРЕВ, ЗАЛУЖНЫЙ, ПЕТРОВСКИЙ, КОЛОМИНСКИЙ, УМАНСКИЙ).

Малая группа – относ-но устойчив, локализов в пространстве и во времени общность людей, межличностные взаимоотношения в котором регулируются разделяемыми большинством ценностями и нормами регулирования взаимоотношений и поведения.

Начало исследований малой группы положили Бехтерев, Заслужный, Макаренко – 1960-е гг. Начали формир-ся исследователь центры – в Ленинграде, в Москве, Минске - Коломинский – белорусская школа исс-я малой группы – идеи социометрического подхода Морено с учетом отечественного культурного контекста, рассматривал групповую деят-ть в контексте педагогической психологии

В. М. Бехтерев - рефлексологического направления в отечественной психологии, в 1910 г. первым в русской психологической науке сформулировавшего предмет и задачи социальной психологии. Первый в нашей стране начал экспериментальные социально-психологические исследования. В них изучалась проблема, которую можно было бы обозначить как соотношение индивидуального и группового решения задач. Труд «Коллективная рефлексология».

А. С. Залужный - проблема вожачества, т.е. лидерства. Им предложена типология вожаков, функция вожачества (организация и сплочение коллекти-ва), качества вожаков (активность, опытность, высокий уровень умственного развития).

Первый этап (60-е годы) - активное ознакомление с зарубежным опытом и эмпирическая направленность работ. А. С. Макаренко отчетливо реализуются важнейшие методологические принципы исследования социальной группы, в частности: принцип деят-ти, принцип системности, принцип развития; организация, струк-ра, включ-я руководство и лидерство (типы лидеров из числа воспитанников детских садов); нормативная регуляция поведения (режим, дисциплина), сплоченность, мотивация коллективной деят-ти через поощрение и наказание. Эмоциональные и деловые отнош-я, личность во всем богатстве и многообразии проявления в коллективе.

Второй этап – 70-е гг- Разработка теорий коллектива. 2 теоретические концепции – Уманский, Петровский. Стратометрическая концепция Петровкого: «стратометрическая концепция» (1 страта – непосредственные отношения между людьми (симпатия) 2 – межличностные отношения, которые связаны непосредственно с деятельностью 3 – отношение членов группы к предмету деятельности (к задачам, целям). Единство проявляется тогда, когда присутствуют все 3 страты. Также он выделял: 1) диффузные группы (нет совместной деятельности, продукта деятельности). Она основана на предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития, в частности коллективы, имеют значительно более поуровнево дифференцированные взаимоотношения, чем менее развитые общности, например диффузные группы. В основе, на которой выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно–экономическими аспектами. На уровне первой, мотивационной страты организованы отношения членов группы к целям, задачам, ценностям совместной деятельности. На уровне второй страты организованы взаимоотношения, возникающие по поводу содержания совместной деятельности. Наконец, на уровне третьей, поверхностной страты формируются эмоциональные отношения, в которых не отражаются показатели достижения целей группой. О эффективности групп свидетельствуют прежде всего показатели развития отношений первой и второй страт. Параметрическая концепция. Создатель - Уманский, в 1960–70-е годы; разработал концепцию групповой активности. И дея подхода - поэтапное развитие малой (контактной); группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших соц иально-психологических параметров (содержание нравствен. направленности группы – цели, ценности, мотивы, организацион. единство группы - подготовленности в сфере собств деятель-ти, психологич единство – межличн. контакты, познание, взаимопоним-е). Уманский: «параметрическая концепция» (1 – общественный блок (организованность, подготовленность группы) 2 – личностный (единство групп: эмоциональное, волевое и др.) 3 – общих качеств (климат, лидерство, сплоченность). Выделяются 6 уровней развития групп: 1) конгломерат (люди на остановке) 2) номинальная (группа получает цели деятельности) 3) ассоциация (начальный этап МЛО, интеграция) 4) кооперация (сильно выражен первый блок, хорошо налажены формальные и неформальные отношения) 5) автономия (выражены 3 блока) 6) коллектив (высший уровень развития группы)На протяжении третьего этапа (80-е годы) продолжались и усиливались тенденции предыдущих лет. Это относится прежде всего к дальнейшей разработке методологических вопросов групповой психологии, укреплению и расширению ее теоретического фундамента. Появляется ряд итоговых монографических публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству [Кричевский и Рыжак, 1985; Шакуров, 1982; Ярошевский, 1982], групповой интеграции [Донцов, 1984] и эффективности [Немов, 1984], социально-психологическому тренингу [Емельянов, 1985; Петровская, 1989], психологическому климату [Бойко и др., 1983], внутригрупповым [Белкин и др., 1987; Гозман, 1987] и межгрупповым [Агеев, 1990] отношениям. Причем адресат большого числа исследований малых групп этого периода — сфера промышленного производства с многообразием проблем, возникающих в деятельности первичных производственных коллективов [Кузьмин и Свенцицкий, 1982; Свенцицкий, 1986; Шорохова и Журавлев, 1987; Шорохова и Кузьмин, 1984]. Другие значительные области приложения разработок отечественной групповой психологии того времени — сферы школьной жизни [Коломинский, 1984; Бодалев и Кричевский, 1987; Рубцов, 1987] и спортивной деятельности [Джамгаров и Румянцева, 1983; Кричевский и Рыжак, 1985].





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.