Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аттитюд как механизм проявления социального опыта и регулятор поведения. Структура и функции аттитюдов. Изменение аттитюдов.






Понятие «аттитюд» (соц-я учтановка) в ХХ в. (1918 г.) (Томас и Знанецкий)- психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир. М.б.- два аттитюда: на объект и на ситуацию (Рокич). " Включаться" может то один, то другой аттитюд». Д.Кац и Э.Стотленд предположили, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты аттитюда, и результат поэтому будет различным.

В 1942 г. М.Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются: а) когнитивный компонент (знание об объекте социальной установки); включает в себя суждения оценочного характера, мнения об объектах. На основе этих мнений объектам приписываются качества полезности-вредности, желательности-нежелательности, приемлемости-неприемлемости и т. д. Когнитивный компонент ценностных суждений субъекта. б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему). в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту, готовность к действию – включает в себя тенденции готовности к поведению относительно социальных объектов.

Функции аттитюда: 1) приспособительная (утилитарная, адаптивная) –направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3) функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Факторы, опосредующие влияние аттитюда на поведение: 1) установка была сильной и ясной. 2) неоднократное осуществление на практике 3). соответствие установок и поведения больше тогда, когда люди думают о своих установках и выражают их. 4) находятся в поле сознания человека («осознанность»). 5) знание об объекте этого аттитюда подвержено влиянию ситуации («ситуационным давлением»): а) Влияние других людей б) Отсутствие приемлемой альтернативы в) Воздействие непредсказуемых событий. г) Нехватка времени.

Ядов в 1975 создал " диспозиционную концепцию регуляциисоциального поведения личности". Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически. В конкретных сферах общения и достаточно простых ситуациях повседневного поведения при помощи аттитюда можно понять предрасположенность личности или ее готовность действовать таким, а не иным образом. Однако для более сложных ситуаций, при необходимости решать жизненно важные вопросы, формулировать жизненно важные цели, аттитюд не в состоянии объяснить выбор личностью определенных мотивов деятельности.

Вопрос на что полагаться при прогнозировании поведения является одним из самых существенных.

Установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение.

При прогнозировании поведения можно полагаться на 1) устойчивые индивидуально-психологические черты или характеристики личности, носоциально- психологический прогноз требует, во-первых, большей конкретности, а, во-вторых, привязанности к реальным условиям социальной жизни людей. 2) на оценки и мнение людей в отношении их возможных действий в будущем, т.е. на аттитюды. Но мнения и оценки могут быть достаточно динамичными

Использования соответствующих инструментов, например, шкал, семантического, дифференциала

«Теория обоснованных действий» ФишбейнаАйзена

Поведенческие интенции к осуществлению определенного рода поведения (например, выбор определенной специальности для обучения) представляют функцию двух факторов: собственных аттитюдов личности в отношении поведения и субъективной нормы, связанной с представлениями других людей о том, как она должна поступать. Каждый из этих факторов высчитывается по модели ценности ожиданий.

Изменение аттитюд а отличается целенаправленным характером воздействия. 1) изменение собственного аттитюда 2) изменение чужого аттитюда (воздействие на носителя аттитюда оказывает посторонний субъект - персонифицированный или групповой, - нередко действующий без согласия субъекта аттитюда, и даже против его желания

Условия, способствующие изм-ю атти-да: 1) характера информации (устрашающий, позитивный или нейтральный); 2) авторитетность источника информации; 3) пассивности-активности субъект.

Изменения аттитюд меняется в направлении, противоположном предполагаемому (эффект бумеранга). В зависимости от достигнутого результата, Изм-е Ат-да подразделяют на позитивные (в желательном для инициатора направлении) и негативные (в нежелательном направлении).

Модели изменения аттитюдов как «одиночных выстрелов». - могут быть изменены отдельными точечными «выстрелами» посредством таких переменных, как факты, организация, подача, визуальные образы и т.п. предполагалось, что будучи измененными, аттитюды с неизбежностью будут влиять и на изменение поведения.

Модели соответствия (баланса, диссонанса, консонанса, конгруэнтности и т.п.) - изменение поведения обусловлено несоответствием между имеющимися представлениями, аттитюдами и поступающей информацией.

Модели научения. - изменение поведения связано с механизмом подкрепления новых поведенческих реакций

. 21. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ТИПОЛОГИИ. НОРМАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Взаимодействие приводит к установлению взаимоотношений между людьми. Несколько аспектов межличностного взаимодействия: коммуникативный, перцептивный, интерактивный. Межличностное взаимодействие – субъект-субъектное взаимодействие, т.е. взаим. между людьми при выполнении общей деятельности, в ходе кот.достигается не только практич. рез-т, но и формир-ся отношение др. к др. и происходит развитие личности.

Подходы: 1) МВ как общение.( по сравнению с коммуникативной) сторона общения, которая фиксирует не только обмен информации, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.Установление контактов и обмен продуктами псхич. деят-ти. 2) Взаимодействие как организация совместной деятельности. Смысл взаимодействий раскрывается лишь при усл. включенности их в некот. общ.деят-ть. Соотнош. «вкладов», кот.делают участники деят-ти является содержанием совместн. деят-ти. Формы взаимодейств -я: а) «совместно- индивидуальная деятельность» -кажд. участник делает свою часть общ. работы независимо от др; б) «совместно-последовательная деятельность» - общ. задача выполн-ся последовательно кажд. участником; в) «совместно-взаимодействующая деятельность» - одновременное взаимод-ие кажд. участника со всеми остальными. Та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. 3) Подход к МВ в символическом интеракционизме. Центр.мысль интеракционизма: личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих (концепция Мида об «I» «Me»). 4) Взаимодействие как взаимозависимость: теор. Тибо и Келли. Теория взаимозависимости концентрируется на МВ, как на ядре всех социально-психологических феноменов. Взаимозависимость в данном случае означает, что успешное социальное взаимодействие возможно лишь в том случае, если оба партнера максимально удовлетворены результатами общения. УС (уровень сравнения) - стандарт, по которому участники оценивают «привлекательность» своих взаимоотношений или то, насколько они удовлетворительны. Результаты, превышающие УС, воспринимаются как относительно удовлетворительные, те, что ниже УС, - как неудовлетворительные. 5) МВ как взаимопонимание. Взаимоотношения -продукт совместный. МВ как процесс формирования разделяемого поля значений: индивиды, вступающие во взаимоотношения, пытаются в первую очередь не «прочитать», а понять друг друга, стремясь сконструировать системы значений каждого из участников взаимодействия в собственных понятиях. (Взаимопонимание как нахождение сходства, как процесс построения взаимоотношений) 6) МВ как культурно-исторически детерминированный диалог. Значения формируются во взаимоотношениях, опосредованных культурой и субкультурой. Понимание достигается в постоянном диалоге, уточнением правильности понимания, уточнения и изменения существующих значений.

Типология. Различают два основных типа межличностного взаимодействия — сотрудничество (кооперацию = координацию единичных сил участников, когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных, и соперничество (конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия (Конфликт). Используются также другие синонимичные термины такие как согласие, конфликт, приспособление, оппозиция, ассоциация и диссоциация, соперничество, сотрудничество и т.д.

Типология МВ Бейлса: четыре категории: 1) область позитивных эмоций, 2) область негативных эмоций, 3) область решения проблем и 4) область постановки этих проблем. Область позитивных эмоций: 1) солидарность; 2) снятие напряжения; 3) согласие; Область решения проблем: 4) предложение, указание; 5) мнение, 6) ориентация других; Область постановки проблем: 7) просьба об инф.; 8) просьба высказать мнение; 9) просьба об указании;

Область негативн. эмоций: 10) несогласие; 11) создание напряденности; 12) демонстрация антогонизма.

Нормативная регуляция межличностного взаимодействия. Нормы - разделяемые способы рассмотрения объектов и обращения с ними. Включаются в систему социального контроля. Благодаря им обеспечивается стабильность, устойчивость, сбалансированность общества. Будучи интериоризированными, социальные нормы воздействуют на поведение через систему внутренних факторов регуляции - самосознание и самооценку, мотивационную систему, т.е. становятся собственно личностными средствами регуляции поведения. Участвуют в формировании идеалов, убеждений, мировоззренческих установок. Механизмы нормообразования: 1. идентификация с групповым решением или нормой. 2. «заражение», подражание (авторитетность источника). Трансляция норм осуществляется в процессе социализации. Теория норм: 1) жизненный опыт формирует собственные оценочные эталоны или нормы; 2) нормы формируемые жизненным опытом, включают одни элементы и не включают другие. Соц-е нормы могут и не осознаваться человеком

. 22. ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ.

В широком смысле слова включает в себя коммуникацию, а в узком смысле слова – обмен информацией. Оно включено в любую деятельность, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Посредством общения деятельность организуется и обогащается.

Общение есть реализация всей системы отношений человека - особый вид деятельности. Общение понимается как коммуникативная деятельность. Общение - информационное взаимодействие в процессе которого реализуютя и формируются межличн. взаимоотнош-я. Путают с отношением. Отношение к неодушевл. предметам – это не общение, т.к не взаимно. Отношение не есть процесс, а личное отношение др. к др. Взаимоотношения проявляются в процессе общ-я, а также развив-ся и формир-ся в зависимости от особенностей его протекания. В общении могут актуализироваться отношения, предпосылка для их развития, укрепление или ослабление.

Структура общения включает:

1. Коммуникативная сторона обмене информацией(речь, невербалика, контакт глаз)

2. Интерактивная сторона (взаимодействие) - обмен не только знаниями, идеями, но и действиями, взаимные реакции людей друг на друга

3. Перцептивная сторона (аффектно-коммуникативная) общения означает процесс восприятия - и познания друг друга (идентификация, эмпатия, рефлексия)

Б. Ломов выделяет в общении три функции:

1. информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией),

2. регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия – Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.)

3. аффективно-коммуникативную ( регуляция эмоциональной сферы человека.

Функции коммуникации: 1)Информационная 2) Социальная (Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события). 3) Экспрессивная функция (Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга). 4) Прагматическая функция (Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия). 5) Интерпретативная функция (Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний).

Функции общения: 1) Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью. 2) Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. 3) Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя. 4) Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения. 5) Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности. 6) Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.