Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






І.л.М.Х.І.І.О 1 страница






На вашем надгробном камне будут две даты, которые каждый сможет прочитать. Но самое главное — то, что заключено в маленькой черточке между ними.

КЕВИН Уэлш

 

В главе, посвященной внутреннему диалогу, вы узнали, что каждый человек ведет постоянный разговор с собой в реальном времени. Вы узнали, что такой внутренний диалог имеет мгновенные и конкретные последствия. Если он рационально положителен, человек заряжается энергией и силой; и тело, и мозг работают в „зоне", которая открывает новые возможности и цели. Если внутренний диалог ведется в негативном ключе, вы сразу же почувствуете это, даже на клеточном уровне своего тела. Разговор с собой включает и отражает нашу личную правду и, следовательно, представление человека о самом себе. Если оно „засорено”, то все, что мы чувствуем, говорим и делаем, предстает перед миром в виде всевозможных негативных сообщений. И мир, естественно, платит нам той же монетой.

Из анализа своего внутреннего диалога вам может быть известно, что у него есть одна разновидность. Это такой же диалог с самим собой, но с одним отличием: вы успеваете почувствовать, что он наполнен мрачными посланиями из прошлого, но они проносятся так быстро, что превращаются в расплывчатое пятно. В противовес большей части диалога, который идет в реальном времени и к которому можно прислушаться по желанию, эту глубинную умственную деятельность очень трудно „ухватить", взять под контроль. Она проносится в сознании, как молния, и это очень плохо. Это особенно опасный вид внутреннего диалога, который я называю пленкой.

Пленка — отрицательный разговор с собой, который вы так долго и часто репетировали и повторяли, что он оказался „пе- резаучен". Он проигрывается в голове час за часом, день за днем, месяц за месяцем, год за годом. В конечном итоге, содержание пленки так глубоко укореняется, что становится автоматической реакцией: она может включаться, когда вы даже не осознаете, что в жизни случилось что-то, что вызвало ее. Помните наш старый пример о том, как быстро и резко люди, которые боятся змей, реагируют на чей-то крик „Змея! "? Когда пленка включена, последствия могут быть поразительно драматичными, она способна сковать сознание. Это реакция, которая столь мощная и быстрая, что никакая другая мысль, объяснение или причина не успевают появиться на свет.

Если бы вами управлял некий кукловод, дергающий за ниточки, идущие от каждого вашего сустава, то вы захотели бы это знать прямо сейчас. Для вас было бы шоком и потрясением понять, что вы вовсе не „командир" своей жизни и не вы выбираете, что и когда делать. В этом смысл данной главы. Сначала, я хочу объяснить вам, как работают пленки и помочь распознать ваши собственные. Затем мы рассмотрим закрепленные и ограничительные убеждения, которые составляют содержание ваших пленок. И, наконец, поговорим о том, как эти пленки образуют сценарий жизни, который, подобно кукловоду, диктует результаты вашей жизни.

 

ПЛЕНКИ

Я называю их „пленками", потому что я рос в эпоху, когда большие универсальные ЭВМ работали с крупных бобин магнитной ленты, которые „говорили" тем компьютерам что нужно делать. Машина делала все, что было записано на ленте. Похожее может происходить и с нами: пленки, а не собственный разум, руководят нашим поведением. Прочитав эти строки, вы вполне можете, как мне кажется, подумать следующее: „Ага!

Сейчас я понимаю, почему мне приходится «болтаться» там, где мне не хочется! Я был запрограммирован на такое поведение и на эти результаты. Меня запрограммировали чужими мощными идеями, о которых я даже не знал".

Я хочу быть полностью уверен в том, что вы понимаете, что такое пленки. Они естественны и автоматичны (бесконтрольны), как рефлексы, и действуют столь же независимо, как наши внутренние органы. Точно так же, как сердце перекачивает кровь, а легкие всасывают кислород и выделяют углекислый газ, пленки срабатывают самостоятельно и без нашего сознательного контроля. Как я уже говорил, хотя они имеют определенное сходство с внутренним диалогом, они самостоятельный вид. Пленки — это находящиеся наготове, заученные, проносящиеся в голове со скоростью молнии мысли, которые: 1) полностью игнорируют имеющуюся входную информацию и

2) программируют человека на конкретный результат, часто даже без его понимания этого.

Предположим, например, вам назначил свидание парень и, поговорив с ним немного, вы говорите себе: „У него неприятно пахнет изо рта, и он такой скучный, что лучше я буду сидеть дома в своих удобных комнатных туфлях и есть кокосовое масло прямо из банки". То, что вы только что сказали себе, — это часть внутреннего диалога. Это разговор в реальном времени, как реакция на реальный внешний раздражитель. Все это происходит здесь и сейчас. Вы — здесь, он — здесь, и вы реагируете на него и на то, что он делает, прямо сейчас. На основе своих реакций вы принимаете решение: „Все, я ухожу, пока! "

Пленка отличается тем, что она полностью основана на прошлом опыте. Она заставляет нас игнорировать все, что происходит здесь и сейчас. В нашем примере, если именно пленка „рекомендует" вам отдать предпочтение именно этому парню, чтобы „убить время", то ваше решение будет основано на ранее записанном рефлексе, который срабатывает автоматически, вне зависимости от того, что сделает или скажет этот парень. Допустим, вам назначали свидания семь разных парней, и все это были „пустые номера". Последний был особенно невыносим: он выпил все вино в доме, съел всю закуску, а затем чуть не соблазнил вашу младшую сестру. Этот случай сильно „обогатил" ваш опыт, особенно если учесть, что он „наложил-1 ся" на предыдущие шесть. Этот опыт, вместе с мыслями, которые он вызвал на уровне вашего представления о себе, послужит „кирпичиками" новых пленок. В результате получится целая „аудиотека", которая может содержать, к примеру, следующие высказывания:

— Мужчины — эгоисты в отношениях с женщинами.

— Ко мне все время цепляются неудачники, может, хватит искать?

— Мужчины всегда меня используют, наверное, я этого заслуживаю.

— Если я их не „прижучу" первая, они, в конце концов, „прижучат" меня.

Обратите внимание, что каждая из этих пленок: 1) включает ваши суждения или мнения других людей: „ Мужчины..." или „Ко мне..."; 2) подразумевает конкретный контекст: „...в отношениях с женщинами" или „...всегда меня используют";

3) предсказывает итог: „...всегда..." или „...в конце концов".

При таких обстоятельствах мне искренне жаль следующего бедного парня, который появится на пороге вашего дома, прекрасно одетый, его машина будет хорошо вымыта, будет он готов сделать все, чтобы вам понравиться. К сожалению, парень обречен еще до того, как откроет рот. Он может быть более очаровательным, чем господин Роджерс*, или красивее самого Тома Круза. С ним все кончено! Почему? Потому что в самой глубине вашего подсознания звучат те самые пленки, которые не учитывают того, что происходит здесь и сейчас. Человек может даже не знать о существовании или содержании этих пленок. Но поскольку они находятся в подсознании, они действуют на него, в данном случае подавая сигнал: „Опасность!

Готовься к обороне, отступи, защити себя! " И все ваше дальнейшее поведение, а, следовательно, результат этого знакомства, предопределены. Ваше прошлое диктует, что делать, и игнорирует настоящее. К тому же решение приходит так быстро потому, что эти автоматические рефлексы срабатывают с быстротой молнии, и вы сами не осознаете, что этот новый знакомый обречен еще до того, как вы откроете дверь Вы даже можете не успеть оценить его внешность, потому что ваши мысли перегружены прошлым опытом.

Понимание того, что вами руководят эти старые пленки, отличается от учебы на своих ошибках. Когда мы учимся на своих ошибках, мы сознательно принимаем более информированные решения. Когда нами руководит старая пленка, мы действуем бессознательно, и решение принимается автоматически. Поддавшись пленкам, мы становимся пассажирами. Вот в чем тут дело, и вот почему такое поведение очень опасно.

Я приведу вам еще один пример. Предположим, что вы участвуете в конкурентном отборе на очень хорошую работу, и вы узнаете, что все еще находитесь среди самых вероятных претендентов. Вы уже прошли несколько собеседований, и есть все признаки того, что вы являетесь фаворитом. Хотя раньше вы даже не могли представить, что вас могут взять на эту работу, но вот он факт: вы все еще претендуете на место. Рациональное мышление должно сделать такой вывод: „Ты знаешь? Мне кажется, здесь мне повезло. Нужно продолжать быть сосредоточенным и делать все, чтобы меня приняли".

Однако в определенный момент включается эта проклятая пленка. Все началось тогда, когда вас уволили с должности помощника в бригаде по отлову бродячих собак сорок лет назад, еще когда вы учились в старших классах школы. Вам очень нужна была та работа, поэтому увольнение вас очень сильно задело и причинило боль. Вы испытывали гордость, одноклассники видели вас в униформе. Кроме того, вы зарабатывали неплохие деньги, по крайней мере, для того времени. Это был первый случай, когда вы потерпели настоящее поражение, провал в деле, которое вас интересовало, и эта неудача определенным образом изменила вас. Основываясь на том эпизоде, ваша

старая пленка, которой уже сорок лет, убеждает вас в следующем: „Для тебя здесь нет никакой гарантии, тебя столько раз увольняли, начиная с раннего возраста. Посмотри правде в глаза: вот ты здесь сидишь, тебе пятьдесят пять, и ты ищешь новую работу. Ты типичная жертва, человек, которого всегда и отовсюду увольняют. Они видят тебя насквозь". После этого пленка предсказывает результат: „Да брось ты все, на эту работу тебя никогда не возьмут".

Представьте себе, что если эта пленка „включится" как раз перед следующим собеседованием, вы наверняка будете вести себя так, что оставите неблагоприятное впечатление. В вашей речи, фигуре, жестах и манере держаться будет сквозить человек, который заявляет нанимателю:.Доверить не могу, что вы рассматриваете меня как претендента. Вы ведь не собираетесь меня нанять, не так ли? " После этого наниматель вправе подумать: „Ну что ж, если у вас самого есть сомнения, почему бы мне с ними не согласиться? "

Опять же, хочу напомнить, что в отличие от другого внутреннего диалога, который реагирует на события здесь и сейчас, пленки оказывают влияние на все, три времени вашей жизни: прошлое, настоящее и будущее. Вот что я имею в виду.

Пленка смотрит назад, в прошлое.

Пленка направлена в прошлое и является реакцией на прошедшие события, конкретный момент самонаблюдения в личной истории человека. Она представляет собой давно записанное сообщение с мощным эмоциональным компонентом. Это закодированная долгосрочная память, которая очень плохо поддается изменениям. Происходит болезненное событие, человек оценивает свою реакцию на это событие, таким образом на свет появляется пленка. Многие годы спустя, попадая в аналогичную ситуацию, он не успевает оценить ее и прореагировать конкретно. Пленка уже наготове, она срабатывает мгновенно.

Пленка проявляется как суждение о том, кто есть чело

век в данный момент.

Пленка кодирует прошлое восприятие на уровне подсознания, она будет воспроизводиться снова и снова, пока не станет зазубренной и автоматической. Пленка срабатывает, как мощная пружина, беря человека под контроль, как только подвернется подходящая ситуация. Предварительно записанная на ней информация влияет на любые, какие только можно представить, аспекты человеческой личности: интеллект, общественную полезность, ценность для самого себя, сильные стороны и потенциалы. До тех пор, пока человек рассматривает пленку как „евангельское откровение", любое ее суждение будет восприниматься им как реальность.

Пленка предсказывает результаты, которых человек достигнет в будущем.

На основе этого суждения пленка определяет, значит, берет под контроль, мышление и поведение человека, предопределяя его результат. На основе своих старых пленок мы делаем оценку сегодняшнего дня и предсказываем завтрашний.

Возьмем, например, утверждение: „Я тупица". Как мы уже говорили, пленки основаны на истории, поэтому на своем жизненном пути, когда-то реагируя на конкретные события, в том реальном внутреннем диалоге вы сказали себе, что вы тупица. Повторение — матъ учения, и вы повторяли это суждение так громко и так часто, что оно глубоко укоренилось в вашем сознании.

Теперь быстро перемотаем пленку в настоящее. В контексте того собеседования перед приемом на работу или предстоящего экзамена, пленка, которая воспроизводится со скоростью молнии и на подсознательном уровне, может утверждать: „Я — тупица, поэтому меня не примут на эту работу", или „Я — тупица, поэтому я провалюсь на экзамене". Пленка предсказывает результат, и этот результат всегда отрицателен: „Я — тупица, поэтому (каково бы ни было событие) ничего не выйдет". И не забывайте, на каждую мысль, проносящуюся со скоростью молнии или ползущую как черепаха, есть соответствующая физиологическая реакция. Стоит вам только мысленно „наброситься на себя", как тело и энергия немедленно включатся в эту травлю.

Сейчас вы можете подумать: „Эй, постой-ка минутку! А что насчет положительных пленок? Если моя история положительна, если пленки программируют меня на то, что удача будет

мне сопутствовать, что я всегда и во всем выигрываю? " Если вы так думаете, у нас две проблемы: вы не правы, и я не очень толково рассказал вам про эти пленки. На самом деле, нет такой вещи, как положительная пленка. Вы можете спросить: „А как же пленка, которая повествует о положительном опыте, может быть негативной? А что тогда насчет силы положительного мышления и прочих подобных вещей? "

Давайте взглянем на все это с точки зрения ситуации реального мира. Предположим, вы находитесь в авиалайнере, который стоит в начале взлетной полосы в аэропорту Нью-Йорка, готовясь взлететь. Погода ветреная; полоса обледеневшая, идет снег, так что командиру корабля впору принимать решение: взлетать или не взлетать?

Теперь представьте себе, что вместо того, чтобы оценить реальные условия, пилот вдруг вспоминает, что он уверен в себе, «то все его предыдущие взлеты оканчивались удачными посадками: Его старая пленка говорит: „Послушай, всегда все заканчивалось прекрасно — ты ведь всегда приземлялся «прямо на ноги»! "

Находясь под контролем пленки, командир корабля склонен игнорировать все предупреждения об опасности, так что неожиданно он может столкнуться с таким набором обстоятельств, преодолеть которые он не сможет. Мой первый пилот-инструк- тор сказал мне такое, чего я никогда не забуду, а именно: „Я встречал много отчаянных пилотов, и я встречал много пожилых пилотов, но я никогда не встречал ни одного отчаянного пожилого пилота! " Если в данных обстоятельствах командира экипажа вашего самолета будет вести вперед и вдохновлять его историческая пленка, дело может обернуться трагедией. Его плёнка может быть „положительна", в том смысле, что она со

держит положительный опыт, но она не основана на том, что происходит здесь и сейчас, поэтому она никак не может рассматриваться как плюс в условиях реального мира. Всякий раз, когда я на борту авиалайнера, я хочу, чтобы командир корабля принимал свои решения исходя из реальной ситуации, на основе имеющейся информации, а не на том, что случилось с ним год, два или пять лет назад.

И вот вывод: в любой ситуации, в какой оказывается человек, самыми подходящими вопросами, которые он должен себе задать, являются следующие: „Могу я с этим справиться или нет? Хочу я этого или нет? " Если отдаваться на милость пленкам, такой диалог просто невозможен. Вместо этого следуют заученные реакции на ситуацию с предсказуемым результатом, как тогда, когда невропатолог ударяет вас молоточком по колену.

Размышления о лентах напомнили мне об одном телерепортаже в прямом эфире новостей несколько лет назад, как раз накануне открытия скотоводческой выставки и соревнования по родео в штате Техас. Репортеру как раз удалось „захомутать" для интервью некоего мистера Гуса, владельца многочисленных загонов для скота. Морща нос и ухмыляясь, репортер спросил: „Ну и ну, мистер Гус, как вы выносите этот запах? "

Невыразительно взглянув на репортера, Гус спросил: „Какой запах? " Дело в том, что он так привык к условиям своего скотного двора, что его обоняние ничего не фиксировало. Хотя запах воздействовал на Гуса, как на любого другого, он оказался „глух" к нему. Он привык.

Именно так работают наши пленки. Когда-то мы сознательно к ним прислушивались, но со временем так привыкли, что перестали их замечать. Неприятный запах просто стал частью обыденной жизни. Тем не менее, всегда есть возможность отступить назад и принюхаться. Я хочу, чтобы вы осознали присутствие в себе этих старых пленок и научились бороться с ними и делать осознанный выбор здесь и сейчас.

Как и весь внутренний диалог, человеческие пленки столь же уникальны, наподобие ДНК. Тем не менее, чтобы стимулировать размышления о них, полезно взглянуть на список наиболее распространенных пленок, привычек, которые, как я убедился, стали чем-то вроде своеобразной „моды" для многих людей. Скажите, есть ли среди приведенных ниже десяти пленок те, которые знакомы вам?

1. Я никогда не научусь хорошо проводить время; наша семья всегда была такой неорганизованной, мы никогда не умели отдыхать.

2. Я такая некрасивая; мое тело и лицо так сильно отличаются от внешности популярных людей, что я навечно обречена на одиночество.

3. Мой завтрашний день будет таким же, как вчерашний — несчастным и бесполезным. Нигде ни в чем успех мне не светит, такая у меня судьба.

4. Я совершил несколько неблаговидных поступков, и прощения мне не будет. Вина — мой вечный крест. Люди будут всегда огорчать и наказывать меня.

5. В детстве меня очень обижали. Теперь люди будут пользоваться мной, как захотят, никого не будет волновать, что я чувствую.

6. Мои родители — люди из низших слоев. И я всегда буду таким же. Никак нельзя это изменить.

7. Мой отец был вечным неудачником; и я обречен быть неудачником, что бы ни произошло.

8. Я лидер. Люди ожидают, что я буду для них примером. Мне не следует показывать свои слабости. Я должен быть сильным, никому не открывая своей подлинной сути.

9. Лень — грех, поэтому я никогда не буду счастлив.

10. Я не заслуживаю внимания и уважения других людей.

Наверняка, одна или несколько из этих пленок, возможно, какие-то их варианты, присутствуют и в вашей жизни. Я прошу вас, по мере того, как мы будем двигаться вперед, поразмышлять о том, что это за пленки.

 

ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ

Чтобы узнать еще больше о содержании своих пленок, вам следует познакомиться с тем, что я называю предубеждениями. Обобщая, можно сказать, что, когда у вас в голове проигрывается пленка, автоматически подталкивая вас к конкретному выводу и результату, то эта пленка „раздает приказы" с самого высокого уровня восприятия, который представляет собой наиболее мощный и организованный отдел мозга, в котором содержится информация о том, как все должно происходить. Такое представление, или точка зрения, и есть предубеждение.

Предубеждения являются отражением понимания человеком своего места в этом мире. Они жесткие, фиксированные в том смысле, что человек не добавляет новую и не извлекает старую информацию. Это неизменные суждения. Предубеждения повсюду следует за нами и лежат в основе нашей жизни. Они влияют на наши ценности, на восприятие себя как человеческого существа, определяют основные черты и особенности нашего характера. Они указывают нам наши границы. Они базируются на собственных ожиданиях того, что должно произойти в жизни. Вопросы общения с противоположным полом, реализуемость в профессии или взаимоотношения с детьми и родственниками — везде предубеждения оказывают сильнейшее воздействие.

Предубеждения выражают себя через такие понятия, как „обязан" и,, должен". Они являются, по своей сути, требованиями: требованиями соответствовать конкретному представлению о том, что такое жизнь, требованиями не „гнать волну" или следовать той роли, которую определили для человека другие. Если бы предубеждения не были фиксированными, человек стал бы задавать вопросы и формировать в себе новые ожидания, которые нарушили бы предписанный ход его жизни. Наоборот, предубеждения всегда удерживают человека „в рамках". Они четко очерчивают его место в этом мире, устанавливая границы того, что он может и должен взять от жизни.

Пожалуй, самый простой способ понять, что такое предубеждения, — рассматривать их как конкретные роли, которые человек играет в жизни. Другими словами, зная, в чем состоят ваши предубеждения, вы начинаете познавать тот сценарий, по которому проходит ваша жизнь.

Как вам, наверное, известно из просмотра телевизионных вечерних новостей, у диктора обычно имеется небольшой электронный наушник («жучок»), представляющий собой маленький радиоприемник, по которому он получает команды от не видимого на экране режиссера. Когда необходимо предпринять что-то конкретное, или когда шоу отходит от сценария, или пришло время сделать паузу для рекламы, режиссер отдает команду, которую кроме ведущего никто не слышит. Благодаря этому маленькому микрофону, ведущий всегда остается „в сюжете".

Аналогичным образом удерживаемая и мы внутри сценария нашей жизни, внутри набора указаний, которые диктуют, как нам жить.

Что такое сценарий? Если бы мы с вами играли в слова, как бы вы определили это понятие? Когда я говорю „сценарий", вы можете дать одно из следующих определений:

Сценарий — текст пьесы или кинофильма.

Сценарий содержит описание всего, что происходит.

В нем есть начало, середина и конец мероприятия.

Зная сценарий, мы знаем все, что будет происходить.

Сценарий похож на рецепт какого-нибудь блюда, в котором указано, какие необходимо взять ингредиенты.

В нем обозначены все события, связанные с пьесой.

Это то, что должны выучить актеры.

Сценарий — общий план, которому все должны следовать.

Когда актеры что-то забывают, сценарий помогает им это восполнить.

Мы должны согласиться, что сценарий — это то, что придает пьесе смысл. Несомненно, сценарий влияет на выбор и решения, которые принимаются в процессе постановки — диалоги, костюмы, подбор актеров и места действия. Кроме того, после определенного числа репетиций актеры откладывают в сторону написанные тексты и просто становятся действующими лицами. Начиная с этого момента сценарий перестает быть просто словами на бумаге: он начинает жить в сознании актеров. Хотя они его уже не читают, он живет и действует, направляя актеров во всем, что они делают и говорят. Больше нет импровизации, нет творчества, поскольку каждый актер должен придерживаться сценария, чтобы все действия, взаимоотношения и слова слились в едином сюжете. Если вдруг один из актеров начнет нести отсебятину, это вызовет серьезное недовольство режиссера, поскольку нарушится сценарный ход событий и это вызовет массу неудобств.

А теперь, как обстоят дела с вами? Живете ли вы строго по сценарию? Есть ли у вас назначенная роль, наполненная конкретными репликами и действиями? Ждут ли другие действующие лица вашей пьесы конкретных слов и поступков от вас, и вы чувствуете, что не можете позволить себе импровизировать, чтобы не нарушить сюжет? Чувствуете ли вы страх, что ваша отсебятина может вызвать серьезное недовольство окружающих?

Если вы живете по сценарию, который, возможно, был написан много лет назад вами или кем-то еще, знаете ли вы, в чем его суть? Выдерживаете ли вы свою сюжетную линию и следуете ли сценарию? Если бы вам пришлось писать его сегодня, вы бы написали то же самое? Делаете ли вы сейчас то, что хотели бы вставить в сценарий? В своем сценарии вы идете туда, куца вы хотите, или уже давно находитесь в тупике? Не кажется ли вам, что вы уже „переросли" свой сценарий или ушли от него в сторону?

Как я пояснял ранее, сценарий жизни строится на нескольких краеугольных камнях, которые мы называем предубеждениями. Наши предубеждения диктуют нам, какую роль играть. Мы действуем по этому сценарию так часто и так давно, что те убеждения и представления, которые у нас есть о себе, своих возможностях и своей ответственности, стали фиксированными, то есть превратились в предубеждения. Они стали прочны, как камни, но именно теперь я хочу вам показать, как эти камни разрушить.

Давайте рассмотрим более подробно, насколько сценарий жизни зависит от предубеждений. Они предписывают весь „сюжет", дают нам базу для понимания событий жизни, и в то же время влияют на нашу реакцию на эти события.

Предубеждения также подсказывают нам слова. Аналогично тому, как внутренний диалог определяет наши „сюжетные линии", предубеждения выступают своеобразным цензором

этих линий, внимательно следя за тем, чтобы „герой" не очень отошел от них в сторону.

Предубеждения показывают нам, что должно произойти дальше. Они формируют наши ожидания возможных результатов. Они усыпляют наш страх перед неведомым, толкая нас в направлении известного и знакомого, даже если оно невыполнимо.

Когда мы чувствуем, что сбились с пути или что жизнь выходит из-под контроля, наши предубеждения дают нам свое покровительство. Как забывший текст актер с надеждой смотрит в будку суфлера, так и мы обращаемся к своим предубеждениям. Они говорят нам, что сказать и сделать, и мы мгновенно успокаиваемся. Равновесие восстановлено.

Предубеждения влияют на „подбор актеров" в нашей жизни: они определяют наш выбор относительно того, с кем мы хотим делить свою жизнь. От них зависит набор декораций, среди которых будет разворачиваться пьеса нашей жизнь. У них также есть что сказать о костюмах и масках — о том внешнем виде, одежде и стиле поведения, с которыми мы предпочитаем являться перед миром.

Самое главное, что нужно понять по поводу предубеждений: когда мы отдаем себя на милость предубеждениям, другими словами, когда мы предпочитаем жить по сценарию, мы невольно сопротивляемся любым изменениям в этом сценарии. Когда события развиваются против предубеждений, даже если человек ощущает себя счастливым и спокойным, как никогда, подкрадывается ощущение роковой силы. Появляется неприятное чувство, сознание того, что что-то не так. Внутренний диалог начинает звучать примерно следующим образом: „О, мой Бог! В любую минуту меня что-то может выбить из колеи. Это не моя судьба, это не моя роль. Вот что бывает, когда ты не можешь чувствовать себя счастливым". Сценарий предписывает быть ничтожеством, значит, нужно быть ничтожеством, потому что человек сам сделал выбор. Он может быть ничтожеством, даже если чувствует себя счастливым, потому что счастье не было предусмотрено в сценарии. Счастье — удел какого-то другого персонажа сценария, но только не его. Поэтому вместо

того, чтобы радоваться, человек испытывает страх, что что-то не так, что это просто затишье перед бурей, просто потому, что в сценарии этого нет.

Однажды я работал с пациенткой, которая собиралась отметить свое тридцатипягилетие. Нэнси была замужем за жестоким и невоспитанным человеком, кроме того, уже десять лет она занималась делом, которое ненавидела. С циничной ухмылкой она сказала мне, как окрестила свой жизненный сценарий — третьесортная каторга ". Такое отношение к жизни определяло каждый ее шаг, каждое движение. С раннего детства она усвоила свою самую главную пленку о том, что обречена жить „на задворках", и, поскольку эта пленка так глубоко укоренилась в ее сознании, ей было суждено бороться против всего, что не входило в эту программу. Будучи „послушной овцой", она полностью подчинилась сценарию, который предписывал ей роль человека „третьего сорта". Краеугольные камни того сценария — ее предубеждения — не позволяли ей ни на шаг отойти от предписанного текста. За всю свою жизнь она вызубрила до автоматизма эти „должна" и „нужно", диктуемые предубеждениями, и отрепетировала все сюжетные ходы и линии сценария своей жизни, основанного на предубеждении, что она никогда не добьется чего-то лучшего, чем то, что у нее есть, и должна этим довольствоваться. Ирония судьбы состоит в том, что ничто в этом сценарии не указывало на то, что она на самом деле модная и привлекательная женщина, прекрасно образованная и компетентная во многих областях, кроме того, с несомненным художественным талантом.

Вскоре после колледжа Нэнси познакомилась с мужчиной, которого она описывала как чрезвычайно привлекательного (она так и сказала про него: „Ну вылитый Болдуин!»), к тому же он уже делал блистательную карьеру. Но она сказала себе: „Он слишком хорош для меня. Он скоро потеряет ко мне интерес и уйдет к другой, более удачливой женщине". И вот результат: Нэнси вышла замуж за парня с кличкой Джо — Шесть Бутылок, хотя знала, что он будет ее обманывать и колотить, и все это лишь потому, что ее внутренний сценарий подсказывал, что лучшего она недостойна.

Хотя у нее были все задатки одаренного учителя, когда дошло дело до выбора карьеры, она сказала себе: „Я недостаточно толкова, чтобы конкурировать в чем-то серьезном. Мне нужно что-нибудь попроще да поспокойнее". (Просто поражаешься, когда задумываешься о том, сколько людей на свете занимаются „не своим" делом: прозябают на работе, которая подрывает их умственную цельность, эмоциональное равновесие и, в результате, физическое здоровье — просто потому, что они сами выбрали эту работу, чтобы было „поспокойнее".) Между прочим, любое, даже самое простое, дело можно выполнить со страстью, вкладывая в него всю душу, и получать удовольствие, но если человек выбирает работу по указаниям своего вымышленного „я", это плохо. Это заявление о поражении. И на каком-то подсознательном уровне Нэнси чувствовала это.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.