Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ваша первая задача






Начиная прямо сейчас, со второй главы этой книги, я прошу вас взять небольшой тайм-аут от того искаженного существования, которое вы называли жизнью, и сосредоточиться на том, кто стал жертвой этого искажения — на вас. Я прошу вас, я требую, чтобы вы сконцентрировались полностью и однозначно на себе. Это не будет путешествием, полным эгоизма и себялюбия. Вы — не центр Вселенной, и она не вращается только вокруг вас.

Я придерживаюсь довольно старомодного убеждения в том, что каждый из нас благословлен конкретными дарами, данными нам Господом, и что нашей священной обязанностью является распознать, взлелеять и исполнить эти дары ради улучшения нас самих и тех, кого мы встречаем в жизни. Я уверен, чем больше ответственности человек проявляет в отношении себя, тем более ответственен он становится по отношению к другим. Я убежден, что одним из величайших даров, который вы можете предложить другим людям, является ваша жизнь и ваше подлинное, а не вымышленное „я". Подлинное „я" человека — это источник покоя и ясности, которые столько блага могут принести тем людям, которых вы любите.

Процесс возврата к своему подлинному „я" будет необыкновенным опытом. Ежедневная жизнь в ладу с самим собой приносит неизмеримое количество радости и свободы. По мере чтения последующих глав процесс предстанет перед вами во всей своей простоте и ясности. Но вам придется пройти через ряд испытаний, которые потребуют от вас сердечной и душевной определенности. Вы сможете:

проанализировать и развенчать опыт прежней жизни, вернув контроль над ней из чужих рук в свои собственные;

ясно увидеть собственную цель пребывания в этом мире; распознать с такой же степенью ясности структуру, или архитектуру, своего подлинного „я", те способности и навыки, которые составляют основу вашей истинной личности;

проложить свой собственный маршрут, на котором, руководствуясь вашим личным выбором и собственными действиями, ваше подлинное „я" сможет найти свое достойное выражение;

побороть свой страх перед неизвестным, покинуть „зону покоя" и устремиться к новым вершинам.

Вы должны проявить максимальную внимательность, чтобы никто посторонний не отвлек вас от выполнения задачи. Люди и в самом деле очень боятся перемен, особенно когда они касаются их личной жизни и личных взаимоотношений.

Их может насторожить и испугать то, что затеваемые вами перемены могут чего-то потребовать и от них. Если самые близкие вам люди почувствуют, что вы собираетесь поднять себе цену в этой карточной игре под названием „жизнь", что вы вдруг решили перестать быть молчаливой и покорной овцой, предъявить повышенные требования к себе и другим, они могут ощутить настоящую угрозу. Вы должны видеть это и, в какой-то степени, можете им помочь, но пусть лучше они сами отвечают за свою жизнь и свои чувства. Речь идет о вас, а не о них.

Мы начнем с того, что развенчаем ваше прошлое и концепцию вашего „я". Вы увидите, что стоит нам только включить свет и поместить ваше прошлое под микроскоп, вы воскликнете: „Вот это да! Теперь я понимаю, теперь я вижу, кто на самом деле правит моей жизнью. Что еще важнее, я вижу, как взять свою жизнь в собственные руки! " Если вы готовы к таким открытиям, читайте дальше.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О САМОМ СЕБЕ

 

Что позади нас и что впереди нас — мелочь в сравнении с тем, что внутри нас.

РАЛФ УОЛДО ЭМЕРСОН

 

Для того, чтобы эта книга обрела смысл — стала для вас переломным этапом — я должен дать рабочее определение того, что такое „собственная суть". Хватит ходить вокруг да около, иначе вы не сможете должным образом усвоить информацию. „Рабочее определение" — специальный термин, применяемый в научной литературе, чтобы определить или сформулировать что- то в рабочем порядке, для конкретного применения, исключив любую двусмысленность. Суть в том, что самое сложное явление можно разбить на элементы или фазы: А, Б, В, Г и т. д. Если вы ясно представляете себе каждый элемент или фазу того, что необходимо определить, вам станет абсолютно ясно значение целого. Признаюсь, что как и многое из того, о чем я сейчас размышляю, я прочитал об этой концепции еще в школе, но познал ее гораздо позже, в процессе общения с реальным миром (то есть мне пришлось совершить нечто ужасно глупое, а потом извлечь из этого уроки).

Однажды летом, как раз после окончания средней школы, мне предложили одну работу, которая состояла в том, чтобы снести старый дом, находившийся возле дома моих родителей в Техасе. Я знал старика, которому принадлежал тот участок, и слышал, что он хочет снести дом, чтобы на его месте построить новый. Старый дом был совершенной развалюхой. В нем не осталось ни окон, ни дверей, потолки давно просели, но он был набит старой мебелью, какими-то автомобильными деталями, пустыми 200-литровыми бочками из-под бензина. Предлагая мне эту работу, владелец дома сказал: „Вот что. Я знаю, у тебя хорошо получается все рушить. Я дам тебе 250 баксов, чтобы ты избавил меня от этой рухляди. Просто сгреби ее с фундамента и куда-нибудь вывези". Да, я действительно был силен в том, чтобы что-нибудь сломать, и очень гордился этим. Мой отец обычно говорил, что если в полдень дать мне наковальню, то к вечеру я расколочу и ее! Кроме того, нужны особые умения и таланты, чтобы болтаться без толку и без дела целое лето, а у меня эти таланты были развиты настолько, что я мог служить просто олицетворением бесполезности!

Короче говоря, предложение было как раз по мне, а 250 долларов — самая большая сумма, которую я когда-либо видел. Итак, по рукам! Я „сгребу" эіу рухлядь. Я нанял еще одного приятеля, у которого разрушительный потенциал был сродни моему, и мы явились на объект на следующее утро, горя желанием поскорее взяться задело. Однако, к нашему ужасу вскоре выяснилось, что стены этого пятидесятилетнего строения были в добрый фут толщиной и капитально оштукатурены. Моіу поклясться, что они были тверже любого вещества, известного человеку. Мне кажется, из этих стен потом стали добывать титан! А внутри них оказался добротный деревянный каркас, дверные косяки, оконные коробки и невероятно тяжелые балки. Оглядев внимательно эіу крепость, мы поняли, что за свои 250 „зеленых" этот старикан втравил нас в каторжную работу. Он наверняка от души смеялся надо мной, когда ехал в банк оформлять сделку. Я был готов стереть эту улыбку с его лица.

Итак, в течение двух дней мы атаковали дом кувалдами, ломами, тросами и цепями. После этого мы выглядели более потрепанными, чем строение. Однако мы совершенно не продвинулись к цели. После этого, всегда считая себя достаточно находчивым, я решил, что нужно действовать умом, а не силой. Я пробил небольшие отверстия в стенах, пропустил в них цепь, обвел ее вокруг углов дома и прицепил к пикапу, с расчетом, что нам нужно только сдернуть постройку с места резким рывком, а потом она сама развалится и останется только грузить и вывозить обломки. Но она не только не поддалась, мы к тому же сожгли две хорошие задние покрышки колес пикапа. Бедная старая машина скрипела и визжала от напряжения, а нам оставалось только нюхать, как горит резина. Затем цепь лопнула, машина сорвалась с места, как ракета, пробила ограду соседнего участка и снесла опору парадного входа в дом. Пикапу тоже не поздоровилось, а мы, как оказалось, стали сносить не тот дом. Я страшно огорчился от нанесенного ущерба, пока часом позже, когда мы вывозили полный грузовичок бетонных обломков в заброшенный карьер, я случайно не подрулил слишком близко к обочине. Левое заднее колесо съехало с твердого покрытия, и в мгновение ока передо мной, казалось, разверзся ад. Все обломки в кузове мгновенно сместились в одну сторону, и бедный пикап покатился в кювет, перевернувшись шесть раз. Очнувшись, я уже не с такой жалостью вспоминал о разрушенной ограде соседнего участка. Вот это вознаграждение за наши старания!

Но я был не из тех, кто легко сдается, поэтому, стараясь быть новатором, я предложил великолепную идею. „А что, если нам спалить эту рухлядь дотла? " — делился я своими мыслями с напарником, думая, что если нам удастся сжечь все, что находится внутри бетонных стен, они никуда не денутся — рухнут. Останется только собрать и вывезти обломки. После того, как все сгорит, думал я, мы сможем использовать наш потрепанный грузовичок и развалить им стены, как тараном (понимаю, понимаю, что вы хотите сказать, но мне было всего семнадцать лет, что тут еще можно добавить?).

Как бы там ни было, ранним воскресным утром мы появились на участке с канистрой бензина, которым основательно смочили все, что можно было, внутри здания. От одной спички старый дом вспыхнул. Стоя неподалеку и наблюдая за тем, как огонь делает свое дело, я, помнится, подумал: „Ну вот, все в порядке", — однако мгновением позже, когда пламя вырвалось сквозь крышу и перебросилось на близстоящие деревья, а также подожгло линию электропередачи, которая тянулась от дома, мне стало не по себе. Заметив, как языки пламени и искры вздымаются на высоту более тридцати метров, соседи вызвали пожарную бригаду; это случилось за несколько секунд до того, как электричество пропало и телефоны перестали работать в радиусе шести кварталов от этого места. Примчалась пожарная бригада. Она стала гасить пламя, но внутри постройки было настолько жарко, что взорвался канализационный газ. В окрестных домах повырывало унитазы, а крышки канализационных люков подбросило на высоту нескольких метров. Немного не то, на что мы рассчитывали.

Что я хочу всем этим сказать? Когда тот пенсионер впряг нас в работу за 250 долларов и попросил „сравнять эту халупу с землей", он не определил стадии, о которых подразумевал. Если бы он сформулировал поэтапно, чего он от нас хочет, пожара не произошло бы. Он и не подозревал о том творческом безумии, которое я способен был проявить в свои семнадцать лет. Если бы он мог оценить мои творческие способности, он бы разбил задачу на отдельные операции, например:

1. Отделить крышу от строения с помощью ломов и монтировок, сбросить ее на землю, там разобрать и вывезти на свалку.

2. Разобрать внутреннюю конструкцию дома, вынести, сложить на грузовик и вывезти.

3. Оторвать полы и наличники, демонтировать балки, погрузить на транспорт и вывезти.

Он мог бы продолжать и продолжать. Вместо этого, при моем семнадцатилетнем мышлении и нечетко поставленной задаче, я просто устроил пожар на всю округу и взорвал канализацию в шести кварталах.

Этот случай показал мне, что, если нет четкой формулировки того, о чем говоришь, возникает большая вероятность ошибок и неправильных выводов. Зная, что в нашем вопросе вы можете быть столь же наивны, как я когда-то, я не хочу, чтобы между нами возникали проблемы, когда мы говорим о подлинной личности. Я не хочу, чтобы ваша мысль была „в свободном полете", когда дело дойдет до понимания проблемы. Я объясню вам, какие конкретно операции включает в себя понятие подлинного „я", так, чтобы в том, что происходит, не было для вас никакого таинства.

Я хочу этим сказать, что я должен определить не только то, что такое внутренняя человеческая личность, но также и то, как она становится тем, что есть. Я должен написать простым и понятным языком, чтобы вам стало ясно, что вы должны делать, чтобы внести в свою жизнь радикальные перемены. Мне также придется ответить на ряд важных вопросов:

Какие вы проделали и делаете реальные, внутренние и внешние действия, которые формируют вас?

Какие модели мыслей и ощущений влияют на формирование вашего внутреннего „я"?

Какое поведение, какие действия и реакции сформировали результаты, которых вы достигли и достигаете в повседневной жизни, результаты, которые, будучи вами восприняты, сформировали вашу личность?

Какой сделанный вами выбор привел к тем результатам, с которыми вы сейчас живете?

Как нужно изменить выбор и поведение, чтобы достичь новых, более продуктивных результатов?

Как только вы оцените значение и важность этих вопросов, зададите их себе в применении к своей собственной жизни, сразу же начнется критическая работа по пониманию того, что такое концепция вашей личности. Это может напоминать вам беседу на приеме у психолога, поэтому возьмем паузу и определимся с терминами.

Каждый человек, и вы тоже, имеет определенное и подробное представление о самом себе, то есть самооценку. Это представление является сложной совокупностью убеждений, фактов, мнений и представлений, которые вы проносите через всю жизнь, через каждое мгновение своего бытия. Пожалуйста, поймите, что у вас есть самооценка уже сейчас. Вы не приобретете ее, прочитав эту книгу. Проблема в том, что вы можете сознательно не понимать ее сути. Я имею в виду, что если бы я сейчас дал вам ручку и бумагу и попросил изложить все, что вы понимаете о себе, вы не смогли бы написать и половины того, что на самом деле знаете.

В этом-то и проблема. То есть, у вас могут быть очень мощные предубеждения относительно себя, которые вы не можете ни осознать, ни побороть, только потому, что вы даже не подозреваете об их существовании. Это означает, что есть огромное количество вещей, которые воздействуют на вас и на то, в каком виде вы предстаете перед окружающим миром, а вы даже не знаете о них. Ваше представление о самом себе может постоянно меняться, возможно, оно было „замуровано в камень" много лет назад, но оно в вас обязательно есть. Оно там, внутри, и оно определяет всю вашу жизнь. Все, что вы делаете и чувствуете, а также, что более важно, как вы это делаете и чувствуете, произрастает из вашего глубинного представления о самом себе.

Теперь вам должно быть понятно, почему так важно это представление человека о самом себе, его самооценка. Человек, у которого самооценка полна уверенности, будет относиться к окружающему миру совершенно по-другому, чем человек, самооценка которого полна сомнений. То, в чем вы убеждены относительно себя, что вы считаете реальностью своего существования, чрезвычайно важно для поддержания связи с жизнью. По сути, человеческая самооценка настолько важна, что не будет преувеличением сказать, что существует прямая связь между представлением человека о самом себе и результатами его жизни. Связь понятий может выглядеть здесь следующим образом:

Мы накапливаем определенный жизненный опыт, на который реагируем и который интерпретируем по-своему;

этот результат представляет собой набор убеждений о себе: суждения о компетентности, ценности, привлекательности, приемлемости, силе и энергии;

на основе подобной самооценки, приписав себе определенные качества, мы формируем из себя конкретную личность, которую представляем окружающему миру;

на основе всего комплекса определенных и выработанных характеристик, формы и манеры их представления миру, мы впоследствии выносим суждения о самом этом мире и обо всем, что в нем происходит: любой успех или провал, любой результат с точки зрения денег, достижений, признания, любви, покоя и гармонии проистекает из этого комплекса самооценок.

Когда я говорю, что мы являем себя миру, это нужно понимать следующим образом: мы отправляем в окружающее пространство послание в виде слов, моделей поведения, эмоций, физических, духовных и интерактивных воздействий. Только 7 процентов всего общения — это слова, а на каждую мысль имеется физиологический коррелят, соотносительное понятие. Задайтесь вопросом, как будут вести себя остальные 93 процента, если ваше представление о самом себе, которое, как вам кажется, вы так удачно представили, будет скомпрометировано. Что оно будет о вас говорить?

Как я уже неоднократно отмечал, когда мы выбираем модель поведения, мы выбираем реакцию на него, но точно так же на наше поведение реагирует и сам мир, то есть мы являемся создателями тех реакций, которые получаем из окружающей среды. Если вы любите определять все одним словом, то мы являемся стимулам этих реакций. Это означает, что манера и стиль, с которыми мы подходим к другим людям, чаще всего определяют то, как они будут на нас реагировать. Если мы подходим к ним с гневом, то, скорее всего, мы получим гнев в ответ. Когда ваш подход говорит, что вы — неудачник, окружающие так вас и воспринимают. Когда манера разговора и осанка говорят: „Жертва", — поначалу все проявят симпатию, но скоро — нетерпение и желание от вас отделаться. Однако, это не единственная модель поведения, с помощью которых вы можете отпугнуть от себя людей. Противоположный подход столь же отталкивающий. Когда ваше послание миру гласит: „Я здесь главный, это моя «песочница» и мне ни капли не интересно, кто вы и что вам угодно", — люди могут так же решить, что им не хочется иметь с вами дело. У каждого свой стиль контактов, однако очень немногие находят время проанализировать, что у них за стиль. Тем не менее, это чрезвычайно важный момент.

Почему? Потому что как только вы начнете относиться к миру по-другому, сразу же изменятся и все его реакции. Ваш новый стиль общения будет стимулировать совершенно другое качество „бартерных" отношений с окружающим миром. Соответственно, этот стиль — наиважнейшая тема нашего разговора. Вы должны понять и принять фундаментальную истину о взаимоотношениях с другими: мы либо укрепляем, либо разрушаем все наши взаимоотношения, 60 минут в час, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Тут нет никакой нейтральности. По мере нашего продвижения вперед вы должны ясно осознавать тот факт, что мы делаем либо одно, либо другое, все свое время.

Что действительно поражает, так это то, что этот фундаментальный и определяющий элемент нашей жизни так часто развивается и затем проявляет себя пассивно и бессознательно. Формирование самооценки и многочисленный выбор, который нам приходится делать в жизни и который так сильно влияет на нашу самооценку и на ее последующее выражение, вполне может происходить безо всякого учета важности всех жизненных событий. Человек вполне может дать миру понять, что готов исполнять ту роль, которую подберут для него другие, но которую он сам не согласился бы выполнять и через миллион лет, — но происходит именно это. Спустя солидное время и после тщательных репетиций роли, которые нам навязали из-за нашей собственной пассивности, так глубоко проникают в тонкую материю нашей души и личности, что полностью поглощают и подменяют их.

Например, мы все прекрасно знаем, каким тяжелым может быть для человека факт отказа. Не отобрали в команду, не пригласили на танец, отказали в свидании, не приняли на работу, о которой мы мечтали, вступили в брак, который закончился разводом, получили квитанцию с расчетом — все эти моменты, естественно, болезненны. И что происходит, если мы, как большинство людей, принимаем этот отказ как факт? Данная информация проникает в самые глубины нашего представления о самом себе. Не важно, каковы были обстоятельства, не важно, как обстоят дела сейчас, боль от полученного отказа отодвигает в сторону и искажает все факты. Если такое имеет место в вашей жизни, значит, вы выстроили соответствующую самооценку, которая полностью базируется на том, как вас воспринимают другие люди. Правильно говорят, что красота — в глазах зрителя. Но чего ради вы станете отдавать свою энергию случайному „зрителю"? Какой-то мальчишка или какая-то девчонка в школе посчитала, что вы недостаточно привлекательны, и отказала вам в свидании. И что из того?! Как говорится, от этого никто не умер и не осиротел. Тем не менее, человек может „тащить" с собой этот негативный опыт, или другой, ему подобный, в течение многих лет.

Вот вам ключ к пониманию моих мыслей: я убежден, что, скорее всего, при формировании вашей личности более важную роль играли подсознательные процессы, при этом гораздо больше информации вы впитали автоматически. Как будто вы представили свое „я" чем-то вроде „мусорной корзины", мимо которой проходят случайные люди, бросая туда все, что попало. А я хочу, чтобы вы залезли туда и внимательно осмотрели и оценили все, что там есть. Вы достаете что-то оттуда, внимательно рассматриваете и говорите примерно следующее: „Хорошо. Эта часть моего существа вьпшіа достойной, я преуспевал и хорошо учился в школе, ею я горжусь. Она остается. Теперь возьмем вот это, а это — поведение моего отца, который сам не прожил ни одного счастливого, спокойного дня в своей жизни, но постоянно ругал меня и говорил, что я — просто кусок дерьма. Это я выбрасываю и хранить не собираюсь". Но люди никогда не делают этого. Они не спрашивают себя: „Как я здесь оказался? " Люди просто хранят то, что в них есть, не пытаясь разобраться, каким образом и откуда это туда попало.

Это я называю теорией жизни Поп-Ая[1]: „Я есть тот, кто я есть". Это такой подход к жизни, когда человек не задает вопросов, не ищет ответов и довольствуется тем, что имеет. Данный подход я категорически отвергаю и хочу, чтобы вы сделали то же самое. Вот почему я стремлюсь развенчать каждый миллиметр вашей ложной самооценки. Моя задача — помочь вам заглянуть в свою „мусорную корзину". Я хочу, чтобы вы проанализировали ее содержимое, кусочек за кусочком. Давайте вместе разберемся, что является частью вашей истинной личности, как оно туда попало и что из себя представляет. Если вас заботит собственная жизнь и вы решили проделать необходимую работу, тогда такое путешествие внутрь себя будет захватывающим приключением. Можно прямо сказать: „Вы не поверите, насколько мало о себе знаете и сколько вам еще предстоит узнать! "

По сути, я хочу, чтобы вы отошли от последствий своего „исторического развития". Можно часто слышать, как люди говорят: „Ты должен быть выше обстоятельств" или „Ты не должен быть узником своего прошлого". Но эти выражения имеют слишком общий и абстрактный характер, так что от них мало толку. Они подтверждают, что о человеческом „я" часто говорят, но редко его понимают. Об этом механизме лучше размышлять следующим образом: прошлое проникает в настоящее и определяет будущее, но ваши собственные воспоминания и ваша внутренняя риторика трактуют то, что случилось в вашей жизни. Я признаю, что это непросто, но не хочу, чтобы вы отнеслись с прохладцей к той истине, которая очень важна для понимания собственной самооценки. Чтобы извлечь максимум из тех глав, которые вам предстоит прочесть, необходимо четко понимать всю формулу. Соединение вместе отдельных элементов поможет вам лучше их рассмотреть и представить в нужном ракурсе:

Прошлое проникает в настоящее и определяет будущее, но ваши собственные воспоминания и ваша внутренняя риторика трактуют то, что случилось в вашей жизни.

Глядя на эту формулу, вы можете получить представление о том маршруте, которым мы пойдем. Если вы серьезно решили „подняться над обстоятельствами", если это является продуманным шагом в вашей жизни, а не поверхностным порывом, — вам придется быть абсолютно честным с самим собой в отношении всех этих обстоятельств. Вам придется проявить твердость в отношении своего прошлого. Вам придется дать отчет о значимых событиях, о ваших воспоминаниях о них, поскольку именно они повлияли на вашу самооценку. Наконец, по мере изучения этой книги, вы поймете, каким именно образом ваше прошлое просачивается в настоящее через вашу собственную внутреннюю риторику, то есть, через диалог, посредством которого вы так настойчиво внушаете самому себе то, что говорят о вас другие люди. Это означает, что перед тем, как выйти из „тюрьмы" собственного прошлого, вы должны совершенно четко определить, что, когда и почему вы говорили и говорите самому себе.

Все вышесказанное предполагает, что в данный момент вам чрезвычайно важно познать свое прошлое, и над этим мы будем работать. Но ни в коем случае не упускайте из виду конечной цели: проанализировать свою историю, чтобы выйти из нее. Единственная польза от оценки того, кем вы были, — способность принять соответствующее решение о том, кто вы есть сейчас и куда идете. Я никогда не скажу: „Вот видите, вас обижали в детстве, то есть не вы виноваты в том, что выросли таким застенчивым и одиноким. Ну и живите так дальше. По крайней мере, вы знаете, почему выросли таким; сейчас вы прозрели". Ничего подобного! Я говорю: „Вас обижали в детстве, и это объясняет, почему вы предпочли вырасти застенчивым и замкнутым, но теперь, когда вы это понимаете, нужно что-то делать". Это не извинение и не оправдание, это просто диагноз. Я полагаю, что вы, по крайней мере, поймете, что существует другая жизнь, и захотите ее начать.

Когда я говорю с людьми об их подлинном внутреннем „я", то часто замечаю одно странное явление. Как только я начинаю рассказывать о том, какую энергию, какие мечты и какую страсть способно дать им их подлинное „я", некоторые сразу же опускают глаза, начинают жалобно, по-овечьи улыбаться и ковыряют носком ботинка пол; они озираются вокруг в надежде увидеть того, к кому я обращаюсь. Как будто спрашивают: „Энергия? Мечты? Страсть? Разве кто-то известный только что вошел в комнату? " Они и представить себе не могут, что я говорю именно о них. Они будто говорят себе: „Эй, я ведь не кинозвезда. Я не общественный лидер и не герой, который исправляет пороки света. Я просто живу своей повседневной жизнью, хожу на работу или ращу детей, стараюсь вовремя платить по счетам, следить за весом, немного смотреть телевизор и беспокоиться по поводу завтрашнего дня".

Может оказаться, что вы, как и многие „потупившиеся", которые мне встречались, также не чувствуете себя „большим" человеком. Мы не станем описывать вашу жизнь такими понятиями, как мощь, видение и страсть, поскольку, в конце концов, мы ведь просто говорим о вас. Какой-нибудь тихий голос внутри вас скажет: „Это все не для меня, это для других. Высокие слова, которые есть только в книгах. Не может быть, чтобы он говорил обо мне".

Однако, если вы будете совершенно честны с самим собой, вам наверняка придется признать, что, по крайней мере время от времени, вы думали, что способны на большее, чем достигли на сегодняшний день. Разве вы не считаете, что способны совершить больше, получить больше радости, обрести больше покоя? Ладно, можете и не становиться кинозвездой или политиком в смысле завоевания престижа в мировом масштабе, но вам вполне по силам стать звездой — звездой своей собственной жизни. Вы можете, вы должны и вы станете.

Довольно волнующая концепция, не так ли? Как бы это грандиозно ни звучало, я убежден, что весь мир был сотворен с учетом вашей непосредственной роли. Я твердо знаю, что каждому человеку уготовано особое, уникальное место в жизни, конкретная роль, которую он должен сыграть. И конечно, эта роль наполнена видением, страстями и энергией. Поэтому давайте соберемся с силами и посмотрим внимательнее на всю вашу жизнь. Не думайте, что кто-то сочтет вас себялюбцем или эгоистом, когда вы скажете: „Я хочу большего! " Когда вы установите полный контакт со своим подлинным „я", вы уже не будете думать, оправдываясь: „Эй, это просто я — ничего больше". Вы будете думать так: „Это моя жизнь, которая является предметом нашего разговора, и я хочу использовать свой шанс! Я хочу быть звездой в своей собственной жизни". Если вы еще не готовы сами сказать это, позвольте мне сказать это вместо вас.

Вам, в свою очередь, следует понять, что на вас тоже возлагается определенная ответственность. В центре каждой тучки можно разглядеть зловещее потемнение, и наш случай — не исключение. Очень соблазнительно получить возможность улучшить свою жизнь. Но я хочу сказать, что у вас есть не только право на это; у вас есть ответственность за это. Ваша ответственность — извлечь из возможности максимум. Предпочтение инертной и пассивной жизни вместо проявления инициативы по обнаружению и воссоединению со своим подлинным „я" приводит к самообману, а также к обману всего окружающего вас мира. Особенно болезнен этот обман для тех, с кем вы непосредственно делите свою жизнь. Неудача или нежелание жить в полном соответствии со своими лучшими качествами означает, что ваши дети, ваша жена или ваш муж, ваша семья и друзья вынуждены терпеть рядом с собой какого-то „второсортного", поддельного человека — ваше вымышленное „я".

По существу, вы принимаете на себя долг, потому что справедливо говорят: кому много дано, с того много и спросится. Как бы вы себя прекрасно ни чувствовали сейчас, я обещаю вам, что дано вам было гораздо больше. Догадываетесь, что? Правильно, теперь от вас гораздо большего ждут. Полезная жизнь в согласии со своим уникальным, подлинным „я" требует, чтобы вы максимально использовали все свои выдающиеся качества.

И вот вывод: максимальные результаты требуют максимума от вас! Ваша задача сейчас — отыскать, внедриться и начать вести жизнь в соответствии со своей глубинной сутью, подлинным „я". Первое, что мы сделаем на этом пути, — познакомимся как можно ближе с этим самым истинным „я".

Для того, чтобы этот процесс пошел плавно, нам необходима четкая терминология, словарь ключевых слов, которые мы далее будем применять без подробных объяснений. Если вы впервые знакомитесь с этой темой, давайте вернемся к упомянутым выше двум крупным категориям человеческой личности — внешним и внутренним факторам. Именно в развитии и взаимодействии этих двух категорий и создается подлинное „ям человека.

Как мы уже выяснили, внешние факторы — это события, жизненный опыт и обстоятельства, которые формируют личность человека, воздействуя на нее извне, снаружи. Это мириады различных событий, которые влияют на наше самоощущение и на нашу связь с миром. Их воздействие может быть прямым, когда мы испытываем на себе последствия наших собственных поступков и событий, в которых участвуем, либо мы учимся этому косвенно, наблюдая за поведением и реакциями других людей. Например, все, что случается с членами нашей семьи и друзьями, все их успехи и неудачи, их жизненный опыт — все это в каком-то виде записывается и на скрижалях нашей собственной жизни.

Отец одной моей пациентки, которую я консультирован много лет назад, всю свою жизнь старался „сорвать большой куш", или „пустить ветер в свои паруса": короче говоря, заработать кучу денег. К сожалению, все его многочисленные попытки и авантюры неизменно заканчивались финансовым крахом. Его жена, то есть матъ моей пациентки, всю жизнь боролась с разочарованиями от неудач супруга, которые он поставлял с завидной регулярностью. Наблюдая все это, моя пациентка приучила себя никогда не питать иллюзий и никогда не доверять мужчинам. Опыт матери определил все ее поведение во взрослом возрасте. Другими словами, боль матери — боль, которую дочь наблюдала непосредственно, но которая ее не касалась, — стала внешним фактором всей ее жизни.

Самыми мощными внешними факторами являются те, которые я называю определяющими моментами жизни. Они могут включать серьезные травмы или увечья, а также трагедии; вполне возможно, это моменты побед и проявления стойкости духа. Дело в том, что не важно, насколько рутинной и однообразной стала ваша жизнь, но и в ней наверняка есть определяющие моменты, которые выделяются на фоне серости и остаются в памяти во всех подробностях. Именно эти несколько моментов, а их число может быть поразительно малым, способны определить всю оставшуюся жизнь человека.

В жизни каждого человека есть также ряд ситуаций или моментов, когда от него требуется сделать критический выбор. Большинство таких эпизодов человек проходит практически не задумываясь. Каждый день мы выбираем, что надеть, где пообедать, что смотреть по телевизору, — это рутинный выбор повседневной жизни. Однако, вспоминая всю свою жизнь, вы наверняка отметите критические ситуации, когда делали выбор, определивший ваше будущее. Как и ключевые моменты, эти ситуации выбора и принятые вами решения способны очень много рассказать о вашей сути и о том, каким человеком вы стали.

Наряду с определяющими моментами и критическими ситуациями выбора, наверняка вам в жизни встречалось небольшое количество ключевых людей, которые могли влиять на вас как положительно, так и отрицательно. Выяснение, кто были эти люди и какую роль они сыграли в формировании вашей личной правды и представления о самом себе — еще один ключевой элемент в планировании качества вашей будущей жизни.

Вы можете вспомнить, что на формирование и состояние подлинного „я" влияет и другой набор факторов — внутренние факторы, то есть реакции, которые мы генерируем в себе в ответ на окружающий мир. Это очень специфические процессы, которые происходят внутри человека и определяют то, как он воспринимает собственное место в поступательном ходе жизни, а также качество этой жизни для него самого. Внутренние факторы включают и то, что мы говорим самим себе, то, в чем мы относительно себя убеждены, весь тот внутренний диалог, который формирует подлинное „я". Эти внутренние факторы составляют содержание личной правды человека.

Лучше всего рассматривать внутренние факторы как поведение человека внутри себя. Любое поведение, по определению самого этого слова, можно наблюдать. То поведение, о котором мы сейчас говорим, это поведение, которое наблюдает общественность в лице одного человека — вас. Это называется поведением, хотя у вас не дрогнет ни один мускул, потому что в это время вы делаете выбор. Выбирая, вы можете либо скатиться вниз, либо вознестись к таким высотам, которые для вас желанны и которых вы заслуживаете. В этом и хорошая, и плохая новость одновременно. Вы можете выбрать что-то „не свое", настоящий мусор, но можете выбрать и по-другому. Все в вашей власти. Эта категория внутренних факторов базируется на том, что реальности не существует; есть только ее восприятие — то, что вы считаете верным, таковым и останется. Если вы убеждены, что вы слабый, непригодный, бесполезный, несведущий человек, ваша жизнь пойдет именно по такой „правде". Если вы считаете, что вы — полная противоположность, жизнь пойдет по другой „правде". Как в старой поговорке: если вы думаете, что можете, или думаете, что не можете, скорее всего, вы правы! Как я уже говорил, у каждого из нас своя личная правда, и мы живем в соответствии с ней.

Пока мы готовимся „выгрузить" все содержимое из корзины под названием „я" и внимательно изучить его, позвольте мне подробнее рассказать об этих факторах. Знакомство с их названиями и смыслом поможет вам в понимании содержания последующих глав.

Локус контроля[2] спрашивает: „Где источник моей силы? Где источник ответственности за все, что происходит в моей жизни? " То, как люди воспринимают свой собственный локус контроля, определяет в значительной степени, как они объясняют себе события и реагируют на них. Локус контроля может быть у человека как внешним, так и внутренним. Если ваш локус контроля внешний, то:

Что бы ни случилось плохого, вы за это не отвечаете;

Что бы ни случилось хорошего, вы за это не отвечаете.

Если человеком правит внутренний локус контроля, который зависит от самооценки, это значит:

Все, что случается плохого, — ваша вина;

Все, что случается хорошего, — ваша заслуга.

 

Внутренний диалог

Это тот внутренний разговор, который человек ведет с собой буквально обо всем, что происходит в его жизни. Вот вы только что прочитали предложение из этой книги, все, что вы по этому поводу думаете — ваш внутренний диалог. Отложив книгу, вы можете продолжать диалог, навеянный ею, а можете переключиться на что-то совершенно другое, но этот диалог никогда не прекращается. На данный момент вам необходимо усвоить три основные характеристики внутреннего диалога:

1. Ваш внутренний диалог идет постоянно.

2. Внутренний диалог идет в реальном времени: он разворачивается с такой же скоростью, с какой мы произносили бы реальные слова, если бы говорили вслух.

3. Внутренний диалог провоцирует физиологические изменения — результатом каждой нашей мысли является физическая реакция.

Далее в этой книге мы рассмотрим характеристики внутреннего диалога, а также их влияние на нашу жизнь, более подробно. На данный момент просто помните, что они существуют, работают, и должны помочь нам понять, кто мы такие.

e-puzzle.ru

 

Навешивание ярлыков

Человеку необходимо все упорядочить, включая своих сородичей: разбить на группы, подгруппы, классы, бригады, по функциям и т. д. Мы „классифицируем" себя и других с использованием своеобразных ярлыков. Повторяю: мы „навешиваем" ярлыки не только на других, но и на себя. Правильные ли они или неправильные, честные или нечестные, но они оказывают колоссальное влияние на то, что человек думает о себе. Как вы увидите далее, мы живем по тем ярлыкам, которые сами на себя „нацепили".

 

Пленки

Это такие устойчивые „записи" в нашем сознании, столь глубоко укоренившаяся информация и зазубренные сведения, которые стали уже автоматическими. Пленками являются наши ценности, убеждения и чьи-то ожидания, которые постоянно „звучат" у нас в голове, определенным образом программируя наше поведение. Они влияют на него бессознательно, потому что, будучи вызубренными, мелькают в мозгу со скоростью молнии.

В отличие от ярлыков („Я— вечный неудачник"), пленки имеют свой контекст: например, приходя на собеседование по поводу новой работы, вы говорите себе: „Мне этой работы никогда не получить". Когда вы стараетесь „закадрить" симпатичную девушку или молодого человека, вы внушаете себе: „У меня ничего не выйдет, потому что я не привлекательный (не привлекательная)".

Я думаю, теперь вам понятно, что конкретная опасность — и угроза — каждой такой пленки в том, что она заранее настраивает нас на определенный результат. Часто такой результат является следствием наших мыслей, умственной настройки, которые вызываются этими пленками. Это застывшие и ограничивающие убеждения.

 

Стойкие и ограничивающие убеждения

Стойкие убеждения (предубеждения) о себе, других людях и обстоятельствах нашей жизни так часто повторялись нами, что уже буквально пустили корни; именно поэтому их так трудно менять. Ограничивающие или сдерживающие убеждения касаются конкретно самого человека и заставляют его идти на самоограничения в том, что он способен достичь и чего он на самом деле достигает. Проблема с такими убеждениями состоит в том, что они вынуждают нас прикрыть „информационное окно".

Например, человек, выросший в доме, полном скандалов и насилия, может заключить: „Я — дрянь, отребье". Результат?

Хлоп! „Информационное окно" закрывается перед любой конфликтной информацией. Механизм, посредством которого мы воспринимаем новую информацию, работает в „режиме подтверждения": при помощи того радара, о котором мы говорили раньше, который способен отобрать мельчайшие несколько битов информации, в частности, только то, что совпадает с закоренелым убеждением: „Я — дрянь". Человек не слышит никакой положительной информации, просто потому, что он не в состоянии в нее поверить.

Для того, чтобы выразить эти идеи в понятиях реального мира, позволю себе привести один эпизод из своей собственной семейной жизни. После того, как несколько лет назад умер мой отец, моя жена Робин и я пригласили мою мать переехать жить к нам.

Сразу после преждевременной кончины отца „бабушка", как мы все ее называли, была страшно угнетена. Она была в растерянности и боялась оставаться в огромном, похожем на пещеру, опустевшем доме после того, как прожила в браке с отцом пятьдесят три года. Получилось так, что мы тогда как раз строили новый дом неподалеку. Путем небольших архитектурных изменений мы легко могли создать для матери отдельную, но в то же время семейную „половину". Мы так и сделали. Наши дети прыгали от радости, что бабушка к нам переезжает. Они понимали, что теперь она будет баловать их целые сутки! Мы помогли ей продать огромное количество вещей, уложили оставшиеся пожитки в ящики и перевезли все на ее роскошную „половину".

Все было продумано для ее спокойной жизни. Робин и я решили, что после стольких лет тяжелого домашнего труда, воспитания детей, ухода за садом, после всей жизни, положенной на алтарь семейного счастья, бабушка вполне заслуживает по- истине королевского обращения. Каждое утро домработница убирала за ней постель. Завтрак, обед и ужин были готовы для нее в любой момент, при этом ей не надо было даже шевелить пальцем. Из окон она могла любоваться замечательным видом на восход солнца, цветники и идеальную лужайку, за которыми ухаживал специально нанятый садовник. На всех семейных мероприятиях у нее было самое почетное место. Ей оставалось просто радоваться, глядя, как взрослеют внуки. Казалось, она была просто в восторге.

Спустя примерно год такой жизни мне стало ясно, что счастья ей это не принесло. В ее глазах пропал блеск. Она бесцельно бродила из комнаты в комнату, вялая и изнуренная. Казалось, она стареет прямо на глазах.

— Бабушка, — спросил я у нее однажды, — мне не нравится, как ты выглядишь. Тебя что-то беспокоит?

На ее глаза навернулись слезы. Наступила неловкая пауза, казалось, она с трудом подбирает слова. Наконец, она взглянула на меня и сказала:

— Как же мне объяснить сыну и невестке, которые так добры ко мне, что я не хочу жить в их теплом замечательном доме?

Я попросил ее высказать все, что у нее на сердце. Она продолжала:

— Мне не хватает моего дома. Мне не хватает моей жизни. Нет ковров, которые я должна пылесосить, мне не нужно убирать постель. У меня нет двора, на котором я всегда возилась, и лужайки, которую я сама подстригала. Я никому не нужна. Мне нет смысла быть здесь.

Когда она сказала „нет смысла быть здесь", мне стало понятно, что она имеет в виду „мне нет смысла быть на этом свете ”.

Мы мгновенно приняли меры, чтобы исправить ситуацию. Снова собрался семейный совет, и на этот раз было принято решение переселить бабушку в очаровательный небольшой „кукольный домик", расположенный неподалеку, в оживленном и неугомонном районе. Туда легко попасть, но не надейтесь, что вам уделят много внимания: бабушка, скорее всего, будет слишком занята, подстригая траву в маленьком дворике. Возможно, в другом месте она воюет с сорняками, которые имели наглость прорасти сквозь ухоженные ряды цветов. Весь двор прибран, как поля национального гольф-клуба, а домик — как маленький бриллиант: ухоженный и уютный, будто из сказки. У нее там больше дел и планов, чем каждый из нас способен запомнить.

Соседи постоянно заходят к ней поговорить и выпить кофе, дети забегают поиграть, потому что все знают, что для каждого у бабушки найдется щедрая улыбка и доброе слово.

Развернутая ею деятельность — лишь небольшое отражение тех перемен, которые произошли в ее жизни. Она стала совершенно другим человеком. Пожалуйста, поймите меня правильно: она всегда готова была посетовать на то, как ей не хватает отца, поблагодарить нас, что мы приютили ее, когда ей было особенно тяжело, но в то же время, она сама выстроила себе такую жизнь, которая ей по душе. Кажется, она сбросила добрых двадцать лет: в глазах появился огонь, в походке — легкость. Могу поклясться, что ее показатель интеллекта вырос наполовину, так как мозг снова активно заработал, и к ней определенно вернулось чувство юмора. Переезд в новый дом полностью преобразил ее.

Опыт моей матери очень хорошо иллюстрирует ряд понятий, о которых мы говорили, понятий, с которыми необходимо познакомиться, прежде чем мы начнем анализировать и реконструировать ваше представление о себе.

Первое, что нужно отметить, говоря о жизни моей матери, это то, что случился определяющий момент — умер муж. Это было событие, которое безусловно повлияло и будет влиять на ее жизнь многими способами. Далеко не всякое событие в жизни вызывает столько потрясений и перемен, как утрата супруга или супруги.

Во-вторых, как только случился определяющий момент, вступили в дело внутренние факторы и мать стала трактовать то, что произошло в ее жизни. Ее разговор с собой, ее внутренний диалог, вероятно, звучал таким образом: „Джо больше нет со мной. Он был партнером и опорой. Одна я существовать не смогу. Так долго я зависела от него, что не представляю, как теперь жить. Мне семьдесят два года. Последние тридцать лет я нигде не работала. Я не знаю, как смогу позаботиться о себе".

Затем она сделала критический выбор. Пережив определяющий момент и начав внутренний диалог, она приняла решение: „Я позволю другим заботиться о себе. Дети хотят этого; они ждут, что я соглашусь. Они любят меня и желают мне добра. Возможно, они лучше знают, что для меня лучше в таком возрасте. Конечно, мне не хочется расставаться со своей независимостью, с домом и тем добром, которое я нажила за свою жизнь. Мне будет не хватать этой мебели, этих картин, всех моих вещей, но выбора у меня нет. Я соглашусь". Это было решением, которое существенно изменило ее представление о себе.

Могу с уверенностью утверждать, что внутренний диалог бабушки продолжался, но теперь он приобрел мстительный оттенок. Стоило ей почувствовать себя неуютно, как внутренний голос начинал убеждать ее, что здесь она не к месту. „Семья лучше знает, где мое место, — возражала она, — я притворюсь, что мне хорошо, иначе я обижу чувства многих людей. Нужно жить как живется".

И каков же был результат? Итогом этой последовательности — определяющего момента, внутреннего диалога, критического выбора — стал длительный мрак: несколько месяцев внутренних сомнений. Ни мы, ни она толком не знали, что с ней происходит, но моя мать тем временем становилась все более несчастной. Никто не держал ее взаперти, однако она ощущала себя пленницей в золотой клетке. Она жила под вымышленным „я", которое было создано другими и навязано ей любящими родственниками и собственным внутренним диалогом.

А теперь подумаем вот о чем. Если бы ее спросили в любой момент в те несколько месяцев, что она прожила в нашем доме: „Бабушка, как дела? " — я с уверенностью могу сказать, что она выдавила бы из себя улыбку и ответила: „Прекрасно, спасибо, у меня все хорошо". И она не солгала бы. Обман подразумевал бы, что она может достоверно и точно различить свое подлинное „я"; это означало бы, что она понимает, что ей плохо, но говорит обратное.

С другой стороны, она просто считала, что обязана доверять информации, поступающей от ее вымышленного „я": „Я стара, я — вдова. Надо, чтобы обо мне заботились, вот обо мне и заботятся люди, которые меня любят; следовательно, у меня все в порядке".

Вот какова сила вымышленного „я". Жизнь порой бывает жестока и может заставить даже самого уравновешенного, сосредоточенного и благонамеренного человека сбиться с пути. Человек может прожить довольно долго в мире страстей и возбуждения, четко видя свои сильные стороны, задатки и ценности, а потом какой-нибудь нелепый случай окутает все это туманом.

Огромное количество факторов способно повлиять на представление человека о самом себе. Это не обязательно может быть смерть любимого человека. Наши надежды, оптимизм и невинность могут погибнуть в результате трагического и болезненного случая, который произошел в детстве. Это может случиться и позже, когда кто-нибудь, кого мы любили и у кого искали взаимности, отвергнет нас. Это может произойти и тогда, когда, несмотря на все усилия и тяжкий труд, разваливается бизнес или распадается брак. Когда трагедия неожиданно и необъяснимо вторгается в жизнь человека, он даже может утратить контакт с Господом.

К сожалению, жизнь состоит не из одних успехов, иногда нежелательные результаты могут поколебать веру и заставить сомневаться в том, кто мы есть на самом деле, или даже — почему мы есть. События могут накапливаться постепенно, подтачивая веру и личность.

А бывает и наоборот, жизнь треплет человека с быстротой молнии. Бывает, что годы сомнений приводят к кризису личности, болезненному компромиссу действительности с мечтами. Постепенно приходит осознание того, что человек способен на большее, что хочет что-то изменить в жизни, которая идет вроде бы неплохо. Возможно, одна часть вашего „я" говорит: „Все прекрасно", — в то время как другая часть постоянно спрашивает, мягко, но настойчиво: „Прекрасно, да — но в сравнении с чем? "

В любом случае, настраиваться на что-либо, кроме полнокровной и страстной жизни, значит согласиться на искаженную жизнь, отвергнуть свое подлинное „я". Хочу еще раз подчеркнуть: как бы вы ни сомневались, ваше подлинное „я" присутствует, оно на месте.

Не знаю, понимаете ли вы, что сами явились активным строителем той личности, в согласии с которой живете сейчас. Конечно, как мы только что выяснили, в вашей жизни были определяющие события. Эти внешние факторы в значительной степени объясняют, кто вы есть сейчас. Но так же, если не больше, важно и то, как вы объясняли себе собственный жизненный опыт. Вы реагировали посредством ряда внутренних факторов, которые мы сейчас должны поместить на приборное стекло микроскопа.

Давно известно: знания — сила. Я хочу, чтобы вы, прочитав эту книгу, обрели новую силу. Я буду задавать вам наводящие на размышления вопросы, цель которых — вернуть вас к подлинному „я". Отвечая на них честно и продуманно, вы ощутите реальную энергию, которая рождается в человеке, решившим быть честным. Стоит взять под контроль свой внутренний диалог (мы не собираемся слушать всякую чушь, которую себе говорим) и другое пояснительное поведение, как вам, безусловно, придется по душе та новая энергия, с которой вы можете создавать новый необходимый опыт.

Это может стать непростым испытанием, потому что вам придется избавиться от ряда устоявшихся и мощных традиций. Помните: у вас должно быть желание бросить вызов буквально любой мысли, мнению, модели поведения, жизненной ситуации, в которой вы когда-либо оказывались.

Давайте подведем итог: у вас есть определенное мнение о себе, и я хочу показать вам, как оно сформировалось. Это произошло не вдруг. Вы пришли в мир, обладая определенными качествами и характеристиками, но почти сразу же этот мир принялся писать на чистом листе бумаги под названием „вы". При этом вы были активным и пассивным участником. В определенной степени мнение о себе было навязано вам другими, и в некотором смысле вы просто автоматически, даже с готовностью, приняли его.

Как бы там ни было, вы стали тем, кем являетесь сегодня, а я хочу показать вам, как полностью взять под контроль этот процесс, чтобы формировать собственное „я" сейчас и на будущее. Когда мы закончим, вы будете в состоянии полностью

переосмыслить историю своей жизни и ее движущие мотивы.

Теперь давайте вместе разберемся, из чего состоит ваше подлинное „я". Будем внимательно рассматривать и оценивать каждую позицию, отбрасывая то, что портит общую картину. И пусть нашей конечной целью, итоговой станцией нашего путешествия, будет следующее: с этого момента мои внешние и внутренние факторы находятся под моим контролем, а не под контролем кого бы то ни было.

 

ВВЕДЕНИЕ ВО ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

 

В кризисной ситуации человек с характером полагается на самого себя.

ШАРЛЬ ДЕГОЛЛЬ

 

Вы уже знаете, что концепция подлинного „я" лежит в основе жизненного опыта человека. Апатия, боль, страх, разочарование, злость и чувство потери связи с жизнью — вот та цена, которую мы платим за утрату контакта со своей истинной внутренней личностью. Конечно, человек не сам создает себе такое существование. Если жизнь идет не так, как нужно, это не значит, что мы ее сами распланировали подобным образом. Мы ведь не слабоумные, которые не способны отличить боль от радости. Если бы у нас был четкий выбор, то все мы, определенно выбрали бы для себя жизнь в единстве с подлинной сутью своего „я". Мы выбрали бы жизнь, полную радости, реализации, волнений и значимости. Трудно представить себе, чтобы кто-то проснулся утром и вдруг решил удивить всех, взвалив на себя чужую рутинную работу и оказание всяких услуг другим людям, чтобы вычеркнуть этот день из своей жизни (и не только один этот день!), принеся свою собственную жизнь в жертву, „танцуя" под чужую музыку, игнорируя себя и свои запросы.

Тогда как же это происходит? Каким образом человек оказывается втянутым в такую жизнь, когда полностью отрицается то, что он наверняка бы выбрал для себя сам? Для того, чтобы улучшить качество своей жизни, нам необходимо в деталях понять суть процесса, в результате которого наше подлинное „я" подвергается искажению, подмене и отодвигается на задний план. Этот процесс начинается с внешних факторов, которые были кратко описаны в 1-й главе. Мы, люди — существа общественные, социальные. Смею предположить, что это и хорошо, и плохо. Хорошо, так как другие могут составить нам компанию, когда нам одиноко, а плохо, потому что те же люди способны ярмом висеть на нашей шее. И вот когда они из опоры превращаются в обузу, радикально меняется вся наша суть в зависимости от того, сколь существенную роль эти люди играют в нашей жизни.

Это можно выразить словами: „Онименяют нас". Происходящее вовне затрагивает нашу суть. Внешние события, будучи „усвоенными", оставляют пожизненные шрамы. Жизнь может быть жестока, и когда она именно такова, наше внутреннее „я" — которое в другом случае чувствовало бы себя замечательно — начинает предательски меняться. И это плохо.

Ваше подлинное „я" могло начать жизнь целым и невредимым, как экспонат автосалона. Оно было ярким, сверкающим и идеальным по конструкции — ни царапинки, ни пятнышка. Если бы эту блестящую автомашину продолжали держать в безопасном и регулируемом микроклимате автосалона, она осталась бы в идеальном состоянии и через пять, десять, даже пятьдесят лет. Но стоит ей только выехать за ворота, на нее сразу же обрушиваются все тяготы и прелести жизни. Появляются „боевые шрамы" и „износ" — естественное следствие житеиских передряг.

Пройдут годы хлопанья дверцами, стояния на обжигающем солнцепеке, езды по колдобинам, скачек по бордюрам, возможно, аварий и столкновений — и уже трудно представить себе, что эта развалюха — тот самый сияющий экспонат автосалона. Но это именно он. И даже тридцатилетний, весь помятый драндулет может быть восстановлен до первоначального идеального состояния. Я не говорю, что это легко, но, начав, можно добиться положительного результата.

Вполне вероятно, что вы чувствуете себя сейчас как потрепанное нью-йоркское такси, у которого двери лязгают, крылья помяты и краска облупилась, но всегда есть дорога назад. Возможно, на вашем жизненном пути был миллион выбоин и колдобин, вполне вероятно, что вы не раз становились участником ДТП, но „знания — сила", а мы собираемся устроить вашей жизни такой подробный анализ, что вы сразу же увидите, где и как ваше подлинное „я" получило вмятины и пробоины.

Не следует огорчаться при мысли, что придется „просеять", проанализировать всю свою жизнь — в этом нет необходимости. С помощью нескольких простых, но глубоких упражнений мы собираемся выделить тот набор внешних факторов, который даст вам полное представление о вашей концепции собственной личности.

Как я уже упоминал, мы сосредоточимся не на всей вашей жизни, а на трех конкретных категориях событий. Ведь вот что поразительно: социологи утверждают, что все представление человека о самом себе, и, следовательно, то, кем человек становится в жизни, закладывается в течение несколько дней под воздействием всего нескольких человек, которые участвуют в этих ключевых для человека событиях.

А я говорю вам, что из всех многих тысяч дней, вами прожитых, из всех миллионов ситуаций, когда вам приходилось делать выбор и принимать решения, и всего множества людей, которые встречались вам в жизни, основу вашего бытия составили те немногие, которых можно обозначить следующим образом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.