Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. С. Выготский. Дефект и его структура






Сложное нарушение характеризуется сочетанием двух и (или) более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка, в одинаковой степени определяющих структуру нетипичного развития и трудности реализации образовательных практик по отношению к нему. Каждое из выявленных в сочетании нарушений оказывает многообразное воздействие на все другие, что приводит их к их взаимному патологическому усилению. Вследствие этого отрицательные последствия данных дисфункций оказываются качественно и количественно значительно грубее по сравнению с простой суммацией отдельных нарушений. Физические способности детей со сложными нарушениями развития, как правило, значительно отличаются не только от способностей нормально развивающихся сверстников, но и от способностей детей с одним нарушением. Закономерностью любого нарушенного развития является своеобразная моторная недостаточность, несформированность тонких, целенаправленных дифференцированных движений, зрительно-моторной координации и ручного праксиса. Кроме перечисленных нарушений у детей со сложными нарушениями развития можно выделить типичные двигательные расстройства, характерные для данной категории детей:

1. сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью основного нарушения и его негативными последствиями;

2. нарушение физического развития, диспропорции телосложения, деформации стоп и позвоночника, ослабленный мышечный «корсет», снижение показателей вегетативных функций, обеспечивающих движение;

3. нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма движений, согласованности, дифференцировки усилий, времени и пространства, ориентировки в пространстве, расслабления, устойчивости к вестибулярным раздражениям;

4. сниженный уровень всех жизненно важных физических способностей: силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;

5. нарушение локомоторной деятельности - ходьбы, бега (особенно при нарушении опороспособности), лазания, ползания, прыжков, метания, манипулирование предметами, то есть движений, составляющих основу жизнедеятельности ребёнка.

К числу общих проблем детей со сложными нарушениями развития относятся также низкий уровень протекания основных психических процессов и социальная дезадаптированность ребенка. К этиологии отклоняющегося развития относятся: биологические, социально-психологические, экологические и другие факторы, вызывающие первичное нарушение, а также опосредованные, которые, в свою очередь, ведут к возникновению других отклонений в состоянии здоровья, взаимно влияющих друг на друга. Наряду с первичными, имеют место вторичные отклонения в состоянии здоровья детей. Спектр этих нарушений чрезвычайно велик. Можно говорить о том, что имеет место многофакторность возникновения нарушения, особенно когда речь идет о бисенсорных или сочетанных нарушениях. Сложные нарушения возникают вследствие органического поражения ЦНС, при котором, чаще всего, отмечаются нарушения интеллекта, речи, двигательной и сенсорной систем. Совокупность физических и психических нарушений детей со сложными нарушениями развития представляет собой не сумму различных отклонений, а сложное переплетение, взаимосвязь между всеми нарушениями. В этом случае формируется новая структура взаимодействия всех систем, характерная для конкретной личности в зависимости от ее адаптационных и потенциальных (физических и психических) возможностей. У детей рассматриваемой категории из-за нарушения процессов возбуждения и торможения прослеживается неуравновешенность в поведении. Одни дети данной категории не проявляют настойчивости в преодолении трудностей, крайне вялые, медлительные, заторможенные, а другие наоборот бурно реагируют на неудачи, периодически появляются вспышки гнева. Все эти проявления свидетельствуют о несформированности эмоционально-волевой сферы. Негативное влияние на развитие личности нетипичного ребенка могут оказать такие факторы, как ранняя социальная депривация, т.е. изоляция от сверстников в связи с физическим недоразвитием, а также своеобразное отношение окружающих к ребенку со сложными нарушениями развития (гипер- или гипоопека). Трудности социальной адаптации такого рода способствуют развитию робости, застенчивости, неумения постоять за свои интересы. Известно, что в дошкольном возрасте двигательная активность, движения являются важнейшим средством как физического, так и психического развития ребенка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.