Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика как основное направление работы психолога с детьми с ЗПР






Исследование психики ребенка проводится поэтапно – от изучения практического требования до выработки рекомендаций.

1. Изучение практического требования. Это требование поступает к психологу в виде запроса учителей, родителей или самих учащихся. Следует заметить, что во многих случаях жалобы носят чрезвычайно расплывчатый, неопределенный характер. Поэтому потребуется проведение специальной беседы. Она имеет и дополнительное значение – служит для сбора первичной информации о ребенке. На этом этапе психологу важно уметь задавать правильные, целенаправленные, точные вопросы, что является существенной предпосылкой всякой диагностики.

2. Формулировка психологической проблемы. Запрос или требование, предъявляемые практикой, необходимо перевести в психоаналитический аспект: сбор и изучение всей информации об ученике в процессе наблюдений за ребенком на уроках, во время перемены, внеклассных мероприятий, бесед с классным руководителем, другими учителями, родителями, товарищами. Психолог обязательно обращается также к данным «личного дела» школьника. В таком «личном деле» фиксируются все результаты психологических обследований, случаи обращений к школьному психологу, ход диагностической и коррекционной работы.

3. Выдвижение гипотез о причинах нарушений в развитии. Следует помнить, что в ходе исследования необходима гибкая тактика. Психолог на основании новых данных и дополнительных сведений, полученных в результате выполнения школьником того или иного задания, может менять при необходимости исходные гипотезы и формулировать новые.

4. Выбор материала исследования. Это один из наиболее сложных этапов. Известно, что в психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида как на уникального, неповторимого человека, с учетом предпосылок множественной детерминации психических явлений и многозначности каждого получаемого психологического факта. В психологической службе важно сочетание этих подходов.

5. Формулировка психологического диагноза. Диагноз ставится не только по результатам психологического обследования – их обязательно надо сопоставить с тем, как выявленные особенности проявляются. Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной период полученных данных, причем анализ дается с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

6. Разработка рекомендаций. Программы психологической помощи детям с ЗПР обычно состоят из двух частей – психологической и педагогической.

Комплексная программа психодиагностического исследования строится исходя из оценки личности ребенка в целом, но с учетом специфики его развития (умственная отсталость или ЗПР). При ее построении учитывается тот факт, что психодиагностическая работа имеет психологическое воздействие на ребенка и от того, как компетентно будет построена система психодиагностического обследования, будет зависеть эффективность консультационной и коррекционной работы.

К наиболее типичным ошибкам психодиагностической практики могут быть отнесены поиски идеальной методики и коллекционирование методик. В первом случае специалисты пытаются найти методику, которая идеально подходила бы для решения любой психодиагностической задачи. Во втором – собирается максимально возможный набор методик, без учета того, что они должны оптимально соответствовать решаемой задаче и составлять целостную систему. Комплексная программа психодиагностического исследования строится исходя из оценки личности ребенка в целом, но с учетом специфики его развития (умственная отсталость или ЗПР). При ее построении учитывается тот факт, что психодиагностическая работа имеет психологическое воздействие на ребенка и от того, как компетентно будет построена система психодиагностического обследования, будет зависеть эффективность консультационной и коррекционной работы.

На этом основании была определена последовательность психологического обследования личности ребенка с учетом связи психодиагностической и психореабилитационной деятельности в целом: 1) знакомство с ребенком; 2) знакомство с документацией; 3) использование специальных психологических методик исследования ребенка и интерпретация полученных данных; 4) оформление заключительных выводов и определение основных направлений психоконсультационных и психокоррекционных воздействий.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.