Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины и понятия






 

Авторитетность – способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Агрессивность (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Адаптация социально-психологич еская – результат взаимодействия личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы.

Активность социальн ая – поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику.

Активный досуг – необходимый элемент здорового образа жизни наряду с трудом, общественно – политической деятельностью и бытом.

Альтруизм – черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.

Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом.

Аттракция – процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.

Барьер психологич еский – внутреннее препятствие психологической природы (заикание, боязнь неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия.

Бессознательное – совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком.

Валидность теста – адекватность и действенность теста, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого психологического свойства или явления, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать, насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.

Вербальный (словесный) – термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом.

Взаимоотношения межличностн ые – субъективные связи и отношения, существующие между людьми в обществе.

Влечение – желание или потребность что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

Внутригрупповой фаворитизм – стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

Восприятие человеком человека – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.

Групповая динамика – область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.

Групповая оценка личност и – социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.

Гуманизм – мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Депрессия – состояние душевного расстройства подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Деятельность групповая – возникает при объединении людей для достижения общих целей.

Диагностика социально-псих ологическая – теория и практика выявления социально-психологических характеристик групп людей.

Диспозиция – готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.

Дистресс – отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее разрушения.

Достижения мотив – внутренне относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности.

Жест – движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние и указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Житейское понятие – донаучное понятие, образующееся вне специального обучения при усвоении значений слов на бытовом уровне.

Импульсивность – особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности – устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инстинкт – врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеграция групповая – согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов.

Интеллектуальные тесты – стандартный метод оценки способности индивидуума усваивать новый материал, решать задачи с элементами абстракции и ориентироваться в новой ситуации.

Интеллектуальный коэффициент – показатель уровня умственного развития по отношению к возрасту, выводится путем деления умственного возраста (определяемого с помощью тестов на общее интеллектуального развития) на хронологический возраст и умножения на 100.

Интерес – избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности.

Интерференция – нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.

Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Инфантилизм – проявление детских черт в поведении взрослого человека.

Катарсис – очищение, душевное облегчение наступающее у человека после стресса.

Качества процесса обучения – свойства, признаки этого процесса, при которых может быть обеспечена эффективность обучения, соответствующая общественным потребностям и времени.

Климат социально-психологический – психологический настрой в группе или коллективе.

Коммуникация – в социальной психологии передача информации, сообщений, сведений между людьми, может иметь как двусторонний, так и односторонний характер.

Компенсация – способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств.

Комплекс неполноценности – сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями.

Конфликт внутриличностный – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Кризис – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Локус контроля – устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации; характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

Межгрупповые отношения – субъективное отношение многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп.

Межличностные отношения – субъективно переживаемая связь между людьми.

Мировоззрение личности – система взглядов на природу, общество, других людей и самого себя, которая сложилась у человека и определяет его линию поведения, жизнедеятельность.

Намерение – сознательное желание, готовность что-либо сделать.

Национальное сознание – одна из форм группового сознания, система взглядов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих отношение к ним, а также состояние и формы самосознания роли места своей этнической группы.

Нормы групповые – принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.

Образ жизни – система разновидностей материальной и духовной жизнедеятельности в единстве с объективными условиями, характерная для того или иного общества, класса, социальной группы, коллектива, личности.

Переживание – ощущение, сопровождаемое эмоциями.

Поступок – сознательно совершенное человеком управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.

Профессиональная культура – высокий уровень знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности.

Психологическая совместимость людей – способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Релаксация – расслабление.

Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Самоопределение личности – осознание человеком своего места в жизни, в обществе.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств, недостатков.

Самореализация личности – наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Симпатия – чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

Совместимость – способность людей работать вместе успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

Совместимость групповая – один из компонентов групповой сплоченности.

Сопереживание – испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.

Социально-психологические отношения – различные формы взаимосвязи людей, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Социальный стереотип – упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.

Сплоченность групповая – характеристика степени связанности, единения членов группы.

Статус – понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Стиль общения – индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в стиле руководства и т.д.

Стремление – желание и готовность действовать определенным образом.

Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Суггестия – внушение.

Схема мышления – система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Трудности общения – коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения.

Убежденность – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Уровень притязаний личности – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Установка социальная – социально-психологическое понятие, обозначающее готовность индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности.

Утомление – состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

Фанатизм – чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.

Фрустрация – тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Ценности социальные – общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.

Черта личности – устойчивая характеристика личности, определяющая характерное для нее поведение и мышление.

Эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Эйфория – состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него (противоположна интроверсии).

Эмоциональность – характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

Эмпатия – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.


 

Содержание
 

Введение.........……..............................……………………….....2

Учебно-тематический план курса «Психология»…….……13

Программа курса «Психология»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.