Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предания Елабуги

1. СВЯЩЕННЫЙ КАМЕНЬ АЛЛА-БУГА

2. ЗМЕЙ ЗИЛАНТ

3. СЮЮМ БИКЕ

4. ПРОКЛЯТИЕ СУА НАСЫ

5. ТРЕХСВЯТСКОЕ

6. ЧЕРТОВО ГОРОДИЩЕ

7. ЧЕРТ И ЕРМАК

8. ТРИ СНА ЖИВОПИСЦА

9. ПУГАЧЕВ В ТРЕХСВЯТСКОМ

10. ЧЕТЫРЕ ЗОЛОТЫХ РУБЛЯ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ

11. КЛАД УШКОВЫХ

12. ЧАША ТИМУРА

13. СПРЯТАННАЯ КАРТИНА ШИШКИНА

 

1. СВЯЩЕННЫЙ КАМЕНЬ АЛЛА-БУГА

Елабужское городище когда-то являлось северо-восточным форпостом Волжской Булгарии. Появилось оно тысячу лет тому назад.

А почему его так называют, никто ответить точно не может.

Кто говорит, что после землетрясения, произошедшего в первом веке до нашей эры, в реке Каме образовалась огромная каменная глыба, своими очертаниями похожая на быка. Глыба создавала вокруг себя водоворот, многие корабли течением уносило на этот камень, и они разбивались. Прозвали этот камень «Ала» (злой, вредный), «бугай» (бык), и крепость на горе стали называть также.

Кроме этого, существует еще несколько версий, связанных с происхождением названия посада: большое озеро за Тоймой носило татарское название «Алабуга», что в переводе означает «окунь – рыба»; название города могло принадлежать также древним жителям – финнам. Оно составлялось из двух слов «ела» – молочный, «буг» – пена. В низине у Покровской церкви, между Тоймой и городом, было озеро Ела, вероятно, названное так по цвету воды. Ручей, сейчас текущий в Тойму, впадал тогда в озеро с постоянно образующейся беспокойной пеной.

Но, если открыть древние умные книги, можно прочесть, что булгары называли себя детьми бога-быка. А кто еще поклонялся этому божеству?

Давным-давно, когда жители земли едва научились возводить крепкие корабли и делить сушу у побережья, шла по всему свету добрая молва о славном народе моря.

Племена народа моря расселялись в Египте, на Крите, Корсике и Малой Азии. Называли их кто пеласгами, кто этрусками, кто нурагами.

А славились они тем, что умели добывать железо, выращивать пшеницу, обжигать великолепные горшки и ткать тончайшее полотно. Народы моря были превосходными воинами и защитниками своих земельных угодий. Они молились Богу-быку Ваалу, и просили о плодородии, дождях, громах и молниях.

Их искусство в строительстве совершенствовалось из года в год. Они возводили самые крепкие потолки и своды, самые мощные колонны, самые монументальные храмы. Равных в этом искусстве им нет и поныне. Тому доказательство непревзойденный храм Ваала в Италии.

Умерших своих братьев народ моря уносил в хитроумные многоярусные лабиринты, чтобы душа никогда не могла вернуться обратно к живым и терпеливо ждала, когда богиня Ариадна в лучезарной короне забрала бы их в мир светлых душ. Все ищут до сих пор лабиринт Минотавра. Но как его найти, если это лишь миф о жизни и смерти?

На самом деле, народы моря переселялись птичьими перелетами аистов-пеласгов по земле, неся другим знания и опыт, были учителями греков и римлян, евреев и египтян.

Трудная судьба – защищать бога-быка, когда вокруг много других богов. Попадая к земным племенам, легенды народа моря менялись, на храмах возникали изображения богов с рогами на голове. Ваала стали звать на востоке Алла, на западе Велес, а на Севере Балу.

Много-много лет прошло, прежде чем потомки народа моря оказались на высоком берегу Камы. Они оглянулись вокруг и решили, что нет земли прекраснее этой, потому что в воде плещется серебристая рыба, от горизонта до горизонта зеленеют холмы, а над ними парят многочисленные птичьи стаи. Пусть река – не море. Но на неоглядном водном просторе сходятся торговые пути, и, главное, что они увидели, прямо у подножья холма в воде появилась вдруг, встречая их, огромная белая глыба, похожая на голову быка, и пенные волны бились о ее рога.

- Алла Буга! – воскликнули они, что означало «Бог Бык!»

Это был священный знак.

И потомки народа моря поселились на широкой реке Каме, поклоняясь своему божеству.

Очень скоро холм они укрепили каменной крепостью.

Ее остатки до сих пор можно увидеть в Елабуге. Только вы не найдете камня. А тогда он приносил обитателям крепости большую пользу. Если неприятель пытался по воде приблизиться к городищу, корабли его попадали в бурлящие водовороты, и борта их вспарывал рогами священный камень Алла Буга.

 

2. ЗМЕЙ ЗИЛАНТ

Нет ничего на свете не стабильнее счастья. Не оглянешься – упорхнет! Верно говорят старики – не смейся громко, не накличь беду!

Нет ничего на свете не стабильнее времени. Летит оно, точно ветер. Вот вроде, только жить начал, дети на ноги встали. Только подворье отстроил по удобнее, а уж внуки спешат занять место под сводами дома, отстроенного тобою.

Нет ничего не стабильнее власти над землею. Всего-то каких-то тысячу лет назад пришли на Каму народы моря. Но нет. За ними уже рвались на высокий холм Алабуги татарские ханы.

Разрушили они крепость. Раскололи священный камень на множество частей. Вызвали из земель Тьму-Тараканского царства огненного змея Зиланта, чтобы тот рассеял мелкие осколки белого божества по всей ранее Волжской Булгарии, и ничто бы не напоминало о Боге Быке.

Поселился волшебный змей Зилант в горе. И стал верно служить жрецам Казанского ханства, которые обосновались в руинах Елабужского городища.

И, если раньше камень защищал жителей Елабуги от набегов кочевых племен и разбойников, то теперь сами монахи разбойниками стали. Знали они места, где еще сохранились остатки бычьей головы. И подкарауливали путников, плывущих по реке к опасной мели.

Собирали дань и с местного населения. Да и люди сами шли к жрецам с богатыми дарами, чтобы узнать своё будущее. Жрецы принимали дары, спускались в подземелье и «узнавали» у змея Зиланта их судьбу. Также за подарки и определенную плату они отводили суда от опасности, показывая им добрый путь, проходящий мимо осколков большого камня, в противном случае суда разбивались. Поэтому очень часто катастрофы на Каме приписывали жрецам.

 

3. СЮЮМБИКЕ

Есть в Казани мечеть необыкновенной красоты. Купола ее стройны, как руки невинных душ, обращенные к небу. Своды воздушны, подобно голубым девичьим мечтам. А узоры витиеваты. Разгадать их так же сложно, как древнюю легенду.

Это мечеть Сююмбике.

Шли на Земле войны. Менялись правители. А под горою Елабужского городища жил себе поживал волшебный змей Зилант. Предсказывал всем судьбу.

Сохранилась легенда, что в 1547 году Казанская царица Сююмбике отправила к жрецам послов, чтобы узнать, чем для неё закончится война с Московским царём Иваном Грозным. Жрецы долго не давали ответа, говорили, что змей молчит.

После истечения трёх дней они передали страшное для послов предсказание Зиланта о падении Казанского ханства и установлении на его территории новой веры. Это было последним предсказанием змея, после чего вылетел тот из горы, и на глазах у обомлевших послов полетел в сторону Казани.

Предсказание же оказалось верным. В 1552 году Московский царь Иван Грозный подчинил Казань, и территория Казанского ханства пополнила фонд государственных поместных земель России.

Что же стало с Сююмбике? По одной легенде она бросилась с самой высокой башни. По другой, ее успели схватить перед тем, как она хотела наложить на себя руки, она стала женою Ивана Грозного и родила ему нескольких детей.

Вторая версия вероятней. Уж больно много в России красивых девушек с именем Маша и милой татарской перепоночкой на глазах.

 

4. ПРОКЛЯТИЕ СУА НАСЫ

Под разрушенным городищем в Елабуге рыбачили всю жизнь Азат и Азхар. Когда больше было рыбы, на рыбалку не ходили долго. Ждали, чтобы все запасы кончились. Просто так добро не переводили. Уважали водяную мать Суа Насы.

Когда меньше попадалось рыбы, приходили на поклон Каме чаще.

В тот год случилась засуха. Мор напал на скот. И люди перебивались кто чем мог. Захлестнула земли Поволжья и Прикамья лихая бедность.

И вот как-то стали сети тянуть наши рыбаки, да понять не могут. Толи за корягу зацепились, толи рыба невиданная попалась. Тяжело им стало. Позвали старого мудрого Галима. Все вместе и вытянули.

А в сетях то четыре слитка чистого золота. Три небольших, а один самородок просто огромный, и похож он на голову быка!

Рыбаки обомлели.

А из воды молвит голос водяной матери Суа Насы:

- Много лет вы бережно относись к моим богатствам. За это хочу вас отблагодарить. Возьмите по маленькому слитку золота, а большой отнесите хану, пусть он велит переплавить его на тысячу монет и раздаст бедным.

Послушались ее рыбаки. Себе по маленькому слитку взяли. А хану отнесли большой. Передали слова водяной матери Суа Насы.

Не послушался хан. Велел выпороть рыбаков плетьми. Отнял все золото.

Поехал в Казань купить новый дом, ближе к дворцу старшего брата.

Старший брат его и спрашивает, откуда у него такое богатство. Рассказал младший брат все, как было.

- Что ж, - не долго думая, воскликнул хан, - золото, это хорошо! Это очень хорошо! Но ты, брат, поступил не честно. Ты обидел простых рыбаков! За это тебя самого надо бы выпороть. Но я тебя прощаю. А золото так и быть определю в общую казну.

Обиделась Суа Насы.

- Ах так? Ну что ж, вернёте мне золото сами!

На Казанке волны разыгрались. Дождь. Непогода. Льет и льет. Без устали. И вот уж войском идет на Казань Русь. Что делать?

Со всех ног кто быстрее бросились братья в хранилище, туда, где золото спрятано. Отворили замки. Мешки набили. Погрузили на лодки. Да не тут то было. Догнали их стрелы. Опрокинулись лодки. Ушло золото на дно.

Успокоилась Суа Насы.

До сих пор, говорят, клады ханские на дне Казанки лежат. Да лучше их не трогать.

 

5. ТРЕХСВЯТСКОЕ

Много кладов хранит Елабуга. Один из них святая икона, подаренная Иваном Грозным селу Трехсвятское, названному в ее честь.

А дело так было.

Существует предание, что, возвращаясь в Москву после завоевания Казани, Иван Грозный проезжал мимо этого края. В пути он заболел, а исцеление пришло как раз около Елабуги. В знак своего выздоровления государь повелел основать в этих местах русское поселение, и подарил икону Трех святителей: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого. По названию этой иконы новое поселение получило название Трёхсвятского. Так, к концу XVI века на месте бывшего татарского города образовалось дворцовое село. Для этой иконы жители села Трёхсвятского построили небольшую часовню, а позже – церковь во имя Покрова Божьей матери.

В документах XVII века первая Елабужская церковь называется ружной. Ругой являлся обязательный для прихожан хлебный сбор, которым пользовались церковнослужители. Кроме того, причт Покровской церкви располагал землей. Самая первая Покровская церковь, по описанию П. Кулыгинского, была огромная и высокая с небольшими окнами в два ряда, обнесенными железными решетками; наверху этой церкви сделаны были девять глав, обитых белым железом. У входа - большое крыльцо с крышей на столбах. Главной Святыней церкви вплоть до 1917 года была та самая, подаренная Иваном Грозным, икона Трех Святителей в киоте, с девятью главами и крестами наверху.

В настоящее время местонахождение подлинной иконы неизвестно, но некоторые жители говорили, что она зарыта в землю где-то на территории заповедника.

 

6. ЧЕРТОВО ГОРОДИЩЕ

А что ж стало с Елабужским разрушенным городищем? – спросите вы.

О! Там живет до сих пор очень интересная сказка.

Итак, на высоком берегу Камы осталась от древних булгар разрушенная кладка древней башни.

А в селе Трёхсвятском жил поп, одна из дочерей которого слыла в округе красавицей писаной. И так хороша она была, что влюбился в красавицу чёрт и попросил у попа выдать дочь за него замуж. Поп, конечно же, не хотел отдавать дочь замуж за чёрта, но чёрт назойливо и долго приставал к попу со своим предложением. И тогда поп решил поставить чёрту одно невыполнимое условие. Он сказал, если за одну ночь чёрт построит на горе церковь, то он отдаст ему в жёны свою дочь. Поп рассчитывал, что чёрт откажется строить церковь, но тот принял условие попа.

Как только село солнце, на горе собрались черти, и закипела работа. Камни, из которых строили башню, добывали здесь же, на горе, подбирая остатки разрушенного булгарского храма, там же месили раствор. Всю ночь работали черти, они радовались, что работа почти уже закончена: осталось только покрыть башню крестом.

Но что это? Пропели петухи! С первыми петушиными криками чёртова сила провалилась сквозь землю. Утром люди увидели, что на горе появилась церковь, а поп как бы «убил двух зайцев»: и башня на горе построена, и дочка осталась в родном доме.

Обрадовался поп. И обрадовались люди. И поп то у них есть. И приход есть. Водрузили крест над церковью.

Но пришла следующая ночь. Захотел снова появиться черт перед попом. Да не может. На церкви то крест водружен.

Собрались все черти, стали думать, как попа наказать. И решили. Притвориться, что ничего не произошло. И ждать, когда поп выйдет из церкви и ночью окажется под их властью.

Так и случилось. Отправился однажды поп по делам своим в Казань. И застала его ночь в дороге.

Окружили попа черти:

- За то, что ты нас чертей обманул, мы тебя накажем. Лезь на церковь. Снимай крест. А не снимешь, мы тебя за твой обман утащим в ад!

Пришлось попу снять крест со своего прихода. В тот же миг разрушилась церковь. А камни развалились на те же места, что и раньше.

 

7. ЧЕРТ И ЕРМАК

Не стало попа на крутом берегу Камы у древнего разрушенного городища. А поселились там черти.

Красавица Кама в том месте у излучины зашалила. Забурлила, образовывая кипень. И барки и корабли и лодки терпели в этом месте крушение. Несли потери купцы.

И толковал народ, что в самой излучине черт сидит, которому дана была власть разбивать барки.

Только Ермак этого черта и ограничил. Он с одного инока крест взял и бросился в самую излучину к черту. Схватились они там – поднялись. Кама выше берега вскипела вся. Надел Ермак Тимофеевич крест на черта и сгинул черт совсем.

С тех пор успокоилась Кама.

 

8. ТРИ СНА ЖИВОПИСЦА

Одна веру в Елабуге сменяла другую веру. С приходом христианства появились новые предания.

Писцовые книги, к примеру, гласят о том, что к 1648 году в Елабуге были открыты ещё две церкви – во имя Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца.

Незадолго до 1648 года в Елабуге появился Чудотворный образ Спаса Нерукотворного. С этим связано предание о том, что в первой половине XVII века одному безвестному живописцу села Красное на берегу, Вятки во сне было видение и приказано было написать икону Спасителя для человека, который приедет за ней издалека. Живописец никогда не писал икон, поэтому сразу за работу не взялся. Но сон повторялся трижды, и, приняв это, как приказание свыше, живописец, подготовив себя постом и молитвой, принялся за написание иконы. Он изобразил голову Спаса на большой доске. Едва он окончил писать, как в это время входит приезжий человек и спрашивает, готова ли у него икона. Он был жителем села Трехсвятского по фамилии Остальцев. Ему также трижды снился сон, в котором было приказано ехать в село Красное и привезти оттуда икону, которая сама желает быть в Елабуге. Живописец удивился желанию забрать именно новую икону. Убедившись в святости явленного, они перенесли икону на струг, и Остальцев повез её в Елабугу.

Икону поставили в часовню, и туда стал стекаться народ. Исцеления, получаемые больными, молящимися перед иконой, убедили жителей в том, что она написана по воле Божьей. Эта уверенность вызвала среди жителей села желание построить храм, они не раз выбирали место для храма, но икона, невидимо переносимая, указывала на другое место. Жители покорились, и в1648 году была построена первая деревянная Спасская церковь. В 1780 году, когда Елабуга стала уездным городом, храм был преобразован в собор. В 1877 г на месте первой Спасской церкви на средства купцов Гирбасовых была построена часовня и освящена во имя Святого Благоверного князя Александра Невского.

С главной святыней храма - иконой Спаса Нерукотворного - ежегодно совершалось два похода: первый в город Мензелинск и уезд в мае с разрешения Святого Синода, второй – июнь-июль в деревню Спасский починок Малмыжского уезда и в город Малмыж. Жители Елабуги выходили с песнями, хороводами встречать и провожать икону. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно, а её копия находится в Покровском храме.

Образ Святителя и Чудотворца Николая, появившийся в Трёхсвятском в XVII веке, по преданию был обретен в месте Святая Чаша недалеко от Мамадыша. Для этой иконы в Трёхсвяском была выстроена церковь Святителя и Чудотворца Николая (Никольская). Ежегодно, в июле, совершался крестный ход в Мамадыш. Для этого икону помещали в лодку с балдахином, прицепляли её к пароходу Стахеева; икону встречали на Святом ключе, в Мензелинском уезде на Каме. Встречало икону большое количество народа Уфимской, Самарской, Вятской, Казанской губерний. Этот ход был разрешен Указом Казанской духовной Консистории в 1794 г, который хранился в Никольской церкви. Местонахождение иконы после событий революции и гражданской войны также не установлено.

 

9. ПУГАЧЕВ В ТРЕХСВЯТСКОМ

Трехсвятское село охранялось тремя святыми и охраняло своих жителей. Оно являлось свидетелем крестьянских бунтов под предводительством Акая и Алдар-бая, а в конце восемнадцатого века – Емельяна Пугачева.

Однажды с Пугачевым произошел удивительный случай.

Один из отрядов в 600 человек, состоящий из казаков, башкир, татар, перебрался через Каму. Пугачевцы захватили села Сарали, Качку, Танайку. Центром восставших стало село Танайка. В конце 1773 года начались штурмы села Трехсвятского. Отряд под предводительством майора Перского выдержал 12 приступов и Трехсвятское удержал. На выручку к Перскому пришел майор Неклюдов с 400 гусарами. Между восставшими и отрядом царских войск произошел жестокий бой. Плохо вооруженные пугачевцы потеряли до 200 человек убитыми, вынуждены были снять осаду и отойти.

В июне 1774 года армия восставших снова появилась в Прикамье. Армию подошла к Трехсвятскому, именитые люди Трехсвятского, боясь гнева Пугачева, с иконами, под колокольный звон, вышли встречать восставших.

Иван Васильевич Шишкин описывает в своей книге эти события так: «Пугачев, увидев встречу, остановился, остановились и полчища его и, в ожидании его приказаний, утихли. Настала минутная тишина. Старшина селения Трехсвятского Михаил Кусакин вместе с селянами пали ниц, из-под рук высматривая, кого они встречают. Пугачев соскочил быстро с коня, приложился к кресту и к иконе, сотворив первоначально три земных поклона. Потом сказал встречающим: «Вставайте». Они встали и смотрели только на Пугачева».

По приказу Пугачева одна половина его войск расположилась по северную сторону, а другая к югу – в лугах, не далее одной версты от села, где Пугачев провел ночь в хорошо убранном шатре.

«Пугачев, проведя ночь в шатре, утром встал и за первый долг счел обратить кровожадные свои взоры на Трехсвятское, но не увидел его, - пишет Шишкин И.В. - Полагая, что сонная дремота давит его глаза, он умылся, но снова ничего не увидел. Он вздрогнул, сел на место, начал протирать глаза, хотя глаза были открыты – он ничего не видел. Пугачев ослеп. Заметив это, приближенные ужаснулись, так как они были наслышаны о прежде происходивших здесь чудесах, а также они знали, что за ними по пятам идет Михельсон, который неоднократно поражал их в Оренбургской губернии».

Пугачев же счел это за кару Божью. Он предполагал отправиться в село Трехсвятское помолиться Спасителю, но раздумал, чтоб не напугать жителей, а также чтоб самому не попасться в руки правосудия. В результате, он отправил помолиться за себя своего ординарца.

Ординарец пришел в соборный храм, где перед иконой Спасителя был отслужен молебен за здравие императора Петра III. Жители говорили, что ординарец просил жителей, чтоб они позволили войскам пройти через село, уверяя их в безопасности. От страха и невозможности защищаться, жители вынуждены были согласиться.

Внезапная слепота Пугачева закончилась чудесным прозрением, толпы его отправились поход на Казань.

 

10. ЧЕТЫРЕ ЗОЛОТЫХ РУБЛЯ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ

Купцы – народ верующий, но больше суеверный, поскольку и Богу молятся и золотому тельцу. А здесь, на земле Елабуги слышали они с детства и легенды древних булгар. Слышали и о воротах Белого Яра, золотых, серебряных, медных и железных.

Шестьсот купцов проживало в небольшом уездном городе Елабуге, купцы-миллионеры развернули торговую и промышленную деятельность, большие средства тратили на благотворительные цели. Самыми богатыми елабужскими купцами были Стахеевы. Они торговали не только во всей России, но и за границей, имели огромное количество торговых и промышленных предприятий. На благотворительные цели Стахеевыми выделялись огромные суммы.

Одним из славных дел было строительство в городе здания Елабужского женского Епархиального училища. По преданию, в 1899 г. при закладке фундамента, Глафира Федоровна Стахеева положила в каждый угол по монете, открывая врата четырем стихиям. И так как дама она была зажиточная, решила не мелочиться на серебро и медь, а положила по золотому рублю на счастье. Возможно, и благодаря этому здание до сих пор радует глаз своей красотой и служит прямому назначению – готовит учителей для подрастающего поколения.

Во время гражданской войны многие Стахеевы уехали из города, многие погибли. Но среди елабужан до сих пор бытует легенда, что Стахеевы спрятали ценности на сумму три миллиона рублей в своем имении на Святом ключе.

 

11. КЛАД УШКОВЫХ

Интересна и рассказываемая людьми история обретения капитала купцами Ушковыми. В первой четверти XIX века, каждую зиму, Ушковы выезжали на Урал красить для крестьян пряжу и домотканые холсты. И, согласно легенде, привозили с собой золото, добытое на приисках, заделывая его в полозья саней, а потом выгодно сбывали в Москве и Петербурге. После смерти Егора, его сын Яков, стал скупать лесные угодья и пахотные земли. В середине XIX века Ушковы были уже купцами 2-й гильдии и переехали жить в Елабугу, где стали заниматься торговлей хлебом и участвовали в производстве спиртных напитков на винокуренных заводах.

После смерти Якова дело продолжил Капитон. Еще одна легенда говорит о том, что после смерти отца Капитон перебирал бумаги и нашел письмо с указанием места зарытого клада. С помощью друга своего отца Капитон долгое время расшифровывал план и искал клад. Через несколько месяцев клад был найден. Состоял он из глиняного горшка, набитого драгоценностями. С этого времени Капитон как будто бы стал богатым предпринимателем. На вырученные деньги Капитон Яковлевич решил заняться химической промышленностью.

В 1850 году К.Я. Ушков получил разрешение на собственные средства открыть в Кокшане первый химический завод, в 1867 году второй завод начал строиться близ деревни Бондюга.

 

12. ЧАША ТИМУРА

Тимур, грозный завоеватель пришел к Елабуге. И на раздорожье велел поставить статую с чашей в руках для сбора дани.

Шли мимо путники-гусляры отец и сын.

И нечего было положить им в чашу. Сели они подле и стали играть, да петь былинные песни.

Рассердились слуги грозного полководца, велели выпороть гусляров.

А ночью, пока все спали, взял гусляр серп, да и отпилил статуе голову, положил и ее и чашу себе в котомку. Чтобы перестали грабить путников завоеватели.

Нашли слуги Тимура пропажу. Привели гусляров к его ногам.

Не стал Тимур слушать былины. А велел отрубить головы гуслярам.

Но неспокойное сердце его всю ночь мучилось тревогою.

Вышел он из шатра своего помолиться пророку.

И видит. Стоят у Елабужского городища две новые статуи привидениями - гусляры, отец и сын.

Они держали свои отрубленные головы в руках и укоряли его:

— Зачем с мечом пришёл на Русь? Казнил нас? Песню не дослушал. Гусли сжёг?

Закрыл лицо руками Тимур.

А утром седлали коней его всадники, навсегда покидая Русь.

 

13. СПРЯТАННАЯ КАРТИНА ШИШКИНА

Сосновые боры вокруг Елабуги манили молодого Ванечку в чащу.

Мамаша была против его увлеченностью рисованием. Отец же наоборот. Однажды заметив способности ребенка, старался создать все условия для их развития.

Иван Васильевич Шишкин дважды избирался «городской головой» и был известным человеком в городе. А сын его Ванечка вовсе не хотел идти по стопам его. Он рисовал, рисовал. Рисовал.

Однажды возле Елабужской церкви он встретился со странным человеком в синей биретке с холстом на подрамнике и разноцветной палитрой в руках.

Художник так искусно изобразил церковь, что мальчик застыл возле нее пораженный.

- Я тоже буду великим художником! Я покажу вам сейчас свою картину! – воскликнул Ванечка, быстро поднявшись на второй этаж, схватил сырое еще полотно и прибежал обратно.

Сын городского главы ждал, что его будут хвалить, как хвалили обычно бабки и няньки.

- Спрячь это и никому никогда не показывай, - грустно ответил незнакомец.

Иван Шишкин опустил голову и с любопытством снова глянул на холст незнакомца:

- Наверное, нужно ждать великого вдохновения, чтобы так писать? – спросил он.

- Чтобы стать мастером живописи, нужно работать, работать и работать. Работать с утра и до вечера. – Ответил странный человек.

Иван Шишкин не солоно хлебавши потащил обратно свою неудачную работу. Он оглянулся со ступенек и никого не увидал. Незнакомец исчез.

В своей комнате Ванечка разобрал доски пола и спрятал первую свою работу от людского взора.

Он начал работать так, как велел художник.

Просыпая с первыми лучами солнца он выходил на этюды в поле или в лес. Из его рук не исчезали кисти. Спутником жизни стали холсты и подрамники.

В Елабуге много интересных мест. Одним из них является музей художника Шишкина.

К двадцати годам он уехал учиться в Московское училище живописи и зодчества, через четыре года он переехал в Петербург и с этого момента жизнь его тесно связана с северной столицей. Но он всегда помнил красоту родного края, создавая картины по этюдам, сделанным в Елабуге.

Огромное наследие оставил после себя великий художник: более семисот картин, около двух тысяч графических работ и рисунков. Творческий путь великого художника – это великий подвиг русского человека, который прославил родину, так горячо и верно им любимую.

С 1975 года в Елабуге открылся мемориальный дом-музей И.И. Шишкина, в том самом доме, где он родился и провел свои детские и юношеские годы. В музее на протяжении многих лет велось исследование рода Шишкиных, составлено родословное древо. В 1991 году был открыт памятник И.И.Шишкину работы Ю.Орехова.

Но самое удивительное из всего, что удалось обнаружить работником музея была его первая работа, выполненная маслом и спрятанная под досками пола.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Завдання. 1. З трьох запропонованих нижче відповідей підкресліть ту, котра, на Ваш розсуд, найточніше характеризує дану дитину. | Общие признаки произведений несказочной прозы. Произведения фольклорной несказочной прозы, с точки зре­ния народа, важны как источник информации, а в отдельных случаях еще и как предостережение




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.