Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воображение






Образное изложение делает предмет речи видимым

Цицерон

 

 

В трудах по постижению текста вам должно помочь воображение, о котором мы говорили мельком, когда анализировали текст о Кулибине. Если диалог составляет логико-смысловую основу работы с книгой, то воображение – эмоционально-образный компонент этой работы, её не всегда используемый резерв; а вместе получается интеллектуально-эмоциональный уровень восприятия текста.

Воображение определяется в науке как психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений), никогда целиком не воспринимавшихся в действительности. Эти образы человек создает путем переработки материала восприятий и представлений, который был получен в прошлом опыте и хранится в памяти. Воображение служит познанию мира и его творческому преобразованию. Человечество, лишенное воображения, не могло бы создать современную картину мира. Оно не могло бы представить себе Землю как шар, не проникло бы в тайны создания атомов, не открыло бы теорию относительности.

Французский математик Ж.Адамар писал о процессе мышления в ходе математических открытий: «…в нашем случае представляется вереница образов, развивающаяся параллельно с собственно мыслью. Два умственных процесса, воображения и рассуждения, постоянно влекут за собой друг друга, оставаясь в то же время совершенно различными и даже до некоторой степени независимыми. Можно предположить, что существует определенная аналогия между этими двумя явлениями и что одно может помочь понять другое». [15]Воображение участвует в решении не только творческих, но и практических жизненных задач, многие из которых при помощи воображения решаются не менее успешно, чем при помощи логических построений. Пример тому – два гениальных сыщика, подаренные миру английской литературой: Шерлок Холмс Конан Дойла, о котором мы уже говорили, и патер Браун Г.К.Честертона. Если Шерлок Холмс находил преступника благодаря своей изумительной способности наблюдать и рассуждать логически, то патер Браун – благодаря тому, что он воображал себя преступником, мысленно «влезал в его шкуру» и таким образом «вычислял», кто мог его совершить.

Итак, воображение пронизывает все виды деятельности, начиная от создания произведений искусства и кончая точными науками. Психологами доказано, что если мысль теряет образные компоненты, то работа с ней становится неинтересной, и творческий потенциал сходит на нет.

К сожалению, школа мало развивает воображение, используя в первую очередь логико-смысловые подходы к постижению текста. Требовать от курсанта и студента «включения» воображения при чтении книги по меньшей мере наивно, ведь воображение развивают с детства, а заниматься развитием воображения в вузе, увы, поздно. Но знать о роли воображения нужно, а при желании образы можно вызывать волевым усилием. Вспомним Л.Фейхтвангера, воссоздавшего в романе «Семья Оппенгейм» работу юноши-гимназиста Бертольда Оппенгейма над докладом о восстании Арминия Германца против римлян. В ходе работы Бертольд почувствовал, что ему обязательно надо представить внешний вид Арминия. С большим напряжением, но безуспешно он пытался нарисовать себе этот облик. Однажды ночью, когда он долго не мог заснуть, он стал разглядывать обои в своей комнате: «На нежном рисунке обоев, сотни раз повторяясь, фантастическая птица сидела на свисающей тонкой ветке. Если немного прищуриться, то контуры птичьего брюшка и линия свисающей ветки превращаются в очертания человеческого лица. Да, вот оно, наконец, лицо Арминия. Широкий лоб, плоский нос, длинный рот, короткий, но сильный подбородок. Бертольд улыбнулся. Теперь он его обрел».

Вы уже поняли, к чему мы ведем: слабое воображение при постоянной целенаправленной работе все-таки может быть развито до очень высокого уровня. И тогда воображение поможет вам найти главную мысль текста. Почему? Потому что воображение как бы проецирует образы текста на мысленный экран; на этом экране, как на картине, уровни текста «выстраиваются» по степени удаленности, т.е. по планам (передний, средний, дальний), значит, воображение «подсказывает», что важнее и где искать главное. Вспомним Бертольда Оппенгейма: он представил характер Арминия Германца, и ему хотелось на своем мысленном экране выстроить все по планам. Когда он «нашел» лицо Арминия, т.е. вообразил его, то и доклад обрел завершенность. Кроме того, воображение дает пищу эмоциям, а эмоции заставляют человека работать более интенсивно и глубоко.

Человек «потребляет» очень много информации, но запомнить все он не может, поэтому нужно учиться выделять главное и выстраивать структуру мыслей текста.

 

 

Заключение

Текст прочитан, обдуман, но заканчивается ли работа над ним? Заканчивается… для тех, кто хочет только выполнить задание. Продолжается – для тех, кто стремится больше узнать об изучаемом предмете, а значит, и о мире в целом. Культурный читатель (мы надеемся, что вы будете таковым!) после чтения должен записать данные о тексте, его главную мысль и выразить свое отношение к прочитанному. Знания, приобретенные таким путем, врастают корнями в уже имеющиеся и готовятся дать ростки для будущих. Писатель и литературовед Н.А.Рубакин писал: «Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других».

Может показаться, что у культурного читателя организация работы над текстом более трудоемка, чем у остальных. Но это совсем не так. Обрабатывая в уме, ставя вопросы и находя на них ответы, «включая» воображение и проверяя себя, такой читатель гораздо быстрее и прочнее усвоит материал, чем тот, кто просто много раз читает и пересказывает его.

При этом культурный читатель постоянно развивает свой ум и память, сообразительность и остроумие, а это, в свою очередь, значительно облегчает дальнейшую учебу. Кроме того, заниматься такому читателю намного интереснее, потому что он творит собственное культурное пространство, где всё структурировано, всё находится на своем месте, всё в системе. А это поднимает самооценку учащегося, делает эмоциональный фон работы над текстом более радостным и оптимистичным:

 

Два мира есть у человека:

Один – который нас творил.

Другой – который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.