Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспедиция Наполеона






19 мая 1798 года из французского города Тулона отправилась в Египет армия Наполеона. Состояла она из 38 тысяч солдат, 2 тысяч пушек и … 175 ученых. Среди этих ученых были языковеды, топографы, археологи, геологи и даже поэты.

Однако как военная операция экспедиция Наполеона потерпела полную неудачу, и более 7 тысяч солдат остались навеки в песках пустыни и на берегах Нила. Хотя Наполеон шел в Египет как завоеватель, сопровождавшие его ученые преследовали совершенно иную цель: они стремились приподнять завесу над тайнами истории Древнего Египта.

Наполеон был разбит, а наука одержала одну из своих самых блестящих побед, и ее трофеями были 26 томов научных описаний. 12 атласов зарисовок и камень, испещренный письменами. Так родилась новая наука – египтология. [11]

 

Текст 2.

О политике Октавиана Августа

Когда в Древнем Риме закончилась полоса гражданских войн и к власти пришел молодой Октавиан, по его приказу стали чеканить монеты, на которых изображались богиня мира, колосья, козерог, несущий рог изобилия.

Попробуйте ответить на вопросы.

Что обещал народу Октавиан, выпуская такие монеты?

Какую политику он афишировал?

Но очень скоро на монетах стали чеканить иные символы: изображения земли и богини победы. [12]

О каких переменах в политике Октавиана говорят эти изображения на монетах?

 

 

Выписки и подчеркивания. План и конспект

Что приобретается при чтении посредством пера -

превращается в плоть и кровь.

Сенека

Большую практическую помощь при осмыслении текста вам могут оказать выписки и подчеркивания. «Кто записывает, тот читает дважды», - гласит пословица, дошедшая до нас из Древнего Рима (!).

Тщательная работа над текстом была присуща многим русским писателям. Например, А.С. Пушкину. Исследуя его библиотеку, содержащую несколько тысяч томов, ученые Пушкинского Дома нашли в книгах и подчеркивания, и различные значки на полях. Такой же стиль чтения присущ и герою Пушкина - Евгению Онегину. Разбирая библиотеку Онегина, Татьяна Ларина начинает понимать его характер:

Хранили многие страницы

Отметку резкую ногтей;

Глаза внимательной девицы

Устремлены на них живей.

Татьяна видит с трепетаньем,

Какою мыслью, замечаньем

Бывал Онегин поражен,

В чем молча соглашался он.

На их полях она встречает

Черты его карандаша.

Везде Онегина душа

Себя невольно выражает

То кратким словом, то крестом,

То вопросительным крючком.

 

Надеемся, что вы догадались, что делать подчеркивания или заметки на полях можно только в собственных книгах; лучше простым карандашом и с левой стороны: мы пишем слева направо, поэтому обращаем внимание больше на левую сторону страницы. Кстати, больше орфографических ошибок бывает в суффиксах и окончаниях. Догадайтесь почему! И поля в тетрадях рекомендуем делать с левой стороны для того, чтобы легче было готовиться к экзаменам.

Чтобы добраться во всеоружии до глубин текста и не оставить места какому-либо непониманию его, можно составить план. План – это как бы путь через текст, от факта к факту, от мысли к мысли. Составление плана поможет вам вычерпать из текста всю заложенную в нем информацию и структурировать её.

Для того чтобы создать план, вы должны мысленно поделить текст на части, каждая из которых содержит законченное сообщение о каком-то моменте развития темы (фактуальной информации). Эта работа приведет вас к созданию пунктов плана. Пункт плана - это короткая, в одно предложение, формулировка основного содержания текста, за которым стоит концептуальная и подтекстовая информации.

Предлагаем вам план, который поможет понять любой текст, но в первую очередь – художественный, причем план можно применить к любому тексту и не только словесного искусства: к картине, скульптуре, даже музыкальному произведению.

I. Вступление.

Автор, название произведения, время создания его, историческая и идейная обстановка эпохи создания, место данной работы в творчестве автора.

II. Основная часть.

1. Тема (о чем рассказывает произведение) или тематика (если много тем), т.е. мы говорим о фактуальной информации. Здесь же можно коснуться фабулы (вспомните, что это такое).

2. Система персонажей (и в научно-популярных, и в учебных бывают персонажи, но, конечно же, этот пункт плана касается прежде всего художественных текстов).

3. Конфликт («противоборство», но он может быть разным: внутренним - в душе человека; героя с миром, например, автора научного текста – с неприятием его идей; однако в первую очередь – персонажей друг с другом).

4. Композиция произведения (как построено; например, завязка, кульминация, развязка, может быть экспозиция, эпилог; все это относится и хорошим научным и учебным текстам).

5. Проблематика (какие мировоззренческие вопросы выдвигаются – вспомните, что в переводе с древнегреческого языка значит слово «проблема» - смотрите § 8), или иначе - концептуальная информация.

6. Лексика произведения, тропы, риторические фигуры, знаки препинания

(очень важно понять, с помощью какой группы слов раскрывает автор свои мысли и чувства, какие слова в переносном значении использует). Этот пункт плана поможет вам понять подтекстовую информацию на тонком (подсознательном) уровне.

7. Символика (названия – вспомните § 4; эпиграфа; каких-либо деталей, чисел, цвета, но об этом подробнее – во второй части «Постижение картины» и в третьей «Постижение стихотворного текста»). Касается концептуальной и подтекстовой информации.

8. Идея произведения (об этом подробнее – в § 12). Идею можно понять только тогда, когда все три вида информации стали ясными для вас.

III. Заключение.

Актуальность произведения (какие общечеловеческие и какие злободневные мысли и чувства высказал автор; нужно ли нам сейчас это обсуждать или нет; трогает ли вас это произведение).

 

План является подспорьем в чтении, но не истиной в последней инстанции. Может быть, вы относитесь к типу идеальных читателей от рождения и при первом чтении сразу выделяете главное и второстепенное, проблемы и идею; однако этот план и вам поможет на рациональной основе постичь текст. А ещё лучше – запишите этот план в рабочую тетрадь и пользуйтесь им при осмыслении учебной и художественной литературы.

Важным средством понимания текста наряду с планом является самостоятельное составление схем, таблиц, отражающих связи тем в тексте (и в научном, и в художественном). Если это художественный текст, то можно изобразить систему персонажей, их взаимоотношения, уровни (иерархию) текста: тематику, проблематику, идею. В виде схемы можно отразить и события, и ход рассуждений, и понятия. Например, вопросы, о которых спорят Павел Петрович Кирсанов и Базаров в 10 главе романа «Отцы и дети», легко поддаются структурированию в виде схемы и тогда запоминаются навсегда. Или многие из учащихся имеют смутное представление о кульминационном эпизоде романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - Бородинском сражении. Более ясно вообразят его те, кто в процессе чтения составит схему сражения. Сам Толстой, собирая материалы к роману, более двух недель провел на Бородинском поле, изучал место битвы, рисовал карты боев и русских войск, и французских.

Не надо думать, что схемы, таблицы – обязательно что-то скучное и сухое. Немного воображения, юмора – и схемы оживут и принесут вам не только большую пользу, но и немалое удовольствие. В книге К.Г.Паустовского «Далекие годы» вспоминается учитель Черпунов: «Чтобы мы лучше запоминали всякие географические вещи, Черпунов придумывал разные наглядные способы. Так, он рисовал на классной доске большую букву А. В правом углу он вписывал в эту букву вторую букву А, поменьше, в неё – третью, а в третью – четвертую. Потом он говорил: «Запомните: это Азия, в Азии – Аравия, в Аравии – город Аден, а в Адене сидит англичанин». Мы запоминали это сразу и на всю жизнь».

С точки зрения семиотики, любые схемы, графы, планы – это знаки-индексы, которые помогают глубокому постижению текста: текст структурируется и запоминается надолго.

 

 

Вопросы и задания

Вы помните, что после 4 параграфа мы говорили о том, что культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории европейской цивилизации, поэтому желательно познакомиться с эллинской мифологией; это сделает вас эрудированным человеком. А для закрепления ваших знаний попробуйте сделать генеалогическое древо древнегреческих богов в виде схемы.

§ 12. Выделение главной мысли (идеи)

Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу.

Сенека

Итак, вы научились беседовать с текстом. К сожалению, часто бывает так, что даже после обстоятельного диалога с произведением учащиеся пасуют, когда их просят выделить главную мысль. Это свидетельствует о недопонимании текста: ведь правильное выделение идеи – один из важных показателей понимания на интеллектуально-эмоциональном уровне. Завершать работу над текстом должно четкое понимание того, какие уровни информации вы нашли и каким уровнем восприятия вы руководствовались; что главное в каждом виде информации, а особенно в концептуальной; и на основе всего этого («пережевывание жвачки» – вспомните Ницше в отступлении по поводу уровней восприятия текста) вам легко будет выделить идею.

Проникновение в текст – это путь от фактуальной информации через размышление о подтекстовой информации к обретению главного в концептуальной.

 

Вспомним основные этапы работы над текстом:

 

первый этап - до начала чтения – обдумывание заголовка и эпиграфа;

второй этап – работа по ходу чтения, т.е. ведение диалога по предложенному алгоритму;

третий этап – осмысление прочитанного как единого целого на основе предложенного плана (все элементы текста «смыкаются» в единую систему, дающую ответ, как, для чего и о чем рассказывает текст). Это и есть восприятие текста на интеллектуально-эмоциональном уровне.

 

Целостное понимание может наступить одномоментно, скачком, как внезапное озарение (в психологии это называется «инсайт»). Об этом явлении принято говорить как о проявлении интуиции. Но об удачных проявлениях интуиции известно, что они случаются тем чаще, чем больше человек подготавливается к такому «умственному скачку». Целостное интуитивное «схватывание» смысла произойдет с тем большей вероятностью, чем более интенсивно читатель вел диалог с текстом и чем лучше удерживал в памяти весь текст в продолжение диалога. Вы уже поняли, что прекрасные проявления интуиции могут быть вызваны к жизни интеллектуальным трудом и волей человека.

В тексте может быть воплощена не одна мысль, а совокупность мыслей, равнозначных или организованных иерархически, в зависимости от вида информации, предлагающей ту или иную мысль. Выделить главную мысль – это значит осознать ее в концептуальной информации в первую очередь и оценить степень её значимости. Неумение вычерпать из текста разноплановую информацию, осмыслить очень важные, но в каких-то отношениях разные части текста отражают одну из самых существенных трудностей мышления. Эту трудность американский психолог Дж. Брунер назвал однолинейностью мышления.

Даже самый маленький текст может содержать не одну значительную мысль. Приведем в качестве примера анонимную испанскую эпиграмму XVIII века:

 

Как отношусь я к королю?

Да так же, как и все на свете,

Я от души его люблю

Изображенным на монете.

В этих 4 строчках по крайней мере 2 мысли. Первая: автор эпиграммы так же, как и «все на свете», любит короля только после смерти (в Испании тех времен его изображение на монете чеканилось только после смерти - вот вам и подтекстовая информация!). Вторая: это любовь на самом деле не к королю, а к деньгам. Получается - маленький текст, а не простой, ироничный (обратите внимание на сцепления!), в нем несколько суждений. А в развернутых текстах может быть много мыслей с разными уровнями обобщения: от обобщения в контексте данного произведения до обобщения на уровне общечеловеческих духовных ценностей. В «Слове о полку Игореве», например, частными, хотя и очень важными являются мысли о каждом из князей, в том числе о князе Игоре и о князе Святославе; а главной мыслью – идеей – является призыв к объединению Руси.

Главная мысль может быть общей для ряда произведений. Именно это имел в виду Г.Маркес, когда говорил, что писатель всю жизнь пишет одну и ту же книгу, выходящую под разными названиями. Это справедливо по отношению к самому Маркесу: многие его книги («Полковнику никто не пишет», «Сто лет одиночества», «Осень патриарха») проникнуты одной и той же мыслью о трагедии одиночества.

Некоторые специалисты полагают, что не надо стремится к выделению главной мысли, когда речь идет о больших текстах. Значит ли это, что основной смысл произведения есть нечто лишенное объективного значения и зависит от субъективного подхода читателей? Отнюдь нет. Главная мысль или совокупность нескольких мыслей (хотя идея произведения, на наш взгляд, может быть только одна, но нужен высокий уровень проникновения в текст, чтобы добыть её!) – явления объективные. Различия, которые появляются при прочтении одного и того же произведения разными людьми, колеблются только в тех пределах, которые «задает» текст. Ничего чуждого тексту не может быть навязано. Например, как бы ни отличались друг от друга разные Гамлеты на сцене или в кино, ни один режиссер и актер не покажет Гамлета, помирившегося с королем!

Нередко авторы сами выделяют и формулируют главную мысль. Так, Л.Н.Толстой сумел одной фразой охарактеризовать суть двух самых больших своих романов: «В «Войне и мире» я любил мысль народную, а в «Анне Карениной» я любил мысль семейную».

Выделить главную мысль – это значит осознать её в общем потоке текста, абстрагировать от конкретного воплощения (фактуальной информации), и оценить степень её значимости (например, злободневная или общечеловеческая). При этом даже небольшие тексты могут быть носителями больших – общечеловеческих – смыслов. И ещё: в глубоких текстах (в художественных – в первую очередь!) идея зашифрована. Почему? Мы думаем, что, передавая важную мысль, авторы обращаются не только к уму своих читателей, но и к чувствам, и к воображению, о котором мы совсем скоро поговорим подробнее. Прямые нравоучения, адресованные только уму, не рождают ответного чувства, сопереживания, а иногда вызывают равнодушие и скуку. Тем же самым мыслям, но высказанным в образной форме, открыты чувства человека и его творческая фантазия. Если же мысль достается человеку в готовом виде, он становится её потребителем. Если же ему надо добыть её (расшифровать!), он становится сотворцом. Добытая своими усилиями мысль отличается от готовой, как истина от банальности.

Ещё один аспект в восприятии текста и выделения главной мысли зависит от культуры чтения в разное время жизни человека. О различии в понимании одних и тех же книг людьми разного возраста хорошо сказал один из восточных мудрецов: «Читать книгу в юности – все равно что глядеть на луну через щелку. Читать книги в зрелости – все равно что смотреть на луну посреди своего двора. Читать книги в старости – все равно что любоваться луной с высокой открытой террасы. Потому что глубина проникновения в прочитанное соответственна накопленному жизненному опыту»[13]. Итак, вы поняли, что идею текста понять трудно; для этого нужно оценить текст с разных сторон существующих в нем разных видов информации и расшифровать её, т.е. подойти к тексту комплексно.

Будем надеяться, что у вас комплексное, а не однолинейное, мышление, т.е. вы можете охватывать мысленным взором то, что представляет вам текст сейчас, и то, что представлял несколько мгновений назад, и связывать это в единое целое, да еще выстраивать иерархию прочитанного. Поэтому вы все-таки найдете главную мысль в тексте. Но не забывайте, что к этой важной работе нужно приложить усилия и волю, а, кроме того, - следующий алгоритм выделения главной мысли:

 

первое – вам необходимо помнить, что цель – выделение главной мысли – должна стоять перед вами всегда, при чтении каждой части текста;

 

второе – вам нужно «вычерпывать» все смыслы из каждого слова, словосочетания, предложения, абзаца, то есть вести постоянный диалог с текстом (это долгий процесс, и поэтому понадобится на первых порах большая воля и концентрация внимания; но при небольшой тренировке все станет на свои места, и вы поймете, как интересен этот почти детективный поиск смыслов);

 

третье – это постоянная работа по прогнозированию текста на разных уровнях и размышление о том, что текст – это тайнопись, и вы расшифровываете его, а это нелегкий процесс, поэтому не относитесь несерьезно к этой работе.

 

 

Вопросы и задания

Найдите главную мысль текста (в этом тексте она не выражена прямо, для ее выделения необходимо привлечь и фактуальную, и подтекстовую информации).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.