Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н.Пуссен. Пейзаж с Полифемом






 

Полифем — циклоп, сын Посейдона и нимфы Фоосы. Пуссен писал по сюжету «Метаморфоз» Овидия. У Овидия Полифем — мирный пастух, над уродством которого смеются девушки и который, тем не менее, безответно любит нимфу Галатею.

Картина построена так, что зритель постепенно «втягивается» в нее. От фигур переднего плана: от сидящего на камне речного бога, сбившихся в тесную группу нимф, прячущихся в кустах фавнов, взгляд, преодолевая пространство вспаханного поля и дальней рощи, поднимается к вершине скал, где сидит великан Полифем, играющий на свирели.

В пространстве холста можно выделить 4 плана: о первом мы уже сказали, второй – люди, возделывающие поле, третий – скалистый берег моря с Полифемом на одной из вершин, четвертый – море и город на побережье. Таково пространственное построение картины, выраженное в последовательном чередовании планов.

Гигантская фигура Полифема, помещенная в глубине конструкции, несмотря на свою перспективную удаленность, не уменьшена в размере. Она соразмерна фигурам первого плана. Зачем это понадобилось художнику? Пуссен верен идее гармонии: не нарушая перспективного строя и соблюдая условия, заданные темой (Полифем должен намного превышать всех размерами), живописец связывает персонажи отношением соизмеримости, «рифмует» их в пространстве. Достаточно сопоставить для этого фигурки людей у подножия скалы с фигурой Полифема.

В пространственном построении картины существует определенный порядок сопоставления планов – первый с третьим, второй – с четвертым. Он важен для её понимания. На первом плане представлены различные олицетворения природы: речное божество, божества лесов – нимфы-дриады, сатиры. Полифем – воплощение природной стихии. Это главные герои произведения. Люди – второстепенные персонажи, им отведено соответствующее место на полотне. Можно сказать, что главным героем картины является сама природа, проникнутая гармонией.

Фриз фигур первого плана служит основанием, на котором воздвигнута гигантская пирамида скалы, увенчанная фигурой Циклопа. Эти формы образуют как бы храм, прославляющий природу. Если фигуры первого плана имеют ясно выраженное человеческое обличье, то Полифем почти утрачивает его, сливаясь с грубой массой горы, уподобленной курящемуся вулкану.

С уяснением порядка, присущего картине, зритель всё глубже проникает в смысл изображенного, открывая удивительное разнообразие деталей. Изображение камней в прозрачной воде ручья, узора прибрежных кустов, кудрявых крон деревьев, окутанных прозрачной дымкой скал, на фоне которых можно разглядеть парящих птиц, глади далекого залива – все это итог пристального внимания к натуре, творческого содружества с нею.

Все предметы в картине объединяет и колорит, построенный на спокойных, неярких синих, зеленых, коричневых тонах. Но об особенностях цвета и света в произведениях живописи мы будем говорить в другом учебном пособии.

Весь мир предстает в картине Пуссена как некая целостность, рационально построенная, лишенная всего мимолетного и случайного, но благодаря поэтическому таланту художника открывающаяся зрителю не как сухая отвлеченность, а скорее как музыкальная гармония, осуществленная в том числе и с помощью чередования планов.

А вот в картине Одилона Редона (французского художника конца XIX века), которая тоже рассказывает о Циклопе, по-другому решена проблема чередования планов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.