Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Танец под музыку времени






Она была создана Пуссеном по заказу кардинала Джулио Роспильози, который стал папой Климентом IX. В основе сюжета лежит маленький трактат о времени, судьбе и перипетиях жизни, осмыслить которые предлагает художник. Картина обращена в первую очередь к разуму, а не к чувствам. Она являет собой аллегорию неких философских представлений. Четыре танцующие фигуры олицетворяют Богатство, Наслаждение, Трудолюбие и Бедность.

Картина полна контрастных образов, представляющих постоянное и сиюминутное. Так, прочное каменное изваяние Януса украшено недолговечными цветами; тяжесть гранитных постаментов уравновешена легкими очертаниями деревьев, помещенных слева (на переднем плане) и справа (в глубине). Янус - это римский бог всяческих начинаний. Он изображался с двумя лицами. Его молодое лицо смотрело в будущее, старое было обращено в прошлое. Первый месяц года, январь, назван в честь двуликого бога.

В этом произведении круговращение танца вписано в треугольник.

Действуют античные персонажи: Аполлон, Аврора (богиня утренней зари), оры (богини времен года), Хронос (отец Время), уже упомянутый Янус. Еще здесь скрытно (символично!) – присутствует Фортуна, богиня судьбы. И кружение хоровода символизирует повороты колеса Фортуны, а четыре его участника олицетворяют состояния, в которых оказывается человек по воле всесильной судьбы.

В небе Аполлон – бог света, покровитель искусств, он воплощает порядок и гармонию. Но небо неспокойное, облака бурно несутся по небу.

Перекличка серо-голубого, зеленоватого и золотого цвета заставляет взгляд двигаться по кругу, словно повторяя кружение фигур в хороводе.

Обратите внимание на героев хоровода: Трудолюбие, Богатство, Бедность, Наслаждение. Крайняя справа плясунья в полотняном платке – Бедность, она одета очень просто. Бедность пытается коснуться ускользающей руки Богатства. Эта плясунья олицетворяет богатство потому, что ее волосы перевиты нитками жемчуга и на ногах дорогие сандалии. Юбка как будто золотая, почти такого же цвета, как обувь. А золото – символ богатства. Обуты только двое танцующих: Богатство и Наслаждение. Причем Наслаждение крепко держит Богатство за руку, как бы передавая мысль, что наслаждаться без денег невозможно. Наслаждение ловит взгляд зрителя, будто приглашая его на танец. Героиня является аллегорией роскоши, праздности. А сандалии у нее серебряного цвета. Причем этот цвет перекликается с цветом хитона Богатства, правда, это не классический древнегреческий хитон, а некая ткань, особым образом драпированная. Богатство достаточно лениво держит свою руку в руке Наслаждения, а Бедности она ее только протягивает, и соприкосновение вроде бы кажется неизбежным, но возьмутся ли они за руки – неизвестно. На самом деле это символично: Богатство и Бедность противоположны. Опять контраст, а где противопоставление, там – движение, динамика.

Среди танцующих есть единственный юноша. На голове у него лавровый венок – символ победы и добродетели. Этот молодой человек олицетворяет Трудолюбие. Его взгляд обращен на фигуру Богатства, куда направлены и взоры других персонажей в хороводе и Отца Времени-Хроноса. Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружатся танцующие, напоминает о постоянной и неизбежной спутнице круговорота жизни – о смерти.

С правой и с левой стороны хоровода расположены путти – крылатые амурчики. Они дополняют образ Хроноса. У одного из них в руке песочные часы, которые напоминают о безостановочном беге минут.

В верхней половине часов песка пока больше, чем в нижней: танец жизни продолжается…

Другой путти пускает мыльные пузыри. А мыльные пузыри – аллегория быстротечности человеческой жизни: человек живет считанные мгновения и исчезает, оставив по себе в лучшем случае воспоминания.

Мы подробно рассказали о конструкции и героях произведения, а не только о динамичности и контрастности композиции, потому, что хотим подчеркнуть, как связаны между собой форма и содержание картины.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.