Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сватовство майора






 

В 1991 году после девятилетней реконструкции открылась Третьяковская галерея. Сначала попасть туда было трудно, но я очень тосковала без общения с русской живописью в подлинниках, поэтому при первой же возможности бежала в Лаврушинский переулок, проходила в залы и долго всматривалась в полотна, прислушиваясь к рассказам экскурсоводов. Впечатления копились, но что-то меня томило, что-то не складывалось. И вот однажды я присоединилась к экскурсии, которую вела, как потом оказалось, научный сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX века. Её рассказ отличался занимательностью и в то же время глубиной. Когда же она стала рассказывать о Федотове, я встрепенулась, потому что эта женщина как бы перенесла нас в купеческий дом, где происходит действие, её повествование было глубоко научным и одновременно кристально ясным. И когда она обратила наше внимание на сходство ножек стула и ног майора, я поняла, что живопись Павла Федотова – это изображение русской жизни в её мировоззренческом и символическом ключе. У меня как будто пелена с глаз спала: я поняла, как часто мы воспринимаем мир поверхностно, не видя подтекста. Мне раньше казалось, что реализм очень прост, почти как фотография. Но тут я наконец-то осознала, что художник отбирает предметы изображения с глубоким смыслом, подчас даже не отдавая себе отчет в их метафизической сути. И после этого я занялась исследованием знаковой (семиотической) сущности произведений живописи и литературы., которую вела, как потом оказалось, научный сотрудник отдела русской живописи й же возможности

прост и незатейлив

Итак, мое открытие очень непростого мира реализма началось с картин Федотова. Федотов был офицером; дослужившись до чина штабс-капитана, а это была неплохая карьера, он уходит в отставку и начинает учиться в батальном классе Зауервейда Академии художеств в Петербурге.

Давайте представим, что о творчестве П.Федотова разговаривают три персонажа, имеющие отношение к художественному вузу: студент (знаток семиотики картин), студентка (восторженная, эмоциональная особа) и художник-реалист нашего времени

 

Художник. Вот интересный эпизод из жизни художника: когда Федотов еще служил, молва о необычайно одаренном офицере дошла до командующего гвардией великого князя Михаила Павловича, брата царя. Он вызвал Федотова и поинтересовался, что ему нужно для занятий живописью. «Учителя», – ответил художник. «Кого?» – «Брюллова». Великому князю, видимо, хотелось иметь в гвардии своего живописца, и он обещал помочь. Правда, Брюллов не разделил оптимизма его императорского высочества. Он прямо сказал Федотову, что в 25 лет о карьере художника нечего и думать: мастерство надо осваивать с детства.

 

Студент. Зато когда Брюллов увидел картину Федотова «Свежий кавалер», он сказал живописцу: «Поздравляю Вас, Вы меня обогнали».

 

Художник. Увы, талант в России редко вознаграждается при жизни. Пушкин как-то в сердцах бросил фразу: «Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом!» Это относится и к Федотову. Всю жизнь художник не мог выбиться из нужды.

 

Студентка. Ради искусства он пожертвовал личным счастьем, отказавшись соединить свою беспокойную творческую судьбу с любящим человеком. «Меня не станет на две жизни, на две задачи, на две любви», - объяснял он.

Студент. Роль Федотова в русской живописи сродни тому, что сделал Гоголь в русской литературе. Федотов поразительно быстро учился и очень скоро освоил технику живописи маслом.

 

Художник. Он так совершенно овладел ею, что новая картина – «Сватовство майора» – принесла ему огромную славу именно как живописцу. Кто поверит, что этот шедевр русской живописи написан лишь три года спустя после того, как художник впервые взял в руки кисть. Победа была полной: самый придирчивый глаз не отыщет в картине слабых мест.

 

Студентка. Сюжет бытовой, без откровенной насмешки и карикатурности, но с подтекстом. Майор, а значит, согласно «Табели о рангах», дворянин, сватается к богатой купеческой дочке. Знатность женится на богатстве – тема злободневная для тех времен.

 

Студент. Показан интерьер купеческого дома; справа, в проеме двери, остановился пришедший свататься майор. Он в мундире, при сабле, молодцевато подбоченясь, подкручивает ус.

 

Студентка. На переднем плане – молодая и красивая купеческая дочь. Она пытается скрыться в соседней комнате, но мать старается удержать её за подол платья. Справа, в глубине комнаты, в тени стоит отец. К нему обращается сваха. Прислуга торопливо накрывает на стол. Все эти моменты относятся к конструкции картины.

 

Художник. Это небольшое полотно (58 х 75см) демонстрирует высочайший художественный дар Федотова. И еще, живописец здесь выступает тонким психологом и философом-сатириком, использующим возможности линий и цвета. Например, обратите внимание на линии ног майора и ножек стула… Какие они неустойчивые, легкомысленные и у того, и другого! Значит, Федотов высмеивает пришедшего свататься кавалера, он его считает несерьезным, поверхностным человеком. Эти мысли переданы через композиционное строение полотна.

 

Студент. Возникает проблема притворства, противоречия между подлинным и показным. Этот вопрос давно волновал Федотова, и он ему отдал щедрую дань и в «Свежем кавалере», и в «Разборчивой невесте», а потом и в работе «Не в пору гость» («Завтрак аристократа»).

 

Студентка. Все это касается конструкции картины: строится сюжет, в котором есть проблемный подтекст.

 

Художник. Мастерски выстроена и композиция картины. Двух качеств одновременно добивался Федотов: выразительности, то есть способности взаимоотношением частей сообщать зрителю то, что обуревает художника, и пластического совершенства, делающего картину истинно художественным произведением, побуждающего любоваться и восторгаться ею самой – помимо тех мыслей и чувств, которые она нам сообщает. Картина стала хрестоматийной по безупречной выверенности своего композиционного строя.

 

Студент. Здесь восемь персонажей, они сгруппированы вереницей, которая, извиваясь, то выводит одних, более важных, то уводит в глубину других, второстепенных. Эта группа образует как бы единую линию, связывающую героев и придающую гармоническую цельность картине. Это конструктивная сторона полотна.

 

Художник. Последовательность персонажей в веренице не случайна: майор связан со свахой, сообщающей это известие отцу, а тот – с матерью и дочерью; замыкается вереница тремя второстепенными персонажами – кухаркой, сидельцем из лавки и приживалкой. Получается, что весть о появлении жениха словно распространяется по этой веренице, в которой следующий персонаж знает о новости меньше предыдущего и менее готов к ответственной встрече.

 

Студент. В результате краткий миг переполоха оказывается как бы растянутым во времени, а само это время – переданным в пространстве картины.

 

Студентка. Ты говоришь, что в глубине персонажи менее важные. А как же отец? Вот он, глава семейства – на картине его не сразу заметишь – почти сливается с печкой. Без печки дома нет, следовательно, Федотов, располагая так хозяина дома, хотел сказать, что он опора дома, кроме того, он первым из домашних узнает о сватовстве. Получается, что Федотов не второстепенных персонажей уводит в глубину, а главных; а глубина эта мистическая, мы её интуитивно ощущаем. И это представление о времени тоже подтекстовое.

 

Студент. Наша задача заключается в том, чтобы сделать главное: «вытащить» из подсознания образы, которые возникают в воображении зрителя при рассмотрении картины, и облечь в слова впечатление о них. И в принципе становится неважным: «откуда» мы почерпнули это – из анализа конструкции или композиции.

 

Художник. Картина написана с удивительной тщательностью и артистической легкостью: воздушное кружевное платье невесты и тяжелое, переливчатое – её матери, сверкающая бронзовая с хрусталем люстра под потолком и кошка, сидящая на полу и «зазывающая» гостей. Светлое платье девушки выделено, цвет его как бы «перелетает», отражаясь в платье матери, в проем двери, где стоит жених. Обратите внимание на рефлексы цвета на люстре, такое чувство, что это от цвета платья невесты. Свет солнца идет со стороны майора, а отсветы на люстре с другой стороны. Это вопросы композиции!

 

Студентка. Возникает мысль о том, что от девушки идет свет: свет чистоты, целомудрия, невинности. Посмотрите на фужеры на стуле, графинчики на столе, хрустальные лампы за спиной невесты - они тоже светятся! А, может быть, эти отсветы от лампад над дверью слева?

 

Художник. И на потолке красные рефлексы! А в люстре горит одна свеча! Одна зажженная свеча символизирует всевидящее око Бога.

 

Студентка. Возможно, так Федотов намекает на те страдания, которые принесет ей будущий брак?

 

Художник. А как трогательна и беззащитна линия её шеи, плеча! Линии здесь в гармонии с цветом; колорит истинно реалистический, то есть сдержанный, с преобладанием темных тонов. Это композиционное решение.

 

Студент. Давайте мысленно проведем диагонали в этой картине: мы увидим, какое получается колористическое «равновесие»!

 

Студентка. Можно было поговорить о «золотом сечении», оно в этой работе весьма символично.

 

Художник. Художник выделяет здесь вертикали портретов на стене; кто изображен на них, трудно рассмотреть: на самом большом, вероятно, какая-родственница, рядом на маленьких – солдат и Кутузов, а ещё виды городов, на правой стене – родственник по отцовской линии, потому что похож на хозяина дома. Наличие портретов относится к конструкции картины, а то, что подчеркнуты их вертикали, – к композиции.

 

Студентка. Причем интересно то, что в купеческом доме гордятся своими предками, обычно много династических портретов было в дворянских домах.

 

Студент. День изображен воскресный, потому что купцы только в воскресенье, после посещения церкви, могли принимать гостей, в остальное время отец семейства работал. Кстати, в церкви нужно было раздавать все мелкие деньги – милостыню жаловать, а здесь на комоде слева лежит копеечка, которую явно недодали нищим. Это говорит о скупости этого семейства.

 

Студентка. Ну, зачем так сразу – о скупости, может быть, мало было нищих, поэтому и осталась копеечка. А может быть, это не копеечка, а что-то другое: ведь полотно небольшое, не очень-то видно?

 

Художник. Я думаю, что художник специально не прорисовал тщательно этот предмет, чтобы зрители больше размышляли, ведь мы сказали, что Федотов – философ-сатирик.

 

Студент. А.Н.Бенуа первым определил природу федотовского искусства: «В сущности, Федотов был заодно с теми людьми, которых изображал. Он любил их… Казнил он этих любимцев деликатно. Мудрое приятие жизни, такой, какова она есть, с неизбежным столкновением в ней светлого и темного, высокого и низкого, доброго и злого, с её неизбежными противоречиями, не отменяло критического отношения к её уродствам, но окрашивало это отношение в специфические, чисто федотовские тона. За каждым героем художник не отрицает права быть именно таким, каков он есть; насмешка его соединяется с откровенным сочувствием, подчас с нежностью, а трезвость с откровенным любованием».

 

Надеюсь, что это отступление поможет вам откликнуться на ту боль, радость, сомнения, надежды, любовь, доброту, вопросы смысла жизни, которые зашифровывают художники в своих произведениях, подчас не осознавая, где конструкция, где композиция. Главное, что Вы должны понять: их полотна отражают с помощью тех или иных знаков, которые мы помогаем вам читать, ценностные основы жизни.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое композиция?

2.Назовите 3 главных признака композиции.

3. Посмотрите на картину Х.Стенвейка «Тщета человеческой жизни». Ответьте на вопрос, какая композиция в данном случае: статическая или динамическая?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.