Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н.Пуссен. Смерть Германика






Если главный элемент композиции сразу бросается в глаза, если именно ему служат все другие, второстепенные детали, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения, то, следовательно, присутствует доминанта в композиции, т.е. подчиненность второстепенного главному, как в том же произведении Н.Пуссена доминантой является образ Германика (белый цвет, который окружает Германика, контрастирует с темно-синим цветом, выделяет и как бы обрамляет его фигуру).

Понятие центра композиции не всегда связано с геометрическим фокусом картины: её главный элемент может быть и на ближнем, и на дальнем плане, может оказаться на периферии или в середине полотна – это неважно, главное, что второстепенные элементы подводят глаз к кульминации изображения, в свою очередь, соподчиняясь между собой, как в этом полотне.

Данная картина (создана около 1628 года, размер картины: 148 x 196, 5 см, находится в музее Миннеаполиса, США) была заказана Пуссену кардиналом Франческа Барберини. После нее известность художника стремительно выросла. Многие сходятся во мнении, что «Смерть Германика» – одна из самых знаменитых работ Пуссена. В 1798 году англо-швейцарский художник Анри Фюсли писал, что «одной этой картины было бы достаточно, чтобы сохранить имя Пуссена в Вечности».

Удивительно, но факт: Пуссен стал первым из европейских художников, кто обратил внимание на этот заключающий в себе много интересных для живописца возможностей эпизод античной истории - трагическую смерть Германика (I в.). Герой картины, племянник и приемный сын императора Тиберия, прославился своими полководческими подвигами, покоряя германские народы, за что был прозван Германиком. Полководца любили солдаты и народ. Растущая слава Германика разожгла зависть в сердцах его врагов. Они-то и приблизили его кончину, отравив его (говорят, что среди отравителей был сам Тиберий). Словом, смерть Германика – сюжет весьма плодотворный, и странно, что никто до Пуссена не покусился на него. Тем ценнее для нас свидетельство биографа, сообщающего, что мастер выбрал его самостоятельно, а не по чьей-либо указке.

Уравновешенность композиции связана, в первую очередь, с симметричным построением произведения. В приведенном полотне Пуссена организация пространства симметрична, но симметрия здесь зашифрованная.

Существуют статическая и динамическая уравновешенность. Там, где элементы расположены без оси или центра симметрии, где все строится по принципу художественной интуиции, где уравновесить композицию может пустое поле или одна точка, поставленная в определенном месте картины, говорят о динамической композиции. Художественная задача в подобных произведениях заключается в нарушении, уничтожении равновесного покоя. Удивительно, но самая асимметричная, устремленная за пределы полотна композиция в произведениях искусства всегда тщательно уравновешена. «Убедиться в этом позволяет простая операция: достаточно прикрыть часть картины – и композиция оставшейся части развалится, станет фрагментарной, незаконченной. Уравновешенность – основа гармонии в произведении» [16].

Расшифровать тайный смысл композиции картины Н.Пуссена «Смерть Германика» вы сможете чуть позже, когда познакомитесь с типами композиции и конструкции.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.