Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психического развития недоношенных детей






Недоношенный ребенок – это такой малыш, который появился на свет между двадцать восьмой и тридцать седьмой неделями беременности. Весит он приблизительно 1-2.5кг, а его рост составляет от тридцати пяти до сорока шести сантиметров.

Этот малыш не является обреченным или больным. Современная медицина может спасти малыша, который весит и меньше килограмма. Таких детей сразу же помещают в специализированные отделения и за ними внимательно наблюдают. Когда малыш поправится до 2-2.3кг, и не будет угрозы его здоровью – его выписывают.

У малыша может обнаружиться задержка психического развития. Также могут быть нарушены функции сенсорных органов. К примеру, возникнет косоглазие, глаукома, астигматизм.

По поводу развития недоношенных детей можно сказать, что у таких детей незрелые системы и органы. Особенно это касается центральной нервной системы.

Нервно-психическое развитие недоношенных детей на первом году жизни протекает на фоне выраженной незрелости головного мозга. Малюток необходимо оберегать от стрессов, резких звуков, вирусных инфекций, переутомления, так как на любой сильный раздражитель они могут дать чрезмерную по силе ответную реакцию в виде длительного монотонного крика, тремора рук, ног и подбородка, даже судорог. Родителям не стоит сильно перегружать ребенка развивающими занятиями, так как из-за несовершенства регуляции процессов торможения и возбуждения в головном мозге усталость может обернуться перевозбуждением, последствиями которого будут заикание, тики, ночные страхи. Такие дети требует больше сил и терпения, чем доношенные дети, но занятия должны быть с дозированной нагрузкой, ориентируясь на выносливость малютки.

первые обоснована целесообразность применения методики О. В. Баженовой для диагностической работы с глубоко недоношенными младенцами. В.В.Лебединским Л.С.Выготского

Кроме того, наблюдаются различия в уровне психического развития недоношенных детей, проживающих в условиях различного социального окружения.

24.Психологическая характеристика младенчества. (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготского)

Границы возраста – от рождения до 1 года. В этом возрастном периоде выделяют этап новорожденности (1 – 2 месяца) и этап собственно младенческого возраста (2 – 12 месяцев).

В младенческом возрасте выделяют три этапа:

• новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;

• первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым;

• второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.

Завершение младенчества связано с " кризисом первого года", свидетельствующим о формировании личности ребенка.

Ведущий тип деятельности: эмоциональное коммуникация с родителям (до первых полгода – по личностным мотивам, вторые полгода – по деловым).

Психологические новообразования возраста – потребность в общении со взрослым, прямохождение.

Особенности развития двигательной сферы: быстрый прогресс двигательной активности как в крупной моторике (научается поднимать голову и поворачивать ее в разные стороны, сидеть и садиться без поддержки, ползать, стоять, ходить), так и в мелкой (совершенствуются движения рук – может дотягиваться, брать, удерживать и перекладывать небольшие предметы, осуществлять специфические манипуляции с ними, овладевает указательным жестом, пытается рисовать каракули); следит глазами за перемещением предметов.

Особенности развития познавательной сферы: свойственны все виды ощущений, которые постепенно дифференцируются и обостряются;

развивается восприятие объектов (в первое полугодие – научается узнавать предметы, а на втором – формировать целостный образ предметов); появляются начальные формы наглядно-действенного мышления, развивается ориентировочно-исследовательская активность (любознательность); отмечается особая реакция на интонацию и содержание человеческой речи; относительно хорошо понимает обращенную к нему речь взрослых, произносит первые слова (состоящие из одного или двух слогов); преобладает непроизвольная и кратковременная память, а после 6 месяцев способен запоминать и осуществлять поиск предмета.

Особенности развития личностной сферы: появляются предпосылки к развитию многих качеств личности, проявляемых в общении с людьми; к концу года эмоции становятся целенаправленными, дети хорошо узнают эмоции у других людей, развиваются эмоции радости, гнева, чувства обиды, стеснения, привязанности к матери, тревога при виде незнакомых людей и в незнакомом помещении; ребенок научается осознавать свои части тела (предпосылка к развитию самосознания); потребности начинают приобретать социальный характер (формируется потребность в общении, в новых впечатлениях).

Особенности развития социальной сферы: общая жизнь ребенка с матерью (ситуация «Мы»), закладываются первые навыки опрятности и аккуратности.

Новообразования:

1. к 1 году жизни ребенок произносит первые слова (происходит складывание структуры речевого действия).

2. ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия). Отсутствие дифференциации социальной и предметной ситуации.

3. формирование общности ребенка и взрослого (в первую очередь с матерью). Это происходит к концу 1 года в результате эмоционального общения.

Сравнительная характеристика развития новорожденного и младенца

Кризис первого года.

Кризис первого года связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего количества новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций (ярких эмоциональных вспышек, таких как плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Такие вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая психологами автономной. Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только в усвоении разнообразных новых для него действий, но и в формировании качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.