Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неолит Объ-Иртышского междуречья (Барабинской степи).






Среднеиртышская культура. Представлена более чем 40 поселениями и несколькими могильниками. Сложилась в результате взаимодействия местного населения и пришлого в Урала, которое принесло с собой ямочно-гребенчатую орнаментацию керамики. Поселения располагаются по р. Иртыш и его притокам при их впадении в Иртыш, где долго не замерзает вода. Зимой такие полыньи очень богаты рыбой. На поселениях встречаются скопления рыбьих костей и чешуи, а так же кости косули, зайца, лося. Всё это указывает на занятия рыбной ловлей и охотой.

Жилища – прямоугольные полуземлянки, площадью до 200 м2.

Каменные орудия изготавливались из местного кварцита или качественного привозного камня алтайского или уральского происхождения. Орудия архаичного облика, господствует пластинчатая индустрия. Пластины составляют 70 % инвентаря. Некоторые орудия, в частности, треугольные или листовидные наконечники стрел, изготавливались на отщепах.

Керамика – остродонной или круглодонной формы. Орнамент по технике нанесения прочерченный, или нанесённый отступающей палочкой. Орнамент представлен сочетаниями прямых и волнистых линий, рядами гребенчатого штампа, круглыми ямками.

Известно несколько могильников, в т.ч. Усть-куренга, 13 погребений на могильнике Сопка-2 в Новосибирской области. Антропологически это европеоиды с незначительной монголоидной примесью. Погребенные укладывались по 1-2 тела в могилу. Ориентировка связана с направлением течения реки: либо перпендикулярно течению, либо головами по течению, что связано, вероятно, с представлениями о локализации загробного, нижнего мира в низовьях или под водой.

Умершие хоронились в одежде, украшенной нашивными бляшками и подвесками из клыков животных. Погребения сопровождались керамикой, которая выглядит более примитивной, чем поселенческая, имеет меньшие размеры, но украшена в традиционной манере.

Кузнецко-Алтайская культура. С ней связано несколько проблем. Во-первых, она выделена только по материалам могильников, и неизвестны её поселения. Неизвестна так же и керамика этой культуры, так как в погребальном обряде она не задействована.

В Кузбассе к этой культуре относят могильники Лебеди, Яйский, Кузнецкий, Васьковский. Основные черты погребельного обряда сводятся к следующему.

1. Захоронения производились на высоких мысах в одну линию.

2. Отсутствие погребальных сооружений.

3. Погребения производились по обряду ингумации (трупоположения), вытянуто на спине с вытянутыми вдоль тела руками.

4. Встречаются захоронения без черепов. Иногда кости были перемешаны, что указывает на вторичность погребения: сначала покойников сохраняли где-то на открытом воздухе, возможно, зимой, когда трудно рыть землю. Часть костей при этом могла быть растащена животными.

5. Одежда, обувь, головной убор обильно украшались подвесками из зубов животных.

6. Распространён обычай умышленной порчи вещей, либо в могулу помещались недоделанные вещи. Это связано с представлениями о том, что умершие могут причинить вред живым, и поэтому они не снабжались полноценными вещами.

7. В могилах в районе пояса погребенного встречаются предметы мелкой пластики. Основной образ – водоплавающая птица в полёте. Так же встречаются фигурки медведя, изображения голов лося. Фигурки птиц в неолите локализуются чётко на территории между Обью и Енисеем, их нет восточнее и западнее. Возможно, они связаны с тотемистическими культами. Тотем (термин пришёл из языка американских индейцев, в переводе означает «мой род») – какой-либо вид животных, растений, реже явлений природы, который люди, принадлежащие к одному роду, родственники, считали своим далёким предком и вели от него своё происхождение.

С кузнецко-алтайской культурой связаны древнейшие изображения на ряде писаниц: Томской, Новоромановской, Тутальской.

Изображения наносились в технике выбивки по скале. Неолитическими принято считать изображения лосей в профиль. Они идут, вытянув голову, слева направо. Хорошо переданы сцены охоты: петли, которыми захлёстывали ноги животных, копья. Отдельно изображена сцена покола – забоя животных в момент их переправы через реку: часть животных плывёт по воде, поверхность которой передана волнистой линией, в другие лоси выходят на берег, где их поджидают охотники с копьями. Интересно, что в районе Томской писаницы и сейчас проходят тропы миграций крупных копытных. Лоси и другие животные изображены реалистично, особенно головы лосей. Люди же переданы очень схематично, явно, что они не главные персонажи. Создание писаниц, петроглифических изображений сцен охоты связано с промысловой магией, с охотничьими культами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.