Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Манеры поведения и имидж






ВНЕШНИЙ ОБЛИК

ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Манеры поведения и имидж

Манеры поведения характеризуют общую и этикет­ную культуру человека. Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, употребляемые в речи выражения, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция, мимика.

Хорошие манеры, как и позы, мимика и другие невербальные проявления, не могут проявляться всегда одинаково. В одних об­стоятельствах им следуют очень строго, в других — менее строго. Во всякой ситуации важно найти меру. А для этого не надо запо­минать сотни правил, достаточно одного — необходимо уважи­тельное отношение к другим. Ведь в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Учиться нужно не столько мане­рам, сколько тому, что выражается в манерах, — бережному отно­шению к миру, обществу, природе, вещам.

Хорошими манерами считаются скромность и сдержан­ность, умение контролировать свои поступки, внимательно и так­тично обращаться с людьми. Хорошие манеры предполагают, к примеру, умение правильно держать свое тело, управлять своим эмоциональным состоянием. Не принято показывать на людях свое дурное настроение. Напротив, всегда следует сохранять обхо­дительность и приветливость. Следует интересоваться не только собой, но и другими, делать все вовремя.

Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуля­ции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежительное отно­шение к чужим интересам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний, неумение сдерживать свое раздра-

жение, намеренное оскорбление достоинства окружающих, про­являющееся в бестактности.

Имидж делового человека. Человек не безразличен и к тому, ка­кое впечатление он производит на окружающих, и подчас неволь­но оценивает, как выглядят, как держатся, говорят другие люди. Очень часто тот или иной индивид воспринимается не так, как ему бы хотелось.

Вопросы имиджа (от англ. image — образ) делового человека в последнее время чрезвычайно актуализировались и стали изу­чаться серьезно. Появилась целая научная область — имиджело-гия, которая исследует проблемы, связанные с тем, как преподне­сти себя другим людям. Создание позитивного имиджа прежде всего зависит от личных усилий того или иного человека. Во все времена обладали силой влияния на окружающих люди, способ­ные создать положительный имидж — одаренного, авторитетного, знающего человека.

Для создания положительного имиджа нужно по меньшей ме­ре иметь привлекательный внешний вид; естественно себя вести; грамотно выражаться; иметь достойные манеры; спокойно реаги­ровать на похвалу и критику.

Как правило, на практике имеется существенная разница ме­жду впечатлением, которое человек производит на окружающих, и впечатлением, которое он хотел бы производить. Имидж челове­ка расценивается людьми как отражение уровня самооценки че­ловека. Имея низкую самооценку, трудно усовершенствовать свой имидж. Часто обладающие огромными возможностями, та­лантливые и трудолюбивые люди не продвигаются по служебной лестнице из-за отсутствия необходимого имиджа, из-за низкой самооценки, что создает барьеры на пути к собственному успеху.

Для продвижения вперед необходимо работать над своим имиджем не только внутренне, но и обращаться к специалистам — имиджмейкерам. В России эту профессию пока путают с профес­сиями специалистов, создающих внешний облик, — визажистов, парикмахеров, стилистов, модельеров. Но имиджмейкер — спе­циалист, работающий над созданием позитивного образа того или иного человека или организации. Это прежде всего психолог, препо­даватель культуры речи, педагог по пластике и этикету. Имиджмейкер может выявить положительные внутренние и внешние качест­ва человека, сделать их значительными.

Создание имиджа — сложный творческий процесс, связанный с такой тонкой материей, как чувство собственного достоинства. Специалисты не только помогают подобрать наиболее выигрыш­ную манеру поведения, но и способствуют более глубокому позна­нию собственной индивидуальности. Это крайне необходимо в деловой сфере, поскольку между карьерой и имиджем существует прямая зависимость. Исследования показывают, что удачный имидж — наиболее значимая характеристика для постоянно нахо­дящихся на виду работников таких сфер, как торговля, управле­ние, финансы. При высокой конкуренции на рынке труда недос­таточно быть просто квалифицированным специалистом — край­не важно постоянно работать над собственным имиджем.

Формирование первого впечатления. Следует иметь в виду, что впечатление создают не только черты, составляющие индивиду­альный образ, — благородный внешний вид и хорошие манеры, умение вести разговор. Необходимой частью имиджа выступают невербальные средства общения — жесты, мимика, движения, по­зы. Часто именно они показывают истинную суть человека.

Выражение лица, взгляд, поза, жесты как коммуникационные сигналы могут быть гораздо более выразительными, чем слова. Многочисленные исследования показали, что от 65 до 80 % ин­формации о человеке поступает через невербальные каналы вос­приятия. При этом впечатление от первой встречи формируется в течение 3—4 минут знакомства. Некоторые отводят на формиро­вание первого впечатления еще меньше времени. А. Пиз, автор книги «Язык телодвижения», утверждает, что люди составляют 90 % своего мнения о человеке за первые 90 секунд общения с ним. Зачастую именно первое впечатление может стать решающим. Но первое впечатление о человеке иногда бывает искажено.

Возможными источниками ошибок при оценке информации могут быть: 0 наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, стерео­типов, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реаль­но начался процесс восприятия и оценивания другого. Прежде­временное заключение может основываться на мнении других лиц;

0 эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальная оценка какой-то одной частной стороны личности распространяется на весь образ человека, а затем это общее впечатление о человеке пе­реносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатле­ние о человеке благоприятно, то его положительные черты пере­оценивают, а недостатки либо не замечают, либо оправдывают. И наоборот, из-за отрицательного общего впечатления о человеке даже благородных его поступков не замечают или истолковывают превратно;

0 эффект снисходительности проявляет большинство людей — они благожелательно подходят к оценке незнакомых людей. Однако некоторые люди предпочитают сомневаться в положительных ка­чествах объекта наблюдения;

0 упрощение обусловлено тем, что на основе первого впечатления, всегда фрагментарного, неполного, восприятие не может быть полным. Нередко люди по одному факту делают выводы, закреп­ляют их в своем сознании и потом с трудом меняют;

0 эффект «проецирования» проявляется в том, что другому припи­сывают свои собственные или противоположные качества и эмо­циональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая дру­гих, склонен предполагать: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый, подозрительный человек скло­нен видеть такие же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый че­ловек, наоборот, может ошибиться, воспринимая незнакомого через «розовые очки»;

0 «эффект последней информации» проявляется в том, что, если че­ловек получает негативную последнюю информацию о партнере, эта информация может перечеркнуть прежнее мнение о нем. Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют:

0 внешние данные — физическая привлекательность, выразитель­ное лицо. Эффект красоты способен приписать собеседнику без всякого на то основания исключительно положительные черты характера и высокие нравственные качества. Если мимика чело­века выражает спокойствие и доброжелательность, то в большин­стве случаев он будет оценен окружающими положительно;

0 умение себя «преподнести», т.е. в общении владеть психологической инициативой, быть остроумным, выразительным и в какой-то мере артистичным. Многое зависит от выбора стиля одежды;

О невербальные компоненты общения — поза, взгляд, улыбка. Именно по этим проявлениям происходит мгновенная оценка че­ловека. Изменить ее впоследствии бывает трудно. В создании пер­вого впечатления, которое производит тот или иной человек, осо­бо значим взгляд. Прямой пристальный взгляд помогает создать имидж уверенного, честного, открытого человека. Некоторые ва­рианты взгляда однозначно определяются как негативные: бегаю­щий взгляд, которым часто характеризуются либо лживые, либо не уверенные в себе люди; взгляд исподлобья, взгляд искоса, за­стывший взгляд.

Признавая значимость восприятия человеком других людей, событий, некоторые исследователи предлагают следующую типо­логию людей:

Визуалист — человек, больше воспринимающий зрением. Он любит, чтобы собеседник находился подальше: надо увидеть его всего. Визуалист — темпераментный человек, у него быстрый темп речи, жестикуляция активна, руки при этом — чуть выше линии плеча. Наиболее часто употребляет выражения со словом «вижу».

Аудиалист — человек, больше воспринимающий слухом. Он комфортно чувствует себя, когда все хорошо слышит, ему даже не обязательно все видеть. Это более уравновешенный тип человека, у него средний темп речи, жестикулирует по средней линии. Его любимое слово «слышу».

Кинестик — человек, воспринимающий мир ощущениями, он любит быть ближе к собеседнику, ему нужен непосредственный контакт (взять за руку, дотронуться до плеча), он достаточно под­вижен, но реакция на все у него замедленная, жестикуляция идет ниже средней линии, а наиболее часто употребляемое слово — «чувствую».

При общении полезно определить тип партнера, чтобы учесть важн ые для его восприятия моменты и не совершить оплошности.

Позитивный имидж предполагает уверенность в себе. Под уве­ренностью понимается качество, которое демонстрируют люди, знающие, что они ощущают и чего хотят, действия которых, выра­жающие их взгляды, четки и ясны; которые не позволяют себе прибегать к обходным путям и стремятся к тому, чтобы всем была известна их позиция. Уверенный в себе человек реализует право свободно высказывать свою точку зрения и добиваться того, что­бы его слушали, и уважает при этом права других людей. Уверенность в себе — далеко не то же самое, что агрессивность, которая часто приводит к попыткам запугать других, нарушить их права.

Быть уверенным в себе можно научиться, развивая способ­ность позитивно воздействовать на окружающих. Подлинная уве­ренность в себе имеет много преимуществ, в том числе следую­щие: высвобождается энергия, что дает возможность чувствовать себя сильнее; снижается внутренняя напряженность, что высво­бождает подавленные чувства. В результате улучшаются отноше­ния с окружающими людьми. Но иногда человеку не удается быть уверенным в себе. У каждого человека есть свои причины, из-за которых он теряет уверенность в себе, например:

О недостаток практики;

О воспитание, формировавшее человека;

О смутные представления о своих реальных целях и желаниях;

О опасение враждебного отношения со стороны окружающих;

О недооценка себя, когда человек не чувствует права занимать твер­дую позицию и требовать конкретного и честного отношения к себе;

О плохая самопрезентация, когда человек не может уверенно и убе­дительно выражать свои мысли.

Чтобы развить в себе нужные навыки, следует наблюдать за тем, как другие справляются с ситуациями, требующими уверен­ности в себе, выявить характеристики по-настоящему уверенных в себе людей. Приведем ряд рекомендаций, которыми руково­дствуются уверенные в себе люди:

избегайте запутывающих эмоций: если вы раздражены, оскорбле­ны или эмоционально уязвлены, от окружающих нужно ожидать реакции на ваши эмоции, а не на то, что вы хотите до них донести;

О будьте проще: иногда важность того, что человек хочет донести до других, теряется из-за излишней сложности или попыток объяс­нить сразу суть нескольких вопросов;

О добивайтесь своего: работайте над решением вопросов несмотря на необходимость долго разъяснять свои намерения, пока вы не будете удовлетворены возможностью решить проблему;

О не «роняйте себя»: если что-либо для вас важно, добейтесь, чтобы другие знали о вашей позиции;

О если вы ошиблись, не давайте возникнуть чувству несоответствия своему месту. Такое чувство подрывает ваши позиции;

О стремитесь к победе: старайтесь создать ситуации, в которых ваша работа будет приносить вам победу, но не за счет других.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.