Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень результата обучения






Содержание обучения проявляется и на уровне личностного развития уче­ника (его потребностей, интересов, способностей, ценностных ориентаций и убеждений). Ученик «присваивает» основные компоненты обобщенного соци­ального опыта, в которых реализуется содержание обучения, и его отношение к действительности приобретает личностный смысл, становится осмысленным.

Этот уровень содержания обучения реализуется в обратной связи учебного процесса как результат обучения, с ним непосредственно связана характери­стика его качества. Качество обучения — это:

□ мера реализации Государственного образовательного стандарта на лич­ностном уровне;

□ степень успешности освоения учащимися образовательных программ по предметам, предусмотренным учебным планом;

□ уровень личностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения, мера соотнесения «педагогического замысла» учителя и «жиз­ненного смысла» учеников. Объективно содержание обучения на уровне результатов заложено в вопро­сах экзаменационных билетов и письменных заданий, в тестах ЕГЭ.

 

Следует помнить, что в рассмотренной нами иерархии пяти уровней содержания обучения каждый последующий опирается на предыдущий и все уровни находятся во взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в материал конкретного урока, в параграф учебника должен быть включен и уровень тео­ретических представлений, и предметный уровень содержания обучения, а ре­ализацию всех уровней следует проверять на уровне результатов обучения.

Таким образом, содержание обучения представляет собой научное знание как специально организованную педагогическую систему. Современные теоретики обучения (В. П. Зинченко, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, В. И. Слободчиков, В. В. Сериков) определяют ведущие методологические ори­ентиры ее организации.

1. В содержании современного обучения ведущая роль принадлежит социокультурному контексту. Содержание обучения «черпается» из сово­купности достижений материальной и духовной культуры общества и строится на механизме интериоризации ценностей культуры во внутрен­ний мир личности.

2. Содержание современного обучения «выходит» в сферы функциональ­ной грамотности личности: лингвистической, коммуникативной, ком­пьютерной, естественно-математической, психологической, здоровье-сберегающей и др. Достаточное освоение содержания обучения на уровне функциональной грамотности не только обеспечивает личности эффективное действие в социуме, но и является фундаментом становления компетентностей.

3. Усвоение содержания обучения — не формальная цель, а средство раз­вития познавательных способностей личности, ее способностей к ком­муникации, рефлексии и стремления к самосовершенствованию. Содер­жание обучения должно обеспечивать механизм экстериоризации, то есть «восхождения» от собственных мыслей к эмоциональной оценке и во­левым усилиям, к собственным действиям.

4. Содержание обучения направлено на формирование в каждой предметной области основных психодидактических компонентов:

• системы развития научных представлений;

• системы развития субъективных отношений

• системы развития индивидуальных стратегий и технологий деятель­ности.

 

5. Современное содержание обучения должно предоставлять учащимся возможность амплификации, то есть свободного выбора, поиска и на­хождения себя в учебном материале.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.