Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип целенаправленности воспитания






Этот принцип указывает на социокультурную обусловленность воспитания. Воспитание всегда связано с организацией деятельности и общения воспитан­ников в связи с определенной целью, на специально отобранном содержании. Воспитатель для этого должен иметь в виду некое идеальное представление о будущем результате, определенную программу жизни детей.

Целенаправленность — столь же обязательная характеристика воспитания, сколь и противоречивая. Прямолинейное предъявление цели воспитанникам может вызвать (и так часто происходит) сопротивление воспитанию или лице­мерное ситуативное послушание. В практике школы и в семейной жизни нередко можно наблюдать примеры «бесцельного» воспитания: раздраженное дерганье детей, поверхностное общение, вседозволенность и скуку. Известный исследователь современной теории и технологии воспитания Н. Е. Щуркова подчеркивает, что цель в деятельности воспитателя — это всегда «сплав внеш­ней принудительности обстоятельств, которые преломляются в сознании че­ловека, и личностных потребностей, направляющих его внимание на опреде­ленные объекты»41.

Воспитание невозможно, если у воспитателя не сложилась своя собствен­ная педагогическая идеология, если он не воодушевлен теми или иными цен­ностями социальной реальности, пониманием смысла жизни. Только тогда он способен определить стратегию жизни детей, конкретного ребенка, спроекти­ровать пути организации его деятельности, общения и самоопределения.

Принцип единства и целостности воспитательного процесса

Еще А. С. Макаренко утверждал: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»42.

Эту «сумму влияний» и должно выстраивать воспитание как единство мно­гих важных составляющих:

□ единства педагогических позиций самих воспитателей (например, школь­ных учителей и родителей, разных поколений взрослых в семье);

□ единства воспитательного взаимодействия с ребенком в учебной деятель­ности и после уроков, в досуговой развивающей деятельности;

-----------------

41 Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под. ред. Н. Е. Щурковой. М., 1998. С.43.

42 Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения В 2 т. Т. 1. М., 1977. С 249.

 

□ единства общего и индивидуального развития ребенка в разнообразной деятельности;

□ единства основных направлений базовой культуры личности (нравствен­ного, физического, трудового, интеллектуального, эстетического, поли­тического, экономического).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.