Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТИПЫ ОРГ-ИЙ ПО ВЗАИМОД-Ю






Типологию организационных структур управления строят по разным критериям:

способы осуществления власти;

способы взаимодействия организации с внешней средой;

способы взаимодействия подразделений внутри организации; размер организации; применяемые технологии;

стратегия.

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой:

Для обслуж-я взаим-я с внеш.средой в орг.структуре предпр-я могут создаваться соотв-щие департаменты. Необх-ть в соотв-щих элементах орг-ии зависит от хар-ра взаимод-я орг-ии с внеш средой- поэтому признаку выделяют механ. и органич. орг-ии.

1) механический тип - структура организации спроектирована наподобие машинного механизма, что определяется:

использованием формальных правил и процедур,

централизованным принятием решений,

узко определенной ответственностью,

жесткой иерархией власти.

Организация этого типа свободно может работать в условиях рутинной технологии и несложного внешнего окружения.

В данном типе организации чаще всего используются традиционные ОСУ - линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная. Преимущества может иметь при выполнении следующих условий: четкие и доступные цели; разделение труда; возможность контроля; общепризнанный лидер и пр.

2 )органический тип - организация как живой организм, что характеризуется:

слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур,

децентрализацией,

участием работников в принятии решений,

гибкостью структуры власти,

небольшим количеством уровней иерархии.

Лучше взаимодействует с окружающей средой, более быстро адаптируется к изменениям в ней.

Среди работников преобладают самомотивация и внутреннее стремление к достижению целей.

Типы организаций по взаимодействию «индивидуум - организация»:

1) корпоративная организация - как социальный тип организации представляет собой группу людей, объединенных одной целью, с максимальной централизацией и авторитарностью руководства, защищающих узкокорпоративные интересы; ярко выражен приоритет интересов корпорации над интересами индивидуума. Мораль корпоративной организации основывается на лояльности по отношению к организации, послушании и исполнительности, что чаще всего приводит корпорацию к жесткой бюрократической системе.

2) индивидуалистская организация - как социальный тип представляет собой группу людей, объединенных единой целью и осуществляющих совместную деятельность; в отличие от корпоративной организации объединение проходит на добровольной и открытой основе.

Интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека, а человек отвечает сам за себя.

Типы организаций по взаимодействию «подразделение - подразделение»: взаимодействие между подразделениями может происходить с помощью традиционных применяемых организационных структур, основанных в основном на двух типах связей между подразделениями - линейной и функциональной.

Линейно-функциональные схемы в сочетании с механическим подходом сыграли важную роль в переходе общества от аграрной ориентации к индустриальной.

Эти традиционные формы широко используются и сейчас.

 

9. ПОНЯТИЕ «УПР-Я» В ТО. МЕСТО И РОЛЬ ОРГ-ИИ В УПР-ИИ. РЕС-СЫ И СП-ТИ ОРГ-ИИ.

Проблема упр-я рассм-ется в ТО с неск. т.зр.: 1) общие теор. (модельные) представления об упр-ии как таковом, безотносительно к конкр. объектам и субъектам упр.я; 2)упр-е стационарным режимом деят-ти с/мы-орг-ии (гомеостатическое упр-е как регул-е); 3) упр-е разв-ем, изм-ями с/м-орг-й, процессами орг-ии и дезорган-ии; 4)вопросы орг-ии непоср-но самих с/м упр-я. Т.о., возникает упр-е орг-ей и орг-я упр-я.

Анализ функц-я с/м уп-я д. основываться на опыте - экспериментах, наблюд-ях, позв-щих выявить динамич. св-ва с/мы.

Теория упр-я как самост. науч. дисциплина родилась в сфере проблем упр.я технич. с/мами, где и сформ-ались ее язык и понятия (Тейлор, Файоль). Шир. охват разработки проблем упр-я приобретает во вт.полов.20 в., становится вполне самост. дисц-ной, создает свой инструментарий, применяемый в упр-ии технич. с/мами, производств. и комм. пр-ями. При этом терминология, созданная в обл-ти упр-я технич. с/мами, не соотв-ет терминологии, исп-емой в социологии и экон. науках. В рез-те технологии реш-я управл. задач, созданные для технич. и биолог. с/м, неприменимы к соц. с/мам.

В экон. и соц. науках термин «упр-е» до сих пор не имеет однозначного толкования: 1)в обществ. науках упр-е долго отождествлялось с властью и односторонним влиянием субъекта упр-я на объект; 2)в экон. лит-ре упр-е узко опр-ется как сп-б опр. возд-я на управляемый объект; 3)в учебной лит-ре понятие «упр-е» часто приводится в узкоспецилизиров. ключе – упр-е рес-сами, упр-е спросом и пр.; 4) по отн-ю к сложным с/мам упр-е - это ф-я организмов или с/м различной природы (биол., соц., технической), обесп-щая сохр-е их опр. стр-ры, поддержание режима деят-ти, реал-ю пр-мм (шир. понимание ф-ии упр-я).

Для понимания мех-ма упр-я необх-мо понятие «обратной связи», возникшее в теории регул-я при создании с/м автоматического упр-я технич. с/мами. Принцип обратной связи позволяет автоматически учитывать нов. сведения об объекте при его малых отклонениях от желаемого сост-я и менять управляющие возд-я без вмешательства, управляющего субъекта. Это и есть саморегул-е с/мы. Обр. связь - это воздействие рез-тов функц-я к.-л. с/мы (объекта) на хар-р этого функц-я. Если влияние обр. связи усиливает рез-т функц-я, то она наз-ся положительной и приводит к неустойчивой работе с/мы. Отриц. обр. связь стабилизирует функц-е с/мы, порождая конкур. б/бу на рынке, создавая дв-е и разв-е. Цел. ф-я поддерживается благодаря отриц. обр. связи («Само откл-е от нормы служит стимулом возвращения к норме», - гласит золотое правило П.К.Анохина).

Рес-сы

Рес. с/ма явл. эл-том внеш. среды орг-ии и вкл-ет раб. силу, прир. рес-сы, инфрастр-ру, террит. положение.

Орг. с/мы расположены к распадению на части или сокращению. Закр. с/ма может сокращаться, т.к. не получает рес-в из внеш. среды. Откр. с/ма пользуется притоком рес-в из внеш. среды, превышающим их отток, поэтому она может избежать ликвидации, реконструировать себя, вырасти (=негат. энтропия). Стаб. положение достигается за счет пост. обмена рес-сами. Бол. и слож. орг. с/мы имеют тенденцию к дальнейшему расширению, т.к. они получают запас прочности, выходящий за пределы простого выживания. Многие подс/мы в рамках с/мы имеют возм-ть получать больше рес-в, чем требуется для пр-ва прод-ии. С ростом орг-ии вышест. рук-ли д. передавать полномочия по выработке реш-й нижест. звеньям. Поэтому изменяется и их роль в орг-ии: вместо выработки реш-й они рук-ят процессом выработки реш-й. При ув-ии орг-ии возникает необх-ть разд-я труда в сфере упр-я. Рук-ли высшего звена обладают первичными полномочиями и несут отв-ть за опр-е хар-ра с/мы упр-я орг-ей; прочие рук-ли подчиняются им и выраб-ют реш-я. Откр. с/мы добиваются согласования двух конфликтных стратегий: Действия по поддержанию сбалансированности с/мы обесп-ют вз-е с внеш. средой, что предотвращает резкие изм-я, способные разбалансировать с/му; Действия по приспособляемости с/мы сп-ют процессу адаптации к динамике спроса. Стаб. орг-ии, к-рые не сп-ны адаптироваться к изм-ю усл-й, не м. долго сущ-ать.

Орг. с/ма может достичь своих целей, используя разные комбинации рес-в и стратегий, поэтому-то и важно рассм-ать разн. сп-бы и формы реш-я возникающих проблем, а не искать один «оптим.» выход, приводящий к быстрым рез-там.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.